
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была хормейстер Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого, музыкальный руководитель театра «Живая вода» Анастасия Кузнецова.
Наша гостья рассказала о том, как в ее жизни появилось увлечение хоровой музыкой, как в русских песнях сохраняется народная культура, а также поговорим о конкурсе «Поем колядки всем миром».
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Диакон Игорь Цуканов
— Добрый вечер, дорогие друзья! «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Как всегда в это время, в студии — Кира Лаврентьева...
Кира Лаврентьева
— Добрый вечер!
Диакон Игорь Цуканов
— И я — дьякон Игорь Цуканов. И наша сегодняшняя беседа, как обычно по воскресеньям, посвящена теме «Христианин в обществе». И мы очень рады представить вам нашу сегодняшнюю гостью — Анастасия Кузнецова, хормейстер государственного академического русского народного хора имени Митрофана Ефимовича Пятницкого, музыкальный руководитель театра «Живая вода»... Анастасия, добрый вечер!
Анастасия Кузнецова
— Добрый вечер!
Диакон Игорь Цуканов
— Хотел продолжить Вас представлять — у Вас довольно много всяких разных таких, так сказать, регалий, о чем можно сказать. Ну мы в процессе разговора об этом будем упоминать.
Мы Вас пригласили в эти декабрьские дни еще и в связи с тем, что уже в скором времени, 4 января, завершится сбор заявок на участие коллективов в большом таком мероприятии — онлайн-фестивале и конкурсе колядок, который называется «Поем колядки всем миром».
А Вы там — член экспертного совета, так ведь?
Анастасия Кузнецова
— Истинная правда!
Диакон Игорь Цуканов
— И вот мы хотели немножко привязаться к этому событию и попросить Вас рассказать об этом конкурсе. Кажется, это второй год подряд будет конкурс, хотя сам фестиваль существует уже 4 года...
Анастасия Кузнецова
— Четыре года, да...
Диакон Игорь Цуканов
— Вот что это за такой фестиваль, что за конкурс? Почему Вам показ важным поучаствовать в этом начинании?
Анастасия Кузнецова
— С большим удовольствием вам расскажу, поделюсь — жаль, что я это делаю, а не идейный вдохновитель и организатор Сергей Платонов...
Для меня большая честь — к моему удивлению — оказаться в составе экспертного совета. Сначала, если так откровенно говорить, было вроде как: «Анастасия, Вы не поможете?»... Ну, думаю, надо помочь добрым людям в добром начинании...
А в моменте узнавания сути дела — я так рада, что туда попала! Потому что это действительно доброе дело, в сердце которого очень важные смыслы. «Поем колядки всем миром», идея — объединить людей всех континентов, не только регионов нашей страны, а всех континентов. Это уже было в прошлом году, мы видим по результатам участников...
Диакон Игорь Цуканов
— А там было больше 70-ти, по-моему, участников в прошлом году, да?
Кира Лаврентьева
— Больше 70-ти однозначно, больше 70-ти... И вот я сейчас вспоминаю: Ашхабад принимал участие, мусульмане, которые поют нашу традиционную славянскую музыку религиозной направленности — ну они профессиональные музыканты, поэтому они очень профессионально к этому относятся...
Австралия, которая подала заявки и которая великолепно показала себя — совершенно не знающие русский язык, на ломаном русском бесподобно исполнившие колядки...
Это первая идея — объединить весь мир. На практике это уже начало сбываться.
Вторая идея... Хотя поменяю сейчас местами.
Конечно, первая идея — прославить имя нашего Создателя, имя Христа. Вторая — объединить всех. Вот эта соборность, которая лежит в идее любви, вообще в идее нашей традиции русской — мы всё вместе решаем, соборность... Мы тоже видим, что эта идея уже работает.
По рассказам Сергея... Меня так тронула эта история! В прошлом году победителем становится ансамбль воскресной школы, если сейчас не ошибаюсь, из Горловки... То, что из Горловки, это точно. В перерывах между бомбежками (без прикрас) они собирались, они репетировали — и они сумели записать и аудио, и видео. Отправляют... И это была не подтасовка, это правда — результат: они победители.
Конкурс имеет призы. Они денежные. Отправляют в Горловку победителям приз... И что они делают? Они эти деньги отправляют дальше — ансамблю, который тоже участвовал в этом конкурсе. Я не буду сейчас врать, не помню, какое место они заняли, но они выступали... Было видно, что они, ну, бедненькие. Они очень скромно одеты, у них нет средств на то...
Кира Лаврентьева
— Шикарные костюмы...
Анастасия Кузнецова
— Чтобы сшить костюмы... И эти ребята из Горловки — с письмом, с видеообращением: «Мы со всей радостью и всей душой отправляем деньги»... И это был такой резонанс...
Диакон Игорь Цуканов
— Прекрасно...
Анастасия Кузнецова
— Все говорят: «Здорово! И мы, и мы, и мы»... В общем, они победители, понимаете — их большое сердце победило... История просто...
Диакон Игорь Цуканов
— Да... Сразу хочется в этом как-то тоже поучаствовать. А кстати, ведь голосование-то будет народное, да? Вот как раз, по-моему, с 6 января начиная и по 19 января...
Анастасия Кузнецова
— А суть экспертного жюри — отобрать по трем номинациям: семейное, дети (где участвуют музыкальные коллективы самого разного уровня) и «16+» — отобрать по 10 самых лучших. Это уже, конечно, чтоб было всё по-честному, должны сделать профессионалы...
Диакон Игорь Цуканов
— Ну да...
Анастасия Кузнецова
— А дальше вот из этих самых лучших будут отбирать люди, которые заинтересуются вот — то самое народное голосование. Оно будет непродолжительным. 20 января — я вот сейчас тоже боюсь соврать, в какое время, но в какое это точно время, можно в положении уточнить — голосование будет приостановлено, и 20-го уже к вечеру будут известны имена и названия коллективов, которые станут победителями.
Глубоко трогает идея еще какая в этом фестивале колядок... Мы здесь и сейчас, продолжая традицию наших предков, рождаем что-то новое! И собственно традиция — она же, есть хорошее такое выражение — это не поклонение пеплу, а возжигание огня и поддержание (сейчас тоже боюсь ошибиться). То есть, мы не просто как работники сохраняем что-то (хотя это тоже важно и ценно), а мы, зная наши корни, и что-то оставляя за бортом...
Мы говорили на пресс-конференции перед колядками, когда начинался конкурс, что многие говорят: ну вот колядки — это что-то языческое. Да, корни — возможно. Хористы до сих пор спорят там: вот Коляда — это языческий бог солнца с таким очень «положительным» значением, то есть, это что-то яркое, это что-то такое мощное по энергии — что-то новое рождается, а старое уходит, новое приходит... Это было связано с солнцеворотом...
Кира Лаврентьева
— С солнцестоянием...
Анастасия Кузнецова
— Да... А затем есть мнение, что коляда — это просто календарь! Да, вот это слово «календарь», которое тоже просто трансформировалось. А потом мы знаем, это ни для кого не секрет, что колядками называли песни, с которыми молодежь ходила... Мальчики отдельно — мы с вами сейчас говорили перед программой — мальчики отдельно, юноши отдельно там...
И колядками эти песнопения назывались только потому, что в припевной части пелось там: «колёда», «коляда»... Если, например, пелось «овсень» — то это уже была овсенька, если это «щедровка» — то там обязательно «Ще-едрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровьё»... То есть, по вот этой припевной части они носили название.
Что сейчас такое «колядка»? Мы же уже не говорим про язычество — мы знаем, и деткам в школах когда преподают фольклор — про это, конечно, говорят, плохо бы это не озвучить было. А что сейчас? А сейчас больше христославление — это песни, посвященные Христу. Либо это песни, которые в тексте, в содержании имеют положительные смыслы. Они несут радость, они несут счастье, или они с пожеланием добра, да — «добрый вечер, щедрый вечер, добрым людям на здоровье»...
И вот мы про это когда начали говорить — пожалуй, я подпишусь, что здесь и сейчас рождается что-то новое в этом фестивале. Может быть, это смело; но я уже сказала это вслух — я бы вот хотела, чтобы в этом году кто-нибудь осмелился и потрудился, сел и написал текст — вот по его представлениям, что есть колядка сейчас, написал мелодию, аранжировал — и в этом году мы услышим какую-то колядку, которую еще никогда не слышали.
А там буквально спустя какое-то время, если она понравится — она станет поистине народной. Потому что хорошее быстро подхватывают. И это, уже спетое в этом году, станет уже через 3-4 года вот этим традиционным, уже любимым. Уже мы будем говорить, что это наша традиция.
Вот эта живая нить традиции, которая вот связывается — она мне очень симпатична...
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Напомним, что у нас в гостях — Анастасия Кузнецова, хормейстер государственного академического русского народного хора имени Пятницкого. У микрофонов — диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева.
Анастасия, очень интересно узнать, как Вы вообще в тему народной музыки пришли...
Анастасия Кузнецова
— Божий промысел!
Кира Лаврентьева
— Это конечно...
Анастасия Кузнецова
— Божий промысел однозначно... С детства, с 6 лет мамочка меня отвела в музыкальную студию, где у нас бы вокальный ансамбль. А так как я дочь военного и учительницы, мы все время переезжали. То есть, вокальный ансамбль был сначала один, потом другой... И когда мне было 9 лет, мы приехали в Карелию, жили в гарнизоне, в лесу...
И вдруг в нашей школе появляется молодая женщина, которая набирает ребят — пока непонятно куда набирает, но я туда попадаю; и оказывается, что это фольклорный ансамбль... И меня это так увлекает!
Но молодая женщина — Елена Юрьевна Шарпило — была настолько горячо влюблена в дело, которым занимается, что ей стало просто в ансамбле тесно. Она сделала музыкальный театр. И из просто занятий, где мы учили какие-то песенки, или вот, знаете, как сейчас принято — масленицу там, что мы знаем, относительно к Рождеству — именно по годовому циклу обрядовому вот какие-то такие мероприятия у нас были праздничные.
А затем у нас были «Путешествия бегемотика Бори в Африку» (смеется) — это моя первая роль, бегемотик Боря. Потом — «Беда от нежного сердца», там Настасьи Филипповны роль мне досталась...
Кира Лаврентьева
— Мощно...
Анастасия Кузнецова
— Да... Потому нас был первый музыкальный такой, из ярчайших спектаклей — «Бременские музыканты». К этому моменту я уже учусь в музыкальном училище, и я уже была аккомпаниатором в этом театре. То есть, там я вот получила какие-то первые такие азы, и вообще вошла в этот мир фольклора.
Затем, учась в школе искусств, я вообще-то собиралась быть пианисткой. Была тоже влюблена в это дело, у меня был замечательный педагог...
Но и там не обошлось без того, что однажды на предмете «хоровая дисциплина» (хор) наш хормейстер... Постучали в дверь, он выходит — и буквально несколько секунд, возвращается — и вот так в классе пальчиком тыкает: «Ты, ты (это была я) и ты — пожалуйста, выйдите»... Я выхожу — там стоит еще одна молодая прекрасная женщина, Ирина Владимировна, которая организовывает вокальный ансамбль в этой школе искусств...
А там никогда не было ничего, связанного с народниками! 8 девочек, поющих народные песни — и я туда почему-то опять попадаю! Ну как вот можно было — там огромный хор детский, и вот вычленить: «Ты, ты и ты»... Как это? Божий промысел...
И вот я пою в этом вокальном ансамбле — с огромным удовольствием! Нас снимают с занятий, на нашу радость детскую... Боже мой... Мы где-то там концертируем...
А потом, в 9 классе, однажды на занятии Ирина Владимировна говорит: «Настенька, а ты вот точно, да, определилась, что ты хочешь быть пианисткой?». Я говорю: «Ну да...». Задумалась и переспрашиваю: «А что еще можно делать?». Она говорит: «Ну если тебе действительно интересно, я тебе покажу».
И мы пришли в музыкальное училище петрозаводское, имени Раутио... На занятие по хоровой дисциплине... Это была любовь с первого взгляда! Народный хор, который не только поет, а еще и пляшет! А если поет, то это так разливисто, что мурашки нескончаемые по ногам, по рукам, туда-обратно... Я говорю: «Да, я хочу!».
А факультет назывался «Дирижер народного хора», то есть, это профессия «дирижер». Я готовилась, вообще не помня себя, ночи не спя... Если надо было одно стихотворение для поступления — я учила пять; если надо было дирижировать одно произведение — я учила три... Я очень хотела!
И так я попала... Так я попала после 9 класса в Петрозаводское училище на этот факультет.
Опять же, я не понимала, почему, но я точно знала, что я хочу в Москву, в Гнесинку. Наши все поступали в Петербург — там вроде север...
Диакон Игорь Цуканов
— Ближе...
Анастасия Кузнецова
— Да, ближе Петрозаводск, и там уже дорожка протоптана, и все туда... А я вот уперлась — не понимаю, не могу объяснить — хочу в Гнесинку! И слава Тебе, Господи, осилила.... Отучилась!
У нас преподавал великолепный, замечательный педагог — Владимир Андреевич Царегородцев (Царство Небесное!). Он выпустил... ну по всей стране его выпускники! Великолепный хормейстер, сам закончил Свешниковскую академию хоровую... Душа-человек...
И собственно, как я оказалась в хоре Пятницкого? Это тоже Владимир Андреевич! Потому что когда я окончила аспирантуру уже в Гнесинке, я вообще была на распутье: то есть, ну ты вот учился, учился... И до этого момента я всё понимала, куда я хочу (смеялась), и я так целенаправленно шла... А здесь я так раз — отучилась; а дальше-то я не придумала! А дальше-то чего?
И вот я и в хоре в театре поработала, и поработала не так долго, 8 месяцев, в ансамбле «Славяне» при театре «Русская песня» Надежды Георгиевны Бабкиной... И затем я работала с детками в школе искусств два раза в неделю...
А остальное время у меня было свободно. И думаю: ну и что, все эти годы за плечами, вот ты учился, учился, учился — и что? Что-то не то, что-то не то... Что-то НЕ ТО, Господи, ЧТО-ТО НЕ ТО!..
И звонок: «Настенька, добрый вечер!». — «Добрый вечер, Владимир Андреевич». — «Ты знаешь, меня позвали работать кое-куда; но мне кажется, это твое место...». Я говорю: «А куда?». Он говорит: «Секрет!»... (смеется) Как сейчас помню... И говорит: «Но только знаешь, я тебя прошу: понаряднее оденься! И, значит, там-то встречаемся...».
И вот я уже сижу в кабинете Александры Андреевны... А она такая у нас уникальная женщина, невероятной бодрости, активности!
Диакон Игорь Цуканов
— Это хормейстер как раз хора, да?
Анастасия Кузнецова
— Нет, это художественный руководитель...
Диакон Игорь Цуканов
— Художественный руководитель...
Диакон Игорь Цуканов
— Да, художественный руководитель Александра Андреевна Пермякова... 55 лет она в коллективе, из них 35 она руководит! Да. Она четвертый художественный руководитель хора...
И это тоже Божий промысел. Потому что сейчас вот, работая 18 лет хормейстером хора, я знаю, я вижу, какие испытания проходят те, кто набираются в коллектив. Меня взяли просто по рекомендации. Поверив в меня и сказав: «Да, это что-то новенькое и интересное»... (смеется)
Вот поэтому... я по-другому это не могу объяснить — это, знаете, что-то судьбоносное, и точка. Или восклицательный знак даже...
Диакон Игорь Цуканов
— Может быть, стоит еще немножко объяснить, кто такой хормейстер. Потому что для человека не сведущего в музыкальной жизни может быть некая путаница: дирижер, хормейстер, художественный руководитель... Хормейстер — это тот, кто занимается вокалом с артистами?
Анастасия Кузнецова
— Руководит хором, да, дирижер хора. В хоре Пятницкого есть три группы. Хоровая, собственно — которая была изначально... Хору 114 лет будет 2 марта 2025 года. 2 марта 2011 года был первый концерт в Колонном зале Дома Союзов, который вот находится на Театральной по сей день, в малом зале. Люблю туда заходить, мне прямо... Я представляю эти картины, себе рисую — вот они здесь были, эти крестьяне, в этих онучах, в лаптях, в сороках на головах...
И хормейстер — это человек, который занимается с хором. Дирижер оркестра — у нас есть оркестровая группа... И у нас есть танцевальная группа — ей сейчас руководит репетитор. Да, у нас нет должности хореографа с какого-то там времени, вот у нас есть репетитор занимается с нашими хореографами... Или плясунами, как у нас их называют. У нас нет танцоров — есть плясуны....
Диакон Игорь Цуканов
— Сколько человек, сколько вокалистов в хоре сейчас? С каким количеством артистов Вы работаете?
Анастасия Кузнецова
— 40...
Диакон Игорь Цуканов
— Сорок человек...
Анастасия Кузнецова
— Да, а в целом — около 90 человек, да, коллектив...
Кира Лаврентьева
— Где можно на вас посмотреть в основном?
Анастасия Кузнецова
— Мы сейчас завершаем наш гастрольно-концертный сезон вот 2024... А следующий большой красивый концерт — я с удовольствием вас приглашаю — это государственная филармония, концертный зал имени Чайковского. Это наш родной дом, мы там базируемся. Там проходят ежедневно наши репетиции...
День рождения хора — 2 марта, 19.00. Тут не ошибешься — это ежегодная такая дата, она не переносится. Каждый год в день рождения мы празднуем этот день концертом в филармонии. А дальше — надо следить за афишами, потому что мне сейчас сложно сказать, где, потому что всего не запомнить...
Кира Лаврентьева
— Анастасия, а какая аудитория приходит в основном на ваши концерты? Кто зрители?
Кира Лаврентьева
— Если быть откровенными — конечно, это зрители старшего возраста. Но очень хорошая тенденция, к моему величайшему горению сердца и радости, и слезы льются, когда я вижу в зале... Это выездные концерты, это Сибирь... Вот например, в частности, мы сейчас были на больших гастролях — города, где есть наши факультеты, где студенты учатся на наших факультетах. Они всегда приходят в огромном количестве, сидят мальчишки и девчонки 14-15 лет — всё, у меня крылья вырастают! И думаю: «Всё, будем жить! Будем жить»...
Потому что иногда думаешь: «Ну кто будет слушать это? Чем ты занимаешься? Что это, кому это нужно?». А приезжаешь на Камчатку, в Петропавловск-Камчатский: концертный зал — всего 250 посадочных мест; а люди уже купили там за 3 месяца до концерта билеты, и люди хотят, и «сделайте, пожалуйста, второй»... А после концерта они кричат, как после футбольного матча: «Спасибо, молодцы! Здоровья вам! Счастья вам! Вы лучшие!»...
И ты правда стоишь — и слезы текут... И думаешь: Господи, вот слава Тебе! Ну правда, значит, это нужно, значит, это слово, которое как бриллиант в народной песне — ни одно мимо, ни за одно слово не стыдно... Потому что мы поем про любовь! Про любовь к Родине, про любовь самую настоящую мужчины к женщине, без всякого там, знаете — без подтекстов, без подводных камней, без похабства... Вот ни за одно слово, правда, не стыдно!
Я наблюдаю, что сейчас интерес тех детей, кто зрители, которые учатся, и судя по тому, что у нас в хоре есть студия «Фолк-дети», в которой занимаются детки от 2 лет и до 18 — и это москвичи, это не где-то там в регионах нашей страны...
Москвичи — у них-то откуда интерес? Ведь сколько соблазнов пойти заняться эстрадным вокалом, джазом, всё что угодно — а они идут заниматься народной песней! И с каким желанием, с каким горением! И у нас уже 5 выпускниц из этой студии — они артистки хора! Я им поражаюсь, потому что раньше...
Наша Александра Андреевна говорила: «Настя, да этот асфальт — он не рождает самородки. Ну он не рождает! Ну что тут можно вообще в этой Москве найти? Вот Белгород, или Воронеж, или те же сибиряки — вот это дело...
А сейчас получается, что и Москва рождает! И для меня это вообще счастье...
Диакон Игорь Цуканов
— Трудно Вам было встраиваться, когда Вы только пришли в хор Пятницкого?
Анастасия Кузнецова
— В сложившийся коллектив...
Диакон Игорь Цуканов
— Да, все-таки сто лет истории, традиции мощнейшие... И прямо скажем, позиция хормейстера — это все-таки очень...
Кира Лаврентьева
— Очень ответственная...
Диакон Игорь Цуканов
— Это центральная позиция, да...
Кира Лаврентьева
— Дирижер фактически...
Диакон Игорь Цуканов
— Вот насколько это было сложно?
Анастасия Кузнецова
— Вы знаете, это только по молодости так можно смело войти и думать: «Ха, я все могу»... Это мне помогла огромная влюбленность в дело, которым я занимаюсь. Еще учась в училище, у меня уже вот, простите, кое-где прямо вот горело, думаю: ну скорее-скорее вырасти, дайте мне этот хор... Потому что ты до 4 курса сидишь в хоре, а потом ты наконец-то выходишь к нему...
И уже ты вот из ничего — вот тишина, и вот ты находишь песню, потом ты делаешь там аранжировку, какую-то рубку, в училище, 4 курс... И вот оно начинает рождаться, и ты показываешь, как... Вот они поют — а ты: «Нет, не так, не так... Стоп, стоп!»... — «А как?». — «Вот тааааак (нежно) и вот так... Или наоборот (залихвацки): «Эгегей! Вот так! Что ж вы вялые, как сонные мухи?». Начинаешь их бодрить...
И потом в академии то же самое... Думаю: да что ж такое, опять! Ты опять на 1 курсе — а тебе надо ждать до 5 курса! И когда я уже выпустилась на 5 курсе, я говорю: «Всё, дайте мне скорее хор какой-нибудь»... И когда я попала в Хор Пятницкого, ну... Я не скажу, что к стыду, но это тоже правда жизни — мне казалось, что я могу всё...
Кира Лаврентьева
— Ну это, кстати, нормально, да... Синдром молодого специалиста...
Анастасия Кузнецова
— И вот на этой смелости я очень выезжала... Потому что Александра Андреевна мне поручала такие вещи... Вот я сейчас думаю там: провести патриаршую елку в Храме Христа Спасителя... Вот сейчас мне скажи — да у меня поджилки будут трястись! Думаю, ведь это такой уровень, это надо сделать... А тогда — «А, елку — хорошо! Вообще без проблем»... (смеется)
И конечно, огромное спасибо коллективу, который меня принял. Когда я пришла в коллектив, хормейстером главным была Горячева Елена Ивановна. Она тоже проработала 50 лет в хоре, и я была ее подопечной. То есть, я была только помощником...
Диакон Игорь Цуканов
— Полтора года первые, да?
Анастасия Кузнецова
— Да, да... Мне давали робкие какие-то первые задания. Там сделать попурри из песен советских композиторов... Я даже по сей день помню, что это было... Потом — «Настя, найдите материал — мы будем возрождать традицию хора Пятницкого»... И я, если честно, думала, что которая была еще при Митрофане Ефимовиче, 11 года... Ошиблась — надо было возрождать традицию 35-го года, 36-го, когда звездами хора были Клоднина, Прокошина, вот этот их известный дуэт «На закате ходит парень», вот это звучание, которое было из репродукторов, которое слушала вся страна, и которое помогало бойцам в Великую Отечественную войну, и приходили треугольники, и они просили: «Пойте больше, пойте чаще, и когда там фашист поднимет свои грабли, мы там споем вместе со всем народом ваши песни»... Вот она какая была духоподъемная! Ведь песня — она вообще, хорошая песня — имеет ого-го какую силу...
Диакон Игорь Цуканов
— Строить и жить помогает...
Анастасия Кузнецова
— И доверие Александры Андреевны, доброе расположение и доверие главного хормейстера, то, как меня принял коллектив... Они улыбались, конечно — «Настенька»... Потому что когда я пришла, были такие еще мастодонты, заслуженные, народные артисты... Это потихонечку...
Диакон Игорь Цуканов
— Стало сглаживаться...
Анастасия Кузнецова
— Да, система — она растворялась... Одних артистов отправили на заслуженный отдых, на пенсию... И вот сейчас коллектив очень молодой. К нам приходят 16-летние — они пару лет еще сидят как, забыла это слово, как кто они сидят... Ну, вольнослушатели, да — еще не участвуют в концертах, еще не ездят с нами на гастроли, но вот уже вливаются.
Когда им 18 — иногда, редко встречается пораньше. У них прослушивание — и по итогам они попадают или не попадают. То есть, у меня от 18 лет, и сейчас самый взрослый — ему 50. Но это редчайший случай. Так у меня вот там 45 — это, пожалуй, предел...
Диакон Игорь Цуканов
— Как интересно! То есть, хор сильно омолодился...
Анастасия Кузнецова
— Очень молодой хор! Очень двигается много. Мы не статичны, мы не «вышли и спели» — у нас движение, всё крутится-вертится... Это тоже, конечно, заслуга Александры Андреевны. Потому что она хотела в чем еще... Она когда мне сказала: «Настя, будем возрождать тот старый хор» — первоначально хор двигался! Уже в 30-е годы возникает танцевальная группа, отдельная инструментальная группа...
А сначала эти крестьяне — они сами себе подтанцовывали, пританцовывали, сами умели играть на рожках, на гармошках, на балалайках; и она хотела вот... Если вот придете — я вас еще раз приглашаю, да, на концерт — то вы увидите, что у нас и контрабасист пляшет, и танцор поет, и хор пляшет и играет... В общем, у нас всё живое такое, молодое, искрящееся...
Диакон Игорь Цуканов
— И задорное...
Анастасия Кузнецова
— И задорное...
Диакон Игорь Цуканов
— Анастасия, вот возвращаясь к разговору о вашей деятельности как хормейстера в хоре имени Пятницкого, вы наверняка, ну вы уже об этом сказали, довольно много ездите с концертами, гастроли. Вот в Сибири вы бываете регулярно. Вот можете вспомнить, ну, может быть, за последнее время, скажем, какие-то самые такие, самые запомнившиеся, вот самую запомнившуюся поездку или самый чем-то запомнившийся концерт? Что вообще бывает такого, что делает концерт из ряда вон выходящим? Вот именно для вас, как руководителя хора фактически.
Анастасия Кузнецова
— Интересный вопрос, вроде простой и вроде сложный, потому что вычленить какой-то особенный концерт очень сложно. Ввиду чего? Ввиду того, что нас воспитывают... Ну, умри, но сделай. За нами Москва, ни шагу назад. Вот так. И если, несмотря на то что ты вылетаешь ночью, летишь 9 часов, прилетаешь в другой часовой пояс, ты обязан найти в себе силы, воспрянуть духом, эмоцией и выдать все, что ты можешь. Нам так и говорят. Не надо на себя вешать табличку «я устал». Люди пришли, люди вас ждали, дарите людям радость. И тут тоже надо сказать, что ведь это служение, вот нам даётся талант, да, и я этим себя очень утешаю, потому что, опять же, если быть откровенным, кажущаяся, вот это наша профессия такая, да, что там, песни петь, ха-ха, у нас каждый день репетиции, у нас ненормированный график, иногда мы вообще забываем про что такое выходные. Наши родные про это знают, когда ты уезжаешь, и, да, вспомните, как меня зовут. Поэтому для нас каждый концерт, он как последний. Ты работаешь на 200%. В этом отношении какого-то особенного концерта нет. В чем он может быть особенный? Например, когда мы поехали в Луганск. Ну, трепет, волнение от самой поездки туда, да, и осознание вообще, что ты, ну, в какой-то... Ты здесь живешь, когда в Москве, все по-другому. А там ты внутри. А там ты едешь и видишь эти разбитые стекла, брошенные дома. Тебе вот сейчас рассказывают, что вот здесь только там летело. А это «летело» мы в Белгороде ощутили, когда это над нами, это ПВО срабатывало. И когда ты в храме, и вот прилет, прилет, прилет, и когда уже над тобой весь храм, вот так, а батюшка начинает громче и громче читать, это всё очень отрезвляет. И надо сказать, что это, может быть, страшно звучит, но это очень нужно. Вот мне это было прям нужно, потому что ты и так всё помнишь, и что мы конечные, и что когда-то у каждого в жизни настанет свой конец, но здесь вот это распределение смыслов, да, и опять же, слава Богу, что я занимаюсь тем, чем я занимаюсь, потому что это очень, очень нужно, очень благородное дело наши песни. В Сирию летали дважды. Пели для наших ребят на военной базе. Ездили в Дамаск. И когда вот эти «Пазики», которые едут, охраняют тоже наши бойцы с автоматами и каждой остановкой они высыпают вот так окружая, ты тоже думаешь, что да, это не шутки, это не просто по телевизору что-то показывают, это и меня касается. Мы там в Сирии встретились с племянником нашей артистки, Женечка. Мы общались, мы хохотали. А потом буквально прошло какое-то время, и Женечку снайпер убил на войне. Вот сейчас, да. 25 лет мы плакали и хоронили всем хором. То есть вот эти, ну, такие моменты, они запоминаются. А так, говорю, повторюсь, каждый концерт как последний. Хоть тебе Камчатка, Сахалин. Ещё запоминаются, знаете, какие моменты. Вот, например, на Сахалин мы полетели, но не сразу. Вот ты уже в самолёте, а взлёта не дают, а пять часов в самолёте. А что? Уже начинается паника, а уже начинаются волнения. Срабатывает что? Инстинкт самосохранения. Ребят, доставайте гармошки, петь будем. Все. Успокоили этим весь этот самолет. Все пели Катюшу. Все снимали. И до сих пор можно в YouTube найти эту запись. Летим на Сахалин. Не дают посадки. Мы и так, и сяк, и три раза, не дают. В Хабаровск. Ночуем в Хабаровске. На следующий день летим на Сахалин. Прилетаем. Понятно, что мы опоздали на собственный концерт. Переночевали. Сели в самолет и улетели в Москву.
Диакон Игорь Цуканов
— То есть не выступили.
Анастасия Кузнецова
— Без концерта. Но пообещав, что в мае прилетим и дадим два концерта. Так и было. Вот такие случаи, конечно, запоминаются. То есть даже, может быть, не сами концерты, потому что десятый раз повторю, они каждый раз, каждый раз. Вот «За нами Москва», «Только так». А вот эти вот истории, которые связаны.
Кира Лаврентьева
— Анастасия, а как в вашу жизнь пришла вера? Как вы вошли в церковную ограду?
Анастасия Кузнецова -
— Удивительно, как все в моей жизни. И, наверное, по молитвам моей прабабушки Варварушки. Прабабушка, она пела на клиросе, когда уже храмы закрывали, у нее было благословение в ее деревне Нереже, село, отпевать и крестить младенчиков. И я была крещена прабабушкой. И жила до 14 лет вот именно в таком состоянии, будучи крещенной когда-то в младенчестве. И не ходя в храм, и у нас в семье никто не ходил в храм, но с каким-то ощущением внутренним восторга. Меня всё в жизни восторгало. Вот я помню уже такое сознательное отрочество и юность, в Карелии они прошли, а там же очень красиво. И вот ты идёшь по лесу, ну, Боже мой, запахи, этот мох, скалы, вода, сосны, и ты рыдаешь.
Диакон Игорь Цуканов
— И камни.
Анастасия Кузнецова
— И камни, да. Вот это сочетание. Или там вот я помню вот это ощущение. Я прям шла, вот эта трава, которая мне тогда была по пояс, и я вот так ее гладила. Господи, вот если ты есть, так прекрасно у тебя. Я так тебя благодарю. И я вот так искренне, сама не понимая, вот почему я так общалась. Называла его Господь и вот беседовала с ним, или какие-то доверяла там свои переживания, я это тоже очень помню, и плакала, и говорю, Господи, ну почему так? А потом настала пора, когда мне начали сниться ужасные сны, прям такие страшнейшие сны. И я спала только при свете, со мной дежурили родственники, потому что эти ужасы, они заканчивались даже удушьем. Я не могла проснуться, задыхалась. И почему опять? Вот я все думаю, почему? Слава тебе, Господи. Я однажды поделилась этим с педагогом по музыкальной форме. Борис Константинович Моисеев. Моисеевский даже, по-моему, да. Он был глубоко верующим человеком, уже очень преклонного возраста. И в Великий пост он так ослабевал телесно, что он не приходил к нам на занятия в училище. Мы ходили к нему на занятия домой. И вот на этих занятиях почему-то я ему вслух это говорю. Он говорит, это тебя Господь зовёт. Я говорю, да, а что так бывает, так может Господь звать. Значит, идёшь в храм, сказал, в какой, находишь батюшку, ему рассказываешь, а дальше что он тебе скажет. И вот я в Крестовоздвиженском храме города Петрозаводска рассказываю эту историю. Батюшка меня спрашивает, а ты крещённая? Я ему рассказываю эту историю, что меня прабабушка крестила. Он говорит, да, действительно, такая практика была. Но я вот сейчас не помню, как он сказал. Это, конечно, не был никакой там обряд перекрещения, но я точно помню эту воду на своей голове. Мне было 14. И тогда начались первые редкие исповеди и причастия. Потом, я точно помню, это было стандартно на Пасху, как все. Вот, и очень помню, опять же, вот этот восторг. В храме все стоят, ну, все же каются, все же... А я почему-то вот так. Я говорю, Господи, слава Тебе, как радостно, как хорошо. Ну что же они такие все угрюмые, что же они такие все... А потом уже была Москва и первые храмы Москвы. А потом у меня, и слава Тебе, Господи, в окружении появились друзья, которые ходят в храм. И, в общем, милостью Божией я дожила до того, что я сейчас чадо Артемия Владимирова. Вот, и литургии в моей жизни, жизни моей семьи, они каждое воскресенье по возможности в храме, потому что, опять же, и график наш концертный, гастрольный не позволяет. Но в моем случае это просто такая милость Божья, которая вот прям не скорбями, не тяготами, не обременением каким-то, а вот какой-то внутренней радостью и пониманием, что само это не могло создаться.
Диакон Игорь Цуканов
— Прекрасный опыт. Меня вот очень всегда тоже вдохновляет. Мне это на самом деле близко, поэтому я понимаю, о чём вы говорите. Анастасия, скажите, пожалуйста, вот в вашей жизни еще есть театр, который называется «Живая вода», и вы там музыкальный руководитель, правильно, да?
Анастасия Кузнецова
— Все правильно.
Диакон Игорь Цуканов
— Уже довольно давно. Вот могли бы вы немножко тоже рассказать о том, это в некотором смысле возвращение к тому, с чего вы начинали в детстве, правильно? Когда вы тоже играли в театре и пели в театре.
Анастасия Кузнецова
— Да, получается, что так.
Диакон Игорь Цуканов
— Вот что для вас, почему этот опыт для вас важен? Почему вы по-прежнему вот с этим театром? Что для вас ценно в этой работе?
Анастасия Кузнецова
— «Живая вода» — это тоже промысел. Прямо сейчас, знаете, свидетельствую. Хор Пятницкого, замечательный, по сути, и несущий в массу, в народ именно традиционную народную песню, всё же такая структура творческая, которая сценическая. Есть в моей жизни ещё клирос. Но есть такое вот между. Мне очень хотелось найти единомышленников, с которыми бы я говорила на одном языке и с которыми бы я могла раскрываться с каких-то других сторон, с которых я еще не раскрываюсь. То есть это вот где-то сидело, это внутреннее желание. И однажды, выйдя вот прямо, я точно тоже помню, из электрички я вот так подняла голову и иду по улице и говорю, Господи, я тебя очень прошу, пошли мне людей по духу. Мне так сейчас тесно, мне так хочется вот общаться на одном языке. И в моей жизни появляется «Живая вода». Ну как она появляется? Мне звонит кум и говорит, слушай, Настя, привет, привет. У тебя есть свободное время? Я говорю, Саша, ты знаешь мой график, у меня нет свободного времени. Слушай, есть такая девчонка, хорошая, молодая, приехала из Краснодара, надо подтянуть по вокалу, хочет прослушиваться в театр московский. Я говорю, ну, нет. Умываю руки, нет, нет, нет, ты что? Ну, подтягивать там чей-то вокал, ты знаешь мой график. Он мне звонит через полгода с этой же просьбой. Я говорю, да категорически нет. Но он мне звонит еще через полгода. И говорит, Настя, ну, может быть, пожалуйста, ну, это, она вот, ну, очень хорошая. Говорю, ну, давай. Приезжает чудесный ребенок, ну, молодая девочка. Говорю, ну, давайте, показывайте, что вы умеете. Она мне что-то поет, читает. И что я говорю? Так вы знаете, что вы ничего не умеете? Вам все вообще надо с ноля начинать. Она смотрит на меня, чуть ли не плачет. Правда? Я говорю, правда. Она, а вы можете мне в этом помочь? Говорю, давайте. И так зародилась наша дружба. Она ездила ко мне домой заниматься из Звенигорода в Пушкино. И через полтора года, еще через полтора года, она мне говорит, Анастасия Алексеевна, вы не могли бы помочь? Я вот тут пристроилась в театр «Живая вода». А у нас рождественский спектакль, и некому по музыкальной части. Наш музыкальный руководитель уехал, а надо подготовить. И я, как всегда, у меня нет времени, у меня нет ещё, что же я буду тратить свои каникулы на какой-то театр. Потом думаю, ну вот неспроста, вот к Рождеству. Думаю, ну ладно, разовая акция, помогу. Но разовая акция уже седьмой год, понимаете? Это действительно люди по духу, люди профессионалы, которые работают в Театре Вахтангова, в Малом Театре, Росгвардия, хор Росгвардии, выпускник музыкального факультета Гитиса у нас, Славочка, артист Нового Драматического Театра. В общем, там музыканты и актеры хорошего уровня профессионального, но которым тоже в жизни не хватает вот этого настоящего смыслов, не хватает смыслов. А «Живая вода» — это про это. Репертуар 20 спектаклей, 20 лет существует коллектив. Спектакли про царскую семью, Елизавета Федоровна Романова, Гавриил Ургебадзе, лоскутки памяти о том, что нам нельзя быть Иванами, не помнящими родства. Новый спектакль, вот сейчас кастрюлька или мысли про зависимость от гаджетов современных наших деток, что мы все, мы теряем их. СОС, караул, спасите. То есть там есть смыслы. Я, к сожалению, не могу туда погрузиться с головой. Это было сразу условие, на которое пошла художественная руководитель Лариса Ивановна Никулина. Она пошла мне навстречу, сказала, Настенька, я ждала тебя 16 лет, пожалуйста, давай... Подстраиваться друг под друга. Да, давай хоть так. И вот в это воскресенье будут два спектакля, в которых вот я сейчас могу участвовать. А когда у нас гастроли, ну, я не могу. Не подготовить, к сожалению, не могу, не поучаствовать не могу. Вот, ну, это такая тоже отдушина, отрада. Ну, это такая тоже отдушина, отрада, и повторюсь, и повторюсь, и повторюсь, что это театр смыслов глубочайших, там ни одного спектакля мимо, сценарии пишутся внутри, профессиональными сценаристами, они сотрудничают с Натальей Евгеньевной Сухининой в том числе.
Кира Лаврентьева
— Которая бывала у нас множество раз.
Анастасия Кузнецова
— Да, и это такие единомышленники, и знаете, это люди, которые бессеребренники, потому что там, понятное дело, это все тоже на пожертвования, там репетиции не оплачиваются, там по возможности, сколько есть возможности спектакли, поэтому это такое служение, служение темам глубочайшим, и тут надо прям низко поклониться этим людям, подвижникам нашего времени.
Диакон Игорь Цуканов
— Вот как-то всё настоящее, оно так и делается через, ну вот в какое-то свободное время от текучки, так скажем, да? Вот есть такое ощущение. Ещё хотелось спросить вас, Анастасия, про проект, который вы делали. Я вот не знаю, делаете ли до сих пор. Он называется «Человеки».
Анастасия Кузнецова
— Всё правильно, да.
Диакон Игорь Цуканов
— Вот, проект, как я понимаю, про семьи, да, то есть встречи с такими...
Анастасия Кузнецова
— Что такое «Человеки»? Тот самый кум, который звонил мне и просил помочь девушке, молодой актрисе, тоже однажды набрал мне и говорит, слушай, Кума, он у меня вообще такой идейный молодец, Александр Щербаков, замечательный семьянин, музыкант, отец шестерых детей.
Диакон Игорь Цуканов
— С его семьей, кажется, и был последний из проектов.
Анастасия Кузнецова
— Да, да. Так вот, он мне звонит и говорит, слушай, Настя, есть идея, вот смотри, вокруг тебя такое количество интереснейших людей, и вот мы встречаемся, общаемся, но это как-то мало, ну что мы знаем, а надо, чтобы все знали. Говорю, Саш, ну, идея ясна. Ну, это проект, я говорю, так. Ну, вот так, вот так, вот так, я говорю, а как назовёмся? Он, дай подумать. Ну, говорит, а что, если вот человек и там вот какая-то профессия.
Диакон Игорь Цуканов
— Там большая буква и в конце, да.
Анастасия Кузнецова
— И у нас многоточие. Первым героем был космонавт. Человек и космос. Затем был герой России Игорь Сергеевич Задорожный, ветеран второй чеченской компании, в 28 лет потерявший обе ноги и руку, который нашёл мужество, он благодаря этому встретился с Богом в госпитале, приходил священник к нему, причащал, и то, с чем встретился один на один Игорь, и потом он объяснил, батюшка говорит, ну это и была та самая благодать, которая не всем удается встретиться с ней, с ним, с Господом. И он находит в себе силы жить. Он отец пятерых сыновей. Он проводит уроки мужества. Очень скупой на эмоцию человек, но сильнейший духом. Мы встречались и назвали нашу встречу «Человек, война и новая жизнь». Мы встречались с театром «Живая вода», «Человек и театр», «Человек и музей народных инструментов». Это была удивительная встреча с молодым мужчиной, который сам создал музей народных традиционных инструментов в железнодорожном. Он на всем этом умеет играть. Он каждую субботу по 2-3 сеанса бесплатно проводит встречи для детей. Только надо записаться в эти группы. Они небольшие, по 15 человек. Такой тоже подвижник. Отец восьмерых детей, подвижник нашего времени.
Диакон Игорь Цуканов
— Вот поэтому я подумал, что это про семьи.
Анастасия Кузнецова
— Вот. Ну, получается, человек и вот какая-то тема, да. Встречи. Сейчас у нас такой был творческий перерыв, вынужденный. Ну, вот мы намерены с января возобновлять наши встречи. Три года проекту.
Кира Лаврентьева
— Как интересно. Сразу вопрос, откуда действительно время берется у Анастасии. На столько глубоких, важных проектов и дел. Это, знаете, это как вечный двигатель, когда эту катушку заводишь, чик-чик-чик. Она уже потом чик-чик-чик, стоит остановиться, и ты думаешь, ой, а может, ты уже устал, а может, это не нужно? Но лучше не думать.
Диакон Игорь Цуканов
— Вам же сказали не вешать табличку «я устал».
Анастасия Кузнецова
— Да, и знаете, что еще? Вот я хочу оду своим друзьям воспеть. Вот не имея 100 рублей, а имей 100 друзей. Потому что когда у тебя не хватает времени или там буквально не хватает финансов, да, потому что это мой благотворительный проект, и когда меня мама ругает, вот, другие зарабатывают, а ты только тратишь. Говорю, мамочка, а как вот насчет той самой десятины? Ну, где-то же я должна это отдавать, да? На сцене это моя работа, это мой талант я отдаю, а здесь буквально, то есть арендовать помещение, организовать прием гостей, какие-то подарки, ну, это финансовые вложения. Но мне совершенно, правда, не жалко. Потому что какая-то огромная радость от этого и такое настоящее удовлетворение. И я говорю про друзей, потому что они меня так поддерживают. Если я сама не успеваю что-то из типографии забрать, командировала того-то, соберите мне, вот первая наша встреча, она же удивительным образом, было назначено место и дата. И мы готовились, и вдруг мне наш друг-космонавт говорит, Анастасия, не получится у нас, запрет закрывают на карантин, все, встречи не будет. Ну, я крылышки сложила, думаю, ну, значит, нет на то воли Божьей. И вдруг он звонит и говорит, Анастасия, я подумал, ну, нехорошо, готовились, надо сделать. Я говорю, когда? Ну, вот у меня есть 23-го время, а сейчас было 21 февраля, у меня один день. Я говорю, Сергей, ну, я не волшебник, я только учусь, но я постараюсь. Я обзвонила, так, с тебя 6 человек, с тебя 10 человек, мне нужны были зрители просто на эту встречу. И мы набрали аудиторию, у нас состояла встреча, по сей день вот есть тоже у меня там в нашей группе это видео, было замечательно, и взрослые, как еще начиналось, я, значит, встреча для детей и молодежи, взрослым вход не воспрещен, мы так обозначали, но я вижу интерес взрослых. Они говорят, сделайте для нас такую. Поэтому я стала делать... формат у нас 45 минут-час. Он не обременительный для детей. Очень много смен, всякая активность, викторина, рассказ самого героя. Потом мы обязательно поем. И так, чтобы было интересно взрослым. То есть у нас есть такие рубрики, которые интересны всем. Поэтому взрослые, которые ждут детей, они также вовлечены и интересны всем. И получилось, что у нас встреча семейная еще и по этому фронту, потому что они тут все вместе. Она не детская программа, такая всеобщая для всех.
Диакон Игорь Цуканов
— Спасибо вам огромное, дорогая Анастасия, за то, что вы провели этот вечер в воскресенье в студии Радио ВЕРА вместе с нами, вместе с нашими слушателями, которым мы напоминаем, что сегодня у нас с вами в гостях была Анастасия Кузнецова, Хормейстер государственного академического русского народного хора имени Пятницкого, музыкальный руководитель театра «Живая вода». И вот, как вы слышали, человек, который занимается на самом деле множеством замечательных дел и находит себя на такой очень широкой ниве разных христианских добрых дел. У микрофона были Кира Лаврентьева и диакон Игорь Цуканов. И еще раз благодарим Анастасию за проведенный сегодня с нами вечер.
Анастасия Кузнецова
— Спасибо вам.
Диакон Игорь Цуканов
— И будем надеяться, что услышимся с вами в следующее воскресенье. Храни вас Господь. Всего доброго.
Кира Лаврентьева
— До свидания.
Анастасия Кузнецова
— До свидания.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Послание к Евреям святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 316 зач., VII, 7-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Священное Писание — книга не простая. Однако это важная книга. И важна она не только для людей религиозных, но и для людей, которые желают знать истоки своей культуры. Ведь как ни крути, но Библия для европейской цивилизации — один из ключевых текстов, если не самый ключевой. Как же читать эту книгу? Предлагаю ответить на этот вопрос, поразмыслив над отрывком из 7-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 7.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Для тех, кто не знаком со священной историей Ветхого Завета, только что прозвучавший отрывок выглядит весьма сложным для понимания. Чего стоят одни имена. Левий, Авраам, Мелхиседек, Моисей и Аарон. Кто все эти люди? Но не только это. Большое количество ссылок на ритуальные и гражданские законы древности. Какие-то обряды жертвоприношений, какие-то десятины, какие-то уставы о принадлежности колену. Как разобраться в этих тонкостях? А может и не стоит разбираться и пытаться понять то, что отчаянно сопротивляется пониманию? Зачем вообще современному христианину истории про древних евреев с их обычаями?
Корни Нового Завета уходят в Ветхий. Уже там Бог заключил со своим народом союз. Уже там появились первые пророки. Уже там были написаны первые священные книги. А потому с самого начала христиане рассматривали Ветхозаветные Писания не как чужеродные, иудейские рассказы. Но как свои собственные священные книги. В них содержится пролог к истории христианской Церкви. И для того, чтобы во всей смысловой полноте понимать повествование о жизни Иисуса Христа и Его учеников, необходимо иметь представление о более ранних событиях. Произошедшее с израильским народом до прихода в мир Спасителя — это фундамент истории спасения.
Многие скажут, Ветхий Завет — сложная книга. Много раз пытался начать читать, открывал, но после первого же перечисления имён откладывал в сторону. Местами непонятно, местами путанно. Сложно собрать разрозненные пазлы в единую картинку. Действительно, есть такая проблема. А потому рекомендуется первые разы читать Ветхий Завет в переложении. Начать можно с самых азов, с детской Библии. В ней в доступной форме излагается фабула ветхозаветных событий. То есть в хронологическом порядке пересказываются самые важные эпизоды священной истории. После того, как общая схема будет ясна, можно взять книгу, которая называется Священная библейская история Ветхого Завета. Это такое же фабульное переложение древних событий, но рассчитанное уже не на детей, а на взрослых. Именно по таким пособиям начинают учить Священное Писание студенты семинарий. Здесь помимо повествования делаются важные комментарии и пояснения. Они помогают увидеть библейские события на фоне событий всемирной истории. Лишь после этого чтения можно приступать к русскому переводу Ветхого Завета. Такая последовательность значительно облегчИт его понимание.
Чтение Священного Писания — задача на всю жизнь. И торопиться здесь не стоит. Поэтому начинать можно с самого малого и двигаться постепенно. Постараемся каждый день читать священный текст и, самое главное, — понуждать себя применять его заповеди к своей жизни. И в своё время за наше усердие Господь даст нам понимание. Разрозненный пазл из имён и событий сложится в цельную картину, и Писание откроет нам свои тайны.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст о покаянии». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные покаянию, из книги святителя Иоанна Златоуста «Беседы о покаянии».
«Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: „я согрешил“. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость — сказать слово: „я согрешил“? Если сам ты не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен дьяволом? Предупреди же и лиши его этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять. Почему же не предупреждаешь его, и не исповедуешь греха, и не изглаждаешь преступления, когда знаешь, что есть против тебя такой обвинитель, который не может умолчать? Ты согрешил? Приди в церковь, скажи Богу: я согрешил. Ничего другого я от тебя не требую, кроме одного этого. Божественное Писание говорит: „Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися“ (Ис.43:26): скажи грех, чтобы разрешить грех. Для этого не нужны ни труд, ни многословие, ни денежная издержка, ни что другое подобное: произнеси слово, откройся в грехе и скажи: „я согрешил“»
С этой цитаты святителя Иоанна Златоуста началось обсуждение. Разговор шел о том, что такое истинное покаяние, как оно помогает в борьбе с грехами и в исправлении жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Псалом 135. Богослужебные чтения

Конечно, вам знакомо прилагательное «елейный» — которым мы, как правило, называем что-то приторное, избыточно-нарочитое, неискреннее. 135-й псалом царя Давида, который сегодня читается в храмах за богослужением, называется — и вы удивитесь! — «полиелейным» — но к «слащавости» он не имеет никакого отношения! Давайте послушаем!
Псалом 135.
[Аллилуия.]
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.
3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;
4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;
5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;
6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;
7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;
8 солнце — для управления днём, ибо вовек милость Его;
9 луну и звёзды — для управления ночью, ибо вовек милость Его;
10 поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;
11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;
12 рукою крепкою и мышцею простёртою, ибо вовек милость Его;
13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;
14 и провёл Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;
15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;
16 провёл народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;
17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;
18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;
19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;
20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;
21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;
22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;
23 вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;
24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;
25 даёт пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.
26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.
Почему же прозвучавший сейчас псалом — «полиелейный»? Дело в том, что на древнегреческом «ἔλεος» — «милость» — созвучна другому слову — «ἔλαιον» — «оливковое масло». В античности оливковое масло — не только важнейший продукт питания, но и основа для целебных мазей, защита от обжигающего солнца, вещество для светильников, средство очищения и многое другое. Неудивительно, что «елей» стал символом — и прежде всего — милости Бога по отношению ко всему творению, и в особенности — к человеку. Поэтому «полиелейный» — буквально — «многомилостивый», но отнюдь не «сверхподобострастный», как мог бы подумать наш современник.
По своей форме 135-й псалом представляет собой краткое утверждение — и после него фразу, которая повторяется снова и снова: «Яко в век милость Его» — то есть «ибо во веки милость Бога». В ветхозаветной богослужебной традиции — которую продолжила христианская традиция — псалмы пелись, и этот псалом — отличный пример «антифонного» пения, то есть такого пения, когда два хора, расположившись напротив друг друга, как бы находились в постоянном диалоге друг с другом. Один хор поёт: «Исповедайтесь Богу богов!» И тут же другой хор отвечает: «Яко в век милость Его!» Такая перекличка хоров создаёт не только внутреннюю динамику и ритм гимна, прославляющего Творца, но и с разных сторон раскрывает действие Бога по отношению к человеку, снова и снова возвращает к смысловой сердцевине: Бог — благ, добр, и это — непреложно!..
Автор псалма проводит нас через очень важные идеи: о единстве и верховной власти Бога над всеми духовными существами, о том, что вся Вселенная — Его творение, что Он никуда не «испарился» после сотворения мира, а постоянно заботится о нём, о том непосредственном участии, которое Бог явил в непростой судьбе еврейского народа во времена египетского плена и бегства от фараона, о том, что в итоге Бог даровал Своему народу замечательные земли для жизни — в награду за верность Ему.
Во всём тексте 135-го псалма рефреном повторяется утверждение, что Божия милость не имеет границ и времён. И если своей верой мы можем принять как неоспоримую истину то, что Бог — благ, не отчуждён от человека, тем более не «враг» ему — то какой бы ни была разной, странной, противоречивой бегущая перед взором кинолента нашей жизни — мы точно знаем: там, за ней, за этим мельтешением — от самого начала и до конца — один и Тот же Добрый Бог, и милость Его — беспредельна!..