У нас в гостях были участники музыкальной группы «Атриум» священник Алексей Сергеев и Александр и Александра Антонюк.
Мы говорили с нашими гостями о том, как музыка для них стала одним из инструментов христианской проповеди. Кроме того, они рассказали о своем приходе к вере, какое влияние на них оказал священник Даниил Сысоев и как сегодня существует так называемая «уличная православная миссия».
Ведущая: Анна Леонтьева
А. Леонтьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Алексей Сергеев, клирик Санкт-Петербургской епархии, композитор, солист группы «Атриум». А также Александр и Александра Антонюк, участники группы. Добрый вечер, дорогие.
Иерей Алексей
— Здравствуйте.
Александр Антонюк
— Добрый вечер.
Александра Антонюк
— Здравствуйте.
Александр Антонюк
— Небольшое уточнение: Александр и Александра тоже и композиторы, и вокалисты.
А. Леонтьева
— Понятно. Ну участники — не исключает того, что...
Александр Антонюк
— Конечно, конечно. Я просто добавил.
А. Леонтьева
— Композиторы и вокалисты. Замечательно. У нас собралась компания композиторов, вокалистов, музыкантов, и должно быть весело. Расскажите немножко, пожалуйста, про свою группу, как она создалась и про ее участников.
Александр Антонюк
— Да, организовалась в студенческой среде наша группа, в университете кино и телевидения я учился, это был 2007 год. И мы выступили, первый же наш концерт был — студенческий рок-фестиваль, мы победили, взяли сразу приз зрительских симпатий и выиграли по жюри. И потом я еще тогда не был воцерковленным человеком, но название «Атриум» пришло благодаря Москве и передаче из Курского вокзала Дмитрия Диброва, который вел из «Атриума», что на Курской, по ночам. Я еще в школе тогда учился, мне очень запомнился титр в конце этой передачи, потому что туда приезжали интересные музыканты, и в прямом эфире это шло на Первом канале. А вот это название оказалось таким немножечко пророческим для нас, потому что потом, учась уже на режиссуре в кино и телевидении, я услышал на занятиях по художественной культуре, что атриумы — это дворы перед храмами.
А. Леонтьева
— Не знала, кстати.
Александр Антонюк
— Да. В древней Церкви в атриумах ожидали крещение варвары в Римской империи, еще в дораскольной Церкви, и много очень архитектурных двориков таких осталось в Италии.
Иерей Алексей
— Да, очень интересные, кстати, дворики, я тоже дополню. Там были крыши специальные, в которых было отверстие. и туда стекала вода, и стекала она в специальный уже бассейн, где крестили. Представляете?
А. Леонтьева
— Ничего себе.
Иерей Алексей
— Все было продумано, можно сказать, заранее, конечно.
А. Леонтьева
— Очень экологично.
Иерей Алексей
— Да, это просто была дождевая вода, которая стекала в бассейн. А христиане уже использовали ее, освящали и там крестили уже людей.
А. Леонтьева
— Удивительный факт, не знала никогда.
Иерей Алексей
— Вот это атриум называется.
Александр Антонюк
— Да, но сейчас атриумами называют вот такие архитектурные формы — это крытый стеклом дворик в любом виде, часто в торговых центрах — ну все бывают в них. И когда крыша стеклянная — это везде называется атриум.
Иерей Алексей
— Некое такое преддверие, которое уже ведет, да, вот покрестили, да, прошли огласительные беседы, покрестили человека. И дальше уже он шел в храм, собственно, участвовать. Но там не было храмов, изначально литургии, конечно, в домах совершались. И у нас тоже изначально, когда я присоединился уже в 2011 году, и до этого уже играл в определенных ансамблях таких, у нас была миссионерская цель и, соответственно, тексты, религиозная лирика, и мы также сочиняли музыку. И вот эту такую огласительную что ли форму мы и преследовали. Много выступали, общались с людьми между песнями о Боге, о Церкви, о Христе. Вот, в общем, тоже, к слову, об атриуме.
Александр Антонюк
— Тогда еще будущий отец Алексей, он учился в семинарии в Саратове, у них был ансамбль «Акростих». Сейчас это наш такой параллельный проект, акустический.
Иерей Алексей
— Акустический проект, да.
Александр Антонюк
— Да, и получается, что у нас репертуара на полную программу — группа «Атриум» еще тогда существовала, уже и не хватало. И отец Алексей привез целый альбом уже готовых песен, и нам они очень понравились, и мы подружились тоже благодаря студенческой среде. Мы встретились на Покровском студенческом форуме. Нас от университета кино и телевидения туда отправили, и я впервые в жизни увидел целый хор живых семинаристов, и был в шоке тогда. И отец Алексей, мы начали общаться на фоне святых, которых оба вместе почитали —Николая Сербского, Николая Японского, то есть таких миссионеров, которые касались души. Говорили об отце Данииле Сысоеве, потому что тогда для меня он очень важную роль сыграл. А отец Алексей виделся за полгода до гибели с ним, и меня это впечатлило очень. И также и о музыке говорили. И вот будущий отец Алексей дал мне послушать несколько песен прямо там, на форуме, и мне очень понравилось. И уже через пару недель мы вместе выступали, и с тех пор неразлучны, так скажем.
Иерей Алексей
— Да, да.
Александр Антонюк
— И еще с нашим барабанщиком, который — вчера был концерт здесь, в Москве, он ночью уехал и, к сожалению, не смог побывать на эфире. Но вот мы втроем такой, можно сказать, неизменяемый костяк группы с 2011 года, и к нам потом присоединились наши дорогие девочки.
А. Леонтьева
— Ничего себе, сколько лет.
Александр Антонюк
— Ну да.
Иерей Алексей
— Кстати, про отца Даниила. Мы ходили в том числе в разные организации, ну или секты, да, я видел, как он ведет полемику — очень по-доброму, но знает наизусть Писание, и это помогало, решало вообще исход такого общения.
