
Фото: PxHere
В Православной Церкви есть святые, которые жили совсем недавно, но ничуть по популярности не уступают древним подвижникам благочестия. Ярким подтверждением этому является святитель Нектарий Пентапольский. Святой Нектарий жил на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. Свою земную жизнь он окончил в 1920 году на небольшом греческом острове Эгина в основанном им монастыре в честь Святой Троицы. Сразу после смерти тело святителя Нектария стало источать благоуханное миро. От его мощей и икон многие люди начали получать помощь.
Святитель Нектарий считается в Греции чудотворцем — совсем как святой Николай или Спиридон. Иногда чудеса, которые он совершает, заставляют удивиться даже самых больших скептиков. Взять хотя бы события, произошедшие в 2001 году на острове Эгина. В том году жители одной из горных деревень острова остались без священника. Время шло, а нового священника всё не назначали. Наконец настал Великий пост, и люди заволновались. Они боялись, что могут остаться без священника и на Пасху. Поэтому написали епископу письмо, в котором слезно просили направить им батюшку для совершения богослужений на Страстной седмице, неделе перед Пасхой, и на само Светлое Христово Воскресенье. Епископ хотел найти священника для командировки в горное селение, но, в итоге, у него это не получилось. А затем епископ и вовсе забыл про просьбу несчастных горцев.
Наступил день Пасхи. Прошла праздничная пасхальная неделя. Епископ, разбирая поступившие ему письма, обнаружил послание из той самой горной деревни. Местные жители выражали епископу свою сердечную благодарность за присланного в их храм замечательного священника. Епископ стал узнавать, кто из священников ездил в отдаленную деревню. Но кого бы он не спрашивал — все говорили, что не служили на деревенском приходе. Поэтому епископ решил лично посетить храм и узнать, кто там совершал богослужение в день Пасхи. В Греции все православные священники считаются госслужащими, и каждый обязан оставлять запись в богослужебном журнале.
Епископ, приехав в деревню, сразу отправился в храм и стал просматривать богослужебный журнал. Отыскав нужную страницу, он увидел следующую запись: «Нектарий, митрополит Пентапольский». Епископ уронил журнал и упал на колени на том месте, где стоял. Оказалось, что целую неделю в скромном сельском храме служил сам святитель Нектарий, умерший в далёком 1920 году. В эти дни он был с простодушными крестьянами, служил, исповедовал, утешал, наставлял людей.
Если епископа охватил благоговейный страх, то прихожане ощутили неземную радость. Только теперь они поняли, почему их сердца переполнял удивительный свет все это время, почему приехавший священник для них был таким родным и всех их как будто знал. Интересно, что в храме, где чудесным образом служил святой Нектарий, имеется его икона, написанная на основании его прижизненной фотографии. Но никому в те дни не пришло в голову сравнить облик приехавшего священника с образом на иконе. Вот такой необычной оказалась Пасха 2001 года на острове Эгина.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер