
Фото: PxHere
В 1853-м году молодой служащий Министерства государственных ресурсов Российской империи Николай Яковлевич Данилевский приехал в Никольское — вологодское имение своего давнего друга, помещика Александра Павловича Межакова. Повод для визита был нерадостным: совсем недавно Николай Яковлевич потерял супругу. Она скончалась спустя всего девять месяцев после свадьбы от скоротечной чахотки. Данилевский надеялся, что общество близкого человека притупит боль утраты. Александру Павловичу Межакову горе друга было понятно и близко — он сам год назад похоронил жену, оставшись с шестью детьми на руках. Старшей его дочери, Ольге, было 15 лет.
Оля Межакова была внучатой племянницей святителя Игнатия (Брянчанинова). Она получила прекрасное домашнее образование. Свободно говорила на нескольких иностранных языках, много читала. Данилевского девушка считала человеком необыкновенным и восхищалась им. Ведь Николай Яковлевич где только ни побывал! На своей должности он постоянно ездил в экспедиции — исследовал территории Российской империи, изучал их климат, флору, фауну и промыслы, которыми занимались жители разных уголков страны. Вот, например, про Вологодскую губернию господин Данилевский целую книгу написал. Ольга сама видела её в батюшкиной библиотеке. А вчера за ужином он рассказывал, что собирается в скором времени отправиться на Каспий и Северный Ледовитый океан. Как далеко! Когда-то теперь она снова его увидит?...
Николай Яковлевич в тот свой приезд не заметил особого к нему отношения со стороны старшей дочери друга и того, как розовели щёки девушки, когда за общей беседой гость вдруг о чём-нибудь её спрашивал. Вскоре Данилевский покинул Никольское — на целых девять лет. Каспийская и Северная экспедиции оказались трудными, но плодотворными и принесли Николаю Яковлевичу золотую Константиновскую медаль Русского географического общества.
Вернувшись из долгой экспедиции, Данилевский узнал горестную новость: его дорогой друг Александр Павлович Межаков скончался. Он поспешил в Никольское. Его встретила Ольга. Это была уже не робкая девочка, которую он когда-то знал. Перед Николаем Яковлевичем предстала настоящая красавица, молодая хозяйка. И он вдруг всем сердцем почувствовал, что любит её, любит уже давно, просто почему-то раньше не знал об этом. 15 октября 1861 года в Заболотской церкви родового имения Межаковых Ольга Александровна и Николай Яковлевич обвенчались.
В Никольском у супругов родились дети. У Данилевских их было пятеро. В парке усадьбы до сих пор сохранились пять лиственниц, которые супруги посадили в честь каждого из своих чад. А потом в семье появился приёмный сын. Маленького беспризорника Ольга Александровна повстречала на одной из улиц Вологды. Мальчик что-то рисовал углём на заборе. Данилевские дадут ему блестящее образование. Алексей Зреляков окончит Петербургскую Академию художеств и станет известным живописцем.
В 1864 году семья Данилевских перебралась в Крым, где они приобрели небольшое имение Мшатка близ Фороса. Поселившись там, супруги редко куда-то выезжали. Зато в их доме всегда было много гостей. Однажды Мшатку посетил Лев Толстой. Вот что он писал об этом визите: «Был в Крыму и поехал к Данилевскому. Он очень мне полюбился, и его жена». В Мшатке Николай Яковлевич закончил труд всей своей жизни — книгу «Россия и Европа» — об уникальном пути русской цивилизации и о единственном спасении её в Православии.
В Крыму супруги серьёзно увлеклись садоводством. Их общими стараниями в имении появился сад — с абрикосами, оливами и кипарисами. Данилевские называли его «Ландшафтом души». Особенно любили они кипарисовую рощу. Там, под сенью высоких, стройных деревьев, Николай Яковлевич и Ольга Александровна нашли свой последний приют. Они прожили в браке 24 года. «Все мои чувства, мысли и надежды относились к ней одной», — говорил Николай Яковлевич о жене. А она всю жизнь обращалась к мужу со словами «Милый, дорогой мой».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица