Николай Ге. «Что есть истина?» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Николай Ге. «Что есть истина?»

* Поделиться

— Андрей Борисович, отложите, пожалуйста, телефон. Пришли в гости, а сами сидите в интернете. Что вы там нашли такое интересное?

— Простите, Маргарита Константиновна, увлёкся. Занятный факт — оказывается, картину «Что есть истина?» Николай Ге написал на холсте поверх другого своего произведения. Вы знали об этом?

— Конечно, знала, дорогой друг, я же работаю в Третьяковской галерее. В 2011 году специалисты отдела научной экспертизы нашего музея с помощью рентгенографии обнаружили под сюжетом «Что есть истина?» более раннюю работу — «Милосердие». Об этой картине было известно только по дореволюционным каталогам, подлинник считался утраченным.

— У этих произведений сходный сюжет?

— Нет, они не схожи. Вот, посмотрите, у меня имеются обе репродукции в электронном виде. «Что есть истина?» — это иллюстрация момента из Евангелия, когда Христа незадолго до Распятия привели к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату. А «Милосердие» — скорее, философское размышление в красках. Некоторые критики трактуют эту работу как встречу Иисуса с самарянкой у источника.

— Но при этом самарянка одета по моде девятнадцатого века, а Спаситель выглядит измождённым, как будто уже прошел путь Страданий.

— Художник, по всей видимости, хотел напомнить, что страдающего Христа можно встретить в любую эпоху — важно разглядеть Его в каждом, кому требуется помощь. Помните евангельскую притчу о Царствии Небесном, в которое войдёт тот, кто накормил голодного, принял странника, навестил больного?

— Конечно, помню. Очень важные слова там сказал Христос: «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне». Но почему же Николай Ге решил закрасить свою картину?

— На выставке передвижников в 1880 году полотно вызвало шквал критики. Это сейчас зрителям понятны работы, в которых Иисус изображён на фоне современной жизни, а в девятнадцатом веке такой художественный приём сочли непозволительной вольностью.

— И что же, Николай Ге расстроился и из-за этого уничтожил изображение?

— Скорее всего, причина тут другая. В восьмидесятых и девяностых годах девятнадцатого века Николай Николаевич жил на хуторе Ивановский в Черниговской губернии, вдали от цивилизации. Там он работал над циклом, посвящённым Страданиям Христа. И вполне возможно, картину «Что есть истина?» он нарисовал поверх «Милосердия», просто не имея под рукой чистого холста.

— А новую работу Николая Ге современники восприняли благосклонно?

— Вовсе нет! Полотно с Христом и Пилатом на очередной выставке в 1890 году встретили еще жёстче.

— Но почему? Ведь здесь нет ни смешения эпох, ни искажения евангельского сюжета.

— Экспертам не понравилось, как художник представил образ Спасителя. Посмотрите, грузная фигура Понтия Пилата с мощным затылком ярко освещена, а Христос изображён в глубокой тени, и сам он подобен тени — истощённый, изнурённый.

— Но такой контраст между героями картины можно трактовать как противопоставление земной власти и Богочеловека, чьё Царство не от мира сего. Римский правитель с высокомерным жестом он адресует Иисусу вопрос «Что есть истина?», не нуждаясь в ответе. А ответ есть, Христос дал его своим ученикам на Тайной вечере, за несколько часов до исторического эпизода во дворце Пилата. Он сказал: «Я — путь, и истина, и жизнь». Николай Ге словно предлагает зрителю задуматься о сытом благополучии и гонимой истине.

— Но художники ещё со времен Возрождения изображали Христа благообразным даже в момент страданий. А Николай Ге пренебрёг этой традицией. За это его и упрекали. А Николай Николаевич возмущался: «Неужели, увидав мучимого человека, вы будете смотреть, достаточно ли он пригож?». Живописец хотел донести до современников, что Иисус страдал по-настоящему, в полной мере.

— Трудно быть арбитром между художником и его критиками, не имея перед глазами подлинника картины. Я непременно схожу в Третьяковскую галерею, чтобы вживую увидеть полотно Николая Ге «Что есть истина?» — произведение с удивительной историей и глубоким смыслом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Моё Поволжье
Моё Поволжье
Города и села, улицы и проспекты, жилые дома и храмы. «Мое Поволжье» - это увлекательный рассказ о тех местах, которые определяют облик Поволжья – прекрасной земли, получившей свое название по имени великой русской реки Волги.
Живут такие люди
Живут такие люди
Программа Дарьи Виноградовой Каждый из нас периодически на собственном или чужом примере сталкивается с добрыми, вдохновляющими историями. Эти истории — наше богатство, они способны согревать в самое холодное время. Они призваны напоминать нам, что в мире есть и добро, и любовь, и вера!
Исторический час
Исторический час
Чему учит нас история? Какие знания и смыслы хранятся в глубине веков? Почему важно помнить людей, оказавших влияние на становление и развитие нашего государства? Как увидеть духовную составляющую в движении истории? Об этом и многом другом доктор исторических наук Дмитрий Володихин беседует со своими гостями в программе «Исторический час».
Краски России
Краски России
Программа призвана помочь слушателю с христианской точки зрения взглянуть на шедевры русского искусства, хранящиеся в региональных музеях России и из-за этого недоступных широкой аудитории. Программа не только учит глубокому, осмысленному восприятию художественных произведений. Она рождает светлые чувства и серьёзные размышления о нас самих, об окружающих людях, о судьбах предшествующих поколений, даёт нам в красках своеобразный протокол отечественной истории. А ещё программа популяризирует региональные картинные галереи и тем самым продвигает внутренний, отечественный туризм.

Также рекомендуем