Николай Пимоненко. «Пасхальная заутреня в Малороссии» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Николай Пимоненко. «Пасхальная заутреня в Малороссии»

* Поделиться

— Мама, тебе нравится вот эта картина — «Пасхальная заутреня в Малороссии»?

— Да, Света, очень. Всякий раз, бывая здесь, в Рыбинском музее-заповеднике, я любуюсь ею. Автор, Николай Пимоненко так живо передал атмосферу пасхальной ночи! Смотришь и заново переживаешь радость. Люди стоят возле маленькой деревянной церкви с зажжёнными свечами, и я буквально слышу, как они восклицают: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» А на земле, смотри, на белоснежных полотенцах разложены яства для освящения. Здесь и куличи, и творожная пасха, и крашеные яйца.

— Помнишь, когда у нас в деревне батюшка после пасхальной службы еду освящал, мы вот так же её на земле раскладывали. Только куличи на картине другие — больше на каравай похожи.

— В каждой местности свои кулинарные традиции. У нас деревня под Москвой, а где происходит действие картины, точно не могу сказать. В названии картины художник указал только, что это Малороссия, то есть Украина.

— Если позволите, я уточню. Николай Пимоненко запечатлел на полотне церковь в селе Малютянка, что в тридцати километрах от Киева. Простите, что вмешался в разговор, но захотелось поделиться.

— Спасибо, что поделились! Так любопытно узнавать подробности о понравившейся картине.

— И о художнике! Он жил в этом селе — в Малютянке?

— Да, с 1888-го по 1911 год. Николай Пимоненко родился в Киеве, в двадцать лет поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Но окончить её не смог — заболел туберкулёзом, и врачи настоятельно рекомендовали ему сменить климат. Николай Корнильевич вернулся на родину и купил дом в Малютянке.

— Как жаль, что он не получил образования!

— Художник не получил диплом, но образование и мастерство, безусловно, были при нём. А за картину «Пасхальная заутреня в Малороссии» в 1891 году Николаю Пимоненко присвоили звание почетного вольного общника, то есть неофициального члена Императорской академии художеств. Так коллеги отметили его способность с любовью отражать обычаи земляков.

— В этой способности художника легко убедиться! Стоит только посмотреть, как подробно он изобразил национальные костюмы.

— О, да! Картина «Пасхальная заутреня в Малороссии» — кладезь для этнографа. Здесь и белые вышитые сорочки, и девичьи венки с цветами и лентами, и домотканые кафтаны, жупаны, подхваченные яркими поясами, и красные многоярусные бусы — намыста. Именно так одевались жители киевских предместий по праздникам в конце девятнадцатого века.

— Скажите, пожалуйста, а молиться на улице на Пасху — это тоже народный обычай?

— Да, после пасхального богослужения в храме прихожане по традиции выстроились в церковном дворе, чтобы освятить куличи, пасху, крашеные яйца. В этом радостном обряде православные обращаются к Богу с просьбой благословить трапезу. Огоньки свечей у них в руках символизируют продолжение общей праздничной молитвы. Отблеск золотистого сияния лежит на лицах людей, на яствах, приготовленных для освящения. Этот свет собирает воедино картину Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». И знаменует общность верующих во Христа!

Картину Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии» можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем