У нас в гостях был Первый заместитель председателя Учебного комитета Московского Патриархата, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов.
Мы говорили о том, какой пример покаяния и отношения к себе дает нам Спаситель в притче о мытаре и фарисее и почему ежегодно перед Великим постом Церковь придает особое значение этой евангельской притче.
Тутта Ларсен:
— Здравствуйте, друзья! Вы слушаете программу «Вечер воскресенья» на радио «Вера». В студии Тутта Ларсен...
В.Аверин:
— ... и Владимир Аверин. Здравствуйте!
Тутта Ларсен:
— И у нас в студии первый заместитель председателя учебного комитета Московского патриархата, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов.
О.Максим:
— Здравствуйте!
В.Аверин:
— Здравствуйте, отец Максим! Неделя о фарисее и мытаре. Или о мытаре и фарисее — как угодно. Два вопроса сразу: почему Церковь отмечает эту неделю, и что в этой притче, с точки зрения Православной Церкви, действительно, заставляет каждый год обязательно возвращаться к этому тексту и переосмысливать его каким-то образом?
О.Максим:
— Ну, давайте, начнём. Итак, неделя о мытаре и фарисее — это первый из воскресных дней (а слово «неделя» в данном случае означает русское «воскресение», по-славянски «неделя» — это русское воскресенье, а не семь дней, а наша нынешняя «неделя» по-славянски будет «седмица» ), так вот, неделя эта — первое подготовительное воскресенье перед Великим Постом — о мытаре и фарисее. Потом ещё будет «о блудном сыне», «о Страшном Суде», «Прощёное Воскресенье», а потом начнётся сам Великий Пост и его семь недель. Для начала: кто такой мытарь и кто такой фарисей? Потому что, с одной стороны, вроде бы, слова всем знакомые, с другой стороны — ну, иногда полезно внести точность в термины. Итак, фарисей — представитель религиозно-иерархической элиты I-го века нашей эры, современников Господа нашего Иисуса Христа и апостолов. Это такой ревнитель веры, человек, который соблюдает не только общепринятые предписания Закона Моисея, но и возлагает на себя большее — тот, который утверждает, что для него религиозное начало есть главное в его жизни. Он больше постится, больше жертвует, усерднее молится, ну, и людьми воспринимается, как бы сейчас сказали, как представитель даже не просто духовенства, скажем, да, если какие-то аналогии проводить, скажем так — усердствующего монашества. Такого — не учёного, не административного, а такого вот... усердствующего...
Тутта Ларсен:
— Деятельного.
О.Максим:
— ... деятельного.
В.Аверин:
— А вот это вот — самоназвание? Человек сам возлагает на себя это, или это, всё-таки, какая-то выделенная религиозная, там, или социальная группа?
О.Максим:
— Нет, они брали на себя этот подвиг. То есть, это — усилие такое. Это не то, что по рождению он становится фарисеем. Это человек как бы внутренне, религиозно, мировоззренчески определяется, что это его... ну, скажем так, стиль, тип жизни. Теперь — мытарь. Ну, совсем просто... с другой стороны — совсем обидно сказать, что это работник финансово-карательных органов.
В.Аверин:
— Налоговый инспектор.
О.Максим:
— Налоговый инспектор...
Тутта Ларсен:
— Скорее, коллектор уже, наверное.
О.Максим:
— ... и коллектор, и сборщик — нет вполне прямой аналогии. Но это, действительно, человек, который собирает налоги с населения, но, при этом, несколько даже хуже. Он такой — инспектор-коллаборационист, потому что он собирает налоги, имея в виду Римскую оккупационную администрацию. Мытарям давалась на откуп та или иная территория, он выплачивал вменённый налог из своих средств, а потом собирал с населения. Предполагалось заведомо, что с некоторым нахлёстом — с тем, чтобы работа была выгодной. Ну и конечно, Римская администрация не очень контролировала, сколь велик будет этот перебор в его сторону, поскольку этот институт обеспечивал стабильность в управлении и поступлении налогообложения, собственно, в Римскую Империю. Поэтому, если фарисей — человек, кстати, не обязательно богатый, хотя, в основном, они были не бедны, но духовно авторитетный — человек, уважаемый обществом, то мытарь — это такой человек, несомненно обеспеченный и богатый, но при этом, очевидно, нелюбимый и неуважаемый. То есть, тот, которому в глаза-то кланяются и в конфликт с ним стараются не вступать, ибо что же хорошего — с налоговым инспектором вступать в открытый конфликт, но за спиной хорошего о нём не скажут, и он знает, что его не любят и не уважают. И, в общем, знает, что его положение зависит от внешней власти, которая в Иудее. Вот — два человека, для того, чтобы как бы вот сразу было понятно, кого мы имеем в этой притче.
Тутта Ларсен:
— А интересно ещё — для того, чтобы уж окончательно как-то эту историческую картинку дополнить — насколько принято было... ну, понятно, фарисей жил насыщенной духовной жизнью, а обыватели, наверное, тогдашнего Израиля, они, наверное, не так уж часто оказывались в Храме, а мытари и подавно, да? Или, всё-таки, было принято, и все ходили, и молились?
О.Максим:
— Нет. Дело в том, что Богослужение храмовое, в отличие от синагогального, оно... Синагог было много, и в них ходили люди там, где они проживали. Мы и в Евангелии часто встречаем эти рассказы о том, как Спаситель заходит в синагогу, когда там общее собрание, что-то проповедует, или совершает чудеса, или, там, начальник синагоги тот или иной недоволен, скажем, что чудо в субботу совершается или не таким образом, как, с его точки зрения, должно было бы быть. Иерусалимский Храм — нечто совершенно особенное для всех людей Ветхого Завета. Это не один из Храмов. Это даже не Святая София, и не Храм Христа Спасителя. Это не центральное место, это — единственный Храм Божий. А синагога — это место религиозного собрания. Иерусалимский Храм — это место присутствия Божия. Как это описано у Моисея, как это описано дальше в Ветхом Завете — Храм строившийся, разрушавшийся, опять восстановленный. И там Богослужения совершались по некоторому Уставу — так, что ли, можно сказать. Но присутствие в тех или иных приделах Иерусалимского Храма — оно было доступно для всех правоверных иудеев, и люди его посещали, конечно, с регулярностью, в том числе и, в нашем представлении, и во внебогослужебное время. Мы же в притче не слышим, что они пришли на Богослужение. Они пришли в Храм — помолиться. Два человека, мытарь и фарисей, пришли в Храм помолиться.
Тутта Ларсен:
— Но для мытаря — это характерное было поведение? Мы можем сказать, что они тоже были правоверными иудеями?
О.Максим:
— Они были, может быть...
В.Аверин:
— Обычай был такой.
О.Максим:
— ... не благочестивыми, но они были не исключёнными из религиозного сообщества. Они не были, скажем так, отлучёнными грешниками и еретиками. Ха! Рискнули бы кто назвать сотрудников Римской администрации отлучёнными и еретиками! Это, так сказать...
В.Аверин:
— Для меня ещё очень важно, что оба они сами выбрали свой путь, сами выбрали своё положение. Я почему уточнял про фарисея — он сам решил стать фарисеем, мытарь тоже, собственно, сам выбрал себе эту профессиональную сферу, у него были возможности какие-то иные, но — вот это вот выбор самого человека.
О.Максим:
— Да, это не сословное, это не наследие от родителей. То есть, богатый человек мог не идти на сотрудничество с администрацией, представитель, условно говоря, «духовенства» мог не стать фарисеем — он мог каким-нибудь другим путём... мог стать ессеем, мог, как Иоанн Креститель, уйти в пустыню, мог стать саддукеем — были такие представители высшего духовенства, а на самом деле религиозные скептики, которые, там, в личное воскресение не верили, как мы знаем из других эпизодов земной жизни Господа Иисуса Христа. И вот, эти два человека приходят в Иерусалимский Храм помолиться, и Господь через эту притчу для нас, а Церковь в Уставе для христиан перед Постом, даёт два типа религиозного сознания. Один — который представлен фарисеем, то есть, человеком, в общем, правильным, скорее всего, хорошим — по религиозным качествам и, может быть, по жизненным, бытовым качествам. Ведь Евангелие же нигде не говорит, что он... Господь в Евангелии не говорит о том, что он вот говорил эти слова: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что я не такой, как другие люди... как этот мытарь, что я пощусь больше, жертвую на Храм», и прочее, и прочее — что он говорил неправду, что он на самом деле это не делал. Ну, собственно, зачем в молитве-то ему было говорить, если бы он не делал? Перед людьми ещё можно было так представляться, перед Богом — смысла нет, любой понимает. То есть, он это делал. И в результате у него было чувство собственной хорошести, что: «Я хороший человек. Ну, может быть, не идеальный, и посвятее меня есть, и поугоднее Богу ещё есть, но вообще — хороший. И, на фоне прочего народонаселения, если чем и выделяюсь, то, скорее, в положительную сторону».
В.Аверин:
— «Нечего мне стыдиться, по большому счёту», да?
О.Максим:
— «Нечего мне стыдиться, и, в общем, я — не тварь дрожащая, в конечном итоге, а некоторые права-то перед Богом имею...»
Тутта Ларсен:
— «Да, я молодец!»
О.Максим:
— ... и честно Ему это говорю, что я — хороший. Господи, прими меня такого, хорошего!" И другой тип религиозного сознания мытарь — не мытарь, опять же, как сословие, а данный конкретный человек, который описывается в притче, ибо не будем идеализировать римских фининспекторов и коллаборационистов.
В.Аверин:
— Да и вообще, обобщение довольно печальное будет.
О.Максим:
— Нет, ну, вообще, это достойное служение, ноколлаборационизм — вот, я бы сделал акцент в данном случае на этом — это вещь... редко когда хорошая. Так вот, этот конкретный человек, о котором Господь говорит в притче, пришёл с нечастым для подобного рода типа людей осознанием. Ибо чаще-то они с каким же вот осознанием? Совесть свою гася. Человек, который вступает в сделки с совестью на том или ином уровне, ведь он же обычно тоже стремится к тому, к чему мы подспудно хотим стремиться — к состоянию внутренней душевной комфортности, всё же жить с неким самооправданием: «Я сделал это, потому что...»: «Вот, я сотрудничаю с Римской администрацией, потому что, если б не было людей, которые бы взяли на себя это тяжкое бремя, то были бы войны, бунты, и они, действительно будут — вот, Иудейская война, там, и прочее, и до того встречались всякие тяжёлые ситуации — вот, кто-то же должен это делать. А что я при этом себя не забываю — ну, так, вообще, мир не нами начался, не нами кончится...» — я какую-то примерную логику реконструирую, каждый легко может её представить.
В.Аверин:
— Ну, и вообще: «И деток надо кормить, и, в общем, зачем этот глупый риск? Это — сильная машина, против неё бесполезновосставать — да, да...
О.Максим:
— ... бесполезно — против рожна не попрёшь. Вот — Римская Империя, весь мир уже — Римская Империя, что тут дурака-то валять, в какую-то независимость играть», — и прочее. А вот этот, конкретный, человек — делать-то делал, но при этом не убил в себе понимания, что он грешит. И что то, что он делает, по сути дела, пакостно. И не только его не красит, а — перед Богом он виноватый. Ну, перед Богом, перед людьми — вообще, как человек, виноват. И вот это осознание, что «я пакость делаю, но Боже, милостив буди мне грешному», и желание... опять же, ну... никто бы ему ничего не сказал, если бы он как высокий по статусу человек прошёл вперёд, занял своё место — кто бы там... посмотрели в спину, пошипели бы между собой — никто бы ничего не мог сказать. А он встал там где-то сзади — там, где нет камер и микрофонов — и, действительно, перед Богом, а не перед людьми, вот это говорил: «Боже, милостив буди мне грешному». И, действительно, каялся. Вот, два типа религиозного сознания. Ему с самом собой было некомфортно. То есть, он себя вот таким, какой он есть, позитивно не воспринимал. И вот это, собственно, то, о чём говорит Спаситель, и то, о чём нам церковный Устав пытается вдолбить в наше сознание раз в год, как минимум — в начале Великого Поста: если ты хочешь пройти Пост со смыслом, достигнуть Страстной и Пасхи так, как Церковь и Христос хотят тебя увидеть на Страстной и на Пасхе — уйди от осознания собственной хорошести. Уйди от осознания, что ты верующий, а вокруг тебя — неверующие, что ты как-то постишься, а 95% соотечественников постятся никак или кое-как, что ты ходишь в Церковь, и молишься, и что-то делаешь для нищих, а там вот вокруг — воруют, и вообще, так сказать, коррупция, и всё, что угодно, вокруг. Что ты, там, что-то такое делаешь, а соседи твои не делают — уйди от этого осознания, от сравнения себя с другими людьми. Увидь свою неправду перед Богом. С этого, только с этого... точнее — без этого не может начаться твой путь покаяния.
В.Аверин:
— Да, но ведь, с другой стороны, и самоуничижение — паче гордости.
О.Максим:
— Бывает.
В.Аверин:
— Вот, если уже совсем, так вот, идти по этому пути: «Я — грешнее грешников всех, и я не могу себя ни с кем сравнивать, и все вокруг лучше, чем я...» — ну, это...
Тутта Ларсен:
— «А я — самый худший! А я хуже всех, а я — уникальный! Я такой необычайный!»
В.Аверин:
— Вот, да... «А я — хуже всех, и прости меня, и прости...» — это же, в общем, путь либо в депрессию, либо в сумасшествие какое-то, всё равно.
О.Максим:
— Не совсем. Во-первых, подлинность подобного рода не самоуничижения, а подлинность раскаяния и осознания, трезвого себя осознания — она проверяется... вот, недавно была память святителя Феофана Затворника, он очень точно говорит: «Когда другие бесчестят». Вот, если то, что ты готов сам в отношении себя признать перед Богом, если то же самое тебе озвучит другой человек, в глаза, и ты готов будешь это признать — об этом пойдёт дальше речь, по течению церковного Поста, и церковного Устава, и наших воспоминаний — то это будет признак, вот это было «бла-бла-бла», это было то самое пустое и самоутешительное ( с другой только стороны ) самонаговаривание на самого себя, или, действительная подготовка к тому, что — вот, я сказал перед Богом, а теперь мне сказал муж или жена, или коллега на работе, что «вообще-то ты завираться любишь, и работать по-настоящему не умеешь»...
В.Аверин:
— И, если я это принимаю...
О.Максим:
— ... и если я это принимаю, то это — свидетельство того, что у меня это было не пустое, такое, «биение воздуха» перед Богом.
В.Аверин:
— А-а-а... подождите... тогда надо уточнить какие-то вещи.
«ВЕЧЕР ВОСКРЕСЕНЬЯ» НА РАДИО «ВЕРА»
Тутта Ларсен:
— Вы слушаете программу «Вечер воскресенья» на радио «Вера». У нас в гостях протоиерей Максим Козлов. Обсуждаем в неделю мытаря и фарисея вопрос о том, как христианин должен чувствовать себя на месте мытаря, и не превратиться в фарисея.
В.Аверин:
— Или на своём собственном месте... всякий раз. Я вот что хотел уточнить, потому что вот это меня смутило несколько. Если я принимаю это от кого-то, это же может быть и равнодушие: «Ну и говорите! „Рафаэль“, говорят. Да, пусть говорят!»
О.Максим:
— Ну, может быть, и так. Значит...
В.Аверин:
— Я пытаюсь вот нащупать, как раз, какие-то вещи, важные для себя, естественно, как обычно — а как же, чем я занимаюсь в этой программе? Каким образом отличить? Потому что там... я честно скажу: я склонен, как раз, к тому, что «всё плохо, я не соответствую и этому месту, на котором я сижу, и этому микрофону... и прочая, прочая, прочая». И иногда понимаю, что вот это переходит в какие-то болезненные состояния.
О.Максим:
— Значит, в отношении равнодушия. Это очень хорошая, очень правильная постановка вопроса, потому что здесь мы должны делать ещё одно различение и разделение. Я позволю себе вспомнить одну притчу из древнего монашеского Патерика, которая вот, в каком-то смысле, отвечает на Ваш вопрос. В одном монастыре жил брат, который был известен и отличался удивительным терпением обличений. Он никогда не злобился, что бы ему ни делали другие, кто жил в монастыре, никак не отвечал — ни ответной злобой, ни враждебностью, ни ещё чем-то. И, на самом деле, к концу его жизни, он был как бы окружён таким — невысказанным, но почитанием, как живой святой. Вот, он умирает. И на смертном одре, к нему приходят братия монастыря и его спрашивают: «Ну, вот, скажи нам... ты сейчас уходишь — передай нам, как ты мог достичь такого состояния, и как у тебя получалось быть мирным, кротким, когда тебя ругали, обличали, клеветали на тебя?» Он тогда посмотрел на них и сказал: «Ну, чего было обижаться, когда собаки лаяли?» Вот, это отношение, которое, на самом деле... ведь можно и из-за этого, конечно, тоже не воспринимать человеческих укоров, из-за того, что я внутренне — не то, что равнодушен, я равнодушен потому, что я, всё равно, поставляю себя выше этих людей. Для меня они — Моськи, которые лают на Слона. И поэтому, хоть и часто лают, и кусаться пытаются — Слон-то идёт, куда и идёт. Караван-то — он движется, куда ему полагается. То есть, если я при этом человеческом обличении воспринимаю человека, как реального своего ближнего, над которым я, опять же, не превозношусь — это, действительно, важное уточнение, и я благодарен Вам, Владимир, за вопрос, который... это непременно нужно было сделать.
Тутта Ларсен:
— Для меня всегда тема вот такого вот смирения и самоуничижения — она вступает в некий такой конфликт по отношению к тем задачам, которые, по идее, человек должен как-то реализовать — и в своей личной какой-то жизни, и в обществе. Потому что, с одной стороны — да, ты должен быть смиренен и кроток, и... такой... не высовываться, никакой гордыни, никакого... не заявлять о себе. С другой стороны — ну, ты пришёл в этот мир с какими-то талантами, с какими-то дарами, которые ты должен реализовать, и как-то ты должен состояться. Ты должен стать в этом обществе полезным его членом, как минимум, хорошо бы, если бы ты как-то был... ну... не совсем обычным человеком, а каким-нибудь мастером своего дела. И вот эти вот вещи — они очень для меня сложно между собой сочетаются. То есть, с одной стороны, не высовывайся, смиряйся и знай своё ничтожество, а, с другой стороны... ну, а как тогда заявить о себе миру?
О.Максим:
— Вот, тут мы, я думаю, подходим к тому, чтобы постараться точнее понять, о чём мы говорим, когда мы говорим о христианском смирении, в отличие, может быть, от бытового употребления этого слова. Я сейчас не опишу всего этого — очень длинный был бы разговор, но хотелось бы указать, как мне кажется, на две важных составляющих понятия смирения. По отношению к людям — просто обопрёмся на этимологию. «Смирение» — это «со-мирность». Это умение сохранять мир с другим, с другими людьми, с окружающими нас в самых разных жизненных контекстах. Мир и меру. С теми, кто нас окружает. Не ковриком ложиться перед ногами у каждого. Смирение — это не то, что «ах, я гаденький, гаденький, вот надо плюнуть и пяткой растереть», а это мирность с людьми и осознание другое: что без Бога — ни до порога. Что моих качеств, самих по себе, моей хорошести, самой по себе, моих дарований, самих по себе — без воли Божией, Промысла Божия, помощи Божией, без того, чтобы на Него опереться, и в Нём иметь опору — ни на что не хватит. Смиренный — это не тот, кто... это не квиетист? Было такое движение в протестантизме — квиетизм, которое предполагало, что христианин — это тот, кто, вообще, старается как можно меньше делать. То есть, для того, чтобы спастись, нужно...
Тутта Ларсен:
— Всё — тщета.
О.Максим:
— ... уходить от внешних раздражений, вот, действительно — не высовываться, поменьше говорить, меньше вступать в активную жизнь... вот —quiet, bequiet—будь тихим, будь спокойным, так сказать. Но смирение же... Исторически, христианство не предполагало вот такой минимализации человека, христианина, там — социальной, профессиональной, личностной, семейной, если угодно. Оно предполагало, что я не в себе вижу опору, а опору вижу в Боге.А для того, чтобы в Боге увидеть опору — это невозможно реально сделать ( и тут мы возвращаемся к притче ) без того, чтобы осознать, что я сам по себе, своей хорошестью не спасаюсь. Меня спасает Христос.
В.Аверин:
— А тогда, смотрите: тогда возвращаемся к фарисею, который, собственно, что делает — он благодарит, он Бога непрерывно благодарит за то, что, вот, он — такой, за то, что он занимает такое положение. И знаете, мы сейчас говорим, а я... почему-то всё время у меня в голове мои разговоры с мамой прокручиваются. Очень, очень немолодая, как вы понимаете, женщина, которая каждый раз мне говорит: «Вот, я просыпаюсь, и Бога благодарю за то, что вот ещё один день мне дарован! И за то-то, и за то-то, и за то-то, и за то-то...» И вот эта вот благодарственная молитва, которую произносит моя мама, которую, по большому счёту, как мне кажется, произносил и фарисей — что в ней плохого-то такого? Он же тоже, в общем, осознаёт... он не стоит, уперев руки в боки посреди Храма, и не говорит: «Вот, я какой герой-молодец!» — и всё. Он говорит: «Спасибо, Господи!»
О.Максим:
— Да, благодарить Бога нужно и правильно. И естественная и неотделимая часть каждой адекватной христианской молитвы — это не только покаяние, и, тем более, не только просьба, но это благодарение и хвала Творцу. Действительно, за каждый день, который нам дан, за солнышко — вдруг, после 6 минут солнца за весь декабрь — вот, мы сейчас смотрим в окошко, а там солнышко бывает в январе у нас теперь, за наших близких... Но, тут ведь — важное искажение этого принципа. Фарисей благодарил не за дары Божии в своей жизни, а за то, что он такой... «я — такой хороший».
В.Аверин:
— Но «Твоим же благоволением»!
О.Максим:
— Но — в сравнении с другими людьми. Что он говорил? «Я — хороший, а вот он — плохой. Я — пощусь, а те — не постятся. Я — не грешу, как тот мытарь, — он же поминал его в этой молитве, — ...как тот мытарь, который вот, грешник, там стоит! Благодарю Тебя за то, что я не такой, как те!» Вот, как только вводится эта мера — что я за Бога делаю суд, что «благодаря Тебе, я хорош, а вот те — плохие», тут начинается вот это искажение. Из искренней хвалы и благодарности, которая, конечно же, должна быть у христианина, в то, что акцент смещается с Бога на себя: «Конечно, не без Тебя я такой хороший, но... это я — такой хороший!»
Тутта Ларсен:
— Продолжим нашу беседу через минуту.
«ВЕЧЕР ВОСКРЕСЕНЬЯ» НА РАДИО «ВЕРА»
Тутта Ларсен:
— Вы слушаете программу «Вечер воскресенья». В студии Тутта Ларсен, Владимир Аверин и наш гость — первый заместитель председателя учебного комитета Московского Патриархата, настоятель Храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов. Говорим, в контексте притчи о мытаре и фарисее, об умении христианина быть благодарным и...
В.Аверин:
— ... и не превозноситься.
Тутта Ларсен:
— ... и не превозноситься, да. И вот, я просто сейчас... у нас сегодня слово «осуждение» уже звучало несколько раз, а вот то, чем занимался мытарь тогда, в Храме — это было самоосуждение?
О.Максим:
— Да. Но вот тут мы теперь ещё подходим... я думаю, хороший разворот проблемы... подходим к тому, что такое покаяние. Мы не знаем, что дальше произошло с мытарем. То есть, конечно, есть потом там житийные эпизоды, но, так или иначе, из Евангелия это мы не знаем. Мы знаем только, что вот у него был некий стартовый пункт, начало, без чего невозможно другие шаги, о которых нам Церковь дальше будет потом говорить, в том числе, и в следующие воскресенья Великого Поста. Ведь покаяние — метанойя (греч.) — изменение отношения к собственному греху, перемена внутреннего человека, означает, с одной стороны, что я увидел своё подлинное состояние — раз, я его в себе осудил, когда оно греховное — два, и я предпринял ( это уже в других будет притчах тоже — о блудном сыне ) шаги к тому, чтобы из этого состояния выйти — это три.
В.Аверин:
— Но это уже в других притчах.
О.Максим:
— Да, здесь мы видим — первое. А не сделаешь ты других шагов, пока не увидишь своего подлинного состояния и не осудишь себя в нём.
В.Аверин:
— Но вот, извините, я Вас перебью: но ведь можно и остановиться на этой фазе. Я увидел этот грех, я осудил его в себе, а дальше я говорю: «Ну, вот, я такой!» — и иду по жизни.
О.Максим:
— Можно, да. Поэтому Господь, кстати, резюмируя этот рассказ, скажем, в отличие от каких-то слов, который Он говорил, встречаясь с живыми людьми и совершая те или иные чудеса, Он же не сказал, что мытарь вышел спасённым, а фарисей — осуждённым. Он сказал, что «этот вышел более оправданным, чем фарисей». Он сказал, что на этот момент состояние мытаря для дальнейшего его пути ко спасению, пути к Богу было более благонадёжным и давало больше шансов на этот путь, чем состояние фарисея. Это, безусловно, не конец пути. Это некая начальная точка. Но для того, чтобы пойти дальше — в том числе, по Великому Посту пойти — вот это условие необходимо.
В.Аверин:
— Ну, значит, ведь и фарисей не осуждённым вышел? А — «менее», чуть «менее»...
О.Максим:
— А, между прочим, да, там...
В.Аверин:
— ...совсем чуть-чуть «менее»?
О.Максим:
— Тем самым Господь... вот именно, что не говорит, что применительно именно к этому фарисею, в отличие от других случаев, когда Он говорит о фарисеях: «порождения ехидны» и прочее, когда они очевидно лицемерно поступают, искажая Закон Божий и правду Божию Ветхого Завета. А фарисей в притче не лишается возможности то, что у него есть, претворить на лучшее. И в одной из стихир, которая звучит в церкви в это воскресенье, мы просим, чтобы Бог дал нам праведность фарисея и покаяние мытаря. Чтобы мы в своей жизни сумели соединить вот тот путь добродетели... ведь, для того, чтобы раскаяться... понимаете, есть ложная логика: чтобы раскаяться, нужно...
Тутта Ларсен:
— ... согрешить.
О.Максим:
— ... как следует, испробовать грех. Вот, сначала, там — потерять невинность, попробовать наркотики, своровать — и тогда ты поймёшь, насколько ты... что такое покаяние. Нет! Для того, чтобы понять, что такое покаяние, нужно увидеть свою дистанцию между заданностью твоей жизни Богом и тем, что ты сегодня реально из себя представляешь. Опыт смирения, одна из характеристик смирения — это видеть эту дистанцию, между тем, кем ты можешь быть, и кем ты являешься сначала. А не вовсе зарезать кого-то для этого необходимо, и оказаться в тюрьме в качестве пожизненного заключённого. Вот это — тоже важный момент.
Тутта Ларсен:
— А мне вот тут ещё видится такая опасность для христианина, когда ты, действительно, испытал это истинное покаяние, и увидел свою мерзость — тут очень просто впасть в уныние. Потому что, вроде как, мы говорим о том, что, всё-таки, христианство — это религия радости, и мы должны всегда радоваться, за всё благодарить, но когда ты видишь, насколько ты безнадёжен, то очень трудно в этот момент, вообще, даже представить себе о том, что за этим может следовать какая-то радость.
О.Максим:
— Ну, во-первых, христианство — религия не бессмысленной радости. И уж точно не религия такого, бытового, оптимизма и улыбчивости. Вот это — уж точно нет. Можно дискутировать о том, улыбался ли когда-либо Спаситель, но, совершенно определённо, не хохотал. Евангелие не даёт нам никаких поводов предполагать о том, что, там, апостолы рассказывали анекдоты, и они за ужином смеялисьтак, как при анекдотах смеются. Это, всё же, нечто другое. Христианство — религия радости, которая знает, что такое Голгофа. Это религия радости о Воскресении, с памятованием того, что путь к Воскресению идёт через Великий Пяток, Распятие и Голгофу. В этом смысле, это религия радости, которая сознаёт цену этой радости. И что подлинное, непадательное состояние, в добродетели — оно не даётся вот так, щелчком пальцев, что в один момент — раскаялся и изменился, но что увидел грех — и начал путь, начал следующие шаги совершать. Тогда, действительно, можно прийти к настоящей радости. Но... тоже вот, одна из историй из монашеского Патерика, как вот это — чтобы от теории переходить к реальной практике. Два брата — было это, где-то, веке в V-м — из Фиваиды пошли, были посланы в Александрию по делам. Большой город, даже не Москва нынешняя, а какой-то совсем... нехороший такой город, по монашеским представлениям, не благочестивый. Ну, и случилось то, что бывает с монахами, когда вот, там, 15 лет в пустыне, а потом — в большой город. Оба пали, в отношении своих монашеских обетов. Пали, но не настолько, чтобы махнуть на всё рукой и повеситься, как Иуда, или начать жить той, так сказать, мирской жизнью. Они возвращаются в монастырь, оба исповедуют свой грех перед Игуменом, каждому назначается наказание. Тогда в монастырях жёсткое было житие — не как сейчас, и христиане-то были немножко другие, чем сейчас. Каждый в отдельную келью заточается на год, можно сказать — в одиночную камеру. Ну, ему, там, хлеб и вода — вот, так сказать, засвидетельствуйте действительность своего покаяния. Они могут уйти. В этом смысле «заточаются» не нужно понимать, что их там заперли. Но, если ты хочешь засвидетельствовать своё покаяние — вот тебе, нашим языком, епитимья. Их там кормят, поят, никто с ними не общается. Через год — двери открываются к каждому. Видят первого — такой истощённый, бледный, на щеках у него две такие дорожки от слёз. «Ну, — говорят, — брат, как ты провёл этот год?» — «Я вспоминал свой грех, каялся, осуждал себя за своё падение — как я 15 лет в монастыре погубил несколькими минутами блудного греха». Входят ко второму. Он, такой, бодренький...
В.Аверин:
— ... в теле...
О.Максим:
— ... румяный, никаких дорожек у него на щеках нет. Вот, говорят: «Брат, а ты как провёл это время?» — «Я этот год не замечал этих стен и убогости, я благодарил Бога за то, что Он не дал мне погибнуть до конца. Что, хотя я и совершил это страшное падение, Он вернул меня в монастырь, и я вот сижу в этом заточении, и могу славить Его, что я не потерял всего смысла своего подвига и своей жизни». И тогда собрался совет духовно опытных монахов монастыря, чтобы определить, кто из них...
Тутта Ларсен:
— ... исправился.
О.Максим:
-... прав? И сказали, что оба правы. Что есть вот — и так, и так. Что люди, как может быть, это я уже добавляю к притче, на самом деле — разные. И что путь к Богу, в том числе путь восприятия... путь исправления от греха, который совершил, для каждого человека может быть разный. И мы не должны всех вгонять в один стандарт. Можно Бога благодарить за то, что Он извёл меня из обителей греха, то, что я молодость прожил, Бог знает как, а вот теперь, этот кусок жизни — живу, благодарю, и радуюсь, и есть мне, за что благодарить. А можно вспоминать с ужасом вот то, что я напортачил в своей жизни, то, что яблонька никогда уже прямой не будет, и непонятно, как, вообще, во мне всё это отзовётся. И то, и другое может быть путём покаяния — то есть, изменения состояния к своему греху, и путём к Богу.
В.Аверин:
— Да, но, при этом, меня смотрите вот, что смутило... Таня говорит: «И когда я осознаю свою мерзость и безнадёжность...», то есть, сама...
О.Максим:
— А безнадёжность — это неправильное слово.
В.Аверин:
— Нет, вот даже уйдём от безнадёжности. Ну, вот, саму...
Тутта Ларсен:
— Нет, нет... Я, как раз... я утрирую...
В.Аверин:
— Тань, я понимаю...
Тутта Ларсен:
— ... потому что я, когда вижу себя, я чувствую очень, вот... безнадёжность — это неправильное слово, но на этом стоит заостриться, потому что в какой-то момент я её чувствую...
В.Аверин:
— Нет, безнадёжность давайте пока уведём за скобки. Меня, как раз вот слово «мерзость» кольнуло, потому что, с одной стороны, мы говорим о христианских каких-то вещах, с другой стороны, у меня, как у современного человека, всё равно присутствует ещё параллельный фон всего того, что говорят психологи, например. И понятие «самооценка», конечно же, всплывает в моём мозгу. И ежели я себя подобными словами называю — а слово «мерзость» — оно, правда... ну, куда ещё дальше-то — то не является ли вот это самоопределение, раз уж я себя назвал мерзостью, как раз тем, что отсекает возможные пути к спасению? Не является ли вот это самоопределение «мерзость» предпосылкой к тому, что дальше возникает слово «безнадёжность»? Надо ли уж так-то себя?
О.Максим:
— Для себя бы я ответил на этот вопрос так. Как христианин, я не могу не помнить, по крайней мере, должен помнить, что каждый из нас, и я тоже, есть образ и подобие Божие. Каждый из нас есть любимое творение Отца нашего Небесного. За каждого из нас Христос принёс Жертву на Кресте. Не за человеческий род как стадо, а за каждую личность, Богом сотворённую. И когда я говорю о собственной пакости или мерзости, я ни в коем случае не должен ставить знака равенства или знака тождества. Я знаю, что я к этому не должен быть сводим. Что мой долг перед Богом — не дать вот этому безличностно-греховному началу, в котором, как во всякой страсти и всякой пакости личность уничтожается, человек усредняется, превращается в нечто личностно не существующее, в себе возобладать. Это — моя ответственность перед Богом. В этом моя Ему ответная благодарность должна быть, чтобы я этому в себе не дал вырасти до конца. Для себя я так отвечаю на этот вопрос.
Тутта Ларсен:
— А мне вот, кстати, это слово «самооценка» тоже не понравилось. Мне кажется, что для христианина — это тоже какое-то неправильное слово. Может быть, «самоценность», а не самооценка?
О.Максим:
— Нет, почему же? Христианин, я думаю, должен быть, по, в данном случае, довольно точному слову Достоевского, реалистом. И, в этом смысле, видеть себя реально — как мы есть. Только ведь, когда мы говорим «реально — как мы есть» — очень важно систему координат представлять. В разных системах координат — реальности разные. Реальность, по отношению к мировым злодеям, условным, там — Троцкому, или, там, Ульянову, там, Гитлеру — одна, а реальность, по отношению к преподобному Сергию, преподобному Серафиму — другая, реальность перед Богом — третья. И, в данном случае, тоже можно вспомнить слова Христа о должниках. Притча о должниках, о том человеке, который был должен немного и не прощён, и много, и был прощён Богом, и что... тоже очень... как с покаянием связано... Если у нас ещё есть время, то я вот очень коротко вот эту притчу бы вспомнил. Помните... для наших слушателей... Там два человека. Один должен колоссальную сумму, приходит к Господину. Тот, понимая, что он ему не отдаст, прощает. Выходит, встречает своего должника, который ему, там... 500 рублей должен, и всё: «В долговую тюрьму! Ничего, никак тебя не прощу!» Узнаётся, Господину приносят, эта информация доходит, и кончается тем, что первый колоссальный должник — в темницу, наказан... там... геенна огненная и прочее. Ведь это тоже о природе покаяния, раскаяния. С одной стороны, Бог действительно нам прощает — действительно — в момент, когда мы осознаём свой грех, и просим Его: «Ну, вот, я не справлюсь, прости!» С другой стороны, это актуальное прощение становится окончательно реализованным только по итогам всей моей жизни. Вот, если я этот дар прощения не реализую, в том числе, не реализую так, что по отношению к другому не проявляю того, что Бог по отношению ко мне проявил, то мне вменяется не только то, что я совершил после этого дара прощения, но и ответственность за то, что мне было прощено. Я сам могу себя лишить того, в чём Бог меня простил. Вот, это, как бы... ведь для Бога же нет прошлого и настоящего, есть некая только совокупная картина жизни. И поэтому, вступая в Великий Пост, и это тоже нужно помнить. Мы, с одной стороны, просим и получаем прощение, с другой стороны, то, насколько оно станет действительным по отношению к Вечности, будет зависеть от всего последующего вектора нашей жизни.
«ВЕЧЕР ВОСКРЕСЕНЬЯ» НА РАДИО «ВЕРА»
Тутта Ларсен:
— Вы слушаете программу «Вечер воскресенья» на радио «Вера». В студии Тутта Ларсен, Владимир Аверин и наш гость, протоиерей Максим Козлов.
Продолжаем разговор о христианском покаянии и умении видеть себя, наверное, какими-то трезвыми глазами, и благодарить...
О.Максим:
— Такими, как мы есть.
Тутта Ларсен:
— Да! Вот это — вопрос реальности тоже. Вот, Вы упомянули... для меня это очень какая-то сегодня актуальная такая вещь, потому что я сплошь и рядом встречаю людей, которые себя осуждают, которые постоянно в себе копаются, постоянно страдают о своих недостатках, грехах, комплексы целые на этом всём надстраивают, но очень часто это не имеет...
В.Аверин:
— Ни к чему не приводит.
Тутта Ларсен:
— Нет, просто это не имеет с реальностью ничего общего. Ну, то есть, очень часто люди на себя навешивают чего-то, чего на самом деле нет.
В.Аверин:
— С твоей точки зрения.
Тутта Ларсен:
— Вообще, с реальной точки зрения.
В.Аверин:
— Потому что, когда мы говорим о точке отсчёта, это очень правильно — с кем сравнивать? Или с Гитлером, и с Серафимом Саровским. И, с одной точки зрения, человек действительно навешивает на себя то, чего нет, и излишки какие-то. А, может быть, как раз, если мы выйдем... возьмём за точку отсчёта святых, то и не только это ещё ему надо на себя навесить-то, на самом деле.
О.Максим:
— Несколько мыслей по поводу того, что я услышал. Да, вот, может быть, я сейчас тебе в параллель вот, но... Значит, первое — ну, не могу не сказать — может быть, у меня другой жизненный опыт, как у человека, живущего тоже в начале ХХI века, и, отчасти может быть, как у священника. Мне кажется, сейчас, скорее, трудно увидеть людей, которые себя в чём-то видят виноватыми. Скорей, проблема с тем, что...
В.Аверин:
— Недовес, чем перевес!
О.Максим:
— ... большинство, с кем приходится общаться, в том числе, и как священнику, включая православных христиан началаХХI века, не склонны считать себя, каким-то образом, решительно... ну, не то, что грешными, а в чём-то виноватыми. И если слова Ефрема Сирина о том, что Церковь, в некотором смысле, не сообщество святых, а толпа кающихся грешников — хорошие слова, очень точные слова, то сейчас одна из проблем нашей церковной жизни — то, что мы, может быть, действительно, толпа грешников, не склонных каяться. А как-то так принимать: «Ну, что, начало ХХI века... понимаете... дедушка Фрейд, вот, и дедушка Маркс, и... чего вы хотите — надо быть реалистами, в этом смысле слова». Это так, простите, апропо, но, при всём при том, для некой полифоничности картины не могу не заметить. Второе. В отношении реального видения самого себя. Есть хороший, довольно верный способ. Ну, за неделю, за месяц — вспомни, в чём тебя упрекали близкие — реальней будет картина. Ну, может быть, не вся, но уж точно будешь знать, в чём ты, по отношению к людям... пусть, отчасти, и не в той мере, или с некоторой коррективой, и прочее, да, но люди, как правило, не выдумывают твоих грехов. Они могут не совсем верно трактовать твои намерения, поступки, не увидеть благого побуждения, которое выросло в какую-то бяку в действиях, но, как правило, многое про себя полезное узнаешь. Ну, и ещё один момент — чтобы не наговаривать. Ведь, покаяние — это действие. Не рефлексия. Дурным является, если человек, ну да: «Я вот такой гаденький, гаденький...» Ну, и обсудить это можно, и, опять же, даже мне, может быть, и нравится, что немножко вот в этом покопаться могу. Есть те, кто в этом некую сладость такую даже находят, вот так немножко себя...
В.Аверин:
— Дедушка фрейд уже был... дедушка Мазох — тоже!
О.Максим:
— Да, да, были... вот, Владимир, можно разных дедушек психологии вспомнить в этом отношении. Покаяние же подразумевает: увидел, назвал грех, осудил грех — и действуй! Действуй! Если вот есть действие, если есть усилие — ну, результативное или не очень, но — усилие, не только на словах. Часто — вот, опять же, из некоторого опыта пастырского душепопечения — приходят люди и говорят: «Ну, вот, батюшка, я же каюсь на исповеди... там, три года хожу в церковь, пять лет хожу, десять — вот, в одних и тех же грехах!» И задаёшь вопрос: «Скажи, а что ты сделал, вот — реально, за вот этот год, или, там, месяцы, чтобы от этого греха отстать? Кроме того, что ты приходишь и иногда говоришь об этом на исповеди. Вот, какие твои были усилия, чтобы это перестать делать?» И вот этот вопрос иногда ставит человека в тупик: а какие ещё должны были быть усилия? Ну, кроме того, как, вообще... ну, Господи, я же прошу, чтобы мне перестать этим грешить. Но ведь перестать грешить, когда мы просим, это не значит, что я попросил, даже со слезами, даже Великим Постом походил в Храм — и проснулся белым и пушистым. Вот, был, там, злой, гневливый, матом ругался, или ещё что-нибудь, а проснулся — с прекрасным литературным русским языком, общаюсь, как женщины в конце ХVIII столетия, и, вообще, деликатен до крайности. Но — нет же! День за днём.
В.Аверин:
— Знаете, вот ещё что приходит мне в голову — опять по поводу начала ХХI века. Такой, бухгалтерский, подход, который существует в нашей жизни. Потому что — вот, есть, например, у меня грех, и я его осознаю. Но я же понимаю, что есть баланс бухгалтерский — ну, как вот, может быть, основа мироздания, как мне кажется. Вот, весы, опять же — на эту, значит, гирьку...
Тутта Ларсен:
— Брошу курить — начну сладкое есть.
В.Аверин:
— Именно. Вот, и я компенсирую. Вот, у меня есть грех, но за это я, там, больше пощусь, действительно, больше жертвую, я ещё и деток... и грех прелюбодеяния я буду совершать на голодный желудок. И это, каким-то образом, приведёт к какому-то общему балансу. Мне кажется, такой подход — он присутствует именно потому, что он сегодня кажется нормальным...
Тутта Ларсен:
— Логичным.
В.Аверин:
— ... логичным. Потому что везде присутствует этот «баланс».
О.Максим:
— А апостол Павел говорит, что нарушивший одну Заповедь, нарушил весь Закон. И что бессмысленно пытаться оправдаться соблюдением других Заповедей, когда ты нарушаешь одну. То есть, повторю, эта Заповедь — нечто кардинальное, и — кардинально нарушаешь. И поэтому, конечно, в духовной жизни есть понятие — воспользуемся военной терминологией — стратегического удара. Нет смысла бросать курить, если ты, в первую очередь, неверный муж. Нет смысла, там, совершенствоваться в неядении мясо-молочной пищи, если ты, при этом, воруешь кардинальным образом, и у тебя хватает и на мясо-молочную пищу, и на многое другое. Конечно же, вот эта реальность видения себя, о которой мы сегодня уже не раз говорили, она предполагает и то, что главные свои страсти я должен увидеть и... Святые Отцы поэтому и говорят, что нужно вести борьбу... невозможно вести по всем направлениям, и бессмысленно, одновременно — сил не хватит, как на войне не хватит сил. Но нужно и не вести её только на периферии. Если ты будешь справляться с второстепенными для тебя вещами, и проваливаться в главном, то это не покаяние. В этом смысле, вот в эти подготовительные недели к Посту, хорошо бы побудить себя заняться неприятным: ещё раз проговорить для себя, что у меня главного-то нехорошего во мне? К чему я, отчасти, привык, или о чём я не хочу думать, или по отношению к чему я знаю, что я регулярно терплю поражение? И, с помощью Божией, обновить усилие: я вот эти семь недель использую как... ну... во всяком же деле нужен, такой — усиленный старт. Для того, чтобы дальше поехать, нужно в какой-то момент разогнаться. Вот, Великий Пост — это возможность каждый год этот старт вновь принять. Потому что даётся каждому, кто в Пост вступает, такая помощь — нерасслабленно пройти этот промежуток, и можно сковырнуть с места то, что, казалось бы, ржавчиной присохло накрепко.
Тутта Ларсен:
— А правда, что благодарственная молитва выше просительной?
О.Максим:
— Я бы так сказал — опять же, из статистики, мы статистику сегодня поминали — к сожалению, сильно реже встречается. Отчасти, знаю по себе: прошу куда как чаще, чем благодарю. А чаще сужу по молебнам, которые тоже мы регулярно служим. Вот, молебнов с просьбами к тем или иным святым в тех или иных нуждах, Спасителю, Божией Матери в тех или иных обстоятельствах, о болезнях, о том, о втором, о третьем, о десятом — в разы больше, чем молебнов благодарственных. Когда вот ты получил от Бога — ну, получил, и нормально, что ещё? Есть, так сказать, ещё о чём попросить.
В.Аверин:
— Я же просил!
О.Максим:
— Вот, это неумение благодарить — это какая-то тоже, такая, ржавчина души, изъян, который с нами случается. Верно.
В.Аверин:
— А вот эту притчу, от которой мы оттолкнулись, можно рассматривать в этой терминологии? У одного молитва благодарственная, а у другого, собственно ведь, просительная? Прощения просит. Изменения просит.
О.Максим:
— В данном случае, мы, всё же, видим искажённо-благодарственную молитву. И правильно-просительную. Здесь противопоставляются не прошение-благодарение, а искренность, нелицемерность предстояния пред Богом с введением в эту парадигму «я и Бог» других людей, с целью внутреннего повышения собственного статуса в своих глазах. Ну, и, как ему кажется, в глазах Божиих.
В.Аверин:
— Смотрите, в Евангелии довольно часто... ну, и не только, но там особенно... важны не только сама притча, но обстоятельства ещё: кому сказано, в какой момент сказано, после чего эта притча звучит, перед каким следующим эпизодом она поставлена в том или ином Евангелии. И если мы вот немножечко к этому вернёмся — вот эта вот внутренняя драматургия, она, каким-то образом, действительно важна для понимания? Если чуть-чуть выйти за рамки самой притчи.
О.Максим:
— Я думаю, что эти притчи, как раз, Спасителя, которые сказаны Им во время лет его общественного служения — их целая совокупность этих притч, они относятся к целому циклу, в котором Спаситель апостолов, а через них — всех христиан учит некоторым принципиальным законам духовной жизни. Вот это один из тех, как бы, камней фундамента, не заложив которые, здание не построишь. И не случайно вот эти, как бы, базовые основания, базы — они вспоминаются перед Великим Постом. Вот, если хочешь и в этом году с некоторым результатом его пройти, то вот — строй на этом основании. В данном случае, не думаю, что здесь какой-то более частный контекст Евангельской истории может иметь значение.
Тутта Ларсен:
— Ну, и, подводя уже итоги нашей беседы, я думаю, что очень важно было то, что Вы сегодня обратили наше внимание на то, что в этой притче фарисей всё-таки не абсолютный негодяй и не абсолютно отрицательный персонаж. И то, что мы молимся о том, чтобы нам дали добродетель фарисея с покаянием мытаря — это, такая, наверное, самая важная вещь, которую, вообще, сегодняшним днём нам следует извлечь из этой притчи, и из Богослужения в честь неё, и, как-то, готовясь к Посту.
О.Максим:
— Ну, в том числе, если мы хотим, что-то реально извлечь из этой притчи, нам нужно уйти от этого — того, чего нет у Бога. От осуждения человека в душе до конца, от того, чтобы сказать: «Всё — конец!...
В.Аверин:
— „А этого — вычёркиваю!“
О.Максим:
— ... А этого мы вычёркиваем», да. Ну, и, в заключение, ещё одну очень короткую мысль. Ведь Пост называется... Великий Пост не случайно и со временем года таким совпадает, и называется «весной души». Ну, не осенью, не когда природа плачет, не когда, там, нивы засыпает... и даже в Палестине наступает такое время — всё же дни короче, и не так всё радостно, а с весной. То есть, с пробуждением, с силами, и, на самом деле, с временем, которое временем надежды, обновления и радости воспринимается. Вот, Пост, к которому мы приближаемся — это именно не время, которое нужно страдать или перетерпеть, а время, за которое нужно навстречу солнышку вырасти и подготовиться, чтобы вырасти.
Тутта Ларсен:
— Спасибо огромное!
В.Аверин:
— Спасибо!
Тутта Ларсен:
— Вы слушали программу «Вечер воскресенья». В студии были Тутта Ларсен...
В.Аверин:
— Владимир Аверин и наш гость, протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя учебного комитета Московского Патриархата и настоятель Храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной. Спасибо, отец Максим!
О.Максим:
— Как же длинно всё это называется... Спасибо! Всего доброго!
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер