
Писательница Наталья Соловьёва жила в самом центре Парижа, гуляла по парку Тюильри и Елисейским полям. А однажды оказалась в деревне Берново Тверской области, на родине родственников мужа, и поняла, что не променяет её ни на какие европейские достопримечательности. Деревенский дом, в котором поселилась писательница, поразил её обилием старинных вещей — сундуков, зеркал, икон… Наталье захотелось узнать о поколениях людей, которые жили здесь раньше. Она с головой погрузилась в изучение архивов семьи супруга: документов, писем, фотографий. Переписывалась с историками, собирала семейные предания. Материала накопилось много, он оказался необыкновенным, захватывающим, интересным. Воображение писателя соединило множество историй в одну. Так появилась книга, которую Наталья Соловьёва назвала «На берегу Тьмы».
Тьма — это название реки, на которой стоит деревня Берново. Но в романе оно приобретает ещё одно, символическое значение. Жизнь и судьба главной героини романа — крестьянки по имени Катерина — разворачивается на фоне событий, которые без преувеличения можно назвать тьмой, окутавшей нашу страну: революция, гражданская война, Великая Отечественная.
И всё же именно любовь является средоточием романа «На берегу Тьмы». Автор не случайно взяла эпиграфом к своему произведению знаменитые евангельские слова апостола Павла о любви, которая долготе́рпит, милосердствует и не ищет своего. Главная героиня романа, Катерина, представляется олицетворением такой любви. В предисловии Наталья Соловьёва отмечает, что Катерина — образ собирательный. В ней воплотились черты многих женщин, истории которых автор романа узнала в процессе своего исследования: самоотверженных, сострадающих, готовых идти на жертвы ради тех, кого любят.
В центре сюжета — романтическая история, любовный треугольник. Но удивительно то, как развиваются события внутри него. Как ведут себя герои этой драмы, что оказывается для них важнее — собственные чувства или счастье любимого человека. Всё это свидетельствует о том, что перед читателями не любовный роман, а настоящая христианская проза, явно наследующая таким христианским по духу произведениям, как, например, «Пути небесные» Ивана Шмелёва.
Поражает и мощная документальная база романа. Наталья Соловьёва тщательно проверяла каждую деталь, консультировалась не только с историками, но и с другими специалистами: охотниками, собаководами, врачами медицины катастроф. В результате получилось достоверное эпическое полотно, настоящий срез эпохи. Да, это было тёмное и непростое время. Но автор сумела показать и другую его сторону. Со страниц романа льётся тихий свет глубокой веры. Главная героиня, Катерина, сохранила его в своей душе, несмотря на все тяготы, выпавшие на её долю. И щедро одарила им тех, кто вместе с нею жил, горевал и радовался на берегу Тьмы.
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема