
Фото: Viktorianec
Говоря о происхождении Симферополя, обратим свой любознательный взгляд в то далекое прошлое, когда на территории современного города появлялись, хронологически сменяя друг друга, поселения, эволюционно превратившиеся в столицу Крыма.
В древности Северное Причерноморье населяли племена скифов, которые вторглись сюда из глубины Азии, вытеснили и отчасти покорили живших здесь до них киммерийцев. Становление скифского племенного союза происходило в VIII-VII веках до Рождества Христова. Скифские племена делились по роду занятий на земледельческие и кочевые, занимавшиеся скотоводством.
Скифское государство занимало обширную территорию: Приднепровье, Крым, часть современной Румынии.
В IV веке до Рождества Христова власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя – Атея. После его гибели в битве с греками, огромная держава распалась на три части, а резиденция царей была перенесена в Крым.
Возникло новое Скифское царство, центром которого стал город с греческим названием – Неаполь. Располагался этот город на одном из холмов на юго-восточной окраине нынешнего Симферополя. В переводе с греческого Неаполис – «Новый город».
Во втором веке до Рождества Христова город переживает пору расцвета, ведет оживлённую торговлю с Херсонесом, а затем и военные действия против него. Раскопками установлено, что Неаполь Скифский был хорошо укреплён и представлял собой довольно крупный по тем временам торговый и ремесленный центр. Археологическая экспедиция обнаружила также мавзолей, в котором оказалось около 70-ти захоронений скифской знати.
В третьем веке город сильно пострадал от племени готоаланов, а в следующем, четвертом, вторгшиеся в Крым гунны, своими набегами спровоцировавшие Великое переселение народов, довершили его разгром.
В средние века на этом почти заброшенном пепелище всё еще теплится жизнь, длительное время здесь существует незначительная греческая деревушка. Позднее, вероятнее всего, в конце пятнадцатого века рядом с ней возникает татарское поселение, а со временем небольшой городок Ак-Мечеть (Белая мечеть).
От этого периода сохранилось старейшее здание города – мечеть Кебир-Джами, сооружённая в 1508 году.
Но история не стоит на месте. В ходе успешной русско-турецкой войны в 1783 году Крым отошел к Российской империи. Возникла необходимость основать в регионе свой административный центр.
Датой основания Симферополя принято считать 7 февраля 1784 г., когда светлейший князь Григорий Потёмкин представил на высочайшее рассмотрение проект «Об административном устройстве Таврической области». В нем предполагаемый областной центр и его сегодняшнее название упомянуты впервые, причем с разъяснением: «Сие наименование значит – город пользы». Строительные работы начались в июне того же года.
Имя «Симферополь» – дань моде второй половины 18 века, когда многие новообразованные города страны назывались на древнегреческий манер.
Существует еще одна версия появления названия города. Согласно ей, областной центр нарекли Симферополем за его местоположение: «Cимферополис» в переводе с древнегреческого можно понимать не только как «город пользы», но и как «город-собиратель», «город на перекрёстке».
И хотя первая версия и официальна, и общепринята, вторая тоже имеет под собой основания.
Город, которому «от колыбели» выпала роль собирателя, центра Крыма, действительно географически находится на «крымском экваторе»: перекрёстке дорог, соединяющих север, юг, запад и восток полуострова.
Современный Симферополь, преемник древней истории разных культур и народов, с достоинством продолжает писать свою историю «города пользы».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер