
В рязанском селе Морозовы Борки практически каждый житель знает свою землячку, Наталью Николаевну Гобято — первую в истории губернии женщину на посту земского врача. Больше века прошло с тех пор, а местные жители и сегодня называют Наталью светлым ангелом и передают из уст в уста историю героического доктора. А краеведы собирают сведения о её жизни, которая, увы, была коротка. Но стала примером истинно христианского подвига любви к ближнему, ведь Наталья Гобято по-евангельски положила душу свою за други своя.
Наталья родилась предположительно в 1881-м году, в семье дворянина Николая Константиновича Гобято. Он был специалистом в области права, и на всю округу славился тем, что безвозмездно оказывал юридическую помощь неимущим крестьянам. Мама Натальи, Ольга Всеволодовна Гобято, тоже считала своим христианским долгом поддерживать обездоленных. Жители села Морозовы Борки знали: случись у них в чём-нибудь нужда, барин с барыней в беде не оставят. Наташа пошла в отца и мать. Как и в родителях, в ней не было ни капли господской спеси. Девушка охотно помогала слугам стряпать на кухне, сама чистила на конюшне лошадей. Улыбчивая, приветливая, ко всем внимательная и добрая. Девушка хотела стать врачом. Однако в те годы для девушек это была трудноисполнимая мечта. Существовало немало женских медицинских курсов, однако институт, который готовил дипломированных женщин-врачей — один. И находился он в Санкт-Петербурге.
Попасть из отдалённого рязанского села в солидное столичное учебное заведение уже представлялось чем-то сродни подвигу. Но Наталья смогла это сделать, причём дважды. Сначала она поступила в Смольный институт благородных девиц — ведь для высшего образования требовалась хорошая база. Аттестат Смольного, глубокие знания и целеустремлённость помогли. В 1904-м году — эта дата стоит на личном деле студентки Гобято — Наталья поступила в Петербургский Женский медицинский институт. К моменту его окончания, ушла из жизни мама Наташи, Ольга Всеволодовна, и тяжело заболел отец. У Николая Константиновича отнялись ноги, к тому же он практически ослеп. Старшие братья — а их у девушки было семеро —разъехались по свету из родного гнезда. Наталья стала хозяйкой большого дома. К ней, завидной невесте с хорошим приданым, сватались женихи со всей округи. Наташа всем отказывала. День и ночь она ухаживала за отцом — была ему сиделкой и домашним врачом. В 1910-м Николай Константинович скончался. Но Наталья по-прежнему испытывала потребность в служении. В просторном флигеле своего имения она открыла фельдшерский пункт и на правах дипломированного специалиста начала принимать крестьян. Она стала вольнопрактикующим земским врачом — то есть, врачом-волонтёром, работающим без жалования. Была доктором, ассистентом и провизором в одном лице. На свои средства организовала доставку и выдачу лекарств всем нуждающимся. Выезжала к больным в отдалённые сёла верхом на лошади. Наталья Николаевна трудилась бескорыстно, и крестьяне знали: если предложить ей плату — обидится. «Барынька наша, ангельская душа», — называли они её.
В 1910-м году рязанскую землю охватила эпидемия брюшного тифа. Особенно тяжело пришлось крестьянам, поскольку в их лачугах санитарные условия были далеки от идеальных. В это непростое время Наталья Николаевна посещала больных, спасала жизни. Дальняя родственница Ольга Якубовская, которая жила в имении Гобято, в тревоге писала братьям Натальи: «Постоянно среди больных. Еле на ногах держится. Сама того и гляди упадёт!»
Увы, родственница оказалась права. Во время одного из визитов к пациенту Наталья заразилась тифом. «Сгорела» за несколько дней. Она скончалась в 1911-м году. Ей было всего тридцать. Первую на Рязанщине женщину-земского доктора похоронили за алтарём сельской Покровской церкви, рядом с родителями. Сохранился единственный снимок Натальи Николаевны. На нём она в официальной служебной форме земского врача. Шинель не по размеру большая — мужская. Ведь женщины на этой должности в те годы встречались так редко, что специального обмундирования для них не полагалось. Со старой, тронутой временем фотографической карточки Наталья Николаевна Гобято смотрит на нас — и взгляд её наполнен добротой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Журнал «КлеверЛаб» знакомит детей и взрослых с православной культурой

Что значит православный крест? Чем отличаются иконы от картин? Какие есть церковные праздники? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в онлайн-журнале «КлеверЛаб». Это информационный ресурс для педагогов и родителей, ориентированный на образование и воспитание детей в духе православной культуры.
Команда профессионалов регулярно готовит статьи, подборки фильмов и книг, материалы для работы с детьми в школах и не только.
Ольга Гущина — педагог, куратор по образованию и культуре при Нижегородской епархии — часто прибегает к помощи проекта «КлеверЛаб». Она проводит экскурсии для школьников в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода. Благодаря чему дети узнают о русской православной культуре, особенностях архитектуры храмов и многом другом. Чтобы рассказывать обо всём живо и интересно, Ольга Валентиновна пользуется советами и статьями журнала. «В этом году я провожу экскурсии для учеников 3-4 классов. Детям нравится приходить в большой и красивый храм, узнавать что-то новое. Я вижу, как многие проникаются знаниями о Боге и православных традициях, — делится женщина. — И что особенно важно, у некоторых появляется желание прийти на праздник первой исповеди, который устраивается в нашем Спасо-Преображенском соборе, или пойти в воскресную школу при храме.
Мая задача, как педагога — сеять в детях добрые зёрна. И журнал „КлеверЛаб“ в этом мой незаменимый помощник».
Статьи и подборки онлайн-журнала помогают сделать образовательный процесс увлекательным и эффективным. Вы можете поддержать проект финансово и тем самым дать возможность его команде создавать ещё больше полезных материалов. Найти ресурс в интернете просто — наберите в поисковой строке «Журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги Нового Завета о Церкви». Анастасия Медведева

У нас в студии была старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Анастасия Медведева.
Разговор шел о том, что известно из Нового Завета о первых годах существования христианской Церкви, как жили апостолы и ученики Христа рядом со Спасителем, как росла и существовала община христиан после Вознесения Христа, как умножались христианские общины, сохраняя при этом церковное единство.
Этой беседой мы продолжаем цикла из пяти программ о Церкви.
Первая программа с доктором исторических наук Андреем Виноградовым была посвящена истории ранней Церкви.
Вторая беседа с профессором Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шлёновым) была посвящена тому, как святые отцы формулировали учение о Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Наставления прп. Иоанна Лествичника». Священник Григорий Геронимус

У нас в студии был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о наставлениях преподобного Иоанна Лествечника, собранным в книге «Лесвица» и о том, насколько они могут быть применимы и полезны в жизни современного человека.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер