«Неделя 16-я по Пятидесятнице: Неделя перед Водвижением». Священник Стахий Колотвин  - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Неделя 16-я по Пятидесятнице: Неделя перед Водвижением». Священник Стахий Колотвин 

* Поделиться

о. Стахий Колотвин

У нас в студии был клирик храма святителя Николая в Тушине священник Стахий Колотвин.

Мы говорили о смыслах богослужения в ближайшее воскресение, о празднике Воздвижения Креста Господня и о памяти святых мучениц Людмилы Чешской, а также Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Ведущая: Марина Борисова


Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья, в эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость клирик храма святителя Николая в Тушине священник Стахий Колотвин.

Священник Стахий Колотвин:

— Добрый вечер.

Марина Борисова:

— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждёт нас в церкви завтра, в 16 воскресенье после Пятидесятницы, ещё эта неделя называется Неделя перед Воздвижением, и на наступающий неделе. Поскольку эта неделя такая у нас очень тематическая, на этой неделе у нас праздник Воздвижения Креста Господня, и воскресенье начинается с того, что помимо рядового воскресного чтения Апостольских посланий и Евангелия, исходя из которых мы по традиции стараемся в смысл наступающего воскресения вникнуть, там будет ещё особое чтение, посвященное как раз Неделе перед Воздвижением. Поэтому мы остановимся и на первой паре чтения, и на второй отдельно. Ну начнём мы с рядовых отрывков из апостольских посланий и Евангелия, положенные на 16-й воскресенья после Пятидесятницы. Мы услышим завтра на службе отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам из 6 главы, стихи с 1 по 10-й. Это не очень большой отрывок, я позволю себе его прочитать. «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,

но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,

в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны»

И завершается этот отрывок словами: «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Прежде, чем мы займёмся проникновением в смысл послания, хотелось бы понять, что такое «оружие правды в правой и левой руке».

Священник Стахий Колотвин:

— Помните, в Евангелии Господь говорит: пусть правая рука не знает, что делает левая. Когда апостолы благовествуют и пишут послания, благовествуют они прежде всего Евангелие Христово. Послания начинают появляться до того, как Евангелие было записано. Послания апостолы пишут, а первое Евангелие — от Марка, через 20 лет примерно только после вознесения Христа. Поэтому апостолы не то что дают какое-то новое благовестие, которое не давал Христос, а вот рассказывают то, что не может весь мир вместить, как говорит Иоанн Богослов, пишимых книг о Христе, той информации, тех великих чудес, тех поучений спасителя, которые апостолы устно из года в год, изо дня в день проповедовали в разных городах и сёлах. Апостолы, можно сказать, оставляют такие флажки от неверного понимания Евангелия. Потому что увы, даже если ты берёшь евангельский текст, но у тебя нет стремления приблизиться ко Христу, ты можешь взять евангельскую фразу и себя оправдать, свой грех оправдать и посчитать, что я могу к Богу приближаться параллельно и отдаляться. Вот правая рука не знает, что делает левая. Конечно, когда это Господь говорит, он говорит о том, что ты должен делать добро, и с другой стороны не гордиться, не хвалить себя. Но ведь как можно истолковать, что ты берёшь и ради доброго дела, ради проповеди христианства, ради преодоления козней иудеев, ради того, чтобы как-то облапошить язычников, левой рукой ты делаешь что-то дурное. И вот ты берёшь, ты такой же вот умный, мудрый, Господь тебя укрепил, и ты несёшь такое оружие крестное в одной руке и проповедь его евангельского благовестия, а с другой стороны: ну что же, с волками жить по-волчьи выть, поступлю как-то подло. И вот эта угроза остается понимания такой практики христианской не только во времена апостола, но и сейчас, ты думаешь, ну вот ради добра, ради того, чтобы кому-то помочь, ради того, чтобы церкви, Богу послужить, дай-ка я сделаю одной рукой что-то такое доброе, а другой даже не ради себя, не ради потакания своим страстям, ради какой-то возвышенный цели, такой макиавеллизм, тогда до Макиавелли ещё вагон и маленькая тележка времени пройдёт, там 1500 лет, но уже апостол Павел это предвосхищает. Он говорит: «я ничего не делаю дурного параллельно». Когда апостол Павел приходит, например, в Афины и говорит: «мужи афинские», и вот все мы уже вспоминаем, и как вот он ловко выразился, что у вас жертвенник неведомому богу стоит, я иду благовествовать. Это он не обманывает, он не поступает как-то подло, он просто говорит ласковые слова, чтобы люди приняли благовестие. А не строит это благовестие на обмане.

Мы же люди, которые не такие молитвенные, не такие совершенные как апостол Павел, мы тоже можем подумать: дай-ка я ради чего-то хорошего и возвышенного, а вот где-то что-то дурное сделаю, а вот правая рука даже об этом не узнает. Это будет как два потока, как иногда горные реки сливаются, одна река такая чистая, а другая такая бурная, и у них разные температуры, и поэтому они могут параллельно течь, даже есть такие фотографии, можно в интернете взглянуть. И вроде не смешиваются, вот он чистый поток протёк, а вот бурный, горный, который с другой температурой, наполненный всякими взвесями частиц, он мимо пронесётся. Нет, всё-таки в духовной жизни надо понимать, ты если на каждой службе, на каждой литургии заявляешь: «и весь живот наш Христу Богу предадим», то это не значит, что ты только половину своей жизни или 2/3, или 51%, вот, чтобы в рай попасть, а 49%, чтобы какие-то свои земные дела и интересы соблюсти. А ты должен быть вооружен вот этой истиной Христа всецело и бескомпромиссно. И тогда, конечно, Господь тебе поможет. С другой стороны, можно сказать, что да, я вот беру и правой рукой несу теперь орудие истины, а левой я вот эту всякую хитрость, подлость и какие-то интриги оставил, и вот я в проигрыше остался. Нет, надо же во вторую руку тоже истину взять. Если ты привык наполовину добродетель, наполовину грешить, и отказался от греха, это ещё полдела. Когда ты пришел на исповедь, если ты только покаялся в грехах, а не возрастаешь, не приближаешься к Богу духовно, тоже это значит, что ты наполовину простаиваешь. Поэтому если у тебя что-то в этой земной жизни не удается, хотя ты вот какого-то греха устранился, возьми, попробуй заполнить эти освободившиеся силы, освободившееся время, освободившиеся мысли стремлением к Богу и увидишь, что Господь тебя через этот земной путь жизни обязательно проведёт, «и волос с головы твоей не упадёт».

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея из 25-й главы, стихи с 14-го по 30-й. Я думаю, это для большинства наших радиослушателей известная притча о талантах. Тем, кто не помнит, могу в двух словах напомнить, что речь идёт о том, что в притче богатый хозяин, уезжая далеко, распределил свое имущество, отдав на сохранение трём рабам. Одному он дал на сохранение 10 талантов, другому 5 талантов, последнему 1 талант. И в результате первые два раба за время отсутствия господина успели отдать эти деньги в рост, как говорилось раньше, то есть каким-то образом их использовать для получения ещё большей прибыли, а тот раб, который получил на сохранение один талант, подумал, что ему дай Бог только сохранить, чтобы не получить нагоняй, но в результате получил не только нагоняй, жёсткую отповедь и суровое наказание как человек, который не понял, что от него хотел хозяин. Интерпретаций много, толкований много, мы их читаем и слушаем. Мне всегда не хватало такого вот конкретного объяснения: что же такое таланты? Потому что само слово в русском языке обросло совершенно другими коннотациями, и очень трудно бывает от них отделаться, когда думаешь об этом. И вот в проповеди протоиерея Вячеслава Резникова покойного я нашла как раз очень конкретное объяснение. Я даже позволю себе небольшой отрывок прочитать: «И в сегодняшней притче эти дары сравниваются с талантами». (Имеются в виду дары благодати Божией, которые получаются нами просто как бы без всяких наших затрат), и отец Вячеслав пишет: «Дело в том, что безгневный может быть блудником, не завистливый пьяницей, бескорыстный убийцей. Но Господь уже говорил, что нарушающий одну заповедь, нарушает весь закон. И кто об этом помнит, тот не будет уповать на то, что у него уже есть. Перед его глазами всегда будет то, чего у него нет. Про то, что есть, он как бы забывает, он как бы отдаёт это торгующим. Все это работает как бы само по себе, но то, что он приобретает трудом, терпением, молитвой, он положит к ногам Господа». Вот я в первый раз в этой проповеди поняла вообще, о чем речь идёт.

Священник Стахий Колотвин:

— Замечательно. Царствие Небесное батюшке. Он сделал акцент на том, что мы — то люди земные, и нам всегда охота что-то земное из Евангелия вынести. И таланты мы воспринимаем как какие-то денежные средства, материальные блага, унаследованную жилплощадь и так далее. И в переносном смысле, конечно, тоже, уже вошло не только в русский язык, но и в другие европейские языки, уже не как мера веса, а как тоже некая творческая одарённость, отвлечённая от духовной жизни. А здесь мы видим хорошую подсказку, что надо, как вот принцип жизни христианина, бери от жизни всё, а уж из Евангелия бери вообще все на 100%. Поэтому раз мы берём что-то для тела для нашего, что-то для души, и берём что-то для духа. Когда мы понимаем, что Господь нам дал дар какой-то добродетели, очень- очень ценный. Человек иногда из-за этого наоборот очень горюет. Он говорит: ну что же я буду такой мягкий, и люди этим пользуются, вот Господь меня таким сотворил, и я из-за этого несчастлив. Наоборот, дружище, ты мягкий, другой бы на твоем месте столько бы грехов совершил в этой ситуации и лишился бы надежды на спасение души. Потому что покаяния нет, а только вот характер бушует. А у тебя есть возможность, это тебе преимущество на пути ко спасению души. Да, при этом тебе приходится прилагать где-то больше физических сил, где-то какой-то сосредоточенности интеллектуальной, чтобы выйти из тех проблем, которые тебе вот эта мягкость твоя души дает, потому что тебе дан дар Божий, который позволяет тебе жить сейчас по законам Царствия Небесного, который внутри тебя есть, и к Царствию Небесному приближает. Соответственно по закону мира сего тебе приходится какие-то дополнительные усилия делать во вне, в каких-то своих земных делах. Ну точно так же надо понимать, что ни один человек талантом не обделён, человек, которому наоборот — дана какая-то твёрдость характера, он не может сказать: ой, вот такой у меня характер непреклонный, упорный, и даже может быть вздорный, вот меня как-то Господь обделил, другие люди добрые. Нет, здесь ты тоже можешь добру послужить. Ты можешь заступиться за того самого доброго человека, за нерешительного, за мягкого. И вы будете друг друга дополнять. Мы же в церкви спасаемся. Господь же не одного раба оставил, он оставил когорту этих рабов, которые взаимодействовали между собой. То есть мы спасаемся не в одиночку, мы спасаемся в церкви, в собрании, мы друг друга восполняем там, где у кого-то какой-то недостаток, у другого талант. И чем больше мы ближнего воспринимаем, его беды и заботы как свои собственные, тем более продуктивно мы вот эти таланты выращиваем. Конечно, вот такая в России при гигантских расстояниях, когда люди жили в различных деревушках, может быть, это ещё сложнее представить. А если мы посмотрим Святая земля, где проходят торговые пути из Азии в Африку и так далее, постоянно это. Даже самый простой крестьянин ему не нужно было на ярмарку ехать, он мог дать какое-то свое серебро, чтобы кто-то его приумножил. Поэтому ты смотришь: дан мне какой-то талант, а я им даже воспользоваться не могу. Ну какой мне толк от этого таланта? Отдай его ближним. Ты послужил ближнему, ближний твой талант приумножил, раз — Господь тебя благословил.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда, по субботам в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», с вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма святителя Николая в Тушино, священник Стахий Колотвин. И с его помощью мы, как всегда, по субботам стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Обратимся теперь к отрывкам из апостольских посланий и Евангелия, посвященных Неделе перед Воздвижением. Мы услышим завтра отрывок из Послания апостола Павла к Галатам из 6 главы, стихи с 11-го по 17-й. И отрывок этот звучит так. «Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти».

Вот мы можем вспомнить контекст, когда писались эти послания, объяснить с исторической точки зрения, с точки зрения той христианской общины конкретной, к которой были обращены эти слова, но ведь мы читаем послание апостола Павла и ищем там обращённое к нам сегодня, в 21-м веке. Вот что же для нас заключено в этих словах о желающих хвалится по плоти, которых принуждают обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за Крест Христов? Ещё бы в советские времена можно было бы понять, но сейчас?

Священник Стахий Колотвин:

— Сейчас всё-таки каждое поколение каждый момент жизни христианской и одни и те же истины новозаветные воспринимаются чуть-чуть по-разному, потому что хоть Господь и Един, Неподвижен, Основателен, и мы к Нему приближаемся, и наш суетный мир колышется как в бушующем море, и нам приходится ко Господу, можно сказать, из разных точек все время стартовать. Поэтому путь время к одной и той же цели — ко Христу — у нас чуть-чуть разный. И сейчас бы я вот эту ситуацию сравнил бы с печальной ситуацией, когда смотришь — сотни, тысячи людей крестятся. И где они? Заглядываешь в статистику одного или другого храма, и видишь, что покрестилось несколько сотен 1000 человек за год, оглядываешься, а в храме как-то народу не прибавилось. Но люди участвуют в таинстве, можно сказать, по принуждению. Почему? Вроде сами пришли. Так потому, что они живут без Христа, и в принципе, без него могли бы обходиться и жить дальше. А им говорят: нет, ну ты же русский, давай, иди крестись. Конечно, это тоже некоторый аргумент, что раз наши благочестивые предки крестились и потом старались жить по-христиански, исповедовались, причащались, участвовали в таинствах церкви, ну почему мне надо отрекаться от того, что даже мои прадедушки, прабабушки на протяжении многих поколений делали? Хороший стимул, но, если ты это только имитируешь, тоже это некоторое принуждение. Иногда прямо пожилые люди заставляют, говорят: «Идите, дети, обязательно покрестить внуков наши». Так если они их не будут водить в храм, зачем их крестить? Значит ли это, что надо отказываться от уговоров? Нет. Надо просто показать людям некоторую свободу во Христе. Сказать: давайте вот походите на беседы, съездите туда-то, пройдите катехизацию какую-то перед крещением. И если вам это понравится, вас это вдохновит, если вы решите двигаться дальше ко Христу, тогда уже крестите своих детей. Если вам это всё чуждо — не нужно. Потому что сейчас благодаря передкрещальной нормальной катехизации, многие люди с радостью воспринимают вот это его евангельское благовестие, они живут среди города, где храмы, купола, крестик на себе носят, но просто не знают, что вообще можно приблизиться ко Христу. Ой, оказывается, можно покаяться. Оказывается, это не только перед смертью надо покаяться, а можно и сейчас. Оказывается, это не только для пенсионеров, но молодой человек может стремиться к Христу. Люди открывают для себя эту радость. Поэтому тоже, что на пути к этой радости? Что на пути приближения к Богу может стать? Только вот это обрезание. Только эта погоня за формальными показателями, у кого кто больше крестился и кто вслед за этим ещё какие-то средства на приход принёс.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Иоанна из третьей главы, стихи с 13-го по 17-й. Это отрывок из знаменитой беседы Христа с Никодимом. Никодим был членом синедриона, который так же как Иосиф Аримафейский, тайно приходил поговорить со Спасителем и потом попытался выступить в его защиту в синедрионе, а когда казнь всё-таки совершилась, он помог Иосифу Аримафейскому договориться с Пилатом, чтобы получить разрешение на захоронение ела Спасителя. И в этом разговоре Христос говорит: «Никто не восходил на Небо как только Сошедший с Небес Сын Человеческий, Сущий на небесах. И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен быть вознесен Сын Человеческий, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него». Ну понятно, что для Никодима образ Моисея, который вознёс змею в пустыне, был совершенно прозрачен и очевиден. Но я полагаю, что большинству из нас сегодня он далеко не так понятен, поскольку мы не очень хорошо знаем текст Ветхого завета, я думаю нужно в двух словах напомнить, почему аналогия вот этого вознесенного медного змея, которого сделал Моисей, относится к будущему вознесению на Крест Спасителя?

Священник Стахий Колотвин:

— Весь Ветхий Завет, можно сказать, как некоторое единое пророческое действо, где маленький каждый кусочек физических поступков знаменуют то, на духовном, не на физическом, а на духовном уровне будет происходить в Новом завете. Причём в Новом завете не в смысле три года земной проповеди Спасителя, а вот от первого до второго пришествия Христа. Когда из египетского плена, из языческого рабства, из этого нечестивого выводит Моисей, и люди продолжают тем не менее служить греху, Господь посылает в наказание змей, которые приползают и начинают жалить. Что мы вспоминаем? Рай, змеи-искуситель, вспоминаем пророчество, которое было дано Еве, что будет семя Евы наступать на главу змея, а змей будет жалить в пяту. Что повелел Господь Моисею? Сделать то, что для израильтян пока ещё никакого смысла не имело, а пазл сложился вот 1500 лет спустя. Взять и вознести на некий столб металлического змея. Но змею, чтобы он как-то держался, обвивался, нужна какая-то перекладина, поэтому Моисей поставил знамя Креста, и на него водрузил этого змея. И после молитвы у этого знамени крёстного, эти все змеи рассредоточились и больше не беспокоили их. Тут можно сказать: а как же, вроде Христос — это Спаситель мира, а тут змей — это образ сатаны, почему он там, на кресте? А тут нам как раз помогают песнопения Страстной седмицы, когда мы говорим, Господь в раю пригвоздил дерзновенный Адамов грех. Господь распинается, нельзя распинать Бога, Бог чужд страданиям, Господь распинает грехи рода человеческого. Господь, абсолютно безгрешный, берет вот это всё семя змея, берет этой семя тли в наших душах, берет всю греховность рода человеческого и пронзается, и погибает грех, а Бог воскресает, поэтому точно также мы видим, что змей на этом кресте показывает, кто остается в прошлом, Ветхом завете, кто остается в пустыне. Уже всё, где-то он там в пустыне оставался это змей, точно также, как и сатана после жертвы крёстной Спасителя, ему уже нет места, он падает с небес как молния, господь в Евангелии говорит. И пока он ещё здесь до Второго пришествия ползает по земле, а потом только ад ему останется. Наша же задача уже не вслед за змеем в сторону ада погружаться, а уже возноситься к небесам. Поэтому если ты сейчас ходишь просто по земле, и земными делами только занимаешься, вроде ничего такого злого не делаешь, помни, что князь мира сего упал и продолжает ползать и жались в пяту, а твоя задача чуть-чуть от этого уровня земного поближе к Небесам приблизиться, чтобы тебя вот это жало змеиное не достало.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», с вами Марина Борисова и клирик храма святителя Николая в Тушино священник Стахий Колотвин, мы ненадолго прервемся, буквально на минуту, не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья, продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. У микрофона Марина Борисова и клирик храма святителя Николая в Тушино священник Стахий Колотвин. Ну вот 27 сентября великий праздник — Воздвиженье Креста Господня. На утрене после Великого славословия крест вынесут, положат его на аналой посреди храма для поклонения. И мы услышим на литургии в сам день праздника отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам, из первой главы стихи с 18-го по 24-й. Там есть такие слова: «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

Вот меня всегда потрясала это формулировка: «юродством проповеди спасти мир». Меня всегда потрясала эта формулировка.

Священник Стахий Колотвин:

— Конечно, это не значит, что апостол Павел отвергал мудрость, учёность. Он все-таки напоминал, что он фарисей, сын фарисея, он учителя своего вспоминал, который ему дал навыки, знание, понимание толкование Ветхого завета, также он апеллировал и своими языческими познаниями, потому что вырос не в Иудее, а вырос в Тарсе, в городе уже эллинистическом, поэтому нельзя сказать, что здесь апостол Павел с мудростью и учёностью борется. Но он показывает нам, что некоторые законы этого мира, не то что некоторые, а все законы этого мира ограничены в своем воздействие. Есть, например, маленькое изолированное племя на островах, и там есть только каменные топоры, там есть какие-то языческие ритуалы, но нельзя же сказать, что законы этого племени с каменными топорами будут действовать за пределами этого островка, будут действовать, например, там в России. Вот точно так же, но только иного масштаба представить, что все законы этого мира, которые осмысляются, законы физики, биологии, законы социальные, какие угодно, что они вовсе ничего не значат для Царствия Небесного. Потому что вот этот тварный мир при всём его великолепии, и наша прекрасная планета Земля, и необъятный космос вокруг нас — все равно это всего лишь пылинка по сравнению с вот этим миром нетварного божества, раем, Царством Небесным, которое Господь уготовал любящим Его. Поэтому если ты готовишься жить по законам Царствия Небесного, где-то тебе надо поступить против логики этого мира. Логика этого мира тебе говорит: согреши и ты добьёшься здесь цели, земного результата. И в принципе, в рамках земной премудрости это будет так. Или более того ты добьёшься не только низменной своей цели, а добьёшься какого-то социально полезного результата, как говорили члены синедриона: «Лучше один умрёт за народ, а не то римляне придут, поработят нас». Тоже вот вроде какая-то польза для сообщества. Можно одним человеком и пожертвовать. Но надо помнить — мир наш не замкнут. Что если законы этого материального мира на мир нематериальный повлиять не могут, в обратную сторону влияние есть. И Господь через Свои чудеса своей благодатью показывает, чтобы помнили иудеи, всегда мы могли выстоять, кто бы ни приходил, Египет, Вавилон, Ассирия, Филистимляне, никого не осталось, вот мы сейчас торжествуем, вот сейчас от римлян тоже избавимся, лишь бы пожертвуем каким-то непонятным проповедником, который нас смущает. Однако посмотрим, что Господь говорит. «Се оставляется дом ваш пуст». И вот это сверхъестественные силы Божественного покровительства, которые сохраняли Иерусалим, которые сохраняли иудейский народ, они отымаются, Иерусалим разрушается, слово Божие проповедуется за его рамки. Поэтому тоже, дорогие братья и сестры, если мы верим в Бога, у нас в том числе должно быть и доверие, что, когда мы поступим не по законам мира сего, а по заповедям Божьим, на всякий случай, не в смысле не по законам мира сего, а нарушив какой-то уголовный кодекс: ой, батюшка сказал мне по законам мира сего не поступать, нет. Не по законам мира сего, а по законам Евангелия, то есть не более низкую, а более высокую планку для себя возьмём. Надо помнить: если мы в Господа верим, мы должны ему доверять. Господь о нас позаботится, Господь сделает так, вмешавшись в законы этого мира. Вот эти случайные совпадения, какие-то вещи, которые запланировать было нельзя, Господь нас сохранит и здесь нас проведёт, как провёл апостолов в место их проповеди в момент, когда от Иерусалима уже камня на камне не оставалось.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывкам из Евангелия от Иоанна, которые прозвучат за литургией в день праздника. Это отрывки из девятнадцатой главы, их четыре, и они охватывают все события, начиная от суда Пилата и заканчивая казнью Спасителя на кресте. В этих отрывках, мне кажется, очень важно понять, почему постоянно подчёркивается, что Пилат не нашел в нём вины. Вот в первом отрывке он на просьбы распятие его говорит: «Я не нахожу в нём вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему он должен умереть, потому что сделал себя Сыном Божьим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся», а чего он убоялся? И в результате после всех попыток разговорить Спасителя он все равно приходит к выводу, «и сказал Пилат иудеям: «Се Царь ваш». Почему он пришел к такому выводу? Иисус не называл себя царем в разговоре с ним. «Царя ли вашего распну?» На что они отвечали: «Нет у нас царя кроме кесаря. Тогда наконец он предал его на распятие». Вот всё, что связано с судом Пилата вызывает массу недоумений. Он был уверен, что этот человек ни в чем не виновен. Он был настолько могущественен, он мог, говоря современным языком, послать этих иудеев куда подальше. В результате он идёт у них на поводу по непонятной причине. Потом на крест, на котором распинают Спасителя прикрепляется табличка, где написано, что он Царь иудейский. Что это за маниакальная идея? Почему? Иудеи не говорили, что Он наш царь.

Священник Стахий Колотвин:

— Римская политика строилась не только на насилии, но и на ассимиляции местного населения. И собственно мы смотрим — романский языки и такая греко-римская культура, которая все Средиземноморье охватила. И даже потом варварские народы, которые приходили, тоже более-менее впитали, которые переселялись уже спустя сотни лет на территории Испании, Италии и так далее. И точно так же было заложено, что да, местного вождя могли провести во время триумфа в рабском виде, потом взять его как-то казнить публично, но при этом местные божества различные они почитались и включались в римский пантеон, и причём пользовались популярностью среди жителей далёких мест, вот и египетские боги, и какие-то восточные божества, все это в культе Рима можно было увидеть. А ещё мы вспомним, почему гонения на христиан были, а на иудеев не было? Потому что иудеи, хоть они вроде чуть в стороне и их бога как-то не очень включить в языческий пантеон, римляне очень чтили древность. Когда Октавиан Август, первый император, во времена которого родился Христос, приехал в Египет, победив своего соперника Антония и его жену, последнюю царицу египетскую Клеопатру, то тоже он пошёл и поклонился гробницам фараонов. Он посмотрел на пирамиды, вот прикоснуться к древности. Для нас кажется, что все это древность — и Рим, и Греция, Египет. Нет, от нас до Рима и Греции точно так же как от Греции Рима до Египта. Тоже вот какая-то тайна, которая идёт из глубины веков. Поэтому, конечно, для любого местного военного управляющего помимо подавления силой, почему не сразу Иудею обратили в провинцию, а всё-таки разделили? Да чтобы не было вот этих самых восстаний. Империя должна расширяться дальше, она должна воевать с серьезным противником, с Парфянским царством, а не отвлекаться на мелкие восстания, которые постоянно здесь есть. Это метод и кнута, и пряника. И при этом почтение к иудейской религии, которое иудеи пережили множество империй, где там Вавилон? Уже Египта независимого нет, иудейское царство хоть в каком-то виде в усеченном, но оно по-прежнему есть. Поэтому Пилат, который каждый год казнил каких-то бунтовщиков, он знал, что у них одна и та же легенда. Что бунтовщики говорили? Я Мессия обещанный. Он смотрит: не обычный какой-то бандит, проходимец или просто какой-то фанатик. А здесь он видит, что человек не гордый, что человек не фанатичный, что человек какой-то чистый, простой, и при этом он себя называет как весь ряд тех бунтовщиков, которых он каждую Пасху для устрашения и для вразумления иудеев казнил. И если в прошлые годы вот этих всех фанатиков как-то никто не предавал на казнь, их приходилось самим захватывать римским отрядом, куда-то в горы идти, то здесь его сами свои предают. Поэтому Пилат, человек несведущий глубоко в иудейских писаниях на всякий случай спрашивает: так может, это правда ваш царь? Он не похож на тех бунтовщиков. А иудеи отрекаются и говорят: у нас царь только кесарь. И здесь, можно сказать, Пилат получает некоторую санкцию. Раз иудеи, вот эти представители синедриона, которые хранят древние иудейские тайны, они признают власть кесаря, а он кесарем поставлен, чтобы всех казнить, значит у него есть благословение как языческих богов, так и вот этих иудейских духовных сил на то, чтобы вот этот приговор совершить. А раз он может переложить на духовную среду свою личную вину, то он с чистой совестью в кавычках может отправить невиновного человека, которого он чувствует невиновным, на смерть. Тут Пилат оказался в такой тягчайшей ситуации. Господь ему чуть-чуть облегчает и говорит: вина у тех, которые тебе Его предали, она больше, чем у тебя. По преданию эфиопской церкви Пилат вообще потом раскаялся, проповедовал христианство и мученически пострадал. Мы не знаем, в календаре православной церкви нет этого почитания, а вот монофизитская церковь эфиопская восточная она Пилата вместе с его женой почитает как таких проповедников и мучеников. Мы помним, что апостол Павел тоже был гонителем, а потом проповедником стал. Но в любом случае чему нас эта ситуация может научить? Чтобы не искать своим порокам какой-то возвышенный духовный смысл. Вот тебе взял и кто-то сказал: действуй, и ты такой: можно отключить, это не моя проблема, мне начальник сказал. Или: «Зачем ты людей обидел?» Да они согласны были«. Почему ребёнок забрал у другого самосвал в песочнице? «Да он мне сам его отдал». Да ты же такой здоровенный бугай, а тот маленький, испугался поэтому сам отдал. Поэтому всегда проверяем свою совесть не формальным согласием окружающих людей, а только Евангелием, только словом Божьим.

Марина Борисова:

— И вот всё-таки мне хотелось бы поговорить о самом празднике, об отношении к этому празднику. Я, когда готовилась к передаче, наткнулась на такое древнее русское присловье. Это такой полусказ, полумистика, в общем, это народное отношение к празднику Воздвиженья Креста Господня. «На Руси в праздник Воздвижения был обычай ставить часовни, малые церкви и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от какой-нибудь напасти. В народе ходило сказание, как на Воздвижение происходит бой между честью и нечистью, правдой и кривдой, когда наваждение от лукавого начинает одолевать, и всё, стоящее за веру правую колышется, выдвигается из недр земных Господень Крест. И вся вселенная сияет, как солнце. И все зло тает, как воск». Очень красиво, очень поэтично, и мне кажется, эмоциональное отношение к празднику здесь максимально ёмко выражено. Но если мы вернёмся к истории праздника, мы празднуем вполне конкретное событие, завершившееся давным-давно в Иерусалиме. Причём в Иерусалиме его давным-давно и забыли, а мы вот все празднуем и наполняем, насыщает этот праздник каким-то удивительным ёмким смыслом. А почему он так пришелся русскому православному сознанию?

Священник Стахий Колотвин:

— Апостол Павел говорит: «подобны мне бывайте, как я подобен Христу». Мы стараемся быть как Христос. Мы стараемся какие-то праздники жизни земной Спасителя тоже в своей жизни воспроизвести. Вот это вертепное действо на Рождество, погружения в прорубь народные, точно так же и здесь мы видим, что Воздвижение как праздник, который восходит не к земной жизни Спасителя, окончанию гонений, торжеству православной веры, такому знаку, как то, что орудие пыток и казни, которым власть отправляла на смерть в том числе христиан, становится наоборот — почётным символом, который для каждого русского человека уже, потому что сам русский народ вышел из купели Крещения. Можно сказать, стартовая позиция, которую даже не нужно переосмыслить. Поэтому здесь уже понятно, что делать. Введение во храм Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, ну тоже какое-то шествие, процессия, в храм сходить, но вот это что-то особенное сделать. Мы знаем, что где-то в селе, конечно, строили храм. Не каждая деревня могла себе храм построить и тем более его содержать, содержать не только здание, но ещё и священника, дьячка, но в любой деревне все равно был Крест. Если мы сейчас тоже видим в разных областных центрах и райцентрах могут поставить какой-то большой крест на въезде. И это, можно сказать, наша многовековая традиция возрождается. А вспомним изумительные резные кресты на русском севере. Поскольку всё-таки и климат холодный, и воздух солёный, то они хорошо сохраняются, несмотря на то, что им несколько сотен лет может быть. И вот эта резьба на них сохраняется. Тоже как некий знак победы Господа над сатаной. Вспомним, как равноапостольная Нина в Грузии на горах ставила крест, тоже место, где поклонялись идолам, какой-то холм, какой-то камень, который язычники обожествлять стали, а там берётся и строится какой-то скит или хотя бы крест. И это тоже такой знак, что Господи, мы посвящаем тебе все наше пространство вокруг. Потому что крест на храме не только над одной точкой в несколько десятков сантиметров, он над всем храмом возвышается. И точно так же крест на въезде в деревню, он возвышается не только над деревней, но и над всеми окружающими полями, лесами. Там, где волки дикие бегают, а все равно вся жизнь, все блага природы тоже человек Богу посвящает, Господа за них благодарит. И к тому же в Воздвижение Креста вспоминалось не только сам подъём на Голгофе Христа, но и создание храма иерусалимского, не ветхозаветного, который, как мы сегодня уже говорили, оставляется пуст, благодать Божья уходит. А храма Воскресения Спасителя. Поэтому точно так же приурочить к Воздвиженью Креста либо начало строительства храма, либо наоборот его освящение — это тоже знак такой символический. Вот то место, которое было без храма, где литургии не совершались, где была просто деревушка, откуда люди ходили за десятки километров до ближайшего села наших необъятных русских просторов, что вот и здесь храм появляется, и мы вспоминаем слова Спасителя: «на всяком месте будут жертву Богу приносить». Поэтому праздник Воздвижения Креста Господня — это не просто некий исторический момент. Это не праздник, это символ того, что мы нашу жизнь посвящаем Богу, и его победе крестной над смертью и спасению нашего рода человеческого от греха.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям: в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и клирик храма святителя Николая в Тушино священник Стахий Колотвин. Помимо того, что на этой неделе у нас великий праздник Воздвижения Креста Господня, у нас ещё такая женская неделя. Эта неделя, когда половина российских женщин празднуют именины. Мало того, что 30 сентября Вера, Надежда, Любовь и мать их София, накануне, 29 сентября — Людмила Чешская. И вот все эти женщины удивительные, собранные буквально вместе, освящают эту неделю каким-то удивительным праздничным настроением. Поскольку одних поздравлений только 30-го приходится рассылать по почте и писать эсэмэски полдня. Но я думаю, что история Веры, Надежды и Любови и их матушки, она достаточно популярна и известна. А вот про Людмилу Чешскую, к несчастью, мне кажется, мало кто вспоминает кроме, может быть, непосредственно тех, кто крещен в честь этой святой. А ведь она, по сути, предварила судьбу равноапостольной княгини Ольги. Поскольку она тоже была крещена, крестил её мужа и её святитель Мефодий, который назывался тогда Мефодий Моравский, после того, как брат его Кирилл скончался, и он вернулся на свою Моравскую кафедру. Вот он был человеком, который крестил князя и княгиню, и они были первыми христианами в Чехии. Но так же, как у благоверной княгини Ольги не получилось надолго сохранить, потому что следующее поколение как-то было далеко от этих высоких размышлений о вере, больше занималось политикой, но княгиня Людмила взяла на воспитание внука. Повторяя как бы историю со святым князем Владимиром, поскольку Ольга была его бабушкой. Всё это как-то удивительно переплетается. Казалось бы, совершенно разные страны, совершенно разные истории. Вот только соприкосновение с христианством делает эти разные народы такими близкими, даже по истории близкими. Почему это так важно, в особенности сейчас, мне кажется, когда все со всеми рассорились, когда потеряли внутреннюю связь. На самом деле, мы же всей из одной семьи, получается.

Священник Стахий Колотвин:

— Безусловно, у нас воспринимается мир современный католический, как нечто единое, а на самом деле везде совершенно уникальная ситуация. И проблемы духовной жизни в Чехии, если мы посмотрим, это не то, что там католики, а наоборот, эта страна атеистическая. Вот чешский и польский народ — западные европейские народы, близкородственные с очень близким и взаимопонятным языком. И тоже можно говорить даже, что чехи просто попали под власть немцев, долго были под властью венгров, других народов, что как-то отдельно они выделились, а так бы могли тоже в польском едином народе пребывать. И вот тоже мы видим эту разницу, если борьба с большевистской властью в Польше шла как-то под католическими знамёнами, поэтому польская самоидентификация она во многом католическая, то мы видим, что в Чехии храмы католические пустуют. Действительно такая вот закалка, уже большевизма никакого нет, просто атеизм поменял некоторый оттенок и из большевистского атеизма стал таким атеизмом либеральным. Но надо помнить, всё-таки есть памятная древняя церковь. Пусть мы не рассматриваем вопрос, когда она получала автокефалию, что она получала автокефалию, была в составе других поместных церквей, Сербской церкви, Русской церкви, Константинопольской церкви, но помним, что всё-таки церковь Чешских земель и Словакии одна из самостоятельных автокефальных поместных церквей православного мира. Это та церковь, которая тоже восходит к тому самому Мефодию Моравскому. И очень полезно помнить, что тоже была благословлена и установлена римским папой, на тот момент ещё православным и, наоборот, защитником даже проповеди Кирилла и Мефодия от ярости своих собственных западных немецких епископов. Когда ты это понимаешь, ты уже понимаешь, что единство православного мира — это вещь, которая не определяется гражданством. Если у тебя Чехия будет ассоциироваться с 10 праведниками, ради которых не попаляется Содом и Гоморра, то это будет ассоциация более верная. Помните, как молил Авраам: Господи, пощади, если 100 найдётся, если хотя бы 10 найдётся, но и 10 не нашлось в Содоме и Гоморре. Если ты пойдёшь по Чехии, я в Чехии бывал один единственный раз в весьма экзотической ситуации, ездил на чемпионат Европы в Польшу в 2012-м году и просто между матчами была возможность Чехию посетить. И вот тоже выбрался, и тоже, конечно, место святое. И ты видишь действительно этот порок, когда тебе на каждом углу предлагают самые различные пороки, к ним присоединиться. Ни в одной стране мира я с таким не сталкивался. И эта ситуация в чем-то печальная. Понимаешь, когда ты доходишь до храма Кирилла и Мефодия православного, когда ты понимаешь, что вот здесь православная вера не прекращалась, что она была жива, несмотря на всё окружающее. Католики приходили, немцы, венгры, большевики, поляки, кто угодно приходил, а врата адовы церковь Христову не одолевают. Поэтому точно так же и нам надо исходить не из-за стереотипов, а смотреть, кто и где это крупицу стремления ко Христу в своем сердце сохранил. И с этим человеком объединяться независимо от его каких-то политических предпочтений, национальной принадлежности, потому что прежде всего для нас важно братство и сестричество во Христе.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу, вы слушали программу «Седмица», с вами были Марина Борисова и клирик храма святителя Николая в Тушино священник Стахий Колотвин. Слушайте нас каждую субботу, до свидания.

Священник Стахий Колотвин:

— С Богом.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем