К востоку от Иерусалима вплоть до Мертвого моря простирается Иудейская пустыня. Когда въезжаешь в пределы этого царства раскаленного песка, пейзаж за окном меняется мгновенно, будто перевернули страницу книги. Кажется, что здесь нет, и не может быть жизни - но это не так. В северной части пустыню от Иерусалима до Иерихона пересекает глубокое ущелье Прат. На дне этого каньона издавна животворящими потоками струились три источника, благодаря им здесь образовалась живописная долина, над которой желтыми исполинами нависают скалы. На выступе одной из таких скал, точно на узенькой полке, ютится древний монастырь Георгия Хозевита, основанный в пятом веке.
Отшельники в этих горах селились еще до Рождества Христова. Предание указывает на одну из скальных ниш как на место, где больше трех лет прожил ветхозаветный пророк Илия. Сейчас в этой пещере устроен храм, посвященный святому - он расположен выше всех других строений монастырского поселения. Считается, что в этой же нише сорок дней и ночей пребывал в посте и молитве, сокрушаясь о своей бездетности, праведный Иоаким. Именно здесь он получил весть о том, что вскоре у него родится Дочь. Родителям Богородицы, Иоакиму и Анне, посвящены настенные росписи Ильинского храма-пещеры.
Уровнем ниже расположена еще одна скальная церковь, она посвящена святому Георгию Хозевиту, имя которого носит монастырь. В маленькой нише церковной стены в деревянном ларце покоится череп этого подвижника, жившего в шестом веке. Здесь же в реликварии хранятся мощи сорока монахов, мученически погибших во время нападения персов на обитель. Храм Георгия Хозевита – самая древняя часть монастыря, здесь на полу сохранилась мозаика шестого века, а на стенах можно увидеть фрагменты старинной росписи.
Главная монастырская церковь посвящена Пресвятой Богородице. Убранство в ней относительно новое – например, иконостас был выполнен в 1942 году, а все иконы современные. Исключение составляют только створки Царских врат – они были расписаны в двенадцатом веке. Обратите внимание на роспись стен – это работа русского монаха, о котором известно только имя – Дионисий. О России немногочисленным насельникам обители напоминает еще один предмет, причем не богослужебный – герой войны 1812 года Денис Давыдов подарил палестинскому монастырю Георгия Хозевита… Самовар! Да, да, самый настоящий! Будете в обители – вам его непременно покажут.
Чтобы добраться до монастыря самостоятельно, нужно от центральной автостанции Иерусалима доехать до селения Мицпе-Йерихо – здесь пролегают многие маршруты, ведущие к Мертвому морю. За воротами этого поселка поворачиваем направо, и идем сначала по асфальтированной дороге километров пять, а потом спускаемся вниз, к монастырской ограде.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.