![Протоиерей Федор Бородин в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Protoierej-Fedor-Borodin.jpg)
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Тим.3:10-15) и Евангельского (Лк.18:10—14) чтений в неделю о мытаре и фарисее, о днях памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, преподобного Ефрема Сирина, вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, а также о празднике Сретения Господня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Максим Воробьёв. «Вид Иерусалима»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
![Картина на мольберте.](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/08/Kraski-Rossii-1024x576.jpeg)
— Андрей, какой большой антикварный магазин! Здесь прямо как в музее! А что мы ищем?
— Да, пожалуй, ничего конкретного, Виктор. Посмотрим, проникнемся, так сказать, духом старины.
— Про дух старины ты точно сказал. Посмотри, какая интересная репродукция висит на стене в старинной раме. Какой-то восточный пейзаж.
— О, да это же знаменитая картина! Её автор — художник Максим Никифорович Воробьёв. Перед нами репродукция одного из самых известных его полотен. Оно называется «Вид Иерусалима».
— И правда! Это же Иерусалим, старый город! Как я сразу не догадался. А где выставлен оригинал? В Третьяковке, наверное?
— В Третьяковской галерее, действительно, есть полотна Воробьёва с иерусалимскими пейзажами. Но эта картина находится в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля.
— Чудесная панорама! Вид на Старый город с высоты. Древние стены, величественный купол храма Гроба Господня и убегающие вдаль, словно растворяющиеся в утренней дымке, дома...
— Максим Воробьёв написал эту картину в 1836-м году. А побывал он на Святой Земле в 1821-м, и прожил там год. Из поездки художник привёз большое количество эскизов, набросков, зарисовок. По ним он и создавал впоследствии свои работы, посвящённые Иерусалиму и его окрестностям.
— Рискованная, наверное, была поездка? Ведь Святая Земля тогда находилась под османским владычеством. Я читал о том, что в этот исторический период православным паломникам путешествовать туда было небезопасно.
— Всё верно! Воробьёв, кстати, по свидетельствам, очень опасался, что может попасть в плен к туркам.
— И всё-таки поехал!
— Это было государственное поручение! Император Александр Первый отправил Максима Никифоровича на Святую Землю в составе дипломатической миссии. И дал задание: зарисовать все важнейшие христианские святыни, виды и планы храма Гроба Господня в Иерусалиме.
— А зачем это было нужно императору?
— Александр Первый замыслил масштабную реконструкцию подмосковного монастыря Новый Иерусалим. Ему нужны были архитектурные образцы. К тому же планировалось издать альбом с видами Иерусалима для широкой публики. Ведь, как ты сам уже заметил, отправиться на Святую Землю тогда могли очень немногие.
— Большое, важное дело совершил художник! А как же его картина попала в Омск?
— Долгое время пейзаж «Вид Иерусалима» украшал Ропшинский дворец — императорскую резиденцию под Петербургом. Ну, а уже в советское время, в 1928-м году, Государственный музейный фонд передал его в Омский музей изобразительных искусств.
— Уверен, картина стала его жемчужиной! Ты, Андрей, знаешь: я живопись очень люблю, но экспертом не являюсь. И всё-таки вижу, насколько гармонично написано это полотно. Художник как будто объединяет Небо и землю.
— Виктор, ну прямо с языка снял! Я как раз хотел сказать о том, что Максим Воробьёв на своей картине «Вид Иерусалима» показывает удивительную и таинственную связь Божественного и земного. Художественно он выражает это единым для всего полотна тонально-цветовым решением. Посмотри, небо и землю окутывает одна и та же фиолетовая дымка. Сквозь неё проступают очертания города вдали и силуэты людей на переднем плане.
— Да, кстати! Человеческие фигуры очень любопытные. Пастух с овцами. Грозные турки с копьями...
— Они как бы усиливают впечатление от картины, делают его полнее, богаче. В живописи такой приём со второстепенными элементами называется «стаффаж». В середине 19 века в пейзаже он обязательно использовался.
— Ну что, Андрей, зашли мы с тобой в антикварный магазин, чтобы окунуться в старину — а побывали на Святой Земле!
— В этом нам помог замечательный русский пейзажист Максим Никифорович Воробьёв.
— И я знаю теперь, куда первым делом пойду, если окажусь в Омске!
Картину Максима Воробьёва «Вид Иерусалима» можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля
Все выпуски программы: Краски России
Константин Горбатов. «Оттепель»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
![Картина на мольберте.](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/08/Kraski-Rossii-1024x576.jpeg)
— Андрей, хорошо ты всё-таки придумал — съездить в Крым не летом, а весной. Какой красивый сейчас Севастополь! Свежая зелень, деревья в цвету. И даже здесь, в Севастопольском художественном музее, ярким весенним солнцем наполнен будто каждый уголок. А у нас в Москве только-только начинается оттепель...
— Кстати, Аллочка, «Оттепель» мы с тобою сейчас увидим!
— Наверное, на какой-нибудь картине? Я угадала?
— Да, Алла. Здесь, в музее имени Крошицкого есть замечательная работа, которая называется «Оттепель».
— Ну что ж, веди меня к этому полотну. И кто же его автор?
— Написал её художник Константин Иванович Горбатов. Вот она — посмотри, пожалуйста.
— Какая необычная, чудесная работа! Улица с домами и высоким храмом вся в фиолетовых тонах. Лужи на дороге серебрятся. Кажется, глядя на картину, я даже чувствую особенный, влажный и прохладный воздух весны, которая делает свои первые робкие шаги.
— Алла, не перестаю восхищаться тем, как тонко и поэтически ты чувствуешь живопись! Эта работа, действительно, очень лиричная, сразу видно, что мастер не просто запечатлел пейзаж, но и передал зрителям глубину собственных ощущений, которые испытывал во время письма.
— В картине определённо чувствуется взволнованное ожидание. Да и сам сюжет — ранняя весна — это всегда символ начала чего-то нового.
— Константин Горбатов написал «Оттепель» в 1910-м, за год до окончания Императорской Академии художеств. Возможно, в этом полотне он сосредоточил переживания, связанные с поисками собственного творческого пути. Ведь к призванию художника он пришёл не сразу.
— Неужели? А чем же он занимался до этого?
— Сначала он учился техническому рисованию — это, по сути, раздел черчения. Окончил Рижский Политехнический институт, потом поступил в Академию художеств, но — на архитектурный факультет. И только через год, в 1905-м, перевёлся на живописное отделение Высшего художественного училища.
— А знаешь, Андрей... Мне кажется, видно, что картину создавал человек, разбирающийся в архитектуре. Посмотри, какие чёткие линии у зданий, как мастерски передано пространство, перспектива.
— Да, пожалуй! Можно сказать, что на полотне «Оттепель» Константин Иванович Горбатов проявил себя и как физик, и как лирик... Вообще, он ведь был мастером именно городского пейзажа. Особенно любил русский Север. Много рисовал Псков, Великий Новгород, Вологду.
— Интересно, а какой город он изобразил на этом полотне?
— Петербург. Это Тверская улица. Обрати внимание на храм —старообрядческую церковь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Её построили в 1906-м. А через 4 года живописец запечатлел её на своей картине. И теперь мы можем увидеть, какой она когда-то была.
— Надо думать, храм пострадал в богоборческие времена?
— В советские годы в здании церкви располагался завод. Для его нужд к фасаду пристроили лифтовую шахту, прорубили новые окна. В 2000-е храм отреставрировали. И надо сказать, что его современный облик весьма похож на тот, что мы видим на картине «Оттепель».
— Андрей, это поразительно, но на картине видно... воздух! Посмотри только, он словно мерцает. И эта дорога с подтаявшим снегом тоже переливается удивительными красками — фиолетовыми, синими. Сгущается вечер. Тепло светятся окошки в домах. Куда-то спешат прохожие — может быть, в храм...
— Интересно, что сначала Константин Горбатов назвал этот пейзаж «Сумерки». Но потом изменил на «Оттепель».
— И правильно! Ведь «Оттепель» — это надежда на лучшее, на то, что впереди будут светлые дни. И пусть пока ещё холодно, тепло наступит уже совсем скоро.
— Давай, Аллочка, увезём потрясающее настроение, которое дарит эта картина, с собой, в нашу московскую оттепель!
Картину Константина Горбатова «Оттепель» можно увидеть в Севастопольском художественном музее имени Михаила Крошицкого.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как понять выражение «относиться к врагам по-христиански»? И как найти в себе силы для такого отношения? Ответ на этот вопрос можем увидеть в отрывке из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», — говорит апостол Павел своему ученику Тимофею. Согласитесь, звучит не очень обнадеживающе. Но в каком-то смысле это закон нашей жизни. Человек может рассчитывать на поддержку со стороны окружающих, если он играет по тем правилам, которые приняты в обществе. В этом смысле первые христиане были обречены на неприязнь и даже злобу тех, с кем они жили. Ведь мир был языческим. И многое из того, что было нормой для обывателя, для последователя Спасителя являлось просто недопустимым. Яркий пример — участие в языческих ритуалах, которые пронизывали жизнь человека Античности, а также разного рода зрелища и увеселения. Христиане отказывались это делать. За то и страдали. И об этом до апостола Павла говорил ещё Сам Господь в Евангелии: «Если Меня гнали, будут гнать и вас... будете ненавидимы всеми за имя Моё».
Кто-то увидит в этом приговор или даже проклятие. Вот, дескать, стал христианином в надежде на спокойную жизнь, на защиту от Бога, на решение всех проблем, а тут, оказывается, проблем стало ещё больше. Однако в словах апостола Павла мы не чувствуем безысходности. Он говорит о том, что всё претерпел, и в конечном итоге Господь его от всего избавил. Ещё одно странное заявление, учитывая то, что Павел закончил свою жизнь мученически. До конца своих дней он был гоним, терпел лишения, и, в конце концов, был обезглавлен. Конечно, его слова об избавлении можно понимать как слова поддержки Тимофею. Дескать, есть в жизни полоса белая, полоса чёрная. Я многое претерпел, и каждый раз Господь избавлял меня от напастей. И в будущем избавит. Поэтому и ты не унывай. Однако есть в словах Павла и более глубокий, непреходящий смысл. Он будет полезен и для нас.
Любую конфликтную ситуацию, в которой лично я испытываю страдания, христианская традиция рассматривает как возможность исполнить заповедь Христову о прощении недругам. Раз за разом мы можем понуждать себя вкладывать ту энергию боли, которая пронзает наше сердце, не в сопротивление и противостояние, не в самооправдания и обвинения, но в слова молитвы к Богу. В этой молитве мы просим для себя терпения и душевного покоя. Но самое важное, мы просим за своего обидчика. Мы молим Бога дать ему то самое лучшее, что он сам мог бы себе пожелать. Или как советовал на этот счёт преподобный Паисий Святогорец: «Дай ему, Господи, достигнуть меры святости его святого покровителя».
Это и есть христианское отношение к врагам. Да, процесс болезненный и во многом неприятный. Но именно такое понуждение себя открывает наше сердце для Бога. Именно за эту внутреннюю работу, как говорит преподобный Марк Подвижник, «благодать, сокровенно данная нам при святом крещении, будет действовать в нас уже не скрыто, но ощутимо для нашего сознания и чувства». Причём чем глубже нанесенная нам рана, чем сильнее обида, которую мы пытаемся преодолеть, тем больше мира и покоя может войти в сердце. А потому наши самые злые супостаты — это в то же время и наша самая большая возможность примириться с Творцом.
Вот что позволяло апостолу Павлу пройти свой путь достойно до конца и среди людской злобы говорить, что Бог избавил Его от всех напастей. Апостол ощущал в душе мир и покой. Он не смотрел на обидчиков взглядом загнанного в угол животного, которое огрызается и трясется от страха. Он смотрел на них глазами любящего отца, который молится за своих детей. Он видел в них всего лишь малых, неразумных, злых подростков, которые делают больно окружающим от собственной боли, потому что сами страдают. Согласитесь, это совсем иное отношение к жизни. Апостол не ощущает себя жертвой обстоятельств, он не чувствует себя вселенским страдальцем. В нём совершается сила, на которой держится жизнь. Такую силу апостол предлагает обрести и нам. Всё, что от нас требуется, — просто решимость начать молиться за своих обидчиков Христу Спасителю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов