Не так уж и давно, в течение всего 2016-го года, Россия отмечала большой юбилей русского литератора и историка — Николая Карамзина. Двести пятьдесят лет со дня рождения. Всенародным событием карамзинский год, увы, не стал, чего мне — жаль, ведь он заслуживает того, — но достойных подарков, как говаривали в старину, было.
От славных карамзинских проектов «Российской газеты», до — первого в истории нашего телевидения документального фильма о Николае Михайловиче.
По случаю карамзинского года и нашей радио-«Закладке» достался подарок: замечательная фонограмма чтения избранных страниц книги Карамзина «Письма русского путешественника» (сама книга вышла в начале 1790-х годов, будущему историку было тогда чуть более 20-ти лет, он писал её по следам своей европейской поездки — из Москвы до Лондона и обратно).
На подаренной фонограмме страницы «Писем...» читает народный артист России Виктор Татарский, — чей удивительный, сердечный голос издавна «прописан» во многих российских домах и семьях.
Итак, вот наш, как он сам себя назвал, «скиф Карамзин» — в Париже. Посещает историка Пьера Левека, преподававшего в Петербурге и написавшего труд по истории нашей страны. Это свидание и книга француза навели Карамзина на размышления.
Обратите внимание и на уточняющую реплику чтеца.
«...Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей российской истории... (Замечу, что именно автор этих строк — Николай Михайлович Карамзин в 1804 году начал работу над „Историей Государства Российского“ — В. Т.). Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, Никона и проч. могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и чужестранцев...»
Не кажется ли вам, друзья, что после Карамзина и предшествующего ему Татищева; после историков Погодина, Аксакова, Соловьева, Костомарова и Ключевского — эти старинные слова Николая Михайловича (ещё не знающего тогда своей будущей славы как историка) — снова невероятно привлекательны?
Ведь последующие за названными именами поколения так и не сумели родить (в том числе и по объективным... по, так сказать, «большевистским», причинам) — фигуры, подобной Карамзину и его скорым коллегам. Замечательно и то, что многие — как беглые, так и обдуманные — советы и реплики Николая Карамзина дороги и свежи для нас, нынешних.
...Что ж, друзья, не забывая великих русских историков прошлого сумевших описать нашу отечественную цивилизацию «живо и разительно», — мы с вами, живущие в новом и новейшем времени, пока ещё приготовимся ждать.
...А пока наш дорогой Николай Михайлович Карамзин — в Париже (где и мы с вами можем нынче легко побывать, а в мои-то 20 лет, пришедшиеся на середину 1980-х — это было непредставимо). Карамзин в гостях у историка Левека. Он размышляет о его историческом труде, посвященном России, думает, как вы услышите — и благодарно и критически разом. А ещё, мне кажется, он думает и о нас с вами. О нас — сегодняшних, ждущих.
«...Левек как писатель — не без дарования, не без достоинств; соображает довольно хорошо, рассказывает довольно складно, судит довольно справедливо, но кисть его слаба, краски не живы; слог правильный, логический, но не быстрый. К тому же Россия не мать ему; не наша кровь течет в его жилах: может ли он говорить о русских с таким чувством, как русский?»
Ещё раз сердечно благодарю моего любимого актёра и радиоведущего Виктора Татарского за подаренную фонограмму чтения им, Виктором Витальевичем, «Писем русского путешественника» Николая Карамзина.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница