— Просто поразительно! Вы посмотрите на эту картину — как изменилась Кострома с середины девятнадцатого века! Сколько раз бывала в этом музее, и в первый раз заметила такое яркое свидетельство о городском прошлом.
— Это вы мне?
— Конечно. Здравствуйте! Меня Людмила Сергеевна зовут.
— Очень приятно, а я Андрей Борисович. Понимаю вас. Контраст между пейзажем Никанора Чернецова «Вид Ипатьевского монастыря» и современной панорамой этих мест в самом деле впечатляет. На картине нет ни современной застройки, ни мостов.
— А вы можете найти на картине, как на карте, где мы сейчас находимся?
— Попробую. Значит, слева художник изобразил монастырь. Вдали виднеется храм Спаса на Запрудне. На правом берегу — Кремль. Думаю, наше нынешнее местоположение — где-то за его стенами. Но только здания Романовского музея, в котором мы с вами находимся, тогда ещё не было.
— Правда? А когда его построили?
— В 1913 году, к трёхсотлетию правления Романовых. Двухэтажный особняк в стиле древних русских теремов предназначался для хранения экспонатов, связанных с историей царской династии. Он входил в комплекс, представляющий Кострому как колыбель дома Романовых.
— А я слышала, что колыбелью дома Романовых называют Ипатьевский монастырь...
— Да, именно эта обитель была истоком новой царской династии и подарила свой статус городу.
— Это связано с тем, что монастырь основал кто-то из Романовых?
— Нет, основал его влиятельный вельможа Золотой Орды, татарский мурза Чет. Это было ещё в четырнадцатом веке. Чет тяжело болел. Однажды, направляясь в Москву, он остановился на отдых у стрелки рек Волги и Костромы, и увидел во сне Пресвятую Богородицу и священномученика Ипатия. Очнулся в добром здравии. В благодарность за исцеление построил на месте чуда храм, вокруг которого и образовался монастырь.
— А про Чета ещё что-нибудь известно?
— Татарский вельможа принял Крещение с именем Захария. В его роду в пятом поколении родились два брата — Фёдор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Они стали родоначальниками знаменитых дворянских родов Сабуровых и Годуновых. Представители этих фамилий на протяжении столетий оставались попечителями Ипатьевского монастыря.
— А причём же здесь Романовы?
— В годы Смутного времени семнадцатого века в Ипатьевском монастыре скрывался от преследования поляков-интервентов шестнадцатилетний боярин Михаил Романов. В 1613 году Земский собор в Москве избрал этого юношу из древнего рода на царство. Сюда, в Кострому прибыло Великое посольство, чтобы известить Михаила о воле народа. И вскоре юный Романов взошёл на Престол. С тех пор ни он, ни его потомки не оставляли попечения о Костромской обители. По указу Михаила Фёдоровича Романова монастырь обнесли высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями. Видите, как эффектно выглядят они на картине Никанора Чернецова?
— Соглашусь. Смотрела бы и смотрела. Спасибо художнику — он так тщательно выписал каждую деталь на картине.
— Вы верно заметили — Никанор Чернецов и его брат Григорий, тоже художник, были прилежными документалистами. Они постарались оставить свидетельство о России в пейзажных зарисовках почти фотографической точности. Ещё в молодости братья совершили путешествие по Волге, и плодом странствия стали многочисленные этюды. На основе тех набросков Никанор Григорьевич уже в зрелом возрасте, в 1859 году, написал картину, которую мы с вами видим перед собой.
— Интересно получается — стоишь в музее перед картиной, и в то же время переносишься и в пространстве, и во времени. И так светло на душе!
— Есть художественные полотна, в которых мгновения отечественной истории подсвечены любовью художника к Родине. Созерцать их и отрадно, и поучительно. «Вид Ипатьевского монастыря» Никанора Чернецова — как раз из этого ряда.
«Картину Никанора Чернецова „Вид Ипатьевского монастыря“ можно увидеть в Романовском музее Костромского государственного историко-архитектурного и художественного заповедника».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер