
Фото: NikA Ni/Unsplash
В Имеретии, одном из регионов Грузии, имеется поселок Кацхи. Это местечко прославлено на весь православный мир благодаря тому, что в нём находится удивительная скала — знаменитый Кацхийский столп. Кацхийский столп представляет собой высокую, около 40 метров, и очень узкую известняковую гору. На вершине Кацхийского столпа находится храм в честь святого Максима Исповедника, рядом с которым сегодня живёт один монах.
Кацхийский столп стал известен ещё до того, как Грузия приняла христианство. Грузины-язычники почитали его в качестве символа бога плодородия. Но и после христианского просвещения Грузии Столп продолжал иметь репутацию места особенного — находящегося как бы между небом и землёй. Грузины полагали, что если человек будет молиться находясь на вершине этой горы, его молитва быстрее дойдёт до Бога.
Видимо по этой причине на вершине Кацхийского столпа было принято решение построить православный храм, рядом с которым поселились монахи. Храм просуществовал до 17-го века. С этого времени на Грузию стали совершать нападения турецкие войска. Во всяком случае, в 18 веке храм на вершине горы находился в запустении. Также был утерян способ подъёма наверх Столпа. Из тех времён сохранилось упоминание о Кацхийском столпе грузинского принца Вахушти Багратиони: «Я увидел скалу в ущелье, настолько высокую и узкую, прямо как столб, а на скале стояло некое сооружение и никто не в состоянии подняться туда, даже я не понимаю, как это сделать».
Восстановление древней реликвии началось только в 1944 году, когда группа альпинистов предприняла успешную попытку взобраться на Столп. На вершине они обнаружили развалины древнего храма. Для удобства последующих восхождений альпинисты устроили верёвочную лестницу, по которой местные жители стали взбираться на Столп и совершать там молитвы.
Интенсивное восстановление храма на пике Кацхийского столпа началось в 1993 году, когда на вершине Столпа поселился православный монах. Этот человек решил усиленно служить Богу после того, как вышел из тюрьмы и понял, что ему нужно каяться в совершённых грехах. Первоначально кацхийский монах лето и зиму проводил под брезентовым навесом, питаясь тем, что доставляли ему местные жители.
Узнав о появлении монаха на вершине Столпа, грузинское правительство решило восстановить древний храм. Это произошло в 2009 году. Храм был освящён в честь святого Максима Исповедника. А монах, которого, кстати, тоже зовут Максимом, стал жить рядом с храмом. Сегодня местные жители называют Кацхийский Столп «Крепостью одиночества». Тем не менее, они не прочь это одиночество нарушить. Местные жители с удовольствием поднимаются на вершину горы, чтобы помолиться с монахом Максимом, принести ему еды и, конечно же, поговорить о волнующих их вещах. А монах Максим продолжает жить на вершине горы, постоянно находясь как бы между небом и землёй.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема