Я хочу поговорить о словах. О тех, которые нельзя произносить. Никогда нельзя произносить. Мы все знаем это чувство, когда слово вылетело из тебя, уже летит – и тебе хочется поймать его, но уже поздно. Оно уже попало в цель. Как правило, эта цель – сердце очень близкого человека. Как ни странно. И именно мы точно знаем, как уязвить это сердце, потому что мы ближе. Эти близкие – наши родственники, дети, задушевные друзья. Я кстати не знаю, почему именно им и достается больше всего. Но точно знаю, что эти неправильные слова – наша душевная расслабленность. Сама их не раз произносила. Когда на улице я вижу раздраженную маму и плачущего ребенка, и мама даже не кричит – кричать же на людях неудобно – а просто шипит: «Замолчи! Прекрати! Немедленно!» – мне жаль дитенка. Но осуждая эту маму, я могу вспомнить много ненужных неправильных слов, которые сама произнесла. Некоторые навсегда почему-то врезались в память. Как моя маленькая дочка развредничалась на ночь, и я сказала братьям: не будем ее целовать, она вредина. И дочка заснула – нецелованная. Я была не права. Но слово было сказано, и оно до сих пор жжет меня. Я помню, как что-то неправильное сказала мужу. Он стоял на кухне, в руке у него была бутылка с молоком. Мои едкие слова так точно попали в цель, что муж уронил молоко, и осколки, и молоко мы с детьми убирали еще пару часов. Эти осколки до сих пор в моем сердце. Просто иногда как наваждение находит потребность сказать что-нибудь непотребное – то есть по-русски – неупотребительное, то, что нельзя употреблять. Я утешила дочку. Я вымолила прощение у мужа. И у всех остальных, которых ранила ненужным словом. И я очень стараюсь следить за словами, которые могут кого-то задеть. Но лучше, правда, гораздо было бы лучше, если бы они никогда не вылетали из меня. Это не воробьи, совсем не воробьи, и их не только не поймаешь, но и сожалеешь о них потом – и иногда очень долго. Или всю жизнь. Какая бы ни была ситуация, ненужные слова только добавят боли близким, а потом обязательно нам. Давайте стараться говорить – наоборот – нужные. А еще лучше – очень нужные. Их очень всем не хватает – уж вы мне поверьте!
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема