«Неделя 19-я по Пятидесятнице». Прот. Дионисий Крюков - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Неделя 19-я по Пятидесятнице». Прот. Дионисий Крюков

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храмов Михаила Архангела в Пущино и Рождества Богородицы в Подмоклово протоиерей Дионисий Крюков.

Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое также празднуется память святых отцов VII Вселенского собора, о памяти святых преподобного Амвросия Оптинского и мученика Лонгина Сотника, о Соборе преподобных Оптинских старцев, а также о празднике в честь Иверской иконы Божией Матери.

«Седмица» - 22.10.2022

Ведущая: Марина Борисова

Гость: протоиерей Дионисий Крюков

Марина Борисова:

- Добрый вечер, дорогие друзья. С вами Марина Борисова. В эфире радио «Вера» программа «Седмица, в которой мы каждую неделю по субботам говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Сегодня мой гость настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Здравствуйте, дорогие друзья.

Марина Борисова:

- С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в 19-е воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей неделе. И, как всегда, мы стараемся понять смысл наступающего воскресного дня, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Прежде чем обратиться непосредственно к отрывку из Второго послания апостола Павла к коринфянам из 11-й главы, стих 31-й, и заканчивается этот отрывок в 12-й главе стихом 9-м, мне хотелось бы напомнить нам самим, друг другу и нашим радиослушателям, почему вообще апостол Павел написал это Второе послание. В этом отрывке он то хвалит себя, то себя обличает. Почему апостолу, который, казалось бы, меньше всего должен говорить о самом себе, пришлось постоянно обращаться к собственному опыту в письмах к христианам из первых христианских общин, почему ему необходимо было демонстрировать себя в качестве наглядного пособия?

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Есть объяснение этому чисто историческое и есть психологическое. Начнем с простого, с исторического. Апостол Павел собирался пойти в Коринф, в котором, он слышал, возникают всякие нестроения, как в вероучительной жизни, так и в нравственности. Он написал свое Первое послание и отправил его с апостолом Титом. Сказал, что в ближайшее время он туда придет. Но со временем обстоятельства изменились, потому что в Эфесе из-за восстания Дмитрия среброковача его планы полностью поменялись. И эта несостыковка прежних планов и реальных вызвала в Коринфе обсуждение и обвинение в том, что он меняет свои слова, и что человек не держит своего слова. Так как всегда учить кого-либо и чему-либо связано с тем, что это значит настаивать на своем авторитете, а против авторитета, как мы знаем, часто возникает желание ему противоречить, нашлись люди, которые стали говорить, что не стоит вообще на него обращать внимание, человек он недостойный.

Марина Борисова:

- И вообще своих слов не держит, собирался не пришел, подозрительная личность.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Подозрительная личность, слова его грозны, а когда придет что-то промямлит, перефразируя то, что сам апостол Павел в дальнейшем цитировал. Апостол Павел поэтому пишет Второе послание к коринфянам. После того, как он узнал от Тита, что его Первое послание возымело действие, чему он был очень рад. Для меня очень важна сама по себе личность апостола Павла, потому что это то, к чему мы не привыкли в нашей обыденной жизни. Апостол Павел всегда, не только в этом послании, но во всех своих посланиях действует, не настаивая на своем авторитете. Он не авторитарный правитель, он не требует безусловного подчинения. Его педагогические принципы, мне кажется, надо изучать всем христианским родителям, всем педагогам, всем священникам отдельно. Поразительно, насколько мы часто действуем ровно в противоположном ключе, хотя перед нами такой пример с удивительными достижениями.

Марина Борисова:

- Этот отрывок еще заставляет по-другому воспринять самого апостола. Он начинает с того, что он рассказывает о собственном опыте как бы в третьем лице. Мол, знаю такого человека во Христе, который 14 лет назад, то ли в теле, то ли вне тела, был восхищен до третьего Неба. Вот он рассказывает об этом опыте созерцания райской жизни как бы с кем-то…

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Случившимся.

Марина Борисова:

- …случившимся. И дальше он говорит: «Собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину». И дальше он говорит: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Заканчивается этот отрывок хорошо известным, разобранным в качестве цитаты изречением апостола Павла: «Сила Моя совершается в немощи». Поэтому мы представляем, о чем идет речь. Но не кажется ли вам, здесь много театрального? Риторический прием, вот я знаю одного человека, а я вот такой бедный, несчастный, сирый и убогий. Нет ли здесь преувеличенной риторической игры?

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Никогда не смотрел на это с данной стороны. Но попробую порассуждать. Во-первых, сразу скажем, чтобы наши слушатели понимали, человек, которого знает апостол Павел, он говорит про самого себя в третьем лице, специально так, чтобы не сказать: вы знаете, вы мне не доверяете, а я ведь между прочим в раю уже побывал. Мне кажется, что это было бы намного более отталкивающе. Он намекает, хотите верьте, хотите не верьте. Может быть, вам покажется, что это вовсе даже и не я. Хотя он говорит, что этим человеком он мог бы похвалиться, а собой он хвалиться не будет. Вот этот его прием, мне кажется, показывает, какая сложная задача есть у апостола Павла. С одной стороны, он должен настоять, научить, вразумить, даже где-то исправить и поругать. Но с другой стороны, он не хочет это делать привычными действиями, он не хочет сказать: слушайте меня, потому что я начальник. Он отказывался в других местах, например, от того, чтобы его содержали, он говорит: я не буду жить за ваш счет, чтобы вы не думали, что я только лишь хочу вашего, только хочу иметь чисто финансовый достаток. Он часто очень оправдывается, объясняет мотивы своего поведения. Какой из нас начальник будет рассказывать, что он чувствует, а тем более оправдываться. Нам кажется, что оправдания это признак слабости. Этот отрывок и показывает, что апостол Павел очень мудрый, тонкий педагог, просветитель и апостол, который старается вызвать у людей сочувствие. В первую очередь, сочувствие, основанное не на авторитете, не на страхе, не на необходимости подчиняться, а именно на родственных отношениях, что важно для церковной среды, и не всегда это нам хватает.

Марина Борисова:

- Как говорил Федор Михайлович Достоевский устами великого инквизитора в «Братьях Карамазовых»: «На вере, чуде и авторитете созидается совсем не Божий мир, а противоположный». Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Луки из 7-й главы, стихи с 11-го по 16-й. Достаточно хорошо известная евангельская история о том, как Спаситель пошел в город под названием Наин, и ему навстречу двинулась похоронная процессия, вдова, жительница этого города, хоронила своего единственного сына. Господь сжалился над ней, причем, здесь удивительный нюанс, она Его даже ни о чем не просила. Если Иаир просил исцелить дочь, то вдова просто попалась навстречу, и Господь сказал: «Юноша, тебе говорю, встань». Удивительно много написано всевозможными богословами толкований этого места. Мне кажется, что каждый толкователь как поворачивает волшебный кристалл, и каждый раз заставляет нас взглянуть на эту Евангельскую сцену с разных позиций, с разных точек зрения, увидеть немножко то, что мы не видели раньше в этом во всем. Например, часто цитируемый и очень мной любимый и уважаемый, светлая ему память, протоиерей Вячеслав Резников заметил в этом, что идут навстречу друг другу две процессии. Идет Господь, за ним ученики, и идет мертвый, идет смерть, и в какой-то точке они встречаются.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Встречаются смерть и Жизнь, действительно.

Марина Борисова:

- И вот этот удивительный момент, когда Господь побеждает смерть еще до Своего Воскресения, то есть наглядно.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Да. Здесь, на мой взгляд, есть несколько моментов, на которые стоило бы обратить наше внимание. Во-первых, хочется сказать, почему эта вдова не попросила Господа? Потому что ей это даже в голову не пришло. Иаир просил, но он просил об исцелении умирающей. Лазарь тоже ни о чем не просил. Это еще один, третий случай, когда Иисус еще до Своего Воскресения кого-либо воскрешает. Туда шел Христос, чтобы явить Свою силу, Свою любовь, и Свое Божество – я имею в виду к Лазарю. А здесь история, которая в сознании всех людей, там присутствующих, обязательно воскрешает в уме историю всем известную про пророка Илию, потому что именно прок Илия уже воскрешал сына вдовы. И здесь происходит то же самое. Не случайно в конце люди прославили: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой», - сказали окружающие, потому что они, безусловно в Нем признали пророка, они в Нем признали человека, равного Илие. Но в перспективе всего Евангелия, всего Нового Завета это, конечно, предзнаменование того, что Христос побеждает любую смерть. Причем, побеждает не как пророк Илия, который силой Божией это творит, а эта сила Божия в Нем Самом и присутствует. И в даном случае это предзнаменование того, что Сам Христос воскреснет на Кресте.

Марина Борисова:

- Отец Вячеслав в своей проповеди отмечает еще один момент, на который мы редко обращаем внимание, Господь, прежде чем воскресить сына этой женщины, говорит ей: «Не плачь». Парадокс в том, что Он же перед этим говорил: «Блаженны плачущие». Дальше отец Вячеслав напоминает историю пророка Давида, у которого, когда заболел ребенок, он плакал, молил, он был воплощенное отчаяние. Но когда ребенок умер, он почему-то вдруг успокоился. Рассуждая об этом, слуги сказали ему: «Что значит, что ты так поступаешь, когда дитя было еще живо, ты постился и плакал, а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?» Давид отвечает: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал, кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо, а теперь оно умерло, зачем же мне поститься, разве я могу возвратить его, я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне». Почему вспоминает об этом отец Вячеслав? Он говорит о том, что «если мы хотим участвовать в грядущем воскресении мертвых и принять воскресшими наших родных и близких, то, расставаясь с ними на время, мы должны хоть в какой-то мере услышать это властное “не плачь”, сказанное Нашим Господом Иисусом Христом, владычествующем над живыми и мертвыми». Я думаю, что эта мысль очень актуальна, особенно в те времена, когда происходят какие-то события, от нас не зависящие и иногда приносящие в нашу жизнь трагическую ноту. Мне кажется это очень важный момент, о котором надо помнить.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Безусловно. Слезам особенно не прикажешь. Я думаю, что Христос говорит о том, что настройся на другой лад. Настройся на то, что есть перспектива иная, чем то, чем мы сейчас себя пугаем, и, может быть, даже то, что мы сейчас видим; что над тем, в чем мы сейчас находимся, есть и другое измерение, другая жизнь, другая цель. И в общем-то, христиане и призваны жить этой самой высокой целью, стремиться к небу.

Марина Борисова:

- Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. У нас как воскресенье начинается с памяти преподобного Амвросия Оптинского, так и продолжается собором преподобных Оптинских старцев 24 в понедельник. Оптина Пустынь это абсолютно уникальное не только для Русской Церкви, но и вообще для русской истории и русской культуры явление. И, к сожалению, мне кажется, слишком фрагментарно мы о нем говорим. Как правило, об Амвросии Оптинском мы знаем, потому что многие классики русской литературы оставили какие-то отзывы, воспоминания о потрясшем их общении с этим старцем. Но при этом мы как-то совершенно упускаем из виду, что старцев-то там был целый сонм. И если бы их не было там так много и если бы они друг другу не помогали и друг друга не поддерживали, наверное, не получилось бы такого удивительного явления как Оптина Пустынь. Потому что один старец это замечательно. Если в какой-то исторический период настоятель, тоже святой человек, и поддерживает старца, это ситуация, о которой можно только мечтать. Но здесь на протяжении практически ста лет это была теплица, по-другому не скажешь. Это все-таки 19-й век, очень сложное время для монастыря. Для аскезы трудно себе представить, насколько не подходящее время. А если представить себе, что этот монастырь, в силу того, что занимался просветительской деятельностью, привлекал к себе представителей интеллигенции, которые готовы были сотрудничать с ним в популяризации святоотеческой литературы, он привлекал к себе колоссальное количество народа, который только осложнял жизнь старцев, если так уж говорить. Люди были из Петербурга, из Москвы, из других университетских центров, проникнутые всевозможными революционными идеями, с мятущимися душами, совсем не похожими на Египетскую пустыню, куда убегали первые монахи.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Не случайно Лев Толстой именно туда пошел для того, чтобы спорить о своем понимании христианства, и возвращался туда неоднократно.

Марина Борисова:

- Началось все с непосредственных учеников преподобного Паисия Величковского. Я думаю, многие из нас помнят этого великого старца, по крайней мере, многие радиослушатели хотя бы слышали его имя. Это человек, который, казалось бы, в совершенно выжженной пустыни 18-го века, уж настолько секулярной, уж настолько почти изничтожившей на Руси монашество... Он, правда, начал не с России. После того, как на Афоне он занялся переводом «Добротолюбия» и потом продолжил свое служение уже в Молдавии... Но у него были ученики, которые его возрожденное учение древних исихастов афонских, делателей Иисусовой молитвы, подвижников, аскетов эту школу принесли в Россию и нашли там удивительных учеников. Первым старцем Оптиной Пустыни стал старец Лев, который был непосредственным учеником Паисия Величковского. Помогал ему в этом преподобный Макарий, который был учеником…

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Ученика.

Марина Борисова:

- Учеником ученика. Но если бы рядом со старцем Львом не было старца Макария, который собственно своими руками и создал этот монастырь… Он к тому моменту уже развалился, там на крыше церкви березы выросли, речь шла о том, что в нем настолько мало монахов осталось, что надо бы его вообще закрыть. И вот с этих двух людей началось это удивительнее явление Оптиной Пустыни.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Мне кажется, что мы должны понимать, что старчество Оптинское это не просто служение людям. У всех этих людей был глубокий собственный монашеский опыт, опыт внутренней аскезы, опыт Иисусовой молитвы, опыт соответствия тем советам, которые в сокровищнице монашеской письменности сохранились. То есть у нас под Козельском фактически возродилась древняя Византийская, Афонская практика монашества, не просто как жизнь совместная и совместное хозяйствование, а именно духовная жизнь. Старчество это уже проявление этого.

Марина Борисова:

- Собственно преподобный Моисей, которого прислали, чтобы он при этом монастыре организовал скит, а получилось так, что он стал настоятелем монастыря, а его брат, который вместе с ним приехал, преподобный Антоний, стал скитоначальником. Они, эти два брата создали ту атмосферу, которая позволила в скиту расцвести феномену старчества.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Что они возродили? Они возродили интерес к монашеской литературе. Они не просто сами читали и этому пытались соответствовать, но и типографию организовали, и при преподобном Моисее было издано 16 томов святоотеческой литературы. И в дальнейшем издательство Оптиной Пустыни было одно из наиболее крупных и важных издательств духовной литературы в дореволюционной России.

Марина Борисова:

- Это было очень важно, потому что представить себе, что такое интеллигенция начала 19-го века, для этого достаточно открыть «Войну и мир» Толстого и прочитать первые несколько страниц. Где, если вы не учили французский язык, вам придется внизу страницы под черточкой читать перевод, потому что естественное состояние просвещенного человека 19-го века это иноязычное стояние. Он и Евангелие-то читал по-французски. И представить себе, что для этих людей было в переводе русском получить «Добротолюбие», это революция сознания. Почему к преподобному Макарию приехали братья Киреевские? Казалось бы, абсолютно, где интеллигенция университетская, и где Козельская глушь и какая-то Пустынь. Что такое пустынь, объяснить человеку в 19-м веке?

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Это те люди, которые зародили основы Оптинской духовной жизни. И дальше, что немаловажно, у всех в этой среде общим голосованием в дальнейшем выбиралась целая череда и преемственность.

Марина Борисова:

- Но эти люди, там было из кого выбирать. Старцы, которые жили в скиту, брали к себе келейников, молодых послушников.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Преподобный Илларион, например, был келейником у Макария 20 лет, и перед смертью старец Макарий благословил Иллариона принять на себя подвиг старчества, а через три года он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Преподобный Амвросий, наверное, самый знаменитый…

Марина Борисова:

- И тоже ученик старцев Льва и Макария.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- То есть это не просто какое-то персональное откровение, это именно ученичество, которое человек, будучи келейником, послушником, учеником, воспринимает в течение долгих лет, а в дальнейшем может это передавать и дальше, и этим самым служить народу.

Марина Борисова:

- Так же как преподобный Амвросий практически вырастил преподобного Анатолия (Зерцалова), который после его кончины его сменил.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Он исцелился от чахотки, пришел в Оптину просто по обету, потому что захотел отдать свою жизнь Богу. В 1874 году он принял должность скитоначальника, и ему же, умирая, преподобный Амвросий поручил духовное руководство Шамординской обителью.

Марина Борисова:

- А это очень важно, потому что это его детище. Это так же как Дивеево для Серафима Саровского, это то, что буквально он родил, и до последнего пестовал Шамордино. Для него было очень важно, кому он передаст руководство Шамордино.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- При этом при всем преподобный Анатолий был человеком очень сочувствующим. Конечно, старчество это не от головы, это не просто человек, как медиум, сидит и ждет, что ему Бог сверху скажет, чтобы он передал. Он чужое горе воспринимал так близко, что у него самого начинала болеть голова и сердце, когда он принимал, слушал, давал советы, утешал приходящих к нему людей. Так же и преподобный Исаакий Первый, был еще Исаакий, пришел в Оптину уже зрелым человеком в 37 лет, поступил послушником к старцу Макарию. Опять же видим преемство и ученичество.

Марина Борисова:

- Еще один, нами забытый, но если почитать воспоминания 19-го века, того же Сергия (Нилуса), очень много говорится о старце Иосифе. Он, по крайней мере у современников, был не менее знаменит и популярен, чем старец Амвросий. А мы о нем почти ничего не знаем, потому что мы, как говорил классик, ленивы и нелюбопытны.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- О преподобном Варсонофии мы слышали, потому что это тот человек, который круто поменял свою жизнь. У него была блестящая карьера на воинской службе, причем в 46 лет он решил, что станем монахом, будучи уже полковником. Он просто прочитал о старце Амвросии, решил приехать к нему, тот сказал, что через два года он к нему приедет и станет его учеником, как и случилось.

Марина Борисова:

- Завершает историю Оптинского старчества удивительные, на мой взгляд, три человека. Это преподобный Нектарий, ученик старцев Анатолия (Зерцалова) и старца Амвросия, который помимо всего прочего нес подвиг юродства. И после того, как его чуть не посадили в тюрьму, и чудом его духовным чадам удалось после революции его вырвать из застенков, и он доживал в глухой деревни свой век. Преподобный Никон, который был последним избранным старцем в Оптиной и который потом, уже после того, как всех из Оптиной выгнали, прошел колоссальный путь, окормляя тех, кого еще можно было, кто нуждался в Оптинском слове, Оптинском окормлении духовном. Мы сказали, что был Исаакий Первый, преподобный Исаакий священномученик это был последний из Оптинских старцев, который закончил в 37-м году на новомученической Голгофе свою жизнь. Оптина это удивительный кладезь, мы как правило ограничиваемся только крохами знания сверху об этом сокровище. И если мы убедили наших радиослушателей, я думаю, они откроют для себя там удивительные глубины. Вы слушаете программу «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. Мы ненадолго прервемся. Вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

- Продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. Следующая неделя какая-то вся объединенная. Начинаешь говорить об одном поводе, а он сразу как нитку за иголкой тянет следующий. У нас на этой неделе будет память отцов Седьмого Вселенского Собора в воскресенье, это Собор, который восстановил иконопочитание, на это же неделе 26 октября у нас праздник в честь Иверской иконы Божией Матери, которая с этим событием связана самим своим изображением. Но начнем все-таки с истории Седьмого Вселенского Собора. Вообще, что такое случилось с православной Византией? Что ж они вдруг ополчились на иконы? Если начинаешь читать церковную историю, понимаешь, что к вероисповедническим вопросам это имело опосредованное отношение. Там голая политика.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Скажем совершенно в общих чертах, что отцы Седьмого Вселенского Собора сформулировали. Казалось бы, и до сих мы можем это услышать из уст людей, склонных к протестантскому мировоззрению, что Бога изображать нельзя, потому что Бог невидим. Отцы Седьмого Вселенского Собора объединили логическую цепь, что если Христос это Бог и Христа видели, то и изображения Его тоже могут существовать, и соответственно, правильно их почитать. Но другое дело, каким образом их почитать. Оказывается, что здесь огромное значение, как это часто бывает в истории, сыграла политика.

Марина Борисова:

- Начнем с того, что уж очень много эти самые священники о себе возомнили, и политики решили их немножечко поприжать, и использовать разное отношение к почитанию икон – милое дело. В церковной истории и в светской истории это столько раз случалось. Вспомнить даже, с чего начинался раскол старообрядчества у нас в 17-м веке. Собственно говоря, с таких же подробностей, сейчас даже трудно это себе представить, но был период в Русской Церкви, когда люди на службу ходили со своими иконами. Ставили их там на подоконники, и в течение службы с персональной своей иконой, ей я и молюсь. Всякое бывало и всякие бывали перегибы, и относились святые отцы к этому тоже по-разному.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Да.

Марина Борисова:

- Были случаи, когда они обличали чрезмерное поклонение иконам, а были случаи, когда они за это и хвалили, потому что это свидетельствовало о том, что человек действительно всерьез относится к своим вероисповедническим вопросам.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Например, Серен, епископ Марсельский в 598 году, видя, что его паства уже буквально обожествляет иконы, сорвал их и выбросил из церкви, чем произвел в народе большой соблазн. Но когда весть об этом дошла до Папы Григория Великого, он направил Серену послание, в котором похвалил его за ревность, хотя и не по разуму, но потребовал утишить соблазн, произведенный в пастве, вернуть в храм иконы, которые даны неграмотным людям вместо книги, и объяснить народу, как следует правильно их чествовать. Святой Федор Студит не осудил, а даже похвалил за ревность одного вельможу, который избрал икону Великомученика Димитрия крестным отцом своему сыну. Казалось бы разные позиции. В почитании икон бывают перегибы. Та Петровская реформа благочестия, которая была предпринята в начале 18-го века, тоже была спровоцирована чрезмерным в некоторых случаях почитанием, особенно резных, изображений. И все-таки иконы как таковые являются неотъемлемой частью нашего православного создания нашей жизни, только мы должны найти этому почитанию правильное место в нашей жизни. Я знаю о случаях, это описано в русской литературе, когда в деревнях люди грешили, но для того, чтобы Бог их не видел, иконы отворачивались задней стороной от совершающих грех. Понятно, что Бог везде присутствует и все видит, поэтому икона не является глазами Бога. Я как священник знаю, и даже в моем храме с таким столкнулся, люди суеверные приходят и соскребают буквально с икон частицы краски для того, чтобы лечить ими свои больные месса. Казалось бы, такие дикие моменты давным-давно должны были уйти в прошлое, но они живучи до сего момента.

Марина Борисова:

- Если бы все сводилось только к спорам о восприятии каких-то изображений, все бы ничего. Там же дошло до смертоубийства. Например, преподобного Андрея Критского вообще замучили за это. А Иоанна Дамаскина предали анафеме. Там такие страсти кипели, а кипели-то они не из-за непосредственно спора, можно или нельзя изображать священные предметы и как к этому относиться. Там была абсолютно голая политика, потому что надо было всеми силами из политического процесса выдавить клириков. И это продолжалось до Вселенского Собора, 60 лет. Там за эти 60 лет монашество почти под корень извели, их заставляли переодеваться в светское платье, их заставляли жениться, что только с ними ни делали, с этими несчастными монахами. Казалось бы, благочестивая Византия.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Тем не менее, в любой формации, в любом государстве бывают свои периоды, когда возникают какие-то перегибы в духовной жизни, и этими перегибами пользуются как поводами для того, чтобы решать совсем иные задачи, совершенно не духовного плана.

Марина Борисова:

- Эти задачи недуховного плана удивительно живучи. После Седьмого Вселенского Собора еще почти 60 лет кипели страсти, периодически возобновлялись гонения. Иверская икона Божией Матери тому наглядное подтверждение. Потому что рана на лике Пресвятой Богородицы - это след от копья, которым должны были разбить эту икону иконоборцы.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Предание говорит о том, что эта икона хранилась у вдовы в Никее - богатый Малоазиатский город. После того как копьем пробитая икона была выкуплена хозяйкой у воинов, она ее решила пустить по воде, и эта икона в конце концов приплыла к берегам Афонского полуострова и там заняла свое почетное место в Иверском монастыре, который был основан выходцами из Грузии.

Марина Борисова:

- Мы должны быть благодарны будущему патриарху Никону, он тогда был еще архимандритом Новоспасского монастыря, который попросил прислать список этой иконы в Москву.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Встречали этот список торжественно, сам царь вышел навстречу. Мало того, в тех местах, в которых эта икона по дороге останавливалась, до сих пор существуют часовни. Если вы по этой дороге на Крым увидите сохранившиеся часовни, я такие знаю, это как раз с тех самых времен они остались.

Марина Борисова:

- Но мы счастливые люди, мы можем сказать, что знаем, где находятся Воскресенские ворота, около которых встречали икону, мы знаем, где она та самая Иверская часовня, без которой, не приложившись к ней, люди не входили на Красную площадь.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Самое главное, что мы теперь можем этой Иверской иконе поклониться в Новодевичьем монастыре.

Марина Борисова:

- Да, та самая, которая была у Воскресенских ворот, потом была передана в запасники Исторического музея, и, слава Богу, теперь она обрела свое место в Новодевичьем монастыре. На самом деле это логично, какое-то время она хранилась в царской семье, и последний царственный владелец этой иконы была царевна Софья, закончившая свои дни в этом монастыре. Но Иверская, конечно, для русского и особенно московского сознания уникальна, настолько отношение к ней пропитало все творчество даже таких практически неверующих людей, как Марина Цветаева, которая посвятила ей совершенно проникновеннейшие свои строки в цикле стихов о Москве. Мимо этого явления пройти спокойно не могли русские люди, несмотря на их убеждения, на их веру или неверие. Это важно, потому что как Господь на нас воздействует, нам понять не дано. Как все наши разумные рассуждения разбиваются о практику. Если надо до сердца достучаться, Господь достучится. А уж с помощью икон, с помощью слова, с помощью книги, иногда случайной встречи, совершенно не имеющего отношения к церкви человеку.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Для меня лично рана, которую я вижу на изображении Пресвятой Богородицы на Иверской иконе, в какой-то степени является продолжением той самой раны, о которой говорил Симеон Богоприимец: «Тебе Самой душу оружие пройдет». Я всегда вспоминаю, что Богородица сопереживает не только Своему Сыну, но и всем людям, потому что каждый из нас Ее Сына распинает в своей душе, когда грешит. Поэтому смотря на эту икону, я думаю, в том числе, и о собственных грехах и о том, какую боль мы Ей приносим.

Марина Борисова:

- В эфире радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. Очень интересный повод для размышлений дает нам следующая неделя. 29 октября мы будем вспоминать мученика Лонгина сотника, фигура абсолютно уникальная, потому что он командовал казнью Спасителя. Куда уж хуже, как говорится. Если кому-то из наших радиослушателей посчастливилось побывать в храме гроба Господня в Иерусалиме, вы наверняка видели предел, посвященный этому человеку. Какой путь прошла душа отдельно взятого солдата Римской империи от человека, казнившего Христа, до человека, который удостоился быть поминаемым непосредственно в том месте, где поминают исключительно Спасителя?

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Надо сказать, что Евангелие не донесло до нас имени этого сотника, который командовал, судя по всему, и стоял рядом со Спасителем, когда Он был распят между двумя другими разбойниками, распятыми по правую и по левую стороны от Спасителя. Имя его известно лишь только из апокрифов и из предания.

Марина Борисова:

- Предание мы почитаем.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Почитаем, да.

Марина Борисова:

- Поэтому у нас и осталось это имя.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Апокрифы не в том смысле, что это нечто недостойное, не отрицательное слово, в некоторых случаях они просто зафиксированы в некоторых доброкачественных апокрифических текстах. Но Евангелие сообщает о том, что действительно при Кресте был воин, который видел смерть и казнь Спасителя, и он своим копьем пронзил ребро уже к этому моменту умершего на Кресте Богочеловека Иисуса. Причем, это был очень профессиональный удар. Многие могут не понять, зачем это нужно было, и от этого ли удара умер Спаситель? Для многих это может оказаться неким важным и новым сведением. К тому моменту, когда Лонгин захотел сделать этот удар, Христос уже умер. Этот удар Лонгин сделал не для того, чтобы Его убить, а для того, чтобы засвидетельствовать, что Он уже умер. Таким образом Римские воины получали подтверждение смерти человека, протыкая под правым ребром, копье касалось сердца. Если человек уже к этому моменту умер, то из сердца вытекает кровь и вода. Эта вода это жидкость сердечной сумки, которая появляется тогда, когда сердце разрывается. В общем-то, это было свидетельство того, что Христос уже к этому моменту на Кресте умер.

Марина Борисова:

- По свидетельству евангелиста Марка это было не только свидетельство с помощью копья. Первым этот римский центурион сказал: «Истинно человек сей был Сын Божий», еще ничего не зная ни про христианство, ни про учение, ни про что на свете, он просто констатировал то, что он увидел.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- И удивительно, что это откровение о том, что перед ним Сын Божий, произошло для него, хотя еще Христос не воскрес. Самым главным основанием Божественности Спасителя является Его Воскресение. После этого люди, которые с Ним встречались, уже не сомневались. А ведь Лонгин еще этого не знал. По преданию, говорили, что он излечился от катаракты, которая его мучила какое-то время. Кровь, которая брызнула на его глаза, тем самым способствовала его исцелению. Так это или нет, мы сказать точно не можем, к преданиям мы как всегда относимся с доверием, но замечаем, что Евангелие нам этого материала не дает. Но свидетельство евангелиста Марка вызывает серьезное внимание, что Лонгин уверовал рядом с умершим Христом.

Марина Борисова:

- Помимо всего прочего, нужно было обладать недюжинным мужеством, не будучи ни апостолом, ни учеником, ни приближенным, ни даже посвященным в учение Спасителя, отказаться от завуалированного, но в принципе приказа начальства, он же отказался свидетельствовать, что это ученики украли тело Спасителя из Гроба. Казалось бы, ты римский офицер, какое тебе дело, делят чего иудеи странные, и на здоровье, пускай делят. По-видимому, происходившее в его душе в тот момент было настолько серьезно, что для него было принципиально. Он не свидетельствовал о том, что Христос Воскрес, но он отказался помогать тем, кто хотел сразу окутать это событие сетью лжи.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- По Преданию известно, что он принял крещение от апостолов вскоре после Воскресения Христова, и в 58 году в Кесарии Каппадокийской был убит, он сам происходил из Кесарии Каппадокийской. При этом при всем интересный момент: имя Лонгин, которое, как я уже сказал, Евангелие нам не доносит, является переводом слова «копье». С этим святым, с этим действующим лицом евангельской истории связана и история святыни, которая имела огромное значение для средневековой и не только средневековой Европы.

Марина Борисова:

- С копьем это вообще целый исторический детектив, потому что их по меньшей мере шесть можно сейчас насчитать.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Да, шесть.

Марина Борисова:

- И все они как почитаемые святыни до сих пор хранятся.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- Вопрос для нас не такой и простой, как относиться к разным святыням, какую из них выбирать, и как такое вообще могло случиться. Понятно, что происходит сильная сакрализация какого-то предмета ради особенного его почитания.

Марина Борисова:

- Надо отдать должное крестоносцам, они постарались. Поскольку они старались везде, где только можно, красть эти священные предметы, и в какой-то момент в Европе сложился целый – как есть рынок антиквариата, так в Европе средневековой сложился рынок святынь. Чего они только не понапривезли из своих крестовых походов, поэтому удивляться тут нечему, можно удивляться, что этих копий только шесть.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- С другой стороны, наверняка были люди нравственно нечистоплотные, которые выдавали обычные предметы за святые, но хотел бы отчасти и реабилитировать этот исторический процесс. Буквально на моих глазах тоже с одним копьем произошла интересная история, которую, мне кажется, очень уместно сегодня вспомнить. Как-то раз мне в храм принесли копие тоже, которое используется на литургии. Наши слушатели понимают, что на литургии готовятся проскомидии, на которой из хлеба вырезают Агнец, который в дальнейшем при молитве совершается в тело Христово. Для того чтобы вырезать Агнец используется нож в форме копия, именно как некое воспоминание о том самом копье, которым был прободен Спаситель. Мне принес один наш прихожанин это копье, оно было, и до сих пор существует, дореволюционное. Я, держа его в руках, вокруг нас стояло несколько человек, говорю: надо же, копье да, старое, интересное, наверное, таким мог бы пользоваться Иоанн Кронштадтский. Я поблагодарил, положил это все в алтаре, сложил куда надо. Какое-то время я им пользовался. Но на следующий день после этого дара ко мне стали подходить люди, которые с сиянием в глазах стали говорить: батюшка, покажите нам копье Иоанна Кронштадтского. Понимаете? Я сказал, что таким могло бы быть копье, а услышалось, что точно совершенно копье, которым пользовался Иоанн Кронштадтский. Это желание получить вещь, которая вещественным образом соприкасалась со святыми, настолько сильна в людях, что они даже слышат то, что хотят. Сегодня у нас с вами, дорогие братья и сестры, как всегда, много материала, много интересных поводов для размышления. Поэтому очень надеемся, что все, что вы слышите, в вашей душе превратится в ту плодородную открытую почву, на которой Господь произрастит много плодов.

Марина Борисова:

- Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья. До новых встреч.

Протоиерей Дионисий Крюков:

- До свиданья, дорогие друзья.

Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем