В рязанском селе Морозовы Борки практически каждый житель знает свою землячку, Наталью Николаевну Гобято — первую в истории губернии женщину на посту земского врача. Больше века прошло с тех пор, а местные жители и сегодня называют Наталью светлым ангелом и передают из уст в уста историю героического доктора. А краеведы собирают сведения о её жизни, которая, увы, была коротка. Но стала примером истинно христианского подвига любви к ближнему, ведь Наталья Гобято по-евангельски положила душу свою за други своя.
Наталья родилась предположительно в 1881-м году, в семье дворянина Николая Константиновича Гобято. Он был специалистом в области права, и на всю округу славился тем, что безвозмездно оказывал юридическую помощь неимущим крестьянам. Мама Натальи, Ольга Всеволодовна Гобято, тоже считала своим христианским долгом поддерживать обездоленных. Жители села Морозовы Борки знали: случись у них в чём-нибудь нужда, барин с барыней в беде не оставят. Наташа пошла в отца и мать. Как и в родителях, в ней не было ни капли господской спеси. Девушка охотно помогала слугам стряпать на кухне, сама чистила на конюшне лошадей. Улыбчивая, приветливая, ко всем внимательная и добрая. Девушка хотела стать врачом. Однако в те годы для девушек это была трудноисполнимая мечта. Существовало немало женских медицинских курсов, однако институт, который готовил дипломированных женщин-врачей — один. И находился он в Санкт-Петербурге.
Попасть из отдалённого рязанского села в солидное столичное учебное заведение уже представлялось чем-то сродни подвигу. Но Наталья смогла это сделать, причём дважды. Сначала она поступила в Смольный институт благородных девиц — ведь для высшего образования требовалась хорошая база. Аттестат Смольного, глубокие знания и целеустремлённость помогли. В 1904-м году — эта дата стоит на личном деле студентки Гобято — Наталья поступила в Петербургский Женский медицинский институт. К моменту его окончания, ушла из жизни мама Наташи, Ольга Всеволодовна, и тяжело заболел отец. У Николая Константиновича отнялись ноги, к тому же он практически ослеп. Старшие братья — а их у девушки было семеро —разъехались по свету из родного гнезда. Наталья стала хозяйкой большого дома. К ней, завидной невесте с хорошим приданым, сватались женихи со всей округи. Наташа всем отказывала. День и ночь она ухаживала за отцом — была ему сиделкой и домашним врачом. В 1910-м Николай Константинович скончался. Но Наталья по-прежнему испытывала потребность в служении. В просторном флигеле своего имения она открыла фельдшерский пункт и на правах дипломированного специалиста начала принимать крестьян. Она стала вольнопрактикующим земским врачом — то есть, врачом-волонтёром, работающим без жалования. Была доктором, ассистентом и провизором в одном лице. На свои средства организовала доставку и выдачу лекарств всем нуждающимся. Выезжала к больным в отдалённые сёла верхом на лошади. Наталья Николаевна трудилась бескорыстно, и крестьяне знали: если предложить ей плату — обидится. «Барынька наша, ангельская душа», — называли они её.
В 1910-м году рязанскую землю охватила эпидемия брюшного тифа. Особенно тяжело пришлось крестьянам, поскольку в их лачугах санитарные условия были далеки от идеальных. В это непростое время Наталья Николаевна посещала больных, спасала жизни. Дальняя родственница Ольга Якубовская, которая жила в имении Гобято, в тревоге писала братьям Натальи: «Постоянно среди больных. Еле на ногах держится. Сама того и гляди упадёт!»
Увы, родственница оказалась права. Во время одного из визитов к пациенту Наталья заразилась тифом. «Сгорела» за несколько дней. Она скончалась в 1911-м году. Ей было всего тридцать. Первую на Рязанщине женщину-земского доктора похоронили за алтарём сельской Покровской церкви, рядом с родителями. Сохранился единственный снимок Натальи Николаевны. На нём она в официальной служебной форме земского врача. Шинель не по размеру большая — мужская. Ведь женщины на этой должности в те годы встречались так редко, что специального обмундирования для них не полагалось. Со старой, тронутой временем фотографической карточки Наталья Николаевна Гобято смотрит на нас — и взгляд её наполнен добротой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поддержать мастерскую в Орске, где трудятся особенные люди
В городе Орске находится центр социальной адаптации «Маяк» или иначе — Дом сопровождаемого проживания. Здесь молодые люди с инвалидностью, те, у кого нет семьи, живут в домашней обстановке и под присмотром наставников учатся вести хозяйство и быть самостоятельными. Помимо этого, все они шьют или создают изделия из глины.
Валентину и Андрею нравится трудится в гончарной мастерской. У Вали лучше всего получаются большие тарелки в виде листьев. Он плохо видит, и для работы ему приходится низко наклонять голову. Но сколько же радости испытывает молодой человек, когда мастер-гончар достаёт из печи его готовые изделия.
Андрей чаще всего создаёт из глины чашки или вазы в форме граната. Он может заплакать, если что-то не получается. Но не уходит, пока не доделает работу до конца.
Занятия в гончарной мастерской — часть реабилитации. Это ремесло развивает усидчивость, внимание и мелкую моторику, помогает особенным людям раскрыться.
«Поначалу на занятиях все ребята были замкнутые. А в процессе всё изменилось, мы с ними и беседы ведём, и смеёмся», — рассказывает мастер-гончар Екатерина.
Сегодня в мастерской постоянно трудятся около 30 человек. Готовые работы подопечных реализуют на ярмарках, в монастырской лавке орского Иверского женского монастыря или отравляют заказчикам по почте. Воспитанникам центра социальной адаптации «Маяк» важно знать, что их труд востребован.
Помогите мастерской для людей с инвалидностью продолжать свою работу. Небольшой доход от изделий не покрывает всех расходов проекта, поэтому ему необходима поддержка. Сбор для мастерской в городе Орске открыт на портале «Милосердие.ru», и вы можете принять в нём любое посильное участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о выдающемся военном деятеле первой половины двадцатого века, русском генерале Василии Георгиевиче Болдыреве, об участии в Русско-Японской и Первой Мировой войнах, о судьбе в период гражданской войны в России, о том, как дважды был арестован советской властью в разные года и оба раза был реабилитирован, о попытке найти свое место на гражданской службе в новом государстве и о том, почему в 1933году был снова арестован и расстрелян.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский
- «Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги о святых». Ирина Ордынская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была писатель, сценарист, координатор литературного конкурса «Молитва» Ирина Ордынская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об опыте написания книг о святых, а также о значении литературных конкурсов сегодня.
Ирина Николаевна рассказывает, как в художественном слове соединяются переживание веры, молитва и образ, почему художественный текст способен обратиться к сердцу человека сильнее публицистики. Она вспоминает работу над книгами о русских святых и говорит о том, как их живые образы помогают читателю осмысливать путь к Богу.
Отдельная тема — конкурс «Молитва»: его задачи, поддержка авторов из регионов и зарубежья, востребованность произведений о духовном поиске, номинации, спецпризы и опыт прошлого сезона, когда работы лауреатов были опубликованы и вошли в сборники.
В финале разговора — личные истории: детство в воцерковлённой семье, первые воспоминания о молитве, встречи с удивительными людьми и читатели, для которых её книги стали поддержкой. Тёплая беседа о том, как литература открывает человеку путь к вере.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







