
Анна Тумаркина
Когда у меня родился сын, я была безумно благодарна Богу! Непрестанно молилась, радовалась, целовала иконы. Чувствовала невероятный прилив сил, эйфорию. Но чем дальше, тем больше времени и ресурсов требовала забота о новорожденном, и тем меньше оставалось возможности для молитвы. Я сильно уставала, практически не спала ночью. Но чувствовала острую потребность в общении с Богом. И порою буквально понуждала себя взять в руки четки или открыть молитвослов. В какой-то момент поняла, что молюсь механически, просто вычитываю знакомый текст. Сильно сказывалось недосыпание. Я пробовала обращаться к Богу своими словами. Шепотом, стоя у икон, пока ребенок спит и не надо готовить еду. Но мне хотелось большего, постоянно казалось, что я словно чего-то Богу недосказала. Или хотела сказать одно, а вышло другое.
Однажды днем, пока сын спал, я взяла лист бумаги и карандаши. Хотелось отвлечься, набросать эскиз, да просто помолчать. Вспомнить о том, что я не только молодая мама, но еще и художник-любитель. А художник всегда страдает, если не имеет возможности писать хотя бы чуть-чуть. Внезапно мне пришла в голову мысль: а что, если нарисовать молитву? Почему бы нет? Ведь карандаш в руке может оказаться точнее слова! И я начертила на бумаге контуры. Вот я, вот мой муж, он смотрит на меня. Вот в середине наш ребенок, он улыбается. А вот над нами ангел. Большой и радостный, с разноцветными крыльями из цветных крестов, ярких звезд и белых лилий .
Я нарисовала то, о чем до этого неоднократно просила Господа: нашу семью под защитой. Рисунок вышел довольно простой. И мне стало радостно и легко. Даже почувствовала прилив силы.
С тех пор я старалась использовать любую возможность, чтобы порисовать для Бога. Нарисованная молитва казалась более полной, более искренней. Я рисовала ангелов в виде диковинных зверей возле детской кроватки. Рисовала птиц, несущих в небеса сгустки боли, когда больше всего нуждалась в утешении. Улыбающегося ребенка, когда едва-едва справлялась с его плачем, недугами, капризами. Полевые лилии в синих слезах и небесно-голубых звездах как символ моей любви: ко Господу, к сыну, к людям, к миру... В какой-то момент именно рисунки и наброски в карандаше привели к осознанию: я не отделяю, не хочу отделять друг от друга все эти множества любовей. Любовь — одна, и мне легче ее нарисовать, чем выразить словами. Верила, что если словесную молитву Господь слышит, то нарисованную—видит.
Теперь я довольно часто рисую молитвы. Не потому, что нет времени молиться словами, не потому, что слов не хватает. Просто мне очень понравилось рисовать для Господа. Так в детстве я рисовала для мамы и папы, чтобы их порадовать. И так мне бывает легче выразить Богу свою любовь.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.