А. Леонтьева
— Он потрясающий был.
Иерей Алексей
— Он, конечно же, всегда обращал протестантов. И мы у него, кстати, спрашивали по поводу музыки, по поводу альбома — говорит, что прекрасная форма, нужно ее использовать и идти там, не знаю, в вузы и вообще в люди, так сказать. У него всегда было более широкое такое видение. И, например, он в семинарии проводил лекцию о том, что нужно как можно большему количеству людей проповедовать, то есть где бы ты ни был, и как это нужно делать. Вот вкратце, название или суть, можно сказать, лекции было такое. А суть общения — да, миссионерское общение было. И ходили мы вот в разные так называемые сейчас организации, новые религиозные движения....
А. Леонтьева
— Ну то есть секты?
Иерей Алексей
— Да.
А. Леонтьева
— Просто, попроще говоря.
Александр Антонюк
— Спустя 10 лет был в Москве день памяти в Даниловском монастыре, отцу Данилу посвященный. И вот мы с супругой, которая у нас тоже тут в студии теперь, познакомились именно там. Поэтому отец Данил для нас, можно сказать, такой...
Александра Антонюк
— Духовный друг.
Александр Антонюк
— Да, духовный друг. Промыслительное тоже значение имеет.
Александра Антонюк
— И наставник.
Александр Антонюк
— Мы на десятилетие... Нет, мы познакомились на пятилетии памяти, это я перепутал. А на десятилетие мы сняли клип и записали песню всего лишь за две недели. Это был у нас такой марафон — за две недели все записать, всех в хор вокалистов, все инструменты, и снять еще в студии клип. И вот выпустили на десятилетие, в прошлом году обновили его немножечко, подкорректировали и на 50-летие уже отца Даниила, на 12 января, выложили новую версию, ее можно посмотреть.
Иерей Алексей
— Песня называется «Величаем».
Александр Антонюк
— Да, или «Священномучениче». Ее написал наш друг, Костя Тимофеев, тоже москвич. И благодаря ему отчасти мы тоже познакомились все.
А. Леонтьева
— Александра, а раз уж вы сказали, что это духовный друг, и мы заговорили про отца Даниила Сысоева. Какие у вас были впечатления, ощущения?
Александра Антонюк
— От чего?
А. Леонтьева
— От знакомства с отцом Даниилом.
Александра Антонюк
— У меня были хорошие очень впечатления. Потому что я всегда имела вопросы духовные, о духовной жизни, на которые не могла найти ответов многих. И вот именно отец Даниил мне помог вообще узнать наше учение Церкви нормально уже, вот как надо, катехизация такая через него, получается, через его книги. То есть не лично, лично не знакома, конечно, была. И через несколько лет только уже узнала, что его убили в храме, что мученически погиб. И мы его любили с моей сестрой, она тоже книжки покупала его, и вот и мы, конечно же, почитали его и ходили, молились за него, о упокоении. И на вечер встречи, естественно, не на один, приходили всегда. И потом встретили, конечно, наших любимых, моих любимых теперь друзей и мужа моего как бы на почве трудов, на почве деятельности отца Данила. Потому что я, когда узнала, что вообще существуют миссионеры, я была в восторге просто. Потому что мне тоже хотелось всегда и хочется, чтобы люди о Христе узнавали. И что есть такие смелые люди, как миссионеры, для меня это был шок, правда, и радость великая. Поэтому я с ними старалась тоже общаться, как бы быть причастной к этому делу миссии.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами священник Алексей Сергеев, клирик Санкт-Петербургской епархии, солист группы «Атриум», композитор. А также Александр и Александра Антонюк, участники группы «Атриум», композиторы и вокалисты. Мне очень понравилось вот в интервью, которое вы давали, по-моему, если не ошибаюсь, в 22-м году, о своем пути к священству, отец Алексей рассказывал вообще про много деятельностей, которые он ведет. Отец Алексей и священник, и музыкант, и врач, работал хирургом. И очень важная, мне кажется, мысль, что вот этот музыкальный язык, он очень понятен многим слоям, так скажем, населения, он очень доходчив. И через него можно достучаться вот до сердец и выполнять вот эту самую миссию несения христианства. И я знаю, что вы также работаете вот с сектами, с подростками, приводите людей к православной вере. Можно немножечко вот об этом вас расспросить?
Иерей Алексей
— Совсем недавно были Рождественские чтения, и там была миссионерская секция. Мы были, конечно же, присутствовали, делали доклад, освещали свою деятельность как раз за 2024−25-й годы. И подходили после секции уже ребята, говорили: вот спасибо вам, мы вдохновились, воцерковлялись, сейчас тоже занимаемся уличной миссией, проповедью в различных организациях и обращением различные сектантов и присоединением к православной вере.
А. Леонтьева
— Что такое уличная миссия?
Иерей Алексей
— Уличная миссия? Вы знаете, я вот на Рождественских чтениях услышал новый вид миссии еще...
А. Леонтьева
— Так.
Иерей Алексей
— Про уличную я расскажу. Миссия в электричках. Такой у нас друг есть, Антон Дулевич, он тоже пишет музыку. Он в Тувинской Кызыльской епархии.
Александр Антонюк
— Глава миссионерского отдела.
Иерей Алексей
— Он творчески подходит всегда. Автомобильная миссия.
Александр Антонюк
— Автобусная.
Иерей Алексей
— Автобусная. Он ездит на автобусе, набирает людей. Люди как будто как в маршрутку заходят, и он говорит, что вместо платы я вам буду о Христе рассказывать.
А. Леонтьева
— Ничего себе.
Иерей Алексей
— Да, молодец. И он также практикует и уличную, и квартирную миссию. Ну, такой творческий подход. Квартирная миссия немного затруднена в мегаполисах, потому что просто так не подойдешь и не постучишься.
А. Леонтьева
— Да, я вот тоже об этом подумала.
Александр Антонюк
— Но я был в Туве вот у Антония, и там она не затруднена. Там нет в основном...
А. Леонтьева
— Там попроще, да?
Иерей Алексей
— Домофонов еще нет.
Александр Антонюк
— Да, там очень все такое...
А. Леонтьева
— И консьержек нет.
Александр Антонюк
— Как будто бы лет на 60 назад...
А. Леонтьева
— Ничего себе.
Александр Антонюк
— На машине времени можно перенестись, и там люди проще, и впускают, и чаем напоят, и, в общем, да, это все работает. Главное, что в разных условиях.
Иерей Алексей
— Но все начинается с уличной миссии. Когда мы общаемся с людьми, подходим к ним, имеем буклеты при себе с обратными данными.
Александр Антонюк
— Об исповеди и причастии.
Иерей Алексей
— Да, об исповеди и причастии.
Александр Антонюк
— Как подготовиться, либо для некрещенных, как подготовиться к крещению. Люди читают, и некоторые потом звонят и приходят.
Иерей Алексей
— Да, приходят. Клирики нашего собора говорят: вот пришли опять, твои пришли. Что значит «твои»? Это значит, что они держат вот эти вот буклеты и пришли первый раз на исповедь. Пришли твои.
А. Леонтьева
— Опознавательный знак, да?
Иерей Алексей
— И, собственно, как музыка помогает в уличной миссии. Мы играем в том числе на улицах, люди собираются. То есть вот как формат такой, как инструмент, очень хорошо работает.
Александр Антонюк
— Отец Алексей вот уже два года служит в Андреевском орденском соборе Санкт-Петербурга на Васильевском острове. И там хороший такой тоже дворик, атриум, между храмами только. Не перед храмом, а между храмами Трех святителей и Андреевским собором. И вот мы все лето играли, несколько раз в неделю выставляли аппаратуру. И люди по пешеходной улице ходят, они встают такой вот стеной и слушают песни. Соответственно, тексты у нас многие, мы берем стихи классиков — Николая Гумилева, Тютчева, Пушкина, — и эти тексты...
А. Леонтьева
— Беспроигрышные тексты.
Александр Антонюк
— Да, они сами по себе, можно так сказать, проповедуют. Потому что в школах именно на этом акцент не делают. В основном там про любовь, про какие-то отношения и так далее. А вот религиозная лирика, она остается где-то там, для филологических вузов и не знаю еще, кто ее изучает, но это огромный пласт. Ну Радио ВЕРА вот я слушаю, часто ставят такие стихотворения, вам спасибо. огромное. И даже иногда, кстати, вот слушая в машине ваше радио, я думаю: вот это бы стихотворение взять для песни. И получается, что сами тексты, уже даже мы можем ничего не говорить, но они проповедуют о Христе. У нас есть и не только религиозная лирика, есть и о чувствах, и о многом, да, то есть о личном пути. Но при этом, если вот цель такая — праздник, например, пасхальный период, у нас есть песня «Хвала», которая, кстати, тоже у вас она в ротации есть, пасхальная песня. И там на стихи великого князя Константина Романова, там прямо все поется, как в такой форме псалма. И, соответственно, уже миссионеры ходят с буклетами, могут вот в эту толпу раздавать вот эти буклетики. И таким образом выстраивается такая многоступенчатая, можно сказать, миссия. И еще мы забыли уточнить, когда мы в 2011 году встретились, через какое-то время практически сразу мы начали вести занятия по катехизации, по Библии. Сначала в Духовной академии, а потом уже при храме. И вокруг нашей группы образовалось сообщество такое, переросшее в общину. Мы называем это центр «Атриум». Точнее нас так назвали, мы даже специально его не называли. Это мы ездили в Витебск на крестный ход, и там всегда главный вожатый этого крестного хода, диакон Владимир Грушин, он кричал: «Атриум» нельзя разделять! Все, кто из Питера, они все вместе! Вот там вот вы вместе!" И всех «Атриум» назвал. То есть это была не только группа музыкальная, но и все вот, мы с собой еще человек 15 привезли. И вот молодежный крестный ход из Витебска в Смоленск, он пять дней идет, уникальное событие каждый год. Ночуют все в школах, там просто прихожане забирают тех, кто там более немощный и так далее. Ну и получается, что вот центр «Атриум» тоже существует уже с 11-го года, вот как мы встретились.
Иерей Алексей
— Да, и все так же, и библейские беседы, и по вероучению у нас есть беседы тоже. И вот сейчас африканцы появились еще при соборе.
А. Леонтьева
— Я вот прочитала у вас на страничке. Отдельно вас спрошу про африканцев.
Иерей Алексей
— Африканцы — это очень интересное явление. Вот они появились, это студенты светских вузов, и они начинают подтягивать других африканцев. Видно, вот по цвету, неважно из какой страны уже там, но они подтягивают других, которые являются либо протестантами, либо католиками. И вот сейчас у нас один протестант, можно сказать, готовится, Муса такой, Мозес, Моисей, ко крещению, он был протестантом. Он даже вообще не знал, что существует православие. Вообще. И вот это вот распространенное, что протестанты говорят — когда же вы появились? — да вот Христос вот был, и мы тогда появились. И они ничего не знают, и мы им рассказываем, там такое удивление просто. И как он появился? Он пришел помогать на раздаче пищи неимущим. У нас вот есть такое тоже. Малоимущим, неимущим или бомжам просто, выстраиваются много людей, мы тоже проповедуем среди них. И вот африканцы приходят помогать просто. И вот получилось так, что стоит один африканец православный и другой протестант, и тот православный начинает уже ему рассказывать, что, понимаешь, вот так вот. И приводит его к нам, говорит: вот смотрите, он протестант. Он сам так говорит.
А. Леонтьева
— Займитесь, да.
Александр Антонюк
— И, кстати говоря, наша музыка вот для протестантов, она тоже очень доходчива. Для них же это богослужение в виде вот таких похожих песен.
А. Леонтьева
— Кстати, да.
Александр Антонюк
— И это очень хороший вход в общение тоже. Потому что вот опять же недавно был концерт в Москве, и вчера подходили люди, благодарили, бывшие протестанты.
Иерей Алексей
— Да, и они хотят дальше уже общаться по вопросам веры, по вопросам истины. Подошли, говорят: мы хотим вам задавать каверзные вопросы, вы готовы? Хотя музыка — это полностью для них, они как говорят: это благословение. Ну то есть они путают душевное и духовное. Для них это прямо вот то, что сердце их веры, можно так сказать, почему-то. И да, это первый такой шаг к общению, к созданию площадки диалога.
А. Леонтьева
— Какую музыку сейчас послушаем, какую песню поставим?
Иерей Алексей
— Давайте наш главный хит — «Не унывай». Это такой девиз нашей группы и то, как мы пытаемся тоже мироощущать.
А. Леонтьева
— Себя позиционируем.
Иерей Алексей
— Да. Он, знаете как, появился тогда, когда Саша попросил меня подменить его на работе, и там...
Александр Антонюк
— Я работал сторожем в школе, это была подработка.
Иерей Алексей
— Кроме всего прочего, да, еще?
Александр Антонюк
— Да, подработка в течение восьми лет. Ну уже было давно, но тогда переработали там, меня подменяя, все, потому что я часто уезжал, и родственники, и друзья. И, в общем, в итоге отец Алексей остался один на один с сборником духовных стихов и вот начал эту песню, и она появилась, можно сказать, в среде, вот как это пелось в 80-е, поколение дворников и сторожей.
А. Леонтьева
— С языка сняли, ага.
Иерей Алексей
— Песня на стихи святителя Иннокентия Херсонского. Святителя.
А. Леонтьева
— Слушаем.
Напомню, что сегодня с нами и с вами священник Алексей Сергеев, клирик Санкт-Петербургской епархии, композитор, солист группы «Атриум». И двое других участников группы «Атриум», Александр и Александра Антонюк. Мы вернемся к вам через минуту.
А. Леонтьева
— Продолжается «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. У нас в гостях священник Алексей Сергеев, клирик Санкт-Петербургской епархии, солист группы «Атриум», композитор. И Александр и Александра Антонюк, участники группы «Атриум», тоже композиторы, тоже солисты. Вы знаете, на самом деле то, что вы мне рассказываете, это ломает все мои совершенно стереотипы. Потому что я представляла себе, вот когда на улице к тебе подходят с брошюркой, то это обязательно секта там или что-то такое. А также как бы рок-концерты около церковного здания — для меня это какое-то что-то вообще такое непредставимое.
Александр Антонюк
— Знаете, у нас есть YouTube-канал, сейчас там сложности с показом, но он очень много проповедовал за нас. В общем, есть ролик, самый популярный на нашем канале, там несколько сот тысяч просмотров, где мы подходим к свидетелям Иеговы — это организация, которая уже запрещена, напомню, в России, которые там стоят со своими тележками и вот эту вот деструктивную веру несут. И мне вот так посчастливилось тогда быть в хорошей библейской форме и очень как-то все им ответить, листая Библию. И вот многие, когда посмотрят этот ролик — это не для хвастовства, просто свидетельствует, что они либо вышли из этой организации, либо они задумались очень сильно и пошли в сторону православия. И вот у нас тоже большая часть служения и работы — это видео, которые раньше YouTube-канал, теперь ВКонтакте — это свидетельства бывших протестантов, которые очень много вошли в нашу общину.
Иерей Алексей
— Да, мы присоединяем.
А. Леонтьева
— Потрясающе.
Иерей Алексей
— Можно, я вот задумывался тоже перед Рождественскими чтениями, где-то около 50 человек мы присоединили из протестантов. А добавить на ваш вопрос могу то, что за все эти, сколько уже лет, 14 лет, хорошо, 13 или 12 лет уличной миссии, на моей памяти только два человека, которые как-то резко...
А. Леонтьева
— Негативно.
Иерей Алексей
— Реагировали, да. Первый был явно под веществами, потому что у него зрачки не реагировали на свет, и он как бы просто, он на всех какой-то такой был. И в этом случае понимаешь, что не по адресу обратился и уходишь. Просто мне отпечаталось. И второй какой-то случай. А так еще я вспоминаю, что периодически люди говорят: почему вы раньше не ходили, почему вы в 90-е это не делали?
А. Леонтьева
— Почему вы сидите в своих церквях и не ходите по электричкам, да?
Иерей Алексей
— Приблизительно так, да. И начинают как-то стыдить — то есть вы, православные, почему вот эти вот все время к нам как бы, мы уже от них отмахиваемся, не можем их слушать уже. И вас хотели там, а вы сказали, и потом начали говорить. И почему, где вы были раньше? Вообще такой вот частый вопрос.
А. Леонтьева
— Ничего себе.
Иерей Алексей
— Поэтому если ты, конечно, не занимаешься, со стороны как бы подходишь, то, да, действительно, можно сказать, ну да, это вот может быть какой-то странный подход. Кто-то говорит: это же протестантский подход. В таком случае и Библия протестантская. И вот они еще Библию читают. А мы читаем Книгу Деяний Апостольских и видим, что апостолы по двое ходят и даже в дома заходят.
А. Леонтьева
— Как правило, да, этим и занимались.
Иерей Алексей
— То есть они что, они протестанты что ли, апостолы, или кто они? Или действительно их Христос послал, и так и надо делать, как вот и делать, и делать до наших дней с первых веков.
Александр Антонюк
— По опыту тут вопрос, то есть форма, она похожа, да. Но как только мы говорим, что мы из конкретного храма православного, то сразу все вопросы...
А. Леонтьева
— Все встает на свои места.
Александр Антонюк
— Да, то есть... А по поводу музыки на улице — да, бывают непонимания, в основном со стороны очень такого старшего поколения, но это неизбежно, потому что всем угодить невозможно. Мы просто тоже понимаем наши цели, И, конечно, мы отслеживаем время, чтобы не во время молебна это мы играли на улице, чтобы как-то храму ни в коем случае не помешать, храмовым богослужениям и уставу тому, который там утвержден.
Иерей Алексей
— Ну и потом у нас музыка такая, которая содержит многие элементы и многие инструменты. Вот она более широкая и богатая этнически.
А. Леонтьева
— Как вы сказали до программы, «древнерусский рок».
Александр Антонюк
— Да, мы шутим, что древнерусский рок, потому что мы берем древние канты в том числе, просто делаем их в своей обработке, как мы, вот что мы умеем. Я умею на гитаре играть, и я могу это внести. Отец Алексей — на дудуки там, на этнических, акустических инструментах. Мы это все вместе соединяем. То есть тоже подход довольно современный, когда нет конкретного жанра даже, рок это или не рок там, у нас и блюз есть, и баллады, и поп такой, легкие песни, и авторские, можно сказать, акустические. Поэтому какой-то на себя ярлык вешать не хотелось бы. Просто кому-то нравятся песни такие потяжелее, полегче, повеселее, погрустнее, то есть это всем не угодишь.
А. Леонтьева
— Я, знаете, вот слушая вас, я вспомнила, как в 90-е, когда я вынашивала своего первенца, ко мне ненавязчиво на прогулке в парке... Нет, не вынашивала, неправда, я его уже родила и была с коляской. На прогулке в парке подошла такая симпатичная англичанка рыжая и как-то очень ненавязчиво со мной познакомилась, и проявила такой огромный интерес к моей жизни. И вот много дней она как-то ненавязчиво гуляла со мной в этом парке, и прямо вот родной человек. Это была секта. А я уже как раз воцерковлялась, и для меня вот это вот было так страшно, когда я поняла, что она от меня хочет. Вот мы слушаем бородатых мужей. Александра, а вот ваша миссия какая? Вы говорите, что миссионерство — это была ваша мечта.
Александра Антонюк
— Нет, не мечта, просто я люблю очень миссионеров и готова им помогать, чем могу. Ну чем я могу? Я не знаю. Проповедовать прямо ходить я еще не осмеливаюсь, хотя в миссии уличной я участвовала. И это были такие благодатные ощущения, радостные, что ты рассказываешь людям о Христе или молишься за того человека, который рассказывает. То есть рядом стоишь и молишься, как апостолы это делали как раз. Моя еще миссия по жизни вообще, в целом, я свою женскую роль несу как бы, как еще это сказать?
Александр Антонюк
— Да, мы ждем пятого малыша.
А. Леонтьева
— Пятого?
Александра Антонюк
— Да, сейчас я в положении, ждем скоро.
А. Леонтьева
— Ну радиослушатели меня не поймут. Просто я смотрю на Сашу, юную девушку.
Александра Антонюк
— Ну это так, может, кажется, но спасибо за комплимент. Но еще у нас, на самом деле, кстати, Лена, наша вторая вокалистка в нашей группе, она тоже сейчас вот на днях родит уже. Так что мы параллельно исполняем женское назначение.
А. Леонтьева
— Миссию.
Александра Антонюк
— Да. И это, кстати, даже фишка нашей группы на данный момент. Интересно.
Александр Антонюк
— Ну да. Есть духовное рождение христиан — то есть, любой проповедник, и тот, кто крестит в православии, тот, кто приводит в православие, как святые отцы говорят, он рождает христиан для Бога. Но и для нас важно рождать и в прямом смысле в том числе.
Александра Антонюк
— Тоже христиан, да.
А. Леонтьева
— Конечно.
Александра Антонюк
— Воспитывать их в вере. Нормально, не навязчиво там, чтобы все хорошо было, в свободе, в любви. Насколько мы это сможем, с помощью Божьей.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами священник Алексей Сергеев, клирик Санкт-Петербургской епархии, композитор, солист группы «Атриум». И Александр и Александра Антонюк, участники группы «Атриум». Вы знаете, кроме вот этих всех служений, о которых вы сейчас рассказываете, я вот на страничке у отца Алексея прочитала про арт-терапию в воскресной школе и про тюремное служение.
Иерей Алексей
— Ну, да. Тюремное служение — интересное служение, на этом можно закончить. Специфическое, можно так сказать, служение. Мы там тоже делаем библейские беседы сейчас и концерты тоже, и огласительные беседы там ведутся. И можно сказать, что там большой процент верующих или больший даже, чем... И да, смотрите, там тысячи человек находятся — это строгого режима, ИК-6.
А. Леонтьева
— То есть это тяжкие преступления.
Иерей Алексей
— Да, очень. От семи. В общем, там тысяча человек.
А. Леонтьева
— Так.
Иерей Алексей
— И сто ходит в храм, вот так вот приблизительно 10%.
А. Леонтьева
— Больше, чем в светской жизни.
Иерей Алексей
— Да. Но, конечно, мы понимаем, что вот когда они выйдут — ну как вот там будет, как сложится. Кто-то вот уже вышел, кого мы окормляли, и он и является у нас алтарником. То есть действительно вот как-то есть такое вот понимание, да, вот этого, что дальше с человеком. Вот он действительно там уверовал, и сейчас он, сейчас мы его также видим. Вот и с подростками, да, мы также занимаемся, и также концерты там делаем. Это по большей части санаторий «Солнечный», где я пять лет работал врачом. Сейчас я там не работаю, работаю в другом месте. Там мы играем с подростками в «шапку» — то есть если они пишут любые вопросы. И н мы говорим, что кроме... Вообще не то что кроме, без пошлости. Все можете писать, любые вопросы священнику. Кто-то видит священника на расстоянии там двух метров первый раз. Поэтому им интересно вообще что-то задать, там очень специфические вопросы тоже, то есть весь спектр вопросов. Как правило, наверное, чаще всего у священника спрашивают, видел ли он бесов.
А. Леонтьева
— Это же самое интересное.
Иерей Алексей
— Это самое интересное.
Александр Антонюк
— Такое что-то, из области сказок и фэнтези.
Иерей Алексей
— Нет, но на самом деле для них, может быть, они с чем-то вот встречались. Но я говорю, что, конечно же, освящая квартиры, просто так люди не зовут. И там что-то происходит, может быть, холодильник летает, бывает такое.
А. Леонтьева
— И тут вы их зацепляете.
Иерей Алексей
— Да, им интересно. Ну, конечно же, такие банальные вопросы, но для современной молодежи это просто тренд: сколько же получает священник? Или: долго вы учились, чтобы быть — они вот служение: чтобы работать священником. У них «работать». И я все это рассказываю, они тоже удивляются, спрашивают, на какой машине ездит. Ну вот этот вот пласт есть. Есть такой общекультурный пласт — что вы читаете. Прямо все, любые вопросы.
Александр Антонюк
— Про отношения тоже.
Иерей Алексей
— Да, про отношения, да, что вот делать, как вы относитесь. Часто это подростки, мы беседуем, подростки с 14 до 17 лет.
А. Леонтьева
— Это самая тяжелая категория населения, по-моему.
Иерей Алексей
— Тяжелые подростки. Вот и да, они спрашивают по поводу аборта, например, то есть они как бы думают: вот есть аборт. Ну давайте, вот этот священник, что же он скажет.
А. Леонтьева
— Так. У нас свобода, батюшка.
Иерей Алексей
— И другие вот такие моменты отношений. И в общем вот все подряд, мы — раз, прямо так, без обиняков разговариваем с ними.
А. Леонтьева
— Отец Алексей, вот подростки — это вообще больная тема. На Радио ВЕРА мы постоянно ее поднимаем, потому что это действительно такая тяжелая категория населения, это такие мятежники. Понятно, что у них и такое вот к религии меняется отношение, к родителям.
Иерей Алексей
— Мы все такими были, может быть. Наверное.
А. Леонтьева
— Может быть, да.
Иерей Алексей
— Кроме вас, возможно.
А. Леонтьева
— В первую очередь, аз есмь.
Александр Антонюк
— Да, потому что в этот момент человек меняется, и вся перестройка идет, его и мировоззрения, и гормонов.
А. Леонтьева
— Но я к тому, что вот как их зацепить? Вот они вам задают вопросы, они как-то вот...
Иерей Алексей
— Так они уже все, зацепляются.
А. Леонтьева
— Они уже зацепляются.
Иерей Алексей
— Когда первый вопрос прозвучал, идет полемика, идет уже обсуждение. И если кто-то не хотел писать вопрос, он резко подрывается, начинает писать. Или просто заканчивается тем, что уже так задают: а можно еще вопрос? И мы общаемся свободно.
А. Леонтьева
— Это значит, что вы как-то умеете вот их заинтересовать.
Иерей Алексей
— Ну конечно, мы учимся.
Александр Антонюк
— Я тоже работаю в школе для слепых и слабовидящих вот уже 15 лет, у меня мои ученики во многом становятся друзьями. И могу сказать, что что самое важное, как их можно, единственное, чем зацепить, это правдой. Они вообще любую фальшь чувствуют. Они со мной делятся, кто из преподавателей настоящие, а кто нет, кто честные, а кто нет.
А. Леонтьева
— Чувствуют все.
Александр Антонюк
— Да, и уважение завоевывается в том числе и продуктом. То есть то, как вот мы музыку записываем, я им показываю, они ходят на концерты, они это все слышат, уважают. Присылают потом, в конце года. итоги ЯндексМузыки, что у них наша группа там вторая, первая по месту прослушиваний за год, вместе с какими-то известными группами.
А. Леонтьева
— Как хорошо.
Иерей Алексей
— То есть там Александр начал писать тоже тексты религиозные. Ну, там, паренек...
Александр Антонюк
— Да, мой из учеников.
Иерей Алексей
— Слабовидящий. Сначала он, по-моему, был как-то...
Александр Антонюк
— Ну да, он был атеистом таким. А потом начал: «Помоги мне, Боже», — молитвы там какие-то, в смысле песни об этом. И да, действительно, тоже тянутся те, кому это интересно. То есть мы там и ролики снимаем, и максимально стремимся делать это качественно. То есть вот они все тоже за качество, то есть смотрят в топах музыкальных социальных сетей, присылают скрины, что наша группа у них на первых местах в конце года. И, соответственно, очень приятно, когда мы не только как это формальные отношения у нас, учеников и педагога, но и также становимся, можно сказать, друзьями во многом. То есть вот это вот их стремление к качеству — они смотрят обучение, берут курсы там по видеосъемке. Вот я что-то им советую, подсказываю, но во многом они меня самого начинают уже учить. Потому что сейчас все доступно, можно даже в открытом доступе найти очень много такого полезного материала. Ну и, соответственно, вот эта честность. И когда мы не сверху их учим, а, в принципе, как друзей воспринимаем...
Александра Антонюк
— Вот я можно, тоже добавлю. Мне очень понравился Сашин, мужа моего, подход к общению с подростками. Вот вы спросили, чем зацепить. На мой взгляд, самая еще одна из главных вещей — это уважение к ним. То есть общаться не со стороны как бы учителя все время и вот, как Саша говорит, сверху, ты над ним, а вот уважительно, как к личности — свободной, интересной, уникальной. И тогда тоже у этих людей, у молодых, возникает вот это ответное уважение, и они готовы слышать, воспринимать, как-то общаться. И мне кажется, вообще со всеми, да, с подростками это очень важно.
Александр Антонюк
— Даже спорить, доказывать свою точку зрения — да, они готовы, но при этом мы не навязываем им наши взгляды, но они сами как-то вот опыляются.
Александра Антонюк
— Да, если захотят.
А. Леонтьева
— То, что вы сказали, это очень важно. Потому что я думаю, что уважение — это как раз то, чего этим подросткам сейчас не хватает. И сейчас, и во все времена не хватало.
Александр Антонюк
— Потому что часто, особенно в госучреждениях, к ним относятся как к функции. А мы как христиане, Господь нас учит даже в младенце и даже в зачатом только что младенце уже потенциал дерева, личность раскрытую потенциально видеть. А не так, что вот, ты маленький, я лучше знаю, и поэтому я тебя все, научу. Нет, у нас есть и с нашими детьми тоже четкие границы, что да, Господь нам дает власть над вами, пока вы не выросли, но мы вас уважаем, и ваше мнение для нас важно.
А. Леонтьева
— Слушайте, к сожалению, время нашей программы стремительно пролетело и подходит к концу. Я думаю, что после того, что вы рассказали, очень уместно будет послушать песню «Друзья».
Александр Антонюк
— Да это тоже отчасти наш текст, но и так же на тему бездомных это...
Иерей Алексей
— Архиепископ Иоанн Шаховской. Кстати, тоже у вас стихи слышал на Радио ВЕРА. Музыка наша.
Александр Антонюк
— И это да, музыка наша, то, с чего мы, можно сказать, начинали нашу беседу, — что мы все друзья, и так мы и собрались. И, собственно, все, чем мы занимаемся, — это вот продукт такой нашей дружбы. Выражение, плоды нашей дружбы.
Александра Антонюк
— И духовной в том числе. Потому что мы еще и крестим друг друга детей, крестные мы, кумовья.
Александр Антонюк
— Да, молимся друг за друга.
Александра Антонюк
— Не только музыка соединяет и вера, но и просто дружба.
Александр Антонюк
— Отношения ежедневные.
Александра Антонюк
— В нашей группе, я имею в виду.
А. Леонтьева
— Потрясающе. Спасибо большое, что вы, во-первых, приехали к нам, дали нам послушать музыку, сказали такие замечательные вещи. Вообще спасибо за то, что вы есть.
Александр Антонюк
— Взаимно.
А. Леонтьева
— Поломали немножко стереотипы в течение часа.
Иерей Алексей
— Спасибо Радио ВЕРА.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с вами и с нами ломали стереотипы священник Алексей Сергеев, клирик Санкт-Петербургской епархии, композитор и солист группы «Атриум». И два других замечательных композитора и солиста группы «Атриум», Александр и Александра Антонюк. Спасибо огромное.
Александр Антонюк
— Спасибо большое вам.
Иерей Алексей
— Спасибо вам и дорогим слушателям.
Александра Антонюк
— Спасибо большое.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 100. Богослужебные чтения
Как наполнить своё сердце теплом, добротой и светом? Зависит ли это вообще от наших усилий? Ответ на этот вопрос находим в псалме 100-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Только что прозвучавший псалом — это своего рода клятва царя. Он обещает Богу, что в своём правлении будет хранить верность Его закону. Причём не только в общественных делах, но и в частных. Видимо, не случайно в некоторых странах Средневековой Европы этот псалом использовался при обряде коронации. Известно, что Людовик IX руководствовался им в деле воспитания своего сына и наследника Филиппа. А русский князь Владимир Мономах использовал как своего рода государственный гимн. Однако этот псалом предлагает нечто важное и для каждого из нас. В нём содержится вполне конкретное указание на то, как же именно добиться чистоты в своей личной жизни и в общественной деятельности.
Обращаясь к Богу, псалмопевец обещает: «Я бу́ду размышля́ть о пути́ непоро́чном». То есть буду размышлять о Твоих заповедях, Господи. Здесь упоминается об одной важной аскетической практике. В христианской традиции она называется молитвенное размышление. Суть её проста. Наш ум похож на рыболовный крючок или даже на репейник. Он всегда ищет, за что бы ему зацепиться. Как только он поймал какой-то образ, он сразу же тянет его к себе домой. То есть прямо в нашу душу, в самое сердце. От этого в нас рождаются разные чувства. И порой именно от этого у нас внутри бывает так скверно. Мы переполнены нежелательных впечатлений, мрачных воспоминаний о прошлом и тревожных представлений о будущем. А всё потому, что ум живёт собственной жизнью. Даже если мы заняты каким-то делом, он бывает рассеян. Он, как сорвавшийся с цепи пёс. Весь день скитается по помойкам и подворотням, потом возвращается взъерошенный, грязный и тащит в дом всякую гадость и заразу.
Поэтому отцы христианской Церкви призывают держать ум под контролем. А именно — давать ему нужные образы. В первую очередь это образы из Священного Писания, из поучений святых отцов, из молитвословий. Алгоритм прост: прочитал или услышал утром текст Писания и стараешься удержать его в голове весь день. Как только увидел, что ум начинает убегать, возвращаешь его к образу из священного текста. Чтобы проиллюстрировать эту работу, христианские подвижники приводят в пример верблюда. В отличие от многих других животных, он на протяжении долгого времени пережёвывает пищу. Поэтому преподобный Антоний Великий пишет: «примем подобие от верблюда, перечитывая каждое слово Святого Писания и сохраняя его в себе, пока не воплотим его в жизнь».
Благодаря такой работе ума, сердце наполняется совсем иными впечатлениями и чувствами. На душе становится чище, светлей, просторней и радостней. И у нас появляется способность адекватно оценивать окружающую действительность, не сползать в уныние, тоску, злобу, неприязнь и другие деструктивные чувства. Благодаря этому и наша деятельность становится продуктивной, полезной. И псалмопевец прямо указывает на это следствие размышления над законом Божиим. «Бу́ду ходи́ть в непоро́чности моего́ се́рдца посреди́ до́ма моего́», — пишет он.
А потому постараемся понуждать себя к этой важной духовной работе. Ведь если мы хотим, чтобы наши слова и поступки несли людям свет и тепло, необходимо, чтобы чистым был их источник, та сердцевина, откуда они исходят. Ведь как говорит Спаситель в Евангелии, «от избы́тка се́рдца говоря́т уста́. До́брый челове́к из до́брого сердца выно́сит до́брое». А чистота этой сердцевины во многом зависит именно от нас. От того, куда мы с вами привыкли направлять своё внимание и какими образами мы питаем свою душу.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Одним из столпов современной нам цивилизации является стремление к удобству. Нам хочется, чтобы удобным были: рабочий график, жильё, способ куда-либо доехать, с кем-либо связаться и т.д. Проявлением стремления к комфорту является также то, что всё мы переводим в схемы, инструкции, таблицы. Ведь так удобнее — понимать, запоминать, учитывать. И велико искушение саму жизнь попытаться поместить в схему. Чтобы тоже — было комфортно. Но не всё так просто. И об этом говорит апостол Павел в отрывке из 5-й и 6-й глав своего послания к Галатам, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Апостол Павел в начале прозвучавшего отрывка объясняет своим первоначальным читателям — галатам — через какие явления должна проявлять себя духовная жизнь христианина. Апостол называет следующие, как он выражается, «плоды духа»: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. И кто-то из современных читателей может заметить — а разве это не инструкция, не чёткий перечень того, чем должен обладать христианин, чтобы угодить Богу? И да, и нет.
Конечно же, внутренний мир верующего человека не может быть исключительно внутренним. Он, в любом случае, будет себя как-то выражать. И апостол перечисляет те вещи, которые христианин должен и иметь внутри своего сердца, и проявлять на уровне слов и поступков. При этом Павел добавляет одно очень интересное пояснение: «На таковых нет закона». Что он имеет в виду?
Дело в том, что галаты, которым апостол адресовал послание, были сначала язычниками, а потом, благодаря проповеди Павла, стали христианами. Затем среди них начали проповедовать уже совсем другие по духу люди — иудейские учители, желавшие навязать галатам своё представление о религиозности. А именно, что любовь, кротость, милосердие следует проявлять только к тем, кто является твоим соплеменником или единоверцем. По отношению же к другим, внешним, можно быть и жестоким, и чёрствым. Якобы ничего страшного в таком поведении нет.
Апостол Павел сурово обличает такой подход. А также критикует в принципе мысль, что можно те или иные добродетели исполнять схематично и меркантильно — надеясь на гарантированную награду со стороны Господа. Потому Павел и пишет: «Если мы живём духом, то по духу и поступать должны». Дух, который упоминает апостол, есть жизнь от Бога. А жизнь не запихнёшь в инструкции и схемы. Есть, конечно, какие-то важные принципы, постулаты. И за них следует держаться. Но всё же — человек важнее закона. Закон же призван помогать людям, а не главенствовать над ними.
И Павел призывает галатов, а вместе с ними и нас, ко всем людям относиться как к детям Божиим, проявляя уважение и терпение. Он прямо пишет: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». А ещё апостол напоминает, что не следует ставить знак равенства между человеком и его образом жизни. А именно — не стоит впадать в крайности, с одной стороны, поспешно считая, что чтобы человек ни делал, всё замечательно. А с другой — забывая, что человек Богом создан, и, значит, создан хорошо, но может неверно распоряжаться своей свободой.
Вот почему Павел и пишет: «если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым». На практике это означает, что мы не должны мириться со злом, но призваны его исправлять. Однако исправлять таким образом, чтобы не унижать, не презирать того, кто ту или иную ошибку совершил. Но, наоборот, всячески помогать человеку достичь покаяния — признания своей ошибки и желания её исправить. И тут нет, и не может быть никаких шаблонов. Потому что все мы разные. Но любовь, к которой все мы тянемся, которую ищем, обязательно нам поможет исполнить то, к чему призывает нас апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать «Изумрудный город» — пространство для развития детей с инвалидностью

В фонде «Дети Ярославии» действует проект «Изумрудный город». Это пространство, где каждый ребёнок с инвалидностью может развиваться, раскрывать свои способности и находить друзей. Фонд организует для них разнообразный и полезный досуг. Дети вместе поют, танцуют, рисуют, участвуют в спектаклях, занимаются лечебной физкультурой, но главное — учатся общаться и быть самостоятельными.
Кристина Пушкарь посещает «Изумрудный город» уже 5 лет. Именно здесь у неё появились первые друзья, успехи в развитии и вдохновение к творчеству. Из-за внешних и умственных особенностей Кристине сложно находить понимание и поддержку в обществе. Но в «Изумрудном городе» её всегда ждут. Она может не стесняться быть собой. «Когда особенные дети получают большое количество любви, тепла, понимания и видят искреннее желание им помочь, они непременно меняются», — считает мама Кристины.
Не только дети с инвалидностью находят поддержку в «Изумрудном городе». Понимание, психологическую помощь и просто доброе участие обретают их родители. Многие из них включаются в организацию событий и жизнь фонда «Дети Ярославии».
Поможем сохранить такое нужное пространство для развития и радости в городе Ярославле. Поддержать проект «Изумрудный город», а также ребят с инвалидностью можно на сайте фонда «Дети Ярославии».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











