
Тринадцатый век до нашей эры. Израильский народ томится в египетском плену. Пророк Моисей настойчиво ходатайствует перед фараоном об освобождении своих собратьев, но надменный правитель не хочет и слышать об этом. Не опомнился упрямый монарх даже после того, как все источники в стране превратились в кровь – в точном соответствии с предсказанием Моисея.
И тогда на Египет обрушилась новая казнь. Все пространство на улицах, во дворах и домах заполнили жабы. От них буквально некуда было деться – они забирались в постели, запрыгивали в чаны с едой и водой. Жизнь в Египте превратилась в кошмар.
Но что заставило земноводных покинуть привычную среду и выйти на сушу? Занимавшийся этой проблемой доктор Стефан Пфлюгмахер из немецкого Института водной экологии и пресноводного рыболовства имени Лейбница считает, что такая массовая миграция жаб напрямую связана с предыдущей египетской казнью – превращением воды в кровь.
Комментарий:
Когда фараон в первый раз отказал Моисею отпустить еврейский народ на свободу, все источники в Египте стали по цвету похожими на кровь. Это произошло, по всей видимости, под воздействием токсичных бактерий, которые выделяют ядовитые вещества и поглощают кислород. В реках и озерах погибла вся рыба, и некому стало пожирать жабью икру – при том, что каждая жаба способна произвести до миллиона икринок. Развитие взрослых лягушек из головастиков управляется особыми гормонами, которые могут ускорить этот процесс в стрессовой ситуации. Поражение Нила бактериями и явилось таким стрессом. Это вызвало настоящий взрыв популяции! В поисках чистой воды, без которой жабам невозможно выжить, они вылезли из уютного и богатого пищей ила, и распространились по окрестностям.
Диктор:
Но почему для вразумления фараона Богом была послана именно такая казнь? Человеку несведущему нашествие жаб в качестве наказания за удерживание евреев в плену может показаться странным. Тогда как ученые, изучающие культуру египетского народа, находят это вполне закономерным. Так, известный английский египтолог Говард Харпер связывает наказание жабами с тем, что у египтян лягушка на протяжении сотен лет была в ряду почитаемых тотемов. Именно профессор Харпер обнаружил в начале двадцатого века гробницу жреца богини-лягушки.
Комментарий:
Гробница египетского сановника, жившего в двадцать пятом веке до Рождества Христова, была обнаружена в Гизе – городе на левом берегу Нила, в нескольких десятках метров от знаменитой пирамиды Хеопса. Надписи, которые исследователи обнаружили внутри захоронения, именуют покойного принцем и жрецом богини Хекет. Героиня египетской мифологии Хекет - покровительница матерей и детей, изображалась египтянами в виде женщины с лягушкой на голове, или с головой лягушки. Самих жаб и лягушек египтяне почитали священными животными и приписывали им власть над разливами Нила. Эти земноводные считались символом плодородия и изобилия. Археологи неоднократно находили изображения женщины-лягушки, относящиеся и ко времени Исхода иудеев.
Диктор:
Исследования биологов помогли понять механизм нашествия лягушек. А археологические данные о том, что лягушки считались в Египте символом плодородия и изобилия, заставили в новом свете увидеть вторую египетскую казнь.
«Экзотическое православие»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Наталия Лангаммер, а также настоятель храма священномучеников Власия и Харалампия в Братееве священник Роман Федотов делились светлыми историями о том, как непривычные для русского человека православные традиции другого народа сначала смущали или удивляли, но потом вдохновили и открыли какие-то интересные смыслы.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема











