
Писательница Наталья Соловьёва жила в самом центре Парижа, гуляла по парку Тюильри и Елисейским полям. А однажды оказалась в деревне Берново Тверской области, на родине родственников мужа, и поняла, что не променяет её ни на какие европейские достопримечательности. Деревенский дом, в котором поселилась писательница, поразил её обилием старинных вещей — сундуков, зеркал, икон… Наталье захотелось узнать о поколениях людей, которые жили здесь раньше. Она с головой погрузилась в изучение архивов семьи супруга: документов, писем, фотографий. Переписывалась с историками, собирала семейные предания. Материала накопилось много, он оказался необыкновенным, захватывающим, интересным. Воображение писателя соединило множество историй в одну. Так появилась книга, которую Наталья Соловьёва назвала «На берегу Тьмы».
Тьма — это название реки, на которой стоит деревня Берново. Но в романе оно приобретает ещё одно, символическое значение. Жизнь и судьба главной героини романа — крестьянки по имени Катерина — разворачивается на фоне событий, которые без преувеличения можно назвать тьмой, окутавшей нашу страну: революция, гражданская война, Великая Отечественная.
И всё же именно любовь является средоточием романа «На берегу Тьмы». Автор не случайно взяла эпиграфом к своему произведению знаменитые евангельские слова апостола Павла о любви, которая долготе́рпит, милосердствует и не ищет своего. Главная героиня романа, Катерина, представляется олицетворением такой любви. В предисловии Наталья Соловьёва отмечает, что Катерина — образ собирательный. В ней воплотились черты многих женщин, истории которых автор романа узнала в процессе своего исследования: самоотверженных, сострадающих, готовых идти на жертвы ради тех, кого любят.
В центре сюжета — романтическая история, любовный треугольник. Но удивительно то, как развиваются события внутри него. Как ведут себя герои этой драмы, что оказывается для них важнее — собственные чувства или счастье любимого человека. Всё это свидетельствует о том, что перед читателями не любовный роман, а настоящая христианская проза, явно наследующая таким христианским по духу произведениям, как, например, «Пути небесные» Ивана Шмелёва.
Поражает и мощная документальная база романа. Наталья Соловьёва тщательно проверяла каждую деталь, консультировалась не только с историками, но и с другими специалистами: охотниками, собаководами, врачами медицины катастроф. В результате получилось достоверное эпическое полотно, настоящий срез эпохи. Да, это было тёмное и непростое время. Но автор сумела показать и другую его сторону. Со страниц романа льётся тихий свет глубокой веры. Главная героиня, Катерина, сохранила его в своей душе, несмотря на все тяготы, выпавшие на её долю. И щедро одарила им тех, кто вместе с нею жил, горевал и радовался на берегу Тьмы.
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема