
Фото: Stephanie Klepacki/Unsplash
Из окон дома вдовы железнодорожного магната фон Мекка звучала музыка. Изысканные и гармоничные фортепианные переборы разливались, подобно бурной реке, и даже прохожие останавливались, зачарованные их звучанием. С удивлением прислушивалась к ним и хозяйка дома — баронесса Надежда Филаретовна фон Мекк. Она сидела с вязанием у себя в кабинете, в то время как в соседней комнате её дочери брали очередной урок у своего учителя музыки — молодого француза Клода Дебюсси. Именно оттуда и раздавались чарующие звуки.
Какой город?
Надежда Филаретовна знала толк в музыке, трепетную любовь к которой ей с раннего детства прививали родители. То, что она слышала сейчас, было бесподобно. Баронесса фон Мекк перебирала в уме композиторов — сначала известных, а потом и не очень, — но ни у одного из них не было ничего похожего на звучавшее произведение. Сгорая от любопытства, Надежда Филаретовна тихонько вошла в комнату к дочерям.
Учитель тут же прекратил игру, встал из-за инструмента, и поклонился баронессе.
— Мсье Дебюсси, — обратилась к нему Надежда фон Мекк. — скажите, что Вы играли сейчас, до того, как я вошла в комнату?
Молодой учитель заметно смутился.
— Мадам, Ваши дочери попросили меня сыграть что-нибудь из вещей моего собственного сочинения. У меня их довольно много. А сейчас я играл сонату, которую закончил буквально вчера вечером.
...Через час, когда урок закончился, баронесса пригласила Клода Дебюсси в свой кабинет и предложила ему помощь в организации первых в его жизни концертов. Надежда фон Мекк планировала поехать с дочерьми в большое путешествие по Европе, и решила, что талантливый молодой человек должен поехать с ними, чтобы выступить в лучших залах Италии, Германии и Франции. Все финансовые расходы по организации концертов Надежда Филаретовна взяла на себя. Так, благодаря энтузиазму и щедрости баронессы фон Мекк, композитор Клод Дебюсси получил мировую известность.
Надежда Филаретовна жила искренним стремлением помогать талантам. После смерти мужа, миллионера Карла фон Мекка, она стала наследницей огромного состояния, которое позволяло ей заботиться о находящихся в нужде музыкантах и композиторах.
Она не только «открыла» миру Клода Дебюсси. Узнав, что знаменитый пианист и дирижёр Антон Рубинштейн едва сводит концы с концами и практически голодает, баронесса назначила ему жалование из собственных средств. Она приютила у себя тяжелобольного композитора и скрипача Генрика Венявского, и лично ухаживала за ним до последнего дня его жизни.
«Бедность не должна становиться на пути у гения», — говорила Надежда Филаретовна. Ей и самой в жизни пришлось испытать нужду. До того, как разбогатеть, её супруг был бедным служащим, и только по Божьей милости начатое на страх и риск собственное дело — железнодорожный бизнес — принесло семье фон Мекк миллионы.
Баронесса была глубоко верующей женщиной, и не пренебрегала Евангельскими заповедями о помощи ближнему. Это в особенности выразилось в её отношении к Петру Ильичу Чайковскому. Баронесса была большой почитательницей его таланта. Узнав о бедственном материальном положении композитора, баронесса сделала всё возможное, чтобы Чайковский мог в спокойной обстановке, не отвлекаясь на бытовые нужды и мысли о заработке, сосредоточиться исключительно на творчестве.
Не случайно именно в этот период Чайковский, прежде весьма скептически настроенный по отношению к вере, обратился к духовной музыке и создал свою знаменитую Литургию Святого Иоанна Златоуста. «В душу мою всё больше и больше приникает свет веры. Я чувствую, что начинаю любить Бога, чего прежде я не умел», — писал композитор Надежде Филаретовне.
В благодарность за поддержку и заботу Чайковский посвятил баронессе фон Мекк свою Четвёртую симфонию фа-минор. Но скромная Надежда Филаретовна попросила Петра Ильича не указывать её имя на титульном листе. И тогда композитор написал: «Посвящается моему лучшему другу».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица