Гонения на христиан, воздвигнутые римским императорам Диоклетианом в конце третьего — начале четвёртого века, по своей жестокости превзошли все предыдущие репрессии против верующих во Христа. По всей империи горели церкви, опустошались дома, сотни людей подвергались казням. Албан, доблестный воин императорского войска, недоумевал, чем вызваны столь грозные кары. Сам он исправно приносил жертвы Юпитеру, был на хорошем счету у начальства и мало знал о христианах. Но был убеждён, что никакие причины не могут оправдать убийства женщин, стариков и детей.
Албан ни с кем не делился своими убеждениями и надеялся, что политические страсти обойдут его стороной. Но однажды, возвращаясь со службы, он увидел на ступенях своего дома изможденного старика. Воин жил на окраине Веруламия — городка, расположенного неподалеку от Лондиния, или, говоря современным языком, Лондона. В маленьком предместье все друг друга знали, а этот человек был чужаком. Странник вздрогнул, увидев перед собой воина в имперской форме, но остался сидеть на месте.
АЛБАН:
Я вижу, ты устал, путник. Войди под крышу дома, на ступенях которого ты сидишь, и прими ужин и ночлег!
Незнакомец тяжело поднялся и, не говоря ни слова, последовал за хозяином. Албан отвел гостю лучшую комнату, согрел воды, чтобы тот умылся, накрыл на стол. Немного поев, странник встал и поклонился.
СТРАННИК:
Благодарю тебя, добрый человек. Пусть благословит тебя милосердный Господь. Я думал, что приму в твоем доме смерть, а нашел здесь покой и отдых. Сейчас, когда силы вернулись ко мне, я должен уйти. Я христианский священник, и моё присутствие навлечёт на тебя беду.
АЛБАН:
Честь воина не позволит мне отпустить в ночь пожилого человека! А если тебе грозит опасность, я разделю её с тобой, и она станет вдвое меньше.
Священник остался. Он провел у Албана и следующий день, и еще несколько. Время протекало в беседах, из них воин узнал о Боге, Который стал человеком, принял смерть и победил её. Рассказы о Христе, милосердном и любящем, были так непохожи на религиозные верования римлян! Непохожим на других людей оказался и странник, открывший хозяину новый мир. Когда священник молился вслух, сердце Албана откликалось незнакомой доселе радостью, и вся предыдущая жизнь казалась ему мороком, который вот-вот развеется.
Однажды ночью в дверь постучали. «Именем императора, откройте!», — властный окрик не оставлял сомнения, что гостя пришли арестовывать. Священникспал в дальней комнате. Будучи глуховат по старости, он не слышал визитеров. Албан решительно набросил на себя плащ своего гостя и открыл дверь.
Правитель Веруламия хорошо знал Албана и был разгневан, когда конвоиры привели его вместо христианского священника. Брызжа слюной, он выкрикивал ругательства, угрожая казнить воина за обман и укрывательство христианина. Когда поток брани иссяк, арестованный спокойно возразил.
АЛБАН:
Ты ищешь пролить христианскую кровь, так что тебе за дело, как зовут стоящего перед тобой и какого он рода? Я верую во Христа и готов умереть за Него — и здесь нет никакого обмана!
Албана немедленно казнили на вершине городского холма. Он принял Таинство крещения пролитой за Христа кровью. Британский город, в котором проживал мученик, сегодня носит его имя — Сент-Олбанс.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер