К востоку от Иерусалима вплоть до Мертвого моря простирается Иудейская пустыня. Когда въезжаешь в пределы этого царства раскаленного песка, пейзаж за окном меняется мгновенно, будто перевернули страницу книги. Кажется, что здесь нет, и не может быть жизни - но это не так. В северной части пустыню от Иерусалима до Иерихона пересекает глубокое ущелье Прат. На дне этого каньона издавна животворящими потоками струились три источника, благодаря им здесь образовалась живописная долина, над которой желтыми исполинами нависают скалы. На выступе одной из таких скал, точно на узенькой полке, ютится древний монастырь Георгия Хозевита, основанный в пятом веке.
Отшельники в этих горах селились еще до Рождества Христова. Предание указывает на одну из скальных ниш как на место, где больше трех лет прожил ветхозаветный пророк Илия. Сейчас в этой пещере устроен храм, посвященный святому - он расположен выше всех других строений монастырского поселения. Считается, что в этой же нише сорок дней и ночей пребывал в посте и молитве, сокрушаясь о своей бездетности, праведный Иоаким. Именно здесь он получил весть о том, что вскоре у него родится Дочь. Родителям Богородицы, Иоакиму и Анне, посвящены настенные росписи Ильинского храма-пещеры.
Уровнем ниже расположена еще одна скальная церковь, она посвящена святому Георгию Хозевиту, имя которого носит монастырь. В маленькой нише церковной стены в деревянном ларце покоится череп этого подвижника, жившего в шестом веке. Здесь же в реликварии хранятся мощи сорока монахов, мученически погибших во время нападения персов на обитель. Храм Георгия Хозевита – самая древняя часть монастыря, здесь на полу сохранилась мозаика шестого века, а на стенах можно увидеть фрагменты старинной росписи.
Главная монастырская церковь посвящена Пресвятой Богородице. Убранство в ней относительно новое – например, иконостас был выполнен в 1942 году, а все иконы современные. Исключение составляют только створки Царских врат – они были расписаны в двенадцатом веке. Обратите внимание на роспись стен – это работа русского монаха, о котором известно только имя – Дионисий. О России немногочисленным насельникам обители напоминает еще один предмет, причем не богослужебный – герой войны 1812 года Денис Давыдов подарил палестинскому монастырю Георгия Хозевита… Самовар! Да, да, самый настоящий! Будете в обители – вам его непременно покажут.
Чтобы добраться до монастыря самостоятельно, нужно от центральной автостанции Иерусалима доехать до селения Мицпе-Йерихо – здесь пролегают многие маршруты, ведущие к Мертвому морю. За воротами этого поселка поворачиваем направо, и идем сначала по асфальтированной дороге километров пять, а потом спускаемся вниз, к монастырской ограде.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.