Николай Аргунов. Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Николай Аргунов. Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской

* Поделиться

— Мама, посмотри, вот такую картину моя одноклассница Наташа собрала из пазлов!

— Быть такого не может, Ирочка, ты что-то путаешь. В пазлах выпускают только известные полотна, такие, как «Последний день Помпеи» Брюллова, или «Алёнушка» Васнецова. А тут ничем не примечательный портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской.

— Извините, что вмешиваюсь. Позвольте мне вступиться за эту картину, её никак нельзя назвать непримечательной. Я, например, специально пришёл сюда, в Ярославский художественный музей, чтобы её увидеть.

— Да что Вы? И чем же она так хороша?

— По своей художественной выразительности портрет достоин внимания самого строго ценителя. Недаром в 2005 году его назвали символом Ярославского художественного музея. Тогда как раз была выпущена серия пазлов, магнитов и открыток с изображением Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской.

— Видишь, мама, а ты говорила «быть не может».

— Да, Ира, я сама удивлена. Простите, как к Вам можно обращаться?

— Андрей Борисович.

— Очень приятно. Алевтина Петровна. Андрей Борисович, а Вы не могли бы рассказать историю этого портрета? А то живём в Ярославле и не знаем, какие ценные произведения искусства у нас хранятся.

— С удовольствием. Юная женщина, которую мы видим на картине — урождённая княжна Бибтиинская. Портрет написан в 1815 году, и Елизавете Ивановне здесь всего шестнадцать лет. Именно в этом возрасте она вышла замуж за Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского.

— Моя ровесница? Почему же она так рано вышла замуж?

— Потому что сильно полюбила. Муж Елизаветы Ивановны, человек творческий, с двенадцати лет серьёзно занимался историей, всю жизнь профессионально изучал архивы. Лизе нравилась такая увлечённость жениха, а потом супруга, она гордилась им. А добросердечие и весёлый характер Дмитрия Николаевича сделали её счастливой. Взгляните на портрет — Елизавета Ивановна буквально светится.

— Но художник мог и приукрасить действительность.

— Живописец Николай Аргунов известен именно тем, что стремился правдиво отобразить личность человека. А портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской называют вершиной его творчества. Характер молодой дамы художник передал не только в весёлом выражении очаровательного лица. Даже костюм Елизаветы Ивановны указывает на то, каким открытым, искренним, радостным человеком она была.

— А что одежда может рассказывать о своей хозяйке?

— Мы видим Елизавету Ивановну в народном красном сарафане и белой рубахе. После Отечественной войны 1812 года прошло всего три года, и в высшем обществе народничество стало популярным. Но не всякая дворянка стала бы заказывать портрет в крестьянской одежде. Выбор княгини Бантыш-Каменской можно назвать смелым. В нём проявилась и её любовь к родине, и ребяческая удаль.

— Напомнило Наташу Ростову. Помните, как она плясала русский народный танец с шалью, в деревне у дядюшки.

— Очень меткое сравнение! Так же, как и героине романа «Война и мир» Льва Толстого, Елизавете Бантыш-Каменской были свойственны эмоциональность и непосредственность. Портрет Елизаветы Ивановны, написанный Николаем Аргуновым — это образ светлой и чистой девушки. И созерцать его весьма питательно для души.

«Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской кисти Николая Аргунова можно увидеть в Ярославском художественном музее».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем