Николай Ге написал картину «Что есть истина?» поверх другой — «Милосердие». Художник пренебрёг традицией изображать Христа благообразным, желая показать, что Иисус страдал по-настоящему, в полной мере, когда Понтий Пилат предал его на Распятие.

— Андрей Борисович, отложите, пожалуйста, телефон. Пришли в гости, а сами сидите в интернете. Что вы там нашли такое интересное?
— Простите, Маргарита Константиновна, увлёкся. Занятный факт — оказывается, картину «Что есть истина?» Николай Ге написал на холсте поверх другого своего произведения. Вы знали об этом?
— Конечно, знала, дорогой друг, я же работаю в Третьяковской галерее. В 2011 году специалисты отдела научной экспертизы нашего музея с помощью рентгенографии обнаружили под сюжетом «Что есть истина?» более раннюю работу — «Милосердие». Об этой картине было известно только по дореволюционным каталогам, подлинник считался утраченным.
— У этих произведений сходный сюжет?
— Нет, они не схожи. Вот, посмотрите, у меня имеются обе репродукции в электронном виде. «Что есть истина?» — это иллюстрация момента из Евангелия, когда Христа незадолго до Распятия привели к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату. А «Милосердие» — скорее, философское размышление в красках. Некоторые критики трактуют эту работу как встречу Иисуса с самарянкой у источника.
— Но при этом самарянка одета по моде девятнадцатого века, а Спаситель выглядит измождённым, как будто уже прошел путь Страданий.
— Художник, по всей видимости, хотел напомнить, что страдающего Христа можно встретить в любую эпоху — важно разглядеть Его в каждом, кому требуется помощь. Помните евангельскую притчу о Царствии Небесном, в которое войдёт тот, кто накормил голодного, принял странника, навестил больного?
— Конечно, помню. Очень важные слова там сказал Христос: «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне». Но почему же Николай Ге решил закрасить свою картину?
— На выставке передвижников в 1880 году полотно вызвало шквал критики. Это сейчас зрителям понятны работы, в которых Иисус изображён на фоне современной жизни, а в девятнадцатом веке такой художественный приём сочли непозволительной вольностью.
— И что же, Николай Ге расстроился и из-за этого уничтожил изображение?
— Скорее всего, причина тут другая. В восьмидесятых и девяностых годах девятнадцатого века Николай Николаевич жил на хуторе Ивановский в Черниговской губернии, вдали от цивилизации. Там он работал над циклом, посвящённым Страданиям Христа. И вполне возможно, картину «Что есть истина?» он нарисовал поверх «Милосердия», просто не имея под рукой чистого холста.
— А новую работу Николая Ге современники восприняли благосклонно?
— Вовсе нет! Полотно с Христом и Пилатом на очередной выставке в 1890 году встретили еще жёстче.
— Но почему? Ведь здесь нет ни смешения эпох, ни искажения евангельского сюжета.
— Экспертам не понравилось, как художник представил образ Спасителя. Посмотрите, грузная фигура Понтия Пилата с мощным затылком ярко освещена, а Христос изображён в глубокой тени, и сам он подобен тени — истощённый, изнурённый.
— Но такой контраст между героями картины можно трактовать как противопоставление земной власти и Богочеловека, чьё Царство не от мира сего. Римский правитель с высокомерным жестом он адресует Иисусу вопрос «Что есть истина?», не нуждаясь в ответе. А ответ есть, Христос дал его своим ученикам на Тайной вечере, за несколько часов до исторического эпизода во дворце Пилата. Он сказал: «Я — путь, и истина, и жизнь». Николай Ге словно предлагает зрителю задуматься о сытом благополучии и гонимой истине.
— Но художники ещё со времен Возрождения изображали Христа благообразным даже в момент страданий. А Николай Ге пренебрёг этой традицией. За это его и упрекали. А Николай Николаевич возмущался: «Неужели, увидав мучимого человека, вы будете смотреть, достаточно ли он пригож?». Живописец хотел донести до современников, что Иисус страдал по-настоящему, в полной мере.
— Трудно быть арбитром между художником и его критиками, не имея перед глазами подлинника картины. Я непременно схожу в Третьяковскую галерею, чтобы вживую увидеть полотно Николая Ге «Что есть истина?» — произведение с удивительной историей и глубоким смыслом.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
28 апреля. О служении работников скорой помощи

Сегодня 28 апреля. День работника скорой медицинской помощи.
О служении работников скорой помощи — протоиерей Константин Харитонов.
В недавнем времени мне пришлось несколько раз встречаться с работниками скорой медицинской помощи. Насколько это тяжелый и самоотверженный труд. Это врачи, которые постоянно перемещаются с одного места в другое, постоянно стремятся помочь тем, кто ближе к смерти. И сколько их они спасают! Можно было бы также сказать, что это не просто скорая медицинская помощь, это ангельская скорая медицинская помощь. Они как ангелы Божии, которые помогают людям. И как часто мы забываем про них. Вот они приехали, сделали свое дело, уехали, и мы тут же про них забыли. Хотя благодаря им многие наши родные и близкие имеют возможность продолжать дальше жизнь. И они своим служением многих-многих спасли. Дай Бог им здоровья и многое лета и благодарность, и низкий поклон им!
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 9 зач., III, 19-26.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Дерзость и дерзновение — слова близкие по звучанию, но совершенно разные по смыслу. Хотя на первый взгляд может показаться, что это не так. Помочь отличить одно от другого, правильно расставив смысловые акценты, нам поможет отрывок из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Благодаря книге Деяний мы с вами стали свидетелями проникновенной проповеди апостола Петра. Пётр, обращаясь к жителям Иерусалима, дерзновенно (подчёркиваю — дерзновенно, а не дерзко) рассказывает им о жизни и служении Христа Спасителя. Итак, в чём же разница между дерзновением и дерзостью? И дерзость, и дерзновение проявляют себя тогда, когда человек, невзирая на опасности, угрозы, проявляет свою позицию — или в отношении других людей, или в отношении какого-то события. На этом сходство между дерзостью и дерзновением заканчивается.
Дерзость своей главной целью имеет обидеть человека, указав ему на ошибки и заблуждения. Но не чтобы их исправить, а чтобы причинить боль. А ещё самоутвердиться за счёт промахов окружающих. Дерзновение же направлено в иную сторону. Во всяком случае, в библейской истории дерзновение, чаще всего, представляет собой попытку найти справедливость, защитить кого-то от злобы этого мира, достучаться до очерствевшего сердца. С примерами дерзновения мы встречаемся, и читая Священное Писание, и изучая историю Церкви. Так, например, дерзновение проявил упомянутый апостолом Петром пророк Самуил, когда пришёл к царю Саулу и обличил его в жестокости и властолюбии. Дерзновенно обращался к царю Давиду пророк Нафан, указывая ему на совершённый грех. Давид отправил на войну, фактически убил Урию Хеттеянина, чтобы после его смерти жениться на жене этого человека — Вирсавии.
Конечно же, примером благого дерзновения является Сам Христос. Он неоднократно обличал лицемерие иудейских вождей и даже собственноручно изгнал торговцев из храма Соломона. Дерзновенно вёл Себя Сын Божий на суде у Пилата, констатируя, что только по промыслу Божию, а не по желанию правителя творится суд над Христом. Дерзновение проявляли святители Николай и Иоанн Златоуст, защищавшие перед лицом светской власти невинно осуждённых людей. Интересно, что дерзновенные вопрошания могут быть адресованы не только людям, но и напрямую Богу. Пример такого поведения даёт нам святой Иов Многострадальный. Он напрямую обращался к Богу с вопросами — почему так сложилась его жизнь, почему его постигли страдания? Эти вопросы не содержали в себе укора или дерзости, но они были прямыми, нелицеприятными и дерзновенными. Господь принял дерзновение Иова и даровал ему в ответ настоящую мудрость.
И, как мы видим, в прозвучавшем отрывке из книги Деяний, дерзновенно о Христе проповедовали святые апостолы. Делали они это не ради достижения какой-то земной выгоды, не ради горделивого превозношения над окружающими, а потому что исполняли поручение Спасителя: «идите, проповедуйте всем народам». И не видели апостолы для себя иной судьбы, иного счастья. Или как пишет апостол Павел: «горе мне, если я не благовествую». Апостольское служение в Церкви продолжает жить, несмотря на то что первые ученики Христа давно умерли. К свидетельству о вере призваны мы с вами. Не будем же игнорировать возложенной на нас миссии, но будем исполнять её, помня, что искреннее дерзновение угодно Богу, а дерзость Им безусловно осуждается.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов