Дочь крепостного крестьянина, Надежда Прокофьевна Суслова, с детства мечтала стать врачом. Однако в XIX веке в России для реализации этой мечты существовали серьезные бюрократические ограничения: в 1863 году вышел официальный запрет на посещение женщинами лекций в высших учебных заведениях. Несмотря на все преграды, Надежда Прокофьевна смогла получить степень доктора медицины в Цюрихе, а затем вернулась на родину и начала практиковать.
Она стала первой женщиной-врачом в Российской империи. В 1877 году, когда началась Русско-турецкая война, слушательницы организованных ею фельдшерских курсов отправились на фронт. Впоследствии выпускницам этих курсов высочайшим императорским указом стали присваивать звание «женщина-врач».
Какой Надежда Суслова осталась в воспоминаниях своих современников?
Восемнадцатилетняя Наденька Суслова держала в руках свежий номер литературного журнала «Современник». В нём был опубликован её рассказ «Фантазёрка». Однако литературный дебют не слишком радовал девушку. Становиться писательницей она вовсе не собиралась. Наденька отложила брошюру в сторону и вздохнула: да ведь она сама и есть фантазёрка! Ну как ещё назвать барышню, которая мечтает стать врачом?! В России 19-го века это было попросту невозможно. Высшее образование оставалось недоступным для женщин. А без него диплом доктора никак не получить...
«Уход за больными с юности привлекал моё внимание», — писала Надежда Прокофьевна. Призвание к медицине она почувствовала, благодаря своему брату Василию. Он первым из семьи нижегородских крепостных крестьян Сусловых был отпущен «для поступления в учебные заведения без всякого за то взыскания», как гласила вольная грамота. Чуть позже вольную получили и Надежда с родителями. От образованного брата девушка узнала о «мёртвом» языке — латинском. «На нём никто не разговаривает. Только доктора рецепты выписывают», — рассказывал Василий. Он обучил сестру азам латыни. Теперь целыми днями Наденька играла в доктора. Пациентами были куклы. Каждой из них она выдавала рецепт: аккуратным почерком на листке бумаги выводила латинскими буквами название какого-нибудь лекарства.
Родители Надежды хотели дать детям приличное образование. Дочь они отправили в Москву, в частный пансион Пеничкау. Девушка с жадностью постигала науки. Изучала иностранные языки, химию, биологию. И думала только о том, как воплотить свою мечту. После окончания пансиона Надежда Суслова, с разрешения родителей, поселилась в Петербурге. Она узнала, что профессор Медико-хирургической академии Боткин разрешает женщинам присутствовать на своих лекциях в качестве вольных слушательниц. «Видно было по энергичному и умному выражению лица молодой Сусловой, что она не из пустого тщеславия занялась медициной, а с разумной целью, и серьёзно относилась к своим занятиям», — вспоминала подруга Надежды, писательница Авдотья Панаева.
В 1863 году, как гром среди ясного неба, вышел официальный запрет на посещение женщинами лекций в высших учебных заведениях. Двери российских университетов для Нади оказались окончательно закрыты. И она решила ехать за границу. Отец дал письменное удостоверение в том, что разрешает своей дочери выехать за рубеж и проживать в Швейцарии. Вскоре Наденька прислала домой радостное письмо: она поступила в Цюрихский университет! А в декабре 1867 года петербургские и московские газеты сообщили удивительную новость: «В Цюрихе получила степень доктора медицины Надежда Прокофьевна Суслова, дочь крепостного крестьянина». Детская мечта Наденьки воплотилась. Она стала первой женщиной-врачом в Российской империи.
Надежда вернулась на родину и начала практиковать. «Она никому не отказывала в медицинской помощи и пользовалась огромной популярностью среди пациентов», — вспоминал коллега Сусловой, врач Владимир Золотницкий. Преодолев сильнейшие бюрократические препоны, Надежда Прокофьевна организовала в столице женские фельдшерские курсы. Когда в 1877 году началась Русско-Турецкая война, их слушательницы отправились на фронт. Через несколько лет высочайшим императорским указом выпускницам фельдшерских курсов стали присваивать звание «женщина-врач».
Добрым словом вспоминали Надежду Прокофьевну и её земляки. В Нижнем Новгороде Суслова проработала несколько лет. Её пациентами, в основном, были простые люди — крестьяне, рабочие. Бедняков она лечила бесплатно. Счета за выписанные лекарства, по договору с аптекой, тоже оплачивала сама.
«Я буду считать себя счастливой, если сумею хоть кому бы то ни было помочь в трудном положении, облегчить какое бы то ни было горе, одним словом, совершить не подвиг, а простое проявление любви и милосердия», — говорила Надежда Прокофьевна Суслова, первая русская женщина-врач.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема