На вечернем богослужении в подготовительные недели перед Великим постом можно услышать песнопение «На реках Вавилонских». В его основе — текст 136-го псалма царя и пророка Давида, который повествует о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
В переводе с церковнославянского на русский язык первая часть молитвы звучит так: «На реках Вавилонских сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; На вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песен, и притеснители наши — веселья: "Пропойте нам из песен Сионских!" Как нам петь песнь Господню на земле чужой?»
В прозвучавшем фрагменте песнопения речь идёт об пленённых иудеях, тоскующих о Родине. Давайте послушаем первую часть песнопения на церковнославянском языке:
Дальнейший текст молитвословия таков: «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня рука моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомским день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его"».
Упоминаемые в тексте песнопения «сыны Едомские» — это идумеи, ближайшие родственники иудеев. Благополучие израильтян всегда было предметом зависти для них. Библия свидетельствует о том, что во время захвата Иерусалима вавилонянами именно идумеи сожгли Иерусалимский храм.
Послушаем вторую часть песнопения на церковнославянском языке:
Последние строки песнопения «На реках Вавилонских» в своём буквальном смысле ужасны и жестоки: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!».
Послушаем третью часть песнопения:
Под выражением «дочь Вавилона» подразумевается столица Вавилонского царства, погрязшая в пороках. А дети её — это греховные помыслы. Поэтому блажен тот, кто сможет увидеть свои грехи и покаяться в них — образно говоря, «разбить о камень», пока они не возросли до страстей. А камень — это вера Христова.
Предлагаю послушать сокращённую версию песнопения «На реках Вавилонских» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.
11 октября. О подлинном человеческом счастье
8 октября, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В первосвятительском слове по завершении богослужения он говорил о подлинном человеческом счастье.