
Сын воронежского купца Постникова, семилетний Нестор, горько плакал в своей комнате. Всего несколько дней назад мальчик потерял любимую матушку. Женщина скончалась от чахотки. Так в народе раньше называли туберкулёз. В середине 19 века не только в России, но и в Европе эта болезнь приняла характер, близкий к эпидемии. К смертельному исходу она приводила не всегда, однако в то время считалась неизлечимой. Маленький Нестор тяжело переживал мучения больной матери и её последующую кончину. На могиле своей родительницы мальчик дал Богу обещание: когда вырастет, он обязательно станет врачом. И найдёт средство побороть туберкулёз.
В 1841 году Нестор поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив обучение, молодой человек не спешил расставаться с родным учебным заведением. Нестору Васильевичу предложили должность ассистента профессора на университетской кафедре физиологической анатомии. Впрочем, он не только занимался наукой, но и широко практиковал. Несколько лет Постников работал терапевтом в Московской студенческой больнице. Выезжал на борьбу с эпидемиями холеры и сибирской язвы в Новгородскую губернию. А в 1854 году защитил диссертацию, получил степень доктора медицины и отправился на стажировку в Англию.
В Туманном Альбионе Нестор Васильевич неожиданно нашёл свою любовь. На королевском приёме в Букингемском дворце, куда Постников был приглашён вместе со своим английским наставником, профессором Крафтом, он познакомился с фрейлиной королевы Виктории — Мэри Веллингс. Леди Веллингс была наслышана о том, что русский врач ищет способ борьбы с туберкулёзом. И обратилась к нему со своей тревогой: Мэри подозревала, что у неё чахотка. Несколько месяцев Постников наблюдал больную. Увы, он был вынужден подтвердить её опасения. К счастью, туберкулёз у леди Веллингс оказался «спящим». То есть, не прогрессировал и не представлял опасности ни для неё, ни для окружающих. Конечно, всё могло измениться в любой момент. А пока жизнь английской аристократки менялась в лучшую сторону. Нестор Васильевич сделал Мэри предложение. Королева лично дала разрешение на брак своей фрейлины. В августе 1854 года Нестор Васильевич и леди Веллингс приехали в Россию и обвенчались в одном из православных храмов Санкт-Петербурга.
Семья обосновалась в Самаре. И не случайно. Нестор Васильевич уже давно собирал информацию о целительных свойствах кумыса — кислого кобыльего молока. Он знал, что самарские пастухи-татары лечили кумысом чахотку. И выздоравливали! В 1858 году Нестор Васильевич открыл в Самаре первую в Европе кумысолечебницу. Это был одновременно и санаторий, и научно-исследовательский институт, и... ферма. Постников добился от городских властей разрешения на использование земли под пастбища для кобылиц. Теперь тем, кто хотел опробовать на себе целительные свойства кумыса, не нужно было отправляться в степь и жить там в пастушьих кибитках. Высококачественный продукт изготовлялся прямо в лечебнице. К тому же, там были все условия для комфортного отдыха и оздоровления. В Самару к доктору Постникову частенько наведывались писатели Чехов и Толстой, композитор Скрябин. Приезжали европейские аристократы. Да что там говорить — сам император Александр II не раз пил кумыс в лечебнице Нестора Васильевича. Кумыс помог многим людям. А главное — любимой супруге Постникова. Её «спящий» очаг туберкулёза окончательно затух! Годы исследований позволили Нестору Васильевичу поставить народный метод лечения чахотки на научную основу. В 1867 году увидела свет его работа «О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм». У тысяч больных появилась надежда на исцеление.
С тех пор прошло немало времени. Но и сегодня врачи признают кумыс действенным средством для профилактики и лечения туберкулёза. А в здании первой в Европе кумысолечебницы теперь располагается Самарский областной противотуберкулезный диспансер, который носит имя Нестора Васильевича Постникова.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 97. Богослужебные чтения

Что является важным признаком того, что религиозная жизнь человека развивается в нужном направлении? Ответ на этот вопрос можно найти в 97-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 97.
1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.
2 Явил Господь спасение Своё, открыл пред очами народов правду Свою.
3 Вспомнил Он милость Свою к Иакову и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.
4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;
5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;
6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царём Господом.
7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;
8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы
9 пред лицом Господа, ибо Он идёт судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно.
Псалом, который только что прозвучал, — это радостный гимн, исполненный ликования и веселья. Сложно сказать, по какому именно поводу у псалмопевца такое праздничное настроение. Учёные делают предположение, что речь может идти об избавлении от Вавилонского плена, поскольку стиль этого псалма очень похож на вторую часть книги порока Исаии. Там для описания восстановления Израильского народа после возвращения из Вавилона используются подобные выражения. Иными словами, перед нами песнь победы. Как говорит псалмопевец, «десница», то есть правая рука, и «святая мышца» Господа, дала израильскому народу победу и спасение. И эту победу увидели «все концы земли», то есть все народы.
Но давайте обратим внимание на то, как именно автор празднует это великое событие. В его словах нет насмешки, нет превозношения. В них нет злорадства, нет мстительности. Он не упоминает о трофеях, о поверженных богах язычников. Он ничего не говорит о побеждённых и униженных врагах. Всё внимание псалмопевца сосредоточено лишь на Творце. Он видит перед собой только Его лицо и ту славу, которая от Него исходит. Он ощущает присутствие Бога во всём. Он ощущает, как благодать Господа наполняет землю, море, реки, горы, Вселенную и всех, кто в ней живёт. Он чувствует, как она пронизывает не только пространство, но и время, прошлое и будущее. Различия и всё то, что давало повод к раздорам и войнам, больше не интересуют псалмопевца. А потому он приглашает всех разделить ту радость, которую даёт ему ощущение присутствия Бога в это мире. Возможно, чем-то это напоминает влюблённых в день их свадьбы. Это их день. И только они перед глазами друг у друга.
Состояние, которое переживает автор псалма, доступно всякому из нас. Евангелие называет это состояние Небесным Царством. Иисус Христос дал нам силы уже здесь, на земле прикоснуться к этому опыту в доступной полноте. Причём это возможно даже в том случае, когда мы проиграли в борьбе, а наш недруг видимым образом торжествует. Ведь в душе человека, который сосредоточен в первую очередь на Боге и во всех своих делах старается исполнять Его заповеди, служить ради Него окружающим людям, пропадает дух сопротивления. Он не теряет своего достоинства перед победителем, но и не превозносится над проигравшим. Да и вообще ему становится неинтересным вступать в противоборство и что-то доказывать окружающим. Если он и делает это, то по своему гражданскому долгу и служебным обязанностям. Его подлинная жизнь протекает теперь на ином, более глубоком уровне своего существа. Он проживает свои дни, не растрачивая силы на бесполезные выяснения отношений. Весь он устремлён к Богу, весь он в постоянном поиске Его воли, в служении окружающим людям. А Господь в ответ с избытком наполняет его сердце до самой глубины и делает его будни радостными и насыщенными.
Псалом 97. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 97. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 97. На струнах Псалтири
1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.
2 Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою.
3 Вспомнил Он милость Свою [к Иакову] и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.
4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;
5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;
6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.
7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;
8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы
9 пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы - верно.
10 июля. О духовном родстве со Христом

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о своих учениках: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
О духовном родстве со Христом — священник Николай Конюхов.
Оказывается, можно стать родственником Божиим не через то, чтобы родиться в определённое время, в определённом месте, не через кровные узы. Оказывается, мы входим в высшее духовное родство.
Господь открыт каждому, и все мы для Него можем быть и матерью, и братьями, и друзьями. Просто вопрос в том, насколько мы слышим Его слова и их исполняем. «Вот, кто ближний Мой: кто слышит Слово Божие и исполняет Его».
Поэтому нам нужно сосредоточиться именно на этом. Не то, чтобы в храме встать в лучшее место или перечислить батюшек, которых я знаю, или даже архиереев, а в том, чтобы быть Богу своими именно с точки зрения духовной, в том, что мы слышим Его слова, слышим Его заповеди и стараемся реализовывать их в своей повседневной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема