— Мама, посмотри, вот такую картину моя одноклассница Наташа собрала из пазлов!
— Быть такого не может, Ирочка, ты что-то путаешь. В пазлах выпускают только известные полотна, такие, как «Последний день Помпеи» Брюллова, или «Алёнушка» Васнецова. А тут ничем не примечательный портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской.
— Извините, что вмешиваюсь. Позвольте мне вступиться за эту картину, её никак нельзя назвать непримечательной. Я, например, специально пришёл сюда, в Ярославский художественный музей, чтобы её увидеть.
— Да что Вы? И чем же она так хороша?
— По своей художественной выразительности портрет достоин внимания самого строго ценителя. Недаром в 2005 году его назвали символом Ярославского художественного музея. Тогда как раз была выпущена серия пазлов, магнитов и открыток с изображением Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской.
— Видишь, мама, а ты говорила «быть не может».
— Да, Ира, я сама удивлена. Простите, как к Вам можно обращаться?
— Андрей Борисович.
— Очень приятно. Алевтина Петровна. Андрей Борисович, а Вы не могли бы рассказать историю этого портрета? А то живём в Ярославле и не знаем, какие ценные произведения искусства у нас хранятся.
— С удовольствием. Юная женщина, которую мы видим на картине — урождённая княжна Бибтиинская. Портрет написан в 1815 году, и Елизавете Ивановне здесь всего шестнадцать лет. Именно в этом возрасте она вышла замуж за Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского.
— Моя ровесница? Почему же она так рано вышла замуж?
— Потому что сильно полюбила. Муж Елизаветы Ивановны, человек творческий, с двенадцати лет серьёзно занимался историей, всю жизнь профессионально изучал архивы. Лизе нравилась такая увлечённость жениха, а потом супруга, она гордилась им. А добросердечие и весёлый характер Дмитрия Николаевича сделали её счастливой. Взгляните на портрет — Елизавета Ивановна буквально светится.
— Но художник мог и приукрасить действительность.
— Живописец Николай Аргунов известен именно тем, что стремился правдиво отобразить личность человека. А портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской называют вершиной его творчества. Характер молодой дамы художник передал не только в весёлом выражении очаровательного лица. Даже костюм Елизаветы Ивановны указывает на то, каким открытым, искренним, радостным человеком она была.
— А что одежда может рассказывать о своей хозяйке?
— Мы видим Елизавету Ивановну в народном красном сарафане и белой рубахе. После Отечественной войны 1812 года прошло всего три года, и в высшем обществе народничество стало популярным. Но не всякая дворянка стала бы заказывать портрет в крестьянской одежде. Выбор княгини Бантыш-Каменской можно назвать смелым. В нём проявилась и её любовь к родине, и ребяческая удаль.
— Напомнило Наташу Ростову. Помните, как она плясала русский народный танец с шалью, в деревне у дядюшки.
— Очень меткое сравнение! Так же, как и героине романа «Война и мир» Льва Толстого, Елизавете Бантыш-Каменской были свойственны эмоциональность и непосредственность. Портрет Елизаветы Ивановны, написанный Николаем Аргуновым — это образ светлой и чистой девушки. И созерцать его весьма питательно для души.
«Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской кисти Николая Аргунова можно увидеть в Ярославском художественном музее».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер