— Мама, посмотри, вот такую картину моя одноклассница Наташа собрала из пазлов!
— Быть такого не может, Ирочка, ты что-то путаешь. В пазлах выпускают только известные полотна, такие, как «Последний день Помпеи» Брюллова, или «Алёнушка» Васнецова. А тут ничем не примечательный портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской.
— Извините, что вмешиваюсь. Позвольте мне вступиться за эту картину, её никак нельзя назвать непримечательной. Я, например, специально пришёл сюда, в Ярославский художественный музей, чтобы её увидеть.
— Да что Вы? И чем же она так хороша?
— По своей художественной выразительности портрет достоин внимания самого строго ценителя. Недаром в 2005 году его назвали символом Ярославского художественного музея. Тогда как раз была выпущена серия пазлов, магнитов и открыток с изображением Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской.
— Видишь, мама, а ты говорила «быть не может».
— Да, Ира, я сама удивлена. Простите, как к Вам можно обращаться?
— Андрей Борисович.
— Очень приятно. Алевтина Петровна. Андрей Борисович, а Вы не могли бы рассказать историю этого портрета? А то живём в Ярославле и не знаем, какие ценные произведения искусства у нас хранятся.
— С удовольствием. Юная женщина, которую мы видим на картине — урождённая княжна Бибтиинская. Портрет написан в 1815 году, и Елизавете Ивановне здесь всего шестнадцать лет. Именно в этом возрасте она вышла замуж за Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского.
— Моя ровесница? Почему же она так рано вышла замуж?
— Потому что сильно полюбила. Муж Елизаветы Ивановны, человек творческий, с двенадцати лет серьёзно занимался историей, всю жизнь профессионально изучал архивы. Лизе нравилась такая увлечённость жениха, а потом супруга, она гордилась им. А добросердечие и весёлый характер Дмитрия Николаевича сделали её счастливой. Взгляните на портрет — Елизавета Ивановна буквально светится.
— Но художник мог и приукрасить действительность.
— Живописец Николай Аргунов известен именно тем, что стремился правдиво отобразить личность человека. А портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской называют вершиной его творчества. Характер молодой дамы художник передал не только в весёлом выражении очаровательного лица. Даже костюм Елизаветы Ивановны указывает на то, каким открытым, искренним, радостным человеком она была.
— А что одежда может рассказывать о своей хозяйке?
— Мы видим Елизавету Ивановну в народном красном сарафане и белой рубахе. После Отечественной войны 1812 года прошло всего три года, и в высшем обществе народничество стало популярным. Но не всякая дворянка стала бы заказывать портрет в крестьянской одежде. Выбор княгини Бантыш-Каменской можно назвать смелым. В нём проявилась и её любовь к родине, и ребяческая удаль.
— Напомнило Наташу Ростову. Помните, как она плясала русский народный танец с шалью, в деревне у дядюшки.
— Очень меткое сравнение! Так же, как и героине романа «Война и мир» Льва Толстого, Елизавете Бантыш-Каменской были свойственны эмоциональность и непосредственность. Портрет Елизаветы Ивановны, написанный Николаем Аргуновым — это образ светлой и чистой девушки. И созерцать его весьма питательно для души.
«Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской кисти Николая Аргунова можно увидеть в Ярославском художественном музее».
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?