
Фото: Aaron Burden/Unsplash
После Исхода из египетского плена израильский народ получил от Бога через пророка Моисея закон, регламентирующий все сферы жизни. Ядром этого законодательства стал Декалог — десять заповедей, определивших основу нравственности. Но если заповеди понятны большинству современных людей, то некоторые иные предписания Моисеева закона в наши дни часто вызывают недоумение. Как объяснить, к примеру, такой запрет из книги «Второзаконие»: «Не ставь себе столба, что ненавидит Господь твой»? О каких столбах здесь идет речь?
Ответить на этот вопрос помогли археологические открытия, совершённые в двадцатом веке на территории Израиля.
Комментарий эксперта:
В 1902 году экспедиция Палестинского исследовательского фонда под руководством Роберта Макалистера, проводя в тридцати километрах от Иерусалима раскопки древнего города-государства Гезера, обнаружила остатки языческого святилища. Вокруг открытого резервуара с прямоугольным углублением на дне располагалось десять каменных столбов, украшенных изображениями воздетых рук. Здесь же археологи нашли многочисленные кости животных — они могли быть принесены в жертву главному ханаанскому божеству, Ваалу. Кроме того, неподалёку от капища учёных ждала еще одна жуткая находка — останки новорождённых младенцев в глиняных кувшинах. По всей видимости, жители Гезера практиковали и человеческие жертвоприношения.
Аналогичная картина предстала экспедиции под руководством израильского археолога Иегуэля Ядина в середине пятидесятых годов двадцатого века при раскопках холма Тель-Хацор на севере Израиля. Город Хацор был политическим и торговым Ханаана задолго до Исхода израильтян из Египта. Здесь, на территории языческого храма, был обнаружен каменный резервуар — в этом случае круглый, окружённый столбами. Ученые предположили, что каменные столбы обозначали место поклонения, а резервуар служил для омовения жертв или для собирания крови после их заклания.
Предположения ученых о культовом значении столбов в Ханаане подтвердились после того, как были систематизированы результаты раскопок холма Рас-Шамра на территории современной Сирии. Научные работы, проходившие здесь с 1929 по 1963 годы, дали подробную информацию о еще одном древнем ближневосточном городе-государстве — Угарите. Раскопки вскрыли обширную библиотеку. Найденные археологами таблички с записями на неизвестном ранее западно семитском языке, получившем в дальнейшем название «угаритский», содержали немало сведений о религии города-государства.
Комментарий эксперта:
Верования Угарита оказались необычайно схожи с культами, практиковавшимися в соседнем Ханаане. Наиболее важная роль здесь также принадлежала громовержцу Ваалу и богине плодородия Астарте. Найденные учеными документы рассказали о церемониях поклонения этим идолам. Грубо-чувственный характер религии предполагал совершение оргий и кровавых жертвоприношений, в том числе и человеческих. Обряды, как правило, проводились возле специально установленных каменных столбов, считавшихся обиталищем духов.
Библейская Третья книга Царств содержит рассказ о том, как израильский царь Соломон в десятом веке до Рождества построил в Иерусалиме храм, посвященный Единому Богу. В седьмой главе подробно описаны архитектурные детали великолепного сооружения, в том числе два богато украшенных медных столба, установленные в притворе. Священное Писание сообщает при этом, что Соломон нарек столбам имена — Иахин и Воаз. Казалось бы, это явное нарушение запрета из книги Второзаконие. Отчего же Бог не наказал израильского царя?
Выдающийся библеист девятнадцатого века Александр Лопухин объясняет это тем, что столбы Соломона имели не культовое, а символическое значение. Данные им имена в переводе с древнееврейского означают «исправление» и «крепость». Тем самым мудрый правитель хотел показать, что с появлением храма израильский народ исправится, не станет больше уклоняться от Создателя, а наоборот, укрепится в вере в Его всемогущество и милосердие.
Столбы имели для израильтян богопротивный смысл, когда они были связаны с языческими культами — и понять это помогли археологические открытия.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.