
Анна Тумаркина
В Евангелии от Матфея мы читаем о детях, которых приводили к Господу, дабы Он помолился и возложил на них руки. Ученики Иисуса пытались этому помешать, но Он сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное».
Я часто задумывалась, почему до нас дошел именно этот эпизод земной жизни Христа? Почему нигде в Евангелии не сказано «понуждайте детей приходить ко Мне», а только «не препятствуйте»? И как мы, современные христиане, можем препятствовать детям приходить ко Христу? Только ли тем, что не их водим на воскресную службу и не учим молиться?
Человеческая душа, согласно Тертуллиану, по природе своей христианка. Душа ребенка бессознательно помнит о своем Божественном происхождении. Детская кротость, незлобие, умение и желание прощать для нее органичны и естественны, пока… Пока мы, родители, не начинаем ей препятствовать.
Нет, разумеется ни один любящий родитель не собирается калечить души своих детей или обучать их плохому сознательно. Мы, родители, когда-то сами были такими же детьми и наши души тоже бессознательно тянулись к Божественной любви. Но многие ли знают, что, не прощая ребенку мелкие и крупные проступки, мы учим его… не прощать? Знаем ли мы, что, осуждая ребенка за все те же крупные и мелкие проступки, мы учим его…осуждать? А, демонстрируя ему свой гнев, который, выгораживая себя, называем праведным, мы учим…гневаться? Гневаться и оправдывать себя словами: «но ведь он это заслужил…»
Мы не хотели учить своих детей ничему подобному… Мы просто не знали, как это работает. Как дети до шести-семи лет смотрят на нас с почти религиозным благоговением, а потом начинают потихоньку в нас разочаровываться. К счастью, не всегда, но довольно часто.
Я недаром отметила, что когда-то мы, родители, сами бессознательно тянулись к Божественной любви. Мы и продолжаем тянуться к ней, но с возрастом это стало ощутимо труднее. Часто все, что можем, - лишь с грустью констатировать, как же далеко мы отстоим от нашей христианской первоосновы.
Но рядом с нами находятся те, кто способен протянуть руку и помочь это расстояние сократить. Это - наши дети. Они заново научат нас не осуждать, не осудив за нашу взрослую толстокожесть и душевную слепоту.
Они научать нас прощать, простив нам то, что мы и сами себе не простим. Они остановят наш гнев, огромный и пылающий, подобный лесному пожару… одной кроткой улыбкой или объятьем.
Самое главное — не препятствовать. Не препятствовать детям приходить ко Христу и приводить нас. Ибо таковых есть Царствие Небесное.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
«Волонтерство в Донецке». Сабина Данилова, Елена Смоляк
У нас в гостях были представители Патриаршей гуманитарной миссии в Донецке Сабина Данилова и Елена Смоляк.
Наши гостьи рассказали о том, как впервые решились поехать волонтерами в зону боевых действий, с какими задачами приходилось там сталкиваться и почему, несмотря на сложности и опасности, они не раз возвращались в Донецк и продолжают туда приезжать.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Сьюзен Кулидж «Что делала Кейти» — «Прожить день красиво»

Фото: Piqsels
Темой книг для детей (и, конечно, взрослых) часто становится преодоление сложностей. На долю главной героини повести «Что Кейти делала», написанной Сьюзен Кулидж в 1872 году, выпало особенно тяжёлое испытание — в результате травмы девочка на несколько лет потеряла способность ходить.
Узнав о своём диагнозе, Кейти впадает в депрессию. Выводит её из этого состояния тётя Хелен, которая сама много лет живёт с тяжёлой болезнью. Хелен говорит много мудрых вещей, но одна её фраза особенно глубоко врезается в память девочки.
— Кейти, — сказала тётя, — попробуй каждое утро говорить себе: а что, если сегодня последний день моей болезни? Как хорошо было бы прожить его красиво!
«Но что означает — прожить красиво?»— недоумевает Кейти.
Тётя отвечает: если он останется в памяти всех, кто тебя окружает, как день, полный света и тепла, если ты не омрачишь его нечутким словом, недобрым взглядом, самолюбивым поступком, то к вечеру ты оглянешься и скажешь: это был красивый день.
Кейти обещает попробовать. Больше всего в уроке тёти Хелен ей нравится мысль, что красиво прожить ей нужно всего один день. Только один. Это, подумала Кейти, право же, несложно. Иными словами, тётя учит девочку жить настоящим, учит её искусству малых шагов. Может, стоит и нам попробовать проживать каждый день красиво, так, как если бы он был единственным?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия







