Если ехать от Старого Иерусалима в селение Эйн Карем, на полпути вы увидите древнюю крепость, мощные стены которой выделяются на фоне новостроек западной части города. Это грузинский монастырь Святого Креста. Считается, что он был построен в одиннадцатом веке на том месте, где росло древо, из которого изготовили Крест, на котором распяли Христа.
С этим деревом связано древнее предание, восходящее к Ветхозаветной истории о трех ангелах, посетивших старца Авраама под Мамврийским дубом. Уходя, эти таинственные гости оставили в доме праведника три посоха. Племянник Авраама, Лот, согрешив перед Богом, посадил эти сухие стволы в землю и стал поливать водой – он надеялся, что они оживут, и тем самым он получит знак, что прощен. Чаяния Лота оправдались – кедровый, сосновый и кипарисовый посохи срослись в единое вечнозеленое дерево. Из этого трехсоставного растения и было выточено главное орудие Страстей Христовых. Сохранились свидетельства, что еще в пятнадцатом веке на территории грузинского монастыря, позади алтаря главного храма, можно было увидеть пенек, оставшийся от удивительного древа.
Впрочем, увидеть что бы то ни было в обители Креста до 1985 года мало кому удавалось. До этого времени монастырь не просто выглядел крепостью, но и был таковой: в соответствии со строгим уставом, его ворота были наглухо закрыты для большинства посетителей. Зато сейчас мы можем войти сюда и подивиться разнообразию построек, изысканной мозаике на полу и древним фрескам на стенах. И, конечно же, есть возможность приложиться к тому месту, где произрастало древо Креста. Оправленное в мрамор, оно находится в особой часовне.
Вход в монастырь святого Креста такой же узкий и низкий, как ворота в Вифлеемский храм Рождества Христова. Даже самый невысокий человек вынужден поклониться, входя сюда. Одна из самых почитаемых в обители икон – образ Лота, поливающего триединое древо. Проводя экскурсию по монастырю, хозяева обращают внимание паломников на фрески 13-го века, на которых изображен Шота Руставели, автор знаменитой поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Есть легенда, что грузинский поэт похоронен на территории обители, однако точное место его захоронения неизвестно.
Монастырь святого Креста находится в центре Западной части современного Иерусалима, в районе Израильского Кнессета. Из Старого города сюда идут четырнадцатый, тридцать пятый, седьмой автобусы. И еще важная информация - с вечера пятницы до конца субботы общественный транспорт в Израиле не работает.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема