
Писательница Наталья Соловьёва жила в самом центре Парижа, гуляла по парку Тюильри и Елисейским полям. А однажды оказалась в деревне Берново Тверской области, на родине родственников мужа, и поняла, что не променяет её ни на какие европейские достопримечательности. Деревенский дом, в котором поселилась писательница, поразил её обилием старинных вещей — сундуков, зеркал, икон… Наталье захотелось узнать о поколениях людей, которые жили здесь раньше. Она с головой погрузилась в изучение архивов семьи супруга: документов, писем, фотографий. Переписывалась с историками, собирала семейные предания. Материала накопилось много, он оказался необыкновенным, захватывающим, интересным. Воображение писателя соединило множество историй в одну. Так появилась книга, которую Наталья Соловьёва назвала «На берегу Тьмы».
Тьма — это название реки, на которой стоит деревня Берново. Но в романе оно приобретает ещё одно, символическое значение. Жизнь и судьба главной героини романа — крестьянки по имени Катерина — разворачивается на фоне событий, которые без преувеличения можно назвать тьмой, окутавшей нашу страну: революция, гражданская война, Великая Отечественная.
И всё же именно любовь является средоточием романа «На берегу Тьмы». Автор не случайно взяла эпиграфом к своему произведению знаменитые евангельские слова апостола Павла о любви, которая долготе́рпит, милосердствует и не ищет своего. Главная героиня романа, Катерина, представляется олицетворением такой любви. В предисловии Наталья Соловьёва отмечает, что Катерина — образ собирательный. В ней воплотились черты многих женщин, истории которых автор романа узнала в процессе своего исследования: самоотверженных, сострадающих, готовых идти на жертвы ради тех, кого любят.
В центре сюжета — романтическая история, любовный треугольник. Но удивительно то, как развиваются события внутри него. Как ведут себя герои этой драмы, что оказывается для них важнее — собственные чувства или счастье любимого человека. Всё это свидетельствует о том, что перед читателями не любовный роман, а настоящая христианская проза, явно наследующая таким христианским по духу произведениям, как, например, «Пути небесные» Ивана Шмелёва.
Поражает и мощная документальная база романа. Наталья Соловьёва тщательно проверяла каждую деталь, консультировалась не только с историками, но и с другими специалистами: охотниками, собаководами, врачами медицины катастроф. В результате получилось достоверное эпическое полотно, настоящий срез эпохи. Да, это было тёмное и непростое время. Но автор сумела показать и другую его сторону. Со страниц романа льётся тихий свет глубокой веры. Главная героиня, Катерина, сохранила его в своей душе, несмотря на все тяготы, выпавшие на её долю. И щедро одарила им тех, кто вместе с нею жил, горевал и радовался на берегу Тьмы.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема