
Писательница Наталья Соловьёва жила в самом центре Парижа, гуляла по парку Тюильри и Елисейским полям. А однажды оказалась в деревне Берново Тверской области, на родине родственников мужа, и поняла, что не променяет её ни на какие европейские достопримечательности. Деревенский дом, в котором поселилась писательница, поразил её обилием старинных вещей — сундуков, зеркал, икон… Наталье захотелось узнать о поколениях людей, которые жили здесь раньше. Она с головой погрузилась в изучение архивов семьи супруга: документов, писем, фотографий. Переписывалась с историками, собирала семейные предания. Материала накопилось много, он оказался необыкновенным, захватывающим, интересным. Воображение писателя соединило множество историй в одну. Так появилась книга, которую Наталья Соловьёва назвала «На берегу Тьмы».
Тьма — это название реки, на которой стоит деревня Берново. Но в романе оно приобретает ещё одно, символическое значение. Жизнь и судьба главной героини романа — крестьянки по имени Катерина — разворачивается на фоне событий, которые без преувеличения можно назвать тьмой, окутавшей нашу страну: революция, гражданская война, Великая Отечественная.
И всё же именно любовь является средоточием романа «На берегу Тьмы». Автор не случайно взяла эпиграфом к своему произведению знаменитые евангельские слова апостола Павла о любви, которая долготе́рпит, милосердствует и не ищет своего. Главная героиня романа, Катерина, представляется олицетворением такой любви. В предисловии Наталья Соловьёва отмечает, что Катерина — образ собирательный. В ней воплотились черты многих женщин, истории которых автор романа узнала в процессе своего исследования: самоотверженных, сострадающих, готовых идти на жертвы ради тех, кого любят.
В центре сюжета — романтическая история, любовный треугольник. Но удивительно то, как развиваются события внутри него. Как ведут себя герои этой драмы, что оказывается для них важнее — собственные чувства или счастье любимого человека. Всё это свидетельствует о том, что перед читателями не любовный роман, а настоящая христианская проза, явно наследующая таким христианским по духу произведениям, как, например, «Пути небесные» Ивана Шмелёва.
Поражает и мощная документальная база романа. Наталья Соловьёва тщательно проверяла каждую деталь, консультировалась не только с историками, но и с другими специалистами: охотниками, собаководами, врачами медицины катастроф. В результате получилось достоверное эпическое полотно, настоящий срез эпохи. Да, это было тёмное и непростое время. Но автор сумела показать и другую его сторону. Со страниц романа льётся тихий свет глубокой веры. Главная героиня, Катерина, сохранила его в своей душе, несмотря на все тяготы, выпавшие на её долю. И щедро одарила им тех, кто вместе с нею жил, горевал и радовался на берегу Тьмы.
30 апреля. О служении пожарных

Сегодня 30 апреля. День пожарной охраны России.
О служении пожарных — игумен Назарий (Рыпин).
Служение пожарных — это особое служение, ведь не случайно Христос говорит: «Нет большей любви, кто положит душу свою за друзей своих». И как раз нашим пожарным выпала такая миссия, рискуя собственной жизнью спасать других людей. Конечно, иногда они тушат какие-то объекты, где нет людей, но всё равно это забота о ближнем. Всё равно рискуя своей жизнью, своим здоровьем, они пытаются предотвратить какую-то порчу имущества, чтобы другим сделать жизнь легче, чтобы бремя каких-то лишних материальных затрат не ложилась на чужие плечи. Поэтому, безусловно, это служение крайне необходимое и совершенно явно христианское. Порой даже люди, не зная Христа, исполняя заповедь Христову, и это очень большое подспорье в их жизни, и Господь зачастую даёт благодать за это.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов