
Главный хирург московского клинического военного госпиталя имени Бурденко, Николай Алексеевич Богораз, осторожно ступая, открыл дверь в палату. Он собирался проведать пациента, которому недавно ампутировали ноги после тяжёлого ранения на фронте — был 1943 год, шла Великая Отечественная война. Взору доктора предстала неожиданная картина: солдат, подтянувшись на руках, свесился в открытое настежь окно, которое находилось прямо над кроватью. Николай Алексеевич окликнул пациента. Тот обернулся, руки от неожиданности ослабели, и он с тяжёлым вздохом упал на койку. Из глаз его катились слёзы. «Доктор, лучше бы мне умереть. Какая жизнь без ног?!» — простонал он. Богораз посмотрел на него спокойным долгим взглядом. А потом закатал штанины своих брюк. И солдат с изумлением увидел, что вместо обеих ног у хирурга были... протезы.
8-е сентября 1920 года Николай Алексеевич запомнил на всю жизнь. Он тогда работал в Ростове-на-Дону. Было около полудня. Богораз торопился в госпиталь. Трамвай подошёл переполненный — люди едва не вываливались из дверей. Доктор улыбнулся: что ж, придётся вспомнить молодость и проехаться на подножке. Лихо вскочил, а в следующую секунду нога соскользнула. Он не смог удержаться, и в мгновение ока очутился на рельсах, прямо под колёсами вагона. Трамвай тронулся... В ожидании неотложки тяжело травмированный хирург сумел самостоятельно остановить кровотечение. Потом была операция. Николай Алексеевич лишился обеих ног.
Богораз лежал на больничной кровати и перед мысленным взором доктора проносилась вся его жизнь. Он родился в 1874 году в Таганроге, в семье бедного учителя-еврея. В 13 лет будущий доктор, а вместе с ним и его отец, приняли крещение и перешли из иудаизма в православие. Врачом Богораз хотел стать с детства. Окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Петербургскую военно-медицинскую академию. В 1909 году Николай Алексеевич защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины. Он стажировался в лучших клиниках Европы. Но через несколько лет вернулся в Россию несмотря на то, что на родине поменялась власть и шла Гражданская война.
Доктор делал невозможное: заново собирал пострадавшие органы. Восстанавливал кости, суставы и даже сосуды. Он стал одним из основоположников восстановительно-пластической хирургии, в которой достиг невиданных высот. К нему приезжали пациенты со всей страны и даже из-за границы. В служении людям был весь смысл жизни Николая Алексеевича. А что же теперь? Неужели придётся оставить своё призвание? Какой же из него, безногого, хирург?
Однако очень скоро в коридорах клиники коллеги снова с изумлением увидели профессора. На инвалидной коляске он... совершал обход больных! Через шесть месяцев после ампутации доктор Богораз впервые сделал сложную операцию, выстояв несколько часов на протезах. Он снова включился в работу. Сначала входил в операционную, опираясь на плечи коллег. Но очень скоро стал держаться на протезах так, что люди даже не догадывались о его недуге. А узнав, очень удивлялись. Как например, генерал Григорий Пласков, которого Богораз оперировал во время Великой Отечественной войны. Он описывал хирурга как доброго, душевного, полного жизни человека, которого искренне любили и пациенты, и коллеги. Одна из медсестёр, ассистировавших Богоразу во время операций, вспоминала: «В клинике лечились фронтовики после ранений — с ампутациями, с ожогами, в том числе и девушки. Пример доктора был для них, да и для всех нас, бесценен...»
«Пусть потеряны ноги, — говорил Николай Алексеевич Богораз, — но остались глаза, чтобы наблюдать окружающий мир. Остался мозг, чтобы систематизировать знания. Остались руки, чтобы творить на благо человечества».
Все выпуски программы Жизнь как служение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.