
Мира Муромская
Огород у нас большой, целых тридцать соток. Хотя для кого-то может показаться небольшим. Но для бывших городских — это как целая плантация. Прошлой весной у нас оказалось очень много семенной картошки. Часть осталась с прошлого года, еще часть дали соседи, поэтому всего получилось много. Мы решили засадить всю. В итоге получилось огромное поле картофеля. Как-то не ожидали мы таких объемов. Как это потом собирать?
Ну ладно, подумали мы, ведь впереди еще много времени до сентября. Что-то придумаем.
Лето прошло быстро. Близилось время сбора урожая. С трактором договориться не получилось... Я с ужасом представляла, как мы будем это все собирать руками. Нас, можно сказать, два с половиной человека: я, муж и мама. Деревня, где мы живем, — маленькая. Одни бабушки. Даже некого попросить помочь. Мы еще наоборот соседям иногда помогаем.
Я ныла, изводя мужа, что у меня болит спина, и такой объем собрать руками не реально. Все, что он мог сделать, он, конечно, сделал. Купил копалку специальную. Она значительно облегчает работу. А я все так же продолжала мотать нервы и себе, и мужу, что мы не справимся, и все равно нужно добыть трактор. Муж от злости буркнул: «Буду собирать один».
Я думаю, ну Бог же нас учит по всем вопросам обращаться и к Нему. Правда, мне всегда кажется: зачем Бога тревожить в таких бытовых вещах? Но в этой ситуации обращаться мне было уже больше не к кому. Поэтому я начала плакаться Богу. Ругала себя. Зачем столько сажали — не понятно?
Сбор картошки был назначен на завтрашний день. Накануне вечером я встала на молитву и все-таки попросила Бога управить нашу ситуацию, дать силы все это вынести.
Утром, когда мы все проснулись, светило яркое солнце. Погода уже настраивала на хорошее состояние. Я пообещала себе никому не портить настроение, не ныть. Мы все направились на поле. Преступили к делу, а я про себя молилась и просила Бога справиться с этой, на