Эх, времена нынче трудные, суетные, непростые… Живое олицетворение этих трудностей – многочисленные одинокие женщины, молодые и не очень, приходящие в храм к священнику с одной и той же проблемой: «Подскажите, батюшка, как быть – не могу найти мужа. Годы идут, очень хочется, чтоб была семья, дети, уют, очень устала от одиночества – а подходящего человека, чтоб годился в мужья, найти не могу…».
Конечно, проблема серьезная, как не посочувствовать одинокой женщине. Ведь как успешно ни складывалась бы ее карьера, учеба или творчество, а коли нет семьи, нет любви и супружеских отношений - то и счастья в жизни как-то не видно… Я говорю здесь не о всех вообще, а только о тех женщинах, которые хотят устроить свою жизнь не абы как, а именно по-Божьи, потому и идут в храм советоваться со священником, и с которыми мне довелось общаться лично.
И вот что я заметил общее во всех случаях этих бесед: наш разговор так и стремится сразу свернуть на накатанные рельсы, а именно – моя собеседница начинает увлеченно излагать, каким именно она хотела бы видеть своего избранника. И такие качества в нем должны быть, и такие, как в старой песенке: «Чтоб не пил, не курил, чтоб цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл»… В большинстве своем собеседницы мне попадались достаточно умные, не мечтали прямо-таки по-детски о «принце на белом коне», - но что-то в самом их подходе к проблеме мне все же казалось сомнительным, я чувствовал, что рельсы, по которым катит наша беседа, уводят куда-то не туда.
И наконец понял, что именно меня смущает: потребительский подход. Перечисление качеств желаемого мужа, похожее на перечисление требований к качеству товара, который выбираешь в магазине… Подход этот – совершенно нехристианский. Ведь и Сам Христос, придя в мир, смотрит на человека не как на функцию, а как на личность, как на дитя Божие, таинственное в своей неповторимости… Как на функцию, на человека смотрели обличаемые Христом книжники и фарисеи – кто читал Евангелие, знает, кто это такие. Они судили просто: если исполняет все заповеди ветхозаветные, имеет набор добродетелей – значит, достоин милости Божьей. А если весь в грехах - значит, недостоин и по земле ходить… Христианство же утверждает: милость и любовь Божия распространяется на всех, и в очах Божьих каждый человек ценен и неповторим, даже самый последний грешник. И Бог Сам стал человеком, чтобы пойти на крест ради даже самого последнего грешника и его спасения. Говоря современным языком, у Бога к человеку – подход не потребительский, а личностный, Он смотрит на нас глазами любви.
«Так как же быть, батюшка?» - на этот вопрос одинокой женщины я бы ответил так: «Одиночеству противостоит – любовь. Вам бы надо просить у Бога не столько мужа с такими и сякими положительными качествами, а – таинственного и животворящего чуда любви, чтобы оно пришло вот в эту вашу конкретную жизнь, чтоб оно стряслось с вами… И что не менее важно – просить: «Господи, дай Ты мне, когда это чудо придет, узнать его, принять, не отвергнуть его, не проморгать. Ведь, может быть, Ты не раз посылал мне человека, которого я могла бы полюбить – а я не замечала, потому что не подходил он под мои критерии и требования!... Иными словами, помоги мне, прежде чем просить о любви, научиться любить самой».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема