Решили мы с подругой поехать во Псково-Печерский монастырь, помолиться. Спланировали поездку, купили билеты, забронировали номер в гостинице. И вот, ранним зимним утром высадились из автобуса в Печорах.
Какая же красота нас встретила! — Маленькие домики со ставенками, занесённые снегом, величественный монастырь. Входишь внутрь, и будто открываешь калиточку в ту Русь, о какой читал в учебниках истории, но сам никогда не знал.
Сразу по приезде в храм мы не попали, а решили отдохнуть с дороги и пойти на вечернюю службу. Я собиралась на неё, ожидая, что уж если от самих стен монастыря у меня такое неизгладимое впечатление, то как же, наверное, будет хорошо в самом храме молиться! «Ух» думаю, — «сколько благодати то будет, сколько радости, молитва сама будет из сердца литься!»
И...ничего не произошло! Более того, спустя буквально полчаса на службе, мне стало так трудно не то что молиться, а даже и просто сосредоточиться. Мысли разбегались, я никак не могла уловить смысл читаемых молитв, и так внутри было пусто ничего не отзывалось. В какой-то момент не выдержала, и вышла на воздух. Стою, и думаю: ну как же так! Что же я за бревно такое!
И вдруг вспомнила церковную пословицу, за точное воспроизведение не ручаюсь, но смысл такой: «беги в сторону Спасения, если не можешь бежать — то иди в сторону Спасения, а если упал и нет сил — хотя бы лежи в сторону Спасения». «Вот» — думаю, — «Господи, раз не идёт у меня молитва, то послужу Тебе хоть ногами, и буду стоять всю службу!» — и вернулась в храм.
Послушно достояла до конца службы, и вернулась в номер. То же повторилось и на следующий день, уже во время Литургии: я снова ничего не чувствовала, и хотелось уйти. Но сдержалась, и даже Причастилась.
Знали бы вы, как же не хотелось снова идти на вечернюю, и снова стоять, чувствуя себя абсолютно пустой. Но и тут получилось пересилить себя, и переступить порог храма.
Я встала у самого входа, ничего уже не ожидая, готовясь опять хотя бы «лежать в сторону Спасения». Но вдруг меня буквально накрыло радостной волной. Такое случилось со мной ликование, так целительно в душу падали слова каждой молитвы, как, наверное, никогда до этого. Служба, ещё вчера казавшаяся мне монотонной и долгой, пронеслась на одном дыхании, а из храма я выходила с сожалением: как, уже всё закончилось? И Литургия на следующее утро, перед самым отъездом, также была сплошной радостью и ликованием.
Да, вот ведь как бывает. Иногда молитва льётся будто сама собой, а иногда Господь словно испытывает, и стоишь на службе, как пустой сосуд. И думаю, что не стоит ожидать этого особого молитвенного настроения, а просто приходить в храм, на встречу с Богом, и быть с Ним даже, когда тяжело молиться. Лежать в сторону Спасения. А уж Господь не посрамит наших усилий.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.