Решили мы с подругой поехать во Псково-Печерский монастырь, помолиться. Спланировали поездку, купили билеты, забронировали номер в гостинице. И вот, ранним зимним утром высадились из автобуса в Печорах.
Какая же красота нас встретила! — Маленькие домики со ставенками, занесённые снегом, величественный монастырь. Входишь внутрь, и будто открываешь калиточку в ту Русь, о какой читал в учебниках истории, но сам никогда не знал.
Сразу по приезде в храм мы не попали, а решили отдохнуть с дороги и пойти на вечернюю службу. Я собиралась на неё, ожидая, что уж если от самих стен монастыря у меня такое неизгладимое впечатление, то как же, наверное, будет хорошо в самом храме молиться! «Ух» думаю, — «сколько благодати то будет, сколько радости, молитва сама будет из сердца литься!»
И...ничего не произошло! Более того, спустя буквально полчаса на службе, мне стало так трудно не то что молиться, а даже и просто сосредоточиться. Мысли разбегались, я никак не могла уловить смысл читаемых молитв, и так внутри было пусто ничего не отзывалось. В какой-то момент не выдержала, и вышла на воздух. Стою, и думаю: ну как же так! Что же я за бревно такое!
И вдруг вспомнила церковную пословицу, за точное воспроизведение не ручаюсь, но смысл такой: «беги в сторону Спасения, если не можешь бежать — то иди в сторону Спасения, а если упал и нет сил — хотя бы лежи в сторону Спасения». «Вот» — думаю, — «Господи, раз не идёт у меня молитва, то послужу Тебе хоть ногами, и буду стоять всю службу!» — и вернулась в храм.
Послушно достояла до конца службы, и вернулась в номер. То же повторилось и на следующий день, уже во время Литургии: я снова ничего не чувствовала, и хотелось уйти. Но сдержалась, и даже Причастилась.
Знали бы вы, как же не хотелось снова идти на вечернюю, и снова стоять, чувствуя себя абсолютно пустой. Но и тут получилось пересилить себя, и переступить порог храма.
Я встала у самого входа, ничего уже не ожидая, готовясь опять хотя бы «лежать в сторону Спасения». Но вдруг меня буквально накрыло радостной волной. Такое случилось со мной ликование, так целительно в душу падали слова каждой молитвы, как, наверное, никогда до этого. Служба, ещё вчера казавшаяся мне монотонной и долгой, пронеслась на одном дыхании, а из храма я выходила с сожалением: как, уже всё закончилось? И Литургия на следующее утро, перед самым отъездом, также была сплошной радостью и ликованием.
Да, вот ведь как бывает. Иногда молитва льётся будто сама собой, а иногда Господь словно испытывает, и стоишь на службе, как пустой сосуд. И думаю, что не стоит ожидать этого особого молитвенного настроения, а просто приходить в храм, на встречу с Богом, и быть с Ним даже, когда тяжело молиться. Лежать в сторону Спасения. А уж Господь не посрамит наших усилий.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Автопортрет и зеркало. Анна Тумаркина
С самого раннего детства мне, да и почти всем знакомым девочкам, объясняли, что долго в зеркало смотреться неприлично. А уж красоваться перед зеркалом и вовсе стыдно. Очень многие отрицательные героини сказок, стихотворений и фильмов ну просто ни минуты не могли прожить без любимого зеркала. Особенно хорошо запомнилась злая мачеха из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Однако, девочку, и еще больше девушку-подростка трудно представить без зеркала. Каждая из нас носила при себе маленькое зеркальце в сумочке, каждая из нас смотрела на себя в зеркало в ванной комнате, прихожей, спальне, да где угодно. Девушки любят зеркала.
Будучи художником-любителем, я нарисовала множество пейзажей, цветов, птиц, фантастических животных. Долгое время хотела, но не решалась написать автопортрет. Мне казалось, что рисовать саму себя — то же самое, что бесконечно долго смотреться в зеркало. Мало того, создать себе эдакое вечное зеркало, любоваться на него. Смотрите, мол, какая я красивая! Гордыня, самолюбование?
Я видела множество автопортретов великих мастеров, от классиков эпохи возрождения до современных новаторов. Понимала умом, что не в гордыне дело. Что гордыня не питает, а скорее губит и вытесняет настоящее искусство, подменяя его банальностью и пошлостью. Кроме того, часто для художника самая доступная, самая естественная и изученная модель—это он сам.
Долго я не решалась приступить к работе над собственным автопортретом.
А потом мне случайно попался отрывок воспоминаний художницы Маргариты Сабашниковой, жены поэта Максимилиана Волошина. Однажды она приехала в Верхотурский монастырь к известному старцу Макарию Октайскому за духовным советом. Вот что сказал ей отец Макарий по поводу живописи:
«Бог на всех вещах напечатлел Свой лик. Он пришел, чтобы дать Свой Лик, а не отнять его... с тех пор, как Он жил на земле, все: камень, облако, цветок—это Его лик».
Меня осенило: если даже в камне Господь запечатлел Свой Лик, то что такое человек, как не Божий Автопортрет? Ведь сказал Господь: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему!»
Мне думается, что, Господу, когда Он создавал нас, не требовалось множество маленьких живых одинаковых отражений. И Творец наделил нас уникальными индивидуальными неповторимыми чертами. И мне кажется, что для верующего художника автопортрет — просто еще одна возможность выразить благодарность Богу.
Для меня работа над автопортретом стала поводом познакомиться с собственной индивидуальностью. Увидеть в ней проявление акта Божественного творения. Произнести в молитве слова благодарности за бесценный подарок — за то, что ношу образ Божий. За то, что имею твердую надежду по любви и милосердию Господи однажды обрести Его подобие. За радость открытия, что каждый из нас — автопортрет Господа. Какая дерзость так думать! И какая радость!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.