Афродисия:
Какое счастье, душенька, что ты навестила меня, мне просто необходимо выговориться! Мой брат, правитель Сицилии Кинтиан, привез из Панорма к нам в Катанию девчонку, совершенно несносную, и поручил мне заботиться о ней. И с тех пор я совершенно не знаю покоя!
Афродисия, известная в провинции Сицилия матрона, действительно выглядела утомлённой. Девочка, о которой она поспешила доложить своей старой приятельнице, была единственной наследницей одного из самых знатных родов города Панорма, ныне он зовется Палермо. Звали ее Агафией. Оставшись без родителей подростком, сирота жила замкнуто в особняке в окружении слуг, не привлекая к себе внимания. Когда же император Деций Траян издал в январе двухсот пятидесятого года указ об обязательном жертвоприношении, и христиан, отказывавшихся поклоняться идолам, стали подвергать пыткам и казням, Агафия неожиданно для всех объявила о своей вере во Христа и о готовности принять мучения. Ей в то время едва исполнилось шестнадцать.
Наместник императора в Сицилии Кинтиан повелел доставить юную христианку в свою резиденцию в Катанию. Игемону давно нравились плодородные панормские виноградники, большая часть которых принадлежала Агафии. Имущество казненных христиан обычно переходило в собственность императора, но Кинтиан рассчитывал, что в этом случае закон удастся обойти. Когда же правитель увидел юную арестантку, то решил, что лучший способ получить ее состояние — это женитьба. Чтобы заставить девушку отказаться от веры во Христа и дать согласие на брак, он поселил её во дворце своей сестры Афродисии. Игемон рассчитывал, что дочери светской львицы смогут увлечь свою ровесницу в хоровод развлечений, и она станет покладистей.
Афродисия:
Да, нелегкую задачу поставил передо мной братец! Ты не представляешь, сколько усилий приложили мы с дочками, чтобы образумить эту упрямицу! Но её же невозможно переубедить!
Гостья:
Сочувствую, дорогая. Не представляю, о чем вообще можно разговаривать с этой дикаркой...
Афродисия:
О, мы старались ей угодить! Например, моя старшая, Прима, не менее религиозна, чем эта Агафия. Она изучила весь Римский пантеон и знает о богах всё! Она рассказывала гостье, какие жертвы какому богу следует приносить, чтобы оградить себя от несчастий и привлечь удачу, подарила ей амулет Венеры — раковину морского гребешка в золотой оправе. И что ты думаешь? Никакой благодарности! Подвеску Агафия бросила в печь, а статуи богов назвала бесчувственными истуканами!
Гостья:
Бросила в печь столь изящное и дорогое украшение?
Афродисия:
Агафия совсем не ценит вещи! Ты бы видела, во что она одета! Моя вторая дочь, Секунда, распахнула перед ней двери своей гардеробной — а ты знаешь, сколь просвещена она в секретах женской красоты! Казалось бы — пользуйся, украшай себя, цвети на радость жениху! Нет, Агафия отказалась расставаться со своей холщовой туникой. «Ты из благородной семьи, что же ты ходишь, как рабыня»? «Я, — отвечает, — раба Господа Иисуса Христа!»
Гостья:
Но как же она не боится? За это Имя император приказал подвергать таким мучениям, о которых и помыслить страшно! Или она не знает об этом?
Афродисия:
Да в том-то и дело, что знает! Моя дочь Терция ночи напролет рассказывала Агафии о пытках и казнях христиан. Бедняжка сама от этих рассказов оказалась на грани нервного срыва. Агафия же в ответ лишь твердила, что должна разделить участь своих единоверцев!
Агафия сохранила верность Христу, несмотря на все ухищрения Афродисии и ее дочерей. Она отказалась стать женой сицилийского наместника, и он в ярости приговорил ее к самым изощрённым пыткам. Измученную девушку бросили в темницу, а наутро, к изумлению палачей, она оказалась совершенно здоровой — ночью, во время молитвы ей явился апостол Петр и исцелил ее раны.
Но чудо не вразумило Кинтиана — он велел продолжать пытки. Когда мучители вновь приступили к Агафии, в Катании началось сильнейшее землетрясение. Горожане увидели в этом наказание за издевательства над христианкой и потребовали прекратить казнь. Кинтиан, испугавшись народного возмущения, отослал святую пленницу обратно в тюрьму, где она предала свою душу Богу.
Чудотворные мощи Агафии и поныне хранятся в Катании. Жители этого итальянского города почитают святую своей покровительницей.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема