«Музыкальное творчество и вера». Иван Смирнов, Михаил Смирнов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музыкальное творчество и вера». Иван Смирнов, Михаил Смирнов

* Поделиться

У нас в гостях были музыканты, композиторы, организаторы и участники гитарного Фестиваля творчества имени Ивана Смирнова братья Иван и Михаил Смирновы.

Наши гости поделились, что побудило их пойти по стопам отца — известного гитариста — и связать свою жизнь с музыкой. Также Иван и Михаил рассказали о том, чем им запомнилось общение с их дядей — ныне покойным протоиереем Дмитрием Смирновым, какое влияние он оказал на их путь в вере, а также каким образом исполнение музыки может быть проповедью, и как концертная деятельность может совмещаться с церковной жизнью. Разговор шел и о ежегодном фестивале, который Иван и Михаил стали организовывать в память об отце и его творчестве.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона — Константин Мацан. Приветствую наших сегодняшних гостей. У нас сегодня такой братский состав — у нас братья в «Светлом вечере» — Иван и Михаил Смирновы... Добрый вечер, Иван, добрый вечер, Михаил...

И. Смирнов

— Здравствуйте...

М. Смирнов

— Добрый вечер...

К. Мацан

— Михаил бывал уже у нас в программе «Светлый вечер», и по-моему, даже не раз. Иван, я не помню, Вы сегодня дебютант у нас в студии Радио ВЕРА?

И. Смирнов

— Нет, в студии Радио ВЕРА нет, а возможно, непосредственно в этой передаче... Возможно...

К. Мацан

— Ну вот таким составом мы собираемся впервые, и наверное, для наших слушателей будет интересно подчеркнуть еще то, что оба наших сегодняшних гостя — племянники отца Дмитрия Смирнова. И вот как раз когда батюшка отошел ко Господу, и в «Светлом вечере» мы с Вами, Михаил, говорили, вспоминали его, само собой...

А был у отца Дмитрия брат, ваш папа, Иван Смирнов, Иван Николаевич Смирнов — композитор, гитарист. И вот сегодня Иван Смирнов-младший у нас — сейчас чтобы не путаться, я эти маячки расставлю. И оба наших гостя — музыканты, продолжают непосредственно, так сказать, дело отца. И вы много выступали вместе, в одном коллективе с Иваном Николаевичем... И вообще это очень здорово, что такое семейное дело музыкальное существовало и продолжает существовать.

И вот в том числе оно продлевается, длится в том, что теперь вы организовали фестиваль — большой проект, который называется «Фестиваль творчества имени Ивана Николаевича Смирнова». И вот гитарный фестиваль Ивана Смирнова в рамках этого большого проекта в ближайшее время пройдет в Москве — 25, 26 и 27 сентября. В Москве это мероприятие состоится... 25 числа — это клуб Алексея Козлова, 26-27 сентября — это «Градский Холл». Обе площадки замечательные, с прекрасным звуком — это просто я свидетельствую как человек посещавший оба места...

Ну вот об этом сегодня поговорим. Итак, гитарный фестиваль Ивана Смирнова — что это такое? Братья, кто начнет?

М. Смирнов

— Иван — он директор...

И. Смирнов

— Да, так уж вышло, что я руководитель этого проекта, а Миша — он советник по культуре...

М. Смирнов

— Сочувствующий...

И. Смирнов

— Да, но собственно гитарный фестиваль — это уже завершающий этап всего проекта. Проект стартовал в марте при поддержке гранта мэра Москвы и Департамента общественных связей и молодежной политики города Москвы. Вот у нас были мастер-классы, конкурс гитарный, и все это заканчивается вот тремя такими фестивальными концертами. Собственно вот...

А каждый день — обычно это я уже третий провожу фестиваль, мы проводим — каждый день обычно у нас делился, ну мы старались его разделить, по жанрам. Вот в первый день у нас будет такой 25-го джаз, джаз-рок и фьюжн; второй день более академический, где мы сыграем с оркестром...

К. Мацан

— Прямо с оркестром?

И. Смирнов

— С камерным оркестром, да, «Искусство музыки» называется, руководителем которого является Алексей Рыбников...

К. Мацан

— Руководителем «Градского Холла» вот этого? Или самого оркестра тоже?

И. Смирнов

— Да, ну и «Градского Холла», конечно, и оркестра «Искусство музыки». А за дирижерским пультом будет Сергей Свиридов. Так что приходите. А 27-го — это такой уже сборный концерт. Там будет такая сборная-солянка что ли...

М. Смирнов

— Ну как бы это завершение фестиваля просто — там все краски будут представлены уже...

К. Мацан

— Ну вот я сказал, что семейное дело... А как сама идея фестиваля родилась? Это вот чтобы память отца почтить, да, продолжить его дело? Какие-то еще иные мотивы?

И. Смирнов

— Да, в первую очередь мы провели концерт памяти отца, где играли его друзья, музыканты — те, кто решил просто почтить память. Это получился такой четырехчасовой концерт. И собственно, тогда и появилась идея. Ко мне многие ребята-музыканты подходили и говорили, что это нужно, конечно, продолжать, потому что... Ну он как бы само по себе разумеется, что складывается — уже тогда складывался...

К. Мацан

— Я помню, в одном интервью, Михаил, Вы рассказывали, если я правильно запомнил, про вашего дедушку — что ему кто-то сказал, что вот у него трое сыновей, и один непременно будет музыкантом, второй — священником, а третий...

М. Смирнов

— Математиком...

К. Мацан

— Вот напомните эту историю, кто это сказал? Что это была за тема такая?

М. Смирнов

— Кто это сказал...

И. Смирнов

— Женя Федоров...

М. Смирнов

— По-моему, Евгений Федоров, да — такой писатель, он номинант на Букеровскую премию... И поскольку такое окружение семьи нашего деда, оно было нон-конформистское — вот поэтому там были многие такие люди творческие, художники-авангардисты, писатели и так далее, в общем, такие интересные люди. И в том числе был Евгений Федоров — друг нашей семьи большой. И он как-то почему-то отметил этот факт — как бы в шутку; а получилось на самом деле всерьез...

Несмотря на то, что дети Николая Николаевича, нашего с Ваней деда, названы — так уж получилось — именами братьев Карамазовых, и все это вместе для нас ответственно очень...

К. Мацан

— Интересно, то есть, третий — математик Алексей?

М. Смирнов

— Да, Алексей...

К. Мацан

— Вот Ваш папа — музыкант Иван, и отец Дмитрий, соответственно, имя самого страстного Карамазова получил...

М. Смирнов

— Насколько я помню, он сказал, что коли у тебя будет три сына — священник, математик и музыкант, потому что все это...

И. Смирнов

— Все это есть в тебе...

М. Смирнов

— В тебе есть, да... Ну это удивительное такое время было...

К. Мацан

— Интересно, а вот вы начали заниматься музыкой, наверное, не без влияния папы; но сделать это своей профессией, своей судьбой — насколько тут папа повлиял? Просто подталкивал вот, мотивировал? Или был пример папы — и куда же было деваться, надо было идти тем же путем?

М. Смирнов

— Ну он из нас сделал помощников себе — поэтому таким образом мы стали музыкантами. Ему было непросто с людьми посторонними находить какой-то контакт. Вообще такая семья несколько, как сказать... Ну не экстравертная, а такая интровертная. И все мы обращены как бы внутрь семьи. И поэтому... Может быть, я не знаю, может, это еще связано с тем, что корни наши все-таки все в церкви, в основном все были служащими — кто-то там при церкви служил, кто-то непосредственно в церкви... Поэтому это служение музыкальное — оно так очень сродни на самом деле проповеди в церкви, только ты в миру проповедуешь. И соответственно, вот это вот перенеслось из как бы духовного такого пространства на сцену...

И отец нас как бы естественным образом для себя как помощников... Он нам не говорил: ты там будешь артистом, или будешь музыкантом, занимайся там, вот — это такая-то перспектива... Просто ему нужен был аккомпаниатор, когда я был студентом, ему нужен был аккомпаниатор-гитарист, потому что у него не сложились, ну или сложно складывались отношения с предыдущим аккомпаниатором. Вот из-за этого Ваня стал музыкантом. То есть, это было исподволь все, мне кажется...

И. Смирнов

— Гитаристом стал...

М. Смирнов

— Ну гитаристом...

К. Мацан

— Музыкант и гитарист — это разные вещи?

М. Смирнов

— Ну дело в том, что так или иначе у нас все учились в музыкальной школе. Абсолютно все. У нас семья — пять сестер, два брата...

И. Смирнов

— Три брата...

М. Смирнов

— Три брата, да, прошу прощения...

И. Смирнов

— Леша — единственный, кто не стал заниматься...

М. Смирнов

— Я себя забыл посчитать... Нет, ну он в музыкальной школе же учился...

И. Смирнов

— Ну да, но он не стал продолжать все, так или иначе...

К. Мацан

— Как говорили мои родственники, Леша выбрал нормальную профессию... (смеются)

М. Смирнов

— Да, именно так! Именно так он и говорит...

К. Мацан

— Ну а все-таки вот... Не просто же стали отцу помогать? Там в училище поступили, стали вот именно профессией заниматься музыкальной... Не было такого, что это вот... Ну как бы семья такая, выбора не было — нужно было идти; а если б сейчас переиграть — я бы сейчас пошел тоже в инвестиции куда-нибудь...

М. Смирнов

— Нет, я так не думаю, все это естественно вполне...

К. Мацан

— Вот очень интересно, Михаил, что Вы сказали про проповедь на сцене, которая выносилась, получается, из семьи — у кого-то, как у отца Дмитрия, на амвон напрямую, а в случае вашего папы, вашего коллектива — вот так через культуру, да, через музыку... При этом ведь Иван Николаевич, если я правильно понимаю, играл преимущественно музыку инструментальную. Там, казалось бы, нет слова. Как там осуществляется эта проповедь? В самом лучшем смысле слова «проповедь»...

М. Смирнов

— Несмотря на то, что слово непосредственно не звучит, но есть язык музыкальный. И вот не знаю... Ну если так уместно будет провести такие параллели, например, с классической музыкой — никто же не заставлял... Это сейчас у нас поп-жанр, который с приходом вот джаза он стал... Обязательно надо петь! Ты джазмен — у тебя обязательно должен быть там солист, не только трубач, но еще и певец.

А допустим, во времена классической музыки того же Баха, Бетховена, даже там Шопена — другое какое-то ощущение... Ему не обязательно... То есть, если он, допустим, выходил на концерт — никто его не спрашивал: а чего вы не поете? Это как-то странно... Такое зло наших дней — раз ты играешь, ты должен петь.

Совсем не обязательно! Потому что если у тебя есть язык, то ты можешь музыкальными образами что-то донести — даже гораздо больше чего-то до слушателя, чем если ты будешь непосредственно к слову апеллировать...

К. Мацан

— Ну давайте после стольких слов о музыке послушаем музыку. У нас в планах — композиция, которая называется «Сон-остров», правильно?

И. Смирнов

— Да...

К. Мацан

— Кто это исполняет, расскажите...

И. Смирнов

— Надо рассказать... Можно сказать, это наше начало — хотя это мой... наш с Мишей альбом...

М. Смирнов

— Это твой альбом...

И. Смирнов

— Ну, мой альбом, а Миша помогал мне продюсировать его. Это тема... Вообще это вальс. Написал его наш дедушка Николай Николаевич Смирнов...

К. Мацан

— О как...

И. Смирнов

— Да, папа мечтал всегда сделать эту композицию, но вот не удалось ему. А я сделал, и он слышал, как я работал, и даже хотел принять участие. И даже обижался на меня — он говорил: «Вообще-то это музыка моего отца, почему... Давай я здесь хотя бы соло сыграю». Вот, но он не успел...

К. Мацан

— Нет, — говорили Вы, — я все сделаю сам...

И. Смирнов

— Дело не в этом, а это просто было прямо накануне вот его кончины... такой земной... Вот. И тем не менее, я вставил туда, вот в часть, где нужно было сыграть соло, такие цитаты из его музыки, так что... А Миша сделал еще и аранжировку для струнных. Поэтому это такое получилось... Наш такой совместный труд — и дедушка, и папа, и я, и Миша...

М. Смирнов

— Получается четыре автора...

И. Смирнов

— Да, четыре автора...

М. Смирнов

— Это тема, грубо говоря, образ музыкальный первоначальный, написанный нашим дедом Николаем Николаевичем. Первые попытки оформить это в произведение — ну как бы инструментальную гитарную композицию сделал Иван Николаевич, наш отец, а мы уже с Ваней доработали это до конца...

К. Мацан

— Это то, что называется традиция...

М. Смирнов

— Да, точно...

К. Мацан

— Послушаем!

Звучит инструментальная композиция семьи Смирновых «Сон-остров»

К. Мацан

— Музыканты, братья Михаил и Иван Смирновы сегодня у нас в гостях в программе «Светлый вечер». И только что мы услышали композицию под названием «Сон-остров» в исполнении в том числе и наших сегодняшних гостей. И мы сегодня говорим о гитарном фестивале Ивана Смирнова, папы наших сегодняшних гостей, Ивана Николаевича Смирнова — гитариста, музыканта, композитора, не так давно от нас ушедшего. И вот последние несколько лет проходит фестиваль его памяти, и в этом году в ближайшие дни проходит он — 25, 26, 27 сентября в Москве. 26-27 числа это «Градский Холл», 25-го это клуб Алексея Козлова.

Ну вот мы сейчас пока композицию слушали, вроде бы выяснили, что на 25-е билетов уже нет, да...

И. Смирнов

— Да...

К. Мацан

— Вот это хорошо! Это хорошо...

И. Смирнов

— Хотел сказать «к сожалению», но...

К. Мацан

— В принципе, да... Но важно подчеркнуть, что билеты бесплатные. То есть, фестиваль в этом смысле благотворительный, открыт для всех, и билеты требуется приобрести, просто чтобы зарегистрироваться, да — чтоб не было... Чтоб всем хватило места. Ну вот продолжаем говорить о творчестве, о вере, о музыке...

У меня перед глазами есть пример одного моего знакомого, уже такого возрастного гитариста, который много лет на сцене и много лет в церкви. И вот его семь детей — тоже многодетная семья — вспоминает, что такие моменты своего детства, когда у папы концерт в субботу вечером, а в воскресенье утром на литургию вся семья идет. И это что-то такое, со стороны кажется, немного странное и трудное. Потому что получается, что у папы и у всех, кто с папой на концерте, значит, полночь — все, уже ни водички не попить, ничего не поесть, потому что причащаться утром...

А там вокруг — клуб, музыка, веселье... И вот ты ждешь, потом приходишь домой поздно, а с утра — на раннюю литургию. Хотя при этом вот в разговорах со мной и сам музыкант, и дети вспоминали об этом не как о каком-то тяжелом детстве, а просто — ну вот была такая жизнь, ну вот так вот мы жили, так веру исповедовали.

А было что-то похожее у вас? Вот это для кого-то кажущееся странным сочетание современной музыки, такой концертной деятельности и церковной жизни?

И. Смирнов

— Ну вообще мы стараемся, конечно, в страстные дни там не играть концерты, специально ничего не планируем. Но если есть какие-то заказы — ну тут уж, так сказать...

К. Мацан

— Работа есть работа...

М. Смирнов

— Дело есть дело, да, семья есть семья...

И. Смирнов

— Да... И поэтому, ну, смиряемся, что делать. А потом, у нас все-таки музыка — она не... Ну это же не «унц-унц», понимаете, да...

М. Смирнов

— Не диско, да...

И. Смирнов

— Да... Там можно и подумать, и...

К. Мацан

— Ну композиция, которую даже мы только что слушали — я вот слушаю, как-то она у меня резонировала со словами, которые Вы, Михаил, сказали — о том, что проповедовать можно без слов, просто образами, языком художественным. Ну да, если это настраивает куда-то... Может быть, иррационально настраивает человека куда-то в глубину, да, в себя — то вот уже человек куда-то восходит...

И. Смирнов

— Конечно, можно ничего не говорить — вот, мы православные, вы должны, мы должны... Просто слушаешь и все. Кому-то нравится, кому-то нет. Некоторые... Даже как один раз был такой случай, как люди, услышав какую-то вот одну из наших там... Правда, это была песня, ну неважно — какая-то все-таки по духу близкая к тому, что мы делаем, потому что мы это играли тоже — они сказали: «Выруби, это невозможно слушать. Жуткое настроение от этого. Включите чего-нибудь полегче»...

К. Мацан

— Хороший результат!

И. Смирнов

— Ну это как некоторые, знаете, приходят в церковь и говорят: «Ой, никогда больше сюда не приду, здесь все напоминает о смерти». А у нас наоборот...

К. Мацан

— Это как в анекдоте, помните, про оптимиста, который приходит на кладбище... И говорит оптимист: «Ну пока я вижу только плюсы»... (смеются)

И. Смирнов

— Да-да-да...

К. Мацан

— Очень христианский анекдот... Михаил, а вот у Вас как воспоминание об этом сочетании церковной жизни и там концертного графика, концертной деятельности?

М. Смирнов

— Очень гармонично все это было как-то... У меня не было никакого противоречия внутреннего! Странно, не знаю... Ну может быть, тогда, когда я рос, не было такой, в общем, клубной культуры. Были вот концерты как бы официальные такие вот. Мы ходили к папе на концерты, допустим — это было, как правило, в залах в каких-то. А вот клубная культура — она была уже чуть позже. Я, в общем, сам был одним из первых, кто это делал — это уже скорее к моим детям вопрос, как они это воспринимали. Вот...

Но все это как-то когда естественно, и когда одно другому не противоречит внутри тебя — так же это не противоречит внутри семьи. Поэтому, как говорится, кесарю — кесарево, Богу — Богово...

К. Мацан

— А расскажите об отношениях, которые были между отцом Дмитрием и вашим папой Иваном Николаевичем. Ну просто мне интересно: вот два брата, каждый в своей области выдающийся; и наверняка они, ну, общались, как-то друг на друга, не знаю, влияли... Не знаю, как-то они там друг другу советовали, подкалывали, может быть, друг друга... Вот как, что вы вспоминаете об этом?

М. Смирнов

— Только этим и занимались...

К. Мацан

— Та-ак, ну вот...

М. Смирнов

— Ни одного серьезного разговора я не помню, вообще. Ну при мне, во всяком случае, не было между ними ни одного серьезного разговора, да. Папа в шутку называл брата Димой, хотя все с молодости отца Дмитрия называли Митей, и он был известен тем, что он — единственный Митя в школе. Он очень этим гордился...

К. Мацан

— Да?..

М. Смирнов

— Вот, и отец, зная об этом, как бы так контрастируя с тем, что вот как-то принято, он называл его так — «Дим»... Это было смешно...

К. Мацан

— И как отец Дмитрий реагировал?

М. Смирнов

— Спокойно! Ну то есть, они в основном как бы шутили. Ну это дух нашей семьи. В семье как-то принято было через такое вот легкое слово и через такую открытость, легкость сердца... У нас это у всех есть. То есть, мы таким образом нивелируем бытовой фон, так сказать...

К. Мацан

— Вот это очень интересная тема, действительно! Большая семья — как... Ну не секрет же, что иногда в одной семье брат с братом, брат с сестрой просто ну расходятся по жизни. И не потому, что там просто жизнь разводит, разные профессии — а просто они ссорятся, и какой-то конфликт, связанный, может быть, с серьезными вещами, или там с какими-то вещами типа собственности — ну это ладно, но просто разводит родных людей. И я думаю, что для каждого родителя это вопрос: как среди братьев-сестер семьи, детей, заложить какие-то основы отношений, чтобы потом по жизни они были близки? Вот как это было в вашей большой семье? Что вы вспоминаете?

М. Смирнов

— Ну я думаю, что примером. Вот все это действительно... То есть, мы часто об этом говорим, и часто спрашивают, как, что... Самое главное воспитание — это пример. Если ты открыт — и к детям, и к супруге, и вообще в семье, между вами есть какое-то доверие, нету давления, нажима вот этого странного — что положено, что не положено... Какая-то такая открытость, доверие к Богу и так далее. То есть, и дети тебе начинают доверять, и ты — детям, и дети — Богу, и Бог — тебе! И в общем, все это вместе как-то так вот работает — ну на мой взгляд.

То есть, мы так устроены что ли, что... Естественно, бывают там какие-то проблемы и сложности; но мы все-таки стараемся максимально легче сделать вот условия, которые вокруг нас. Потому что мне вот, например, лично мне, так легче жить. Я не люблю конфликты, не люблю какие-то противостояния, доказательства того, что я прав или не прав, или указывать кому-то, что кто-то прав или не прав...

Человек сам разберется! И в частности, и ребенок, и супруга или супруг — сам разберется с тем, как ему быть. Поэтому лучше никого не ставить на место. От этого возникает ощущение какой-то свободы и доверия. Но это сложная история...

К. Мацан

— Иван, а Вы как вспоминаете это?

И. Смирнов

— Ну, я вспоминаю всегда поминки...

К. Мацан

— Хороший пример...

И. Смирнов

— Потому что...

М. Смирнов

— Плюсы, плюсы...

И. Смирнов

— Ну это ж традиция, да... Мы всегда собирались там на день рождения дедушки на кладбище, или бабушки, или день, когда преставился дедушка... И поминали всех родственников, потом шли обедать там в сторожку к отцу Димитрию...

М. Смирнов

— В трапезную, да...

И. Смирнов

— А?

М. Смирнов

— В трапезную...

И. Смирнов

— В трапезную, да... И поэтому... Это тоже объединяет, естественно, такие моменты... Ну и юбилеи, конечно...

К. Мацан

— Ну вот заговорили мы про семейные отношения и про братскую любовь... Вот у нас песня подоспела — сейчас тоже послушаем — с красноречивым названием «Братан». Расскажите об этом!

И. Смирнов

— В основе — тема из кинофильма, который так и называется, по-моему...

М. Смирнов

— Да, «Братан»...

И. Смирнов

— Да, а фильм этот — таджикской киностудии, и там друг нашего отца, таджик, композитор Ахмад Бакаев написал тему и пригласил Ивана сыграть основную тему. Поэтому, собственно, она так и называется — «Братан». Но с другой стороны, в этом есть очевидное непростое совпадение как бы, да, что... Даже кто-то сделал так, по-моему, так смонтировал ролик, где отец Дмитрий вместе с Иваном где-то идут, и вот именно под композицию «Братан», и многие так воспринимают...

М. Смирнов

— Это в документальном фильме об отце...

И. Смирнов

— И учитывая то, что они оба воспитывались на фоне как бы вот... Детство у них проходило на фоне бараков так называемых. То есть, вот эта вот немножко такая блатная краска в этом названии — она тоже играет по-своему...

К. Мацан

— А исполняет кто?

И. Смирнов

— Отец, Иван Николаевич...

К. Мацан

— Иван Николаевич Смирнов... Давайте послушаем!

Звучит композиция «Братан» А.Бакаева-И.Смирнова, исп. И.Смирнов

К. Мацан

— Это была композиция под названием «Братан» Ивана Николаевича Смирнова в его же исполнении. У нас сегодня в студии светлого радио — сыновья Ивана Николаевича, Иван Смирнов-младший и Михаил Смирнов. Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона — Константин Мацан, у нас сегодня в гостях — Иван Смирнов и Михаил Смирнов, музыканты. И вот у меня есть даже такие представления наших гостей: Иван Смирнов — руководитель проекта «Фестиваль творчества имени Ивана Николаевича Смирнова», и Михаил Смирнов — советник по культуре в этом проекте...

Ну с некоторой иронией мы это все озвучиваем — просто потому что ну вот сыновья известного гитариста Ивана Николаевича Смирнова проводят гитарный фестиваль его памяти в Москве. Уже не первый такой фестиваль проходит. Вот в этом году это 25, 26, 27 сентября. В первый день, 25-го, это клуб Алексея Козлова, 26-го и 27-го это «Градский Холл». На две последние даты билеты еще есть. При этом билеты бесплатные — то есть, требуется просто регистрация, чтобы эти концерты посетить. Поэтому вот кто в Москве, или гости столицы проездом — милости просим.

А я еще вот о чем хотел бы вас спросить. Все-таки поподробнее поговорить, чтобы вы рассказали о вашем отце. Отец-учитель — учитель и по жизни, и в профессии, надо полагать... Вот как учил и чему главному научил — не только профессионально, но и человечески? Братья так переглянулись, подняли бровь...

М. Смирнов

— Ну я думал уступить старшему, так сказать, место...

И. Смирнов

— Я много говорю и так...

М. Смирнов

— Ну вообще, конечно, это в первую очередь — примером своим. Потому что и в церковь, в храм он нас водил — не силком... А что касается музыки, он с нами не сидел, как бывает это, знаете, насильно. Ну мама зато тут руку приложила...

К. Мацан

— Мама вдохновляла музыкой заниматься?

М. Смирнов

— Нет, мама с нами сидела активно... (смеются)

К. Мацан

— Нервно посмеялись...

М. Смирнов

— Вот, а папа — он как раз тут достаточно нам такую свободу давал вовсю — с свободу выбора, и так далее. И потом, всякая музыка звучала — что касается там такого музыкального воспитания. Вот что отец слушал, и он же еще играл целыми днями...

К. Мацан

— А что он слушал, кстати?

М. Смирнов

— А начиная от классической музыки и заканчивая там, я не знаю... Led Zeppelin, Джим Хендрикс...

И. Смирнов

— Ну советская музыка у нас не звучала вообще...

К. Мацан

— То есть, советская эстрада в смысле, да?

И. Смирнов

— Вообще любая советская музыка...

К. Мацан

— А это было как-то вот принципиально? Или просто как бы даже не было об этом... То есть, не было желания вообще вот...

И. Смирнов

— Никто об этом не говорил, но для нас... Я вот со временем узнал, что есть, оказывается, советское кино, что есть советские песни, что есть традиции авторской песни... Гораздо ну уже позже, когда я уже даже подростком-то не был, был взрослым человеком — я открыл для себя мир, так сказать, советской такой...

М. Смирнов

— Культуры...

И. Смирнов

— Потому что, я же говорю, у нас как бы... Мы были воспитаны в нон-конформизме, нас оберегали от всего советского вот...

К. Мацан

— Интересно...

М. Смирнов

— Хотя Высоцкого я помню...

И. Смирнов

— Ну да, это и, пожалуй — единственное, что в нашу семью прорывалось, и то, что вот... То, что поощрялось даже слушание, и какие-то разговоры были о Владимире Семеновиче — и все. Это единственный, наверное, был автор, все остальное — нет. Поэтому музыка, соответственно — классика. Это русская классика, ну и понятно, любая классика; и дальше это уже — рок-музыка, джаз и все производные...

К. Мацан

— Ну вы сказали, что отец еще играл постоянно дома...

И. Смирнов

— Да, конечно, сутками! Я даже... Просто просыпаешься среди ночи — музыка. Засыпаешь — музыка. Просыпаешься — отец играет...

К. Мацан

— А вот он играл просто, что называется, для себя, или он там партии учил? Вот это было нужно там перед концертом что-то выучить?

И. Смирнов

— Просто играл, музицировал... У меня был такой момент, когда мы с ним стали играть, мы тогда с ним делали композицию «Черная бабочка», танго. И там такой небольшой сольный кусочек, тему надо было сыграть. И я так легко — как я тогда думал — легко сыграл... А точнее нет, он мне говорит: «Вот это надо выучить». И я это сделал там минут за пять, прихожу к нему, говорю: «Я сделал». Он говорит: «Что, уже?». Я говорю: «Ну да». Он говорит: «Ну-ка сыграй». Я сыграл, а он мне говорит: «Слушай, я полгода потратил, чтобы сыграть эти четыре такта с таким чувством, а ты тут за пять минут! Иди давай и учи дальше»... (смеется)

К. Мацан

— Вот оно, педагогическое вдохновение — подбодрить человека, сказать «давай»...

И. Смирнов

— Так что вот такие, да, моменты...

М. Смирновы

— Вкладываться в каждую ноту всей жизнью...

И. Смирнов

— Точно...

К. Мацан

— Такой завет его?

М. Смирнов

— Ну да, он вот даже относительно импровизации всегда говорил: эта импровизация не должна быть пустой. Она должна быть мелодией, которая наполнена смыслом...

К. Мацан

— Какая-то тема такая возникает близкая на самом деле к духовной, религиозной что ли... Вот как сделать не пустую... Невозможно же себя взвинтить эмоционально — сейчас я выдам «не пустую» тему...

М. Смирнов

— Быть ответственным за каждый звук. Так же, как ты в проповеди ответствен за каждое слово — я так думаю, глядя и вспоминая вот проповеди отца Дмитрия, и вообще контекст вот этот проповеди... Чтобы каждое слово было на вес золота. Как ты это чувствуешь. Конечно, все это воспринимают по-разному... Вот то же самое в исполнительском мастерстве...

К. Мацан

— А строгий был отец, когда вы с ним вместе играли, уже потом вот во взрослом возрасте? Казалось бы, потому что... Спрашиваю, потому что, казалось бы, к детям можно как-то, ну, без лишних каких-то сдерживающих факторов обращаться — они же родные, свои, можно там и, не знаю, прикрикнуть или что — у музыканта же бывает, что когда эмоции зашкаливают на репетиции...

И. Смирнов

— Нет, как таковой строгости не было... Ну вот не знаю, вот этот мой пример до этого с «Черной бабочкой», насколько это может быть строгостью — вот только так. Он был требовательным к ритму — вот чтоб ему было как-то... Чтобы ему «ковер стелили» музыкальный, чтобы ему было удобно...

М. Смирнов...

— Чтоб опереться можно было...

И. Смирнов

— Импровизация там и так далее, вот... Ну все равно, не было такой строгости. Все это было в такой свободе и с любовью, и с интересом я это все делал. Никогда он не наседал, что называется...

М. Смирнов

— Ну он, конечно, раздражался, но он раздражался как бы не на тебя, а на ситуацию, вот... Что я как бы со временем понял. Сначала, когда я был юным и таким, ну, еще совсем...

К. Мацан

— А Вы, Михаил, на клавишных инструментах, да, с ним играли?

М. Смирнов

— Да, с этого началось. Я закончил вот училище при консерватории, и со всем вот своим академическим багажом попал уже к папе, который уже разочаровался в рок-музыке. То есть, это было ну просто... То есть, то, что он прошел, мне вообще и не снилось даже; а ему уже надо было аккомпанировать. И вот это было, конечно, для меня тяжело.

Потому что я понимал, что для того, чтобы мы как-то с ним... Понятно, мы чувствуем друг друга; но чтобы мы музыкально с ним срослись, мне пришлось там через слезы даже перейти. Но я понял, что не я в этом виноват, а как бы ситуация вот эта — он от нее требует. Он требует, требует, и я через это требование все-таки проник в эту пещеру, в которой мы потом с ним уже делали, что хотели с этими сокровищами...

К. Мацан

— А вот Вы интересно это сказали, что отец уже разочаровался «даже в рок-музыке»... То есть, он каким-то путем шел своим...

М. Смирнов

— Конечно...

К. Мацан

— «Перерастая» какие-то жанры... А что это был за путь? Вот после, то есть... Что было до рок-музыки тогда, и что пришло ей на смену, если он в ней разочаровался?

М. Смирнов

— Ну он все время находился в поиске творческом — в хорошем смысле этого слова... Это действительно было так, чтобы не останавливаться на достигнутом. Тогда же многие музыканты, да и сейчас тоже — просто работают на кого-то, да. Ну устраиваются в коллектив, и в общем, там все сводится к зарплате в основном. Ну тут, в общем, неплохо кормят, поэтому мы здесь и работаем. Какая там музыка... Ну в принципе, плюс-минус везде музыка одинаковая, да, у нас как бы — то, что нас окружает...

Он с этим не мирился никогда. То есть, например, у Алексея Семеновича Козлова когда он в «Арсенале» играл, он говорил, что честно подходил...

К. Мацан

— А он у Козлова в «Арсенале» играл?

М. Смирнов

— Да, конечно...

К. Мацан

— Что-то я этого, кстати, не помню... Это круто!

М. Смирнов

— С этого, в общем-то, и началось его формирование такое вот как сольного гитариста. Потому что Козлов ему давал возможность выступать сольно. И он подходил к Алексею Семеновичу и говорил: «Алексей Семенович, Вы знаете, я у Вас играю даже не на 30% того, что я могу». Он говорит: «Ну Ваня, ну потерпите»...

К. Мацан

— Да, интересно, что Козлов на это отвечал...

М. Смирнов

— Ну вот, он говорил, что всему свое время... И поэтому из этого и родилось его, ну как сказать... Желание сольно что-то делать. Потому что там он хотел открыться на 100% того, что он мог и что он хотел, поэтому это получилось. Главное вот — не спать в творчестве, а все время двигаться куда-то вперед...

К. Мацан

— Ну вот я почему еще так заинтересовался тем... Вернее так — за Вашу фразу зацепился, что он «разочаровался в рок-музыке»... Потому что когда мы говорим о музыке, особенно применительно к музыке уровня Ивана Николаевича — это же как бы не рок-группа, которая там песни поет...

А рок — это музыка... Как бы некая антитеза музыке академической, где есть вот ноты, строгость, играем вот, как написано... А рок-музыка — это музыка, которая создается вот здесь и сейчас, коллектив вместе ее рождает, в ней меньше законов, больше интуиции, она как бы дает свободу в этом отношении, она такая, может быть, экспериментальная, она все время в поиске...

И если даже это человек «перерастает», как Вы говорите, то что приходит на смену? Что, что пришло на смену вот интересу... И если человек... Когда рок-музыка как бы показалась как направление уже... ну не скажу «исчерпанным», но — вот это «освоено», нужно искать дальше... А куда он дальше пошел искать?

М. Смирнов

— Как он шутил — он говорил, музыка «рог»... (смеются)

И. Смирнов

— Да-да-да...

М. Смирнов

— Ну да... Ну он вернулся к тому, с чего он начал — к акустической гитаре...

И. Смирнов

— Да, его тяготило... Вот как он говорил, что это немного как в клетке — ритм-секция, бас, электрогитара...

М. Смирнов

— Раз, два, три, четыре...

И. Смирнов

— Да, то есть, ему было тесно в этой музыке...

К. Мацан

— То есть, он вернулся как бы к классике, но в ином смысле, на ином этапе...

И. Смирнов

— Ну его же, если послушать того же «Карусельного деда», это же не классическая музыка все равно. Там все равно есть присутствие вот, элементы рок-музыки...

М. Смирнов

— Ну да, этим и ценно, и это как бы по-своему недостижимо, потому что пройдя весь этот путь от классики, народной музыки вот этой вот — то, чему учили в училище, потом через авангард, рок-подполье, все вот эти эксперименты, он сформировался как профессионал. А дальше о чем говорить — он уже выбрал сам. И выбрал русский такой язык, как бы русской музыки, который, в общем... Этим и уникально, что именно вот этот его путь — он позволил ему стать творцом, так сказать. Там есть всё...

К. Мацан

— Давайте послушаем еще композицию — на этот раз композиция, которая называется «В последний раз». Расскажите о ней...

И. Смирнов

— Миша расскажет, потому что...

М. Смирнов

— Ну это как раз... Это, наверное, все-таки в меньшей степени относится к тому, о чем мы сейчас только что говорили. Тут само звукоизвлечение, наверное, важнее. И просто легкость и свобода — потому что эта музыка была написана для кинофильма...

К. Мацан

— Послушаем!

К. Мацан

— Только что на волнах Радио ВЕРА прозвучала композиция «В последний раз» Ивана Николаевича Смирнова в его же исполнении... А кто еще на этой записи играет? Вы, Михаил?

М. Смирнов

— Я...

К. Мацан

— Ну и коллектив музыкантов...

М. Смирнов

— Сейчас скажу точно кто: Дмитрий Севастьянов на барабанах, тоже покойный уже барабанщик...

К. Мацан

— У нас сегодня в гостях — Михаил Смирнов и Иван Смирнов, музыканты, организаторы гитарного фестиваля Ивана Смирнова. Это фестиваль памяти Ивана Николаевича Смирнова, отца наших сегодняшних гостей. Тут навигация всегда требует — у нас в гостях сегодня Михаил Иванович и Иван Иванович Смирнов. Вот Иван Николаевич Смирнов — это их папа, известный гитарист, музыкант, композитор...

И вот гитарный фестиваль его памяти проходит... будет проходить в Москве в ближайшие дни. 25 сентября в клубе Алексея Козлова, и 26 и 27 сентября в «Градский Холл» — серия концертов... Они вечером начинаются, или как они, весь день идут?

И. Смирнов

— Да, 25-го начало в восемь часов, а 26-го и 27-го — в 19.00...

М. Смирнов

— Билеты приобретайте бесплатно через сайт клуба Козлова, либо на сайте «Градский Холл»...

К. Мацан

— А из тех, кто будет участвовать в фестивале... Вообще как набирается состав участников? Это ваши друзья, это люди, которые, не знаю, тоже были связаны с Иваном Николаевичем Смирновым?

И. Смирнов

— Да, в первую очередь это, конечно, друзья — хотя так, наверное, лучше не говорить...

М. Смирнов

— Ну друзья, да, постольку поскольку... Но сейчас ты же расскажи про конкурс...

И. Смирнов

— Да, у нас был конкурс...

М. Смирнов

— В конкурсе друзья принимают участие...*

И. Смирнов

— Не только друзья, нет, конечно. Свободный конкурс и бесплатный. Как раз он создавался для того, чтобы подтянуть какую-то такую свежую музыкантскую гитарную кровь. Вот, и 25-го, и 26-го — во все дни будут победители конкурса, помимо профессиональных музыкантов. Потому что, так сказать, журили с ребятами...

Что касается остальных участников — это да, гитаристы в первую очередь. Ну если всех называть, просто времени не хватит...

М. Смирнов

— Назови кого-то хоть...

И. Смирнов

— Да, вот будет у нас Дмитрий Четвергов, Андрей Шепелёв, Дмитрий Илларионов, Сергей Урюпин, Никита Болдырев — это все такие прям известные...

М. Смирнов

— Профессионалы...

К. Мацан

— Да, это имена на самом деле очень известные, особенно вот... Вы сейчас перечисляете эти фамилии, и я понимаю, что я эти фамилии встречаю вот... Диск берешь, открываешь — внутри там написано, кто играл в каких композициях. Вот фамилия Четвергов — это прям вот всё, вот постоянно...

И. Смирнов

— Один из главных наших... Звезда, так сказать, электрогитарной музыки...

К. Мацан

— Сессионных музыкантов... Да-да-да-да-да... Поэтому... А тут он будет играть, я так понимаю, какую-то часть концерта, да, или выступать просто так...

И. Смирнов

— Да, конечно — у него будет такой большой сет...

К. Мацан

— Какого числа?

И. Смирнов

— Он будет 27-го, это уже в завершение...

М. Смирнов

— Со своим ансамблем...

И. Смирнов

— Да... А также вот Михаил Суджян — такой джазовый гитарист. Сергей Клевенский — это уже не гитарист, но тем не менее, он многим знаком. Вот 27-го числа он обязательно сыграет в контексте квартета Ивана Смирнова...

К. Мацан

— А вот интересно мне стало вас спросить... Вообще про гитару как инструмент такой академический, классический... Ведь для массовой аудитории гитара — все, каждый второй на гитаре играет. Я вот тоже, например, на гитаре играю, аккорды знаю...

И. Смирнов

— Я тоже... (смеется)

К. Мацан

— Могу аккомпанировать... И когда мне говорят: «Ты так хорошо играешь!», я говорю: «Перестаньте, выучить аккорды и зажимать струны, если есть какое-то минимальное чувство ритма и знание сольфеджио из музыкальной школы — это вообще не бином Ньютона. А есть люди, которые... Я помню, меня поразило просто в детстве — я был на концерте в консерватории, концерт для гитары с оркестром симфоническим. Я сейчас не помню композитора, но это известная тема вот такая...

И. Смирнов

— Наверняка Аранхуэс...

М. Смирнов

— Аранхуэс...

К. Мацан

— Скорее всего... (напевая) Та-та-тааа, та-та-таа, таа-таа-та...

И. Смирнов

— Ну конечно...

К. Мацан

— И это впечатление гигантское! Потому что выходит человек, рядом с дирижерским пультом садится, приступочка вот, классическая гитара — и это большой зал консерватории... И понимаешь, что мы вообще-то плохо знаем гитару как инструмент полноценный...

Вам приходится как-то, не знаю, в какой-то степени стереотип преодолевать о том, что вот... «Вы гитарист? Ой, я тоже гитарист! Мы там с друзьями на скамейке лобаем»... Вот как вы это чувствуете?

М. Смирнов

— Ну вообще папа наш, Иван Николаевич, вот он говорил, что гитара этим и универсальна, что она объединяет всех. От двора до консерватории. Поэтому ты... На гитаре можно играть как угодно. На скрипке ты так не можешь играть...

К. Мацан

— Да...

М. Смирнов

— И так же как, ну, я не знаю там, на саксофоне, например. Если играешь — то значит, играешь. А на гитаре ты вообще никому не обязан. Этим она и ценна...

К. Мацан

— Иван, а Вы как это чувствуете?

И. Смирнов

— Ну как... Вот так чувствую!

М. Смирнов

— Работаю...

И. Смирнов

— Я согласен... Да... Нет, ну конечно, есть вот этот стереотип, который ну есть — никуда не денешься. Что вот гитара — а, давай... Начинаешь что-то играть в какой-то компании, да — подсаживается некто и говорит: «Да нет, ты сыграй там нормальное что-нибудь»...

М. Смирнов

— По-нашему...

И. Смирнов

— По-нашему... Не надо вот этого... (смеются)

М. Смирнов

— Да-да-да... Суетиться...

И. Смирнов

— «Ну как, че, не получается?»... Ну а с другой стороны, когда этот же человек тебя видит на сцене, слышит, как ты играешь — реагирует совершенно иначе...

М. Смирнов

— Надеюсь...

К. Мацан

— Ну классик нам это описал в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Ты это так... Шопена-то и я могу»...

И. Смирнов

— Да-да-да...

К. Мацан

— «А ты „Мурку“ могёшь?»...

И. Смирнов

— Именно, да, точняк...

К. Мацан

— А вообще люди сейчас... Кто те молодые ребята, которые, я не знаю, идут в училище учиться на гитаре? Вот вы конкурс провели, видели людей — они из какой среды? Это люди из училищ музыкальных; это люди, просто которые вот по жизни занимаются — у них может быть своя другая профессия, но вот они гитарой увлекаются, и несмотря на то, что, может быть, профессия другая, но они мастерски осваивают и это ремесло музыкальное... Кто эти ребята?

И. Смирнов

— Ну вот начиная на самом деле от совершенно не профессионалов, и заканчивая там гнесинскими и так далее студентами, вот. И опять же, даже если это вот... У нас был там один конкурсант — он хоть и классик, но здесь у него проявилась возможность сыграть то, что не в рамках академической музыки, понимаете. Что как бы я... мне кажется ценным. И были не профессионалы, которые тоже в принципе, ну, такие достойные музыканты...

К. Мацан

— Михаил Смирнов и Иван Смирнов сегодня были у нас в программе «Светлый вечер», рассказывали про гитарный фестиваль Ивана Смирнова — это фестиваль памяти их папы, Ивана Николаевича Смирнова, гитариста, композитора. Фестиваль пройдет 25, 26, 27 сентября в Москве, 3 дня — 25-го это клуб Алексея Козлова (как мы выяснили в программе, Иван Николаевич начинал в группе «Арсенал», знаменитом джаз-бэнде Алексея Козлова), и 26-27 сентября это «Градский Холл». Билеты бесплатные, требуется просто регистрация через сайт.

Ну и давайте мы наш сегодняшний разговор о музыке закончим тоже музыкой, композицией... На светлом радио, коим является Радио ВЕРА, очень символично послушать композицию с названием «Страна, где ночует солнце». Пару слов о композиции скажите...

И. Смирнов

— Эта композиция — авторство ее принадлежит Ахмаду Бакаеву...

М. Смирнов

— О котором мы говорили...

И. Смирнов

— Да, о котором мы говорили... И эта музыка писалась для кинофильма «Кош ба кош», Худойназаров режиссер... Они даже заполучили «Серебряного льва» на Венецианском фестивале...

М. Смирнов

— Ну да, когда-то да, это было... Но просто со временем эта тема превратилась как бы в визитную карточку квартета Ивана Смирнова, вот. И мы часто ее играли на концертах. И она по форме, конечно, не такая, как в фильме — доработанная уже, саранжированная отцом. ...

И. Смирнов

— Да...

К. Мацан

— Исполняет, соответственно...

М. Смирнов

— Квартет Ивана Смирнова...

К. Мацан

— Квартет Ивана Смирнова... Спасибо огромное за этот наш сегодняшний разговор! Мы вас, дорогие слушатели, оставляем наедине с музыкой...

И. Смирнов

— Большое спасибо!

М. Смирнов

— Спасибо!

К. Мацан

— До свидания!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем