— Как вы находите, Маргарита Константиновна, портрет детей Волконских кисти Николая Ге?
— По-моему, чудесный! Как тонко сумел художник показать и характер человека, и атмосферу, в которой он живёт. Хоть герои картины и не улыбаются, но у зрителя нет сомнения, что они счастливы. Об этом говорит и непринуждённая поза мальчика в матроске, и спокойствие в движениях девушки, и чистые открытые взгляды обоих детей. Зрителю понятно — они дома, и им хорошо. И нежный колорит картины в тёплых голубых тонах создаёт ощущение уюта. Но почему вы так уверены, что на портрете брат и сестра Волконские? Ведь авторское название полотна — «Девушка с мальчиком».
— А я читал историю этой картины. Сюда, в Пермскую картинную галерею её привезли в 1929 году. И долгое время, действительно, было неизвестно, кто изображён на холсте. Но в 1971 году полотно побывало на выставке в Третьяковской галерее. И там искусствовед Наталья Зограф выяснила, что Николай Ге запечатлел именно детей Волконских. На портрете — Дмитрий Петрович и Софья Петровна Волконские, правнуки родной сестры декабриста Сергея Волконского.
— Потомки Софьи Григорьевны Волконской? Значит, в прабабушку у девушки на портрете такой спокойный, уверенный взгляд, без тени кокетства и жеманства. Светлейшая княгиня славилась своим независимым характером.
— Это ведь та самая княгиня Волконская, которая путешествовала без сопровождения слуг и останавливалась в самых дешёвых гостиницах?
— Да, причём не только в молодости. В пятьдесят три года Софья Григорьевна в одиночку отправилась морем в Египет, оттуда с караваном бедуинов пешком дошла до Святой земли. А в шестьдесят восемь добилась царского позволения навестить брата в ссылке, добралась на перекладных до Иркутска и объездила всю Восточную Сибирь.
— Характер! Правнучка, пожалуй, и впрямь в неё. Соне-младшей в жизни не раз пришлось проявить стойкость. На картине Николая Ге девушке пятнадцать лет — это 1882 год. И здесь она, как вы верно заметили, счастлива. Но пройдет десять лет, и случится первый удар судьбы — внезапная смерть младшего брата.
— Вот этого самого мальчика с картины?
— Да. Дмитрий Волконский погиб в семнадцать лет. Он ехал в экипаже. На крутом склоне повозка перевернулась, и юноша получил смертельные травмы.
— Софья ещё не замужем была в то время?
— Нет. И потом четыре года она не выходила замуж, чтобы быть возле родителей, утешать их в горе. В двадцать девять лет она стала женой Дениса Давыдова — внука героя войны 1812 года и прославленного поэта. Но вскоре осталась вдовой. У Дениса Васильевича обнаружилась болезнь, которая быстро прогрессировала и закончилась печально. Софья Петровна самоотверженно ухаживала за мужем до самой его смерти.
— И больше не вышла замуж?
— Спустя два года Софья связала судьбу с Павлом Петровичем Дурново. Но через десять лет десять лет эпидемия холеры отняла у княгини и мужа, и дочь, родившуюся в этом браке. Потом в стране начались нестроения. После революции 1917 года Софья Петровна с пожилыми родителями бежала от большевиков сначала в Крым, затем, уже одна — пароходом в Константинополь. Отец и мать скончались в Ялте. Остаток жизни княгиня Волконская провела во Франции, как многие русские эмигранты тех лет.
— Не укладывается в голове, что нежная девочка, которая смотрит на нас с портрета, вынесла столько страданий. Картина Николая Ге шепчет о счастье, а жизнь грозой прогремела над головами детей Волконских.
— Знаете, Маргарита Константиновна, а мне эта картина внушает надежду. Уверен, что княгиня прошла свой крестный путь с молитвой о близких. Я верю, что сейчас они все вместе — там, где нет ни печали, ни воздыхания. И то счастье, которое запечатлел на холсте художник, осуществилось в полной мере и уже не имеет конца.
«Картину Николая Ге „Девушка с мальчиком“ можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер