В Евангелии от Матфея мы читаем о детях, которых приводили к Господу, дабы Он помолился и возложил на них руки. Ученики Иисуса пытались этому помешать, но Он сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное».
Я часто задумывалась, почему до нас дошел именно этот эпизод земной жизни Христа? Почему нигде в Евангелии не сказано «понуждайте детей приходить ко Мне», а только «не препятствуйте»? И как мы, современные христиане, можем препятствовать детям приходить ко Христу? Только ли тем, что не их водим на воскресную службу и не учим молиться?
Человеческая душа, согласно Тертуллиану, по природе своей христианка. Душа ребенка бессознательно помнит о своем Божественном происхождении. Детская кротость, незлобие, умение и желание прощать для нее органичны и естественны, пока… Пока мы, родители, не начинаем ей препятствовать.
Нет, разумеется ни один любящий родитель не собирается калечить души своих детей или обучать их плохому сознательно. Мы, родители, когда-то сами были такими же детьми и наши души тоже бессознательно тянулись к Божественной любви. Но многие ли знают, что, не прощая ребенку мелкие и крупные проступки, мы учим его… не прощать? Знаем ли мы, что, осуждая ребенка за все те же крупные и мелкие проступки, мы учим его…осуждать? А, демонстрируя ему свой гнев, который, выгораживая себя, называем праведным, мы учим…гневаться? Гневаться и оправдывать себя словами: «но ведь он это заслужил…»
Мы не хотели учить своих детей ничему подобному… Мы просто не знали, как это работает. Как дети до шести-семи лет смотрят на нас с почти религиозным благоговением, а потом начинают потихоньку в нас разочаровываться. К счастью, не всегда, но довольно часто.
Я недаром отметила, что когда-то мы, родители, сами бессознательно тянулись к Божественной любви. Мы и продолжаем тянуться к ней, но с возрастом это стало ощутимо труднее. Часто все, что можем, - лишь с грустью констатировать, как же далеко мы отстоим от нашей христианской первоосновы.
Но рядом с нами находятся те, кто способен протянуть руку и помочь это расстояние сократить. Это - наши дети. Они заново научат нас не осуждать, не осудив за нашу взрослую толстокожесть и душевную слепоту.
Они научать нас прощать, простив нам то, что мы и сами себе не простим. Они остановят наш гнев, огромный и пылающий, подобный лесному пожару… одной кроткой улыбкой или объятьем.
Самое главное — не препятствовать. Не препятствовать детям приходить ко Христу и приводить нас. Ибо таковых есть Царствие Небесное.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.