Румынское Подкарпатье – край привольный и благодатный. На светлом фоне холмов темнеют еловые леса. На открытых лугах пасутся стада. Зимой горные склоны манят любителей прокатиться на лыжах. Здесь, в десяти километрах от города Тыргу-Нямц, у подножия холма расположен женский монастырь Агапия.
Свое имя обитель получила в честь отшельника Агапия, который первым поселился в этих местах. Уже в четырнадцатом веке рядом с монашеским скитом стояла деревянная церковь, разрушенная позднее снежной лавиной. Храм, который украшает территорию обители сегодня, построен в семнадцатом столетии на средства гетмана Гавриила.
Церковь, посвященная архангелам Гавриилу и Михаилу, в плане похожа на лист клевера – с трех сторон к основному зданию храма примыкают пристроки-апсиды. Белые блестящие стены фасадов выгодно контрастируют с фундаментом из необработанного камня. Арочные проемы дверей и окон украшены изящной лепниной. Двускатная крыша с выступающими с обеих сторон козырьками увенчана восьмигранным куполом, укрепленным на резной башенке. Внутреннее пространство храма расписал в середине девятнадцатого века известный румынский художник Николае Григореску. Он же организовал в Агапии иконописную мастерскую, которая действует по сей день. Однако, монахини в создании образов святых придерживаются не авторской манеры основателя артели, а строгих византийских канонов.
Храм окружен двухэтажной белокаменной галереей, балкончики которой летом богато украшены живыми цветами. Вокруг церковного комплекса построено более трехсот домов. Это селение называют монастырской деревней. Здесь проживет почти восемьсот монахинь – в начале восемнадцатого века обитель была преобразована в женскую. Интересно, что в Агапии действуют два устава – общежительный и особожительный. Сестры сами выбирают – вести личное хозяйство или жить совместным трудом.
В обители действует семинария для монахинь, желающих получить образование. Кроме иконописной, в монастыре открыты ковровая и трикотажная мастерские. Заказов очень много, сотканную здесь одежду носят священники не только в Румынии, но и в Греции, и в Иерусалиме. Заслуживает внимание и монастырский музей, открытый девяносто лет назад. Здесь можно увидеть старинные иконы и богослужебные предметы, авторские работы Никола́е Григоре́ску.
Добраться из России до румынского городка Тыргу-Нямц, неподалеку от которого расположен монастырь Агапия, не так уж сложно. Поезд Москва-София домчит вас до Сучавы. А там – на автобусе, по холмам Подкарпатья, - рукой подать!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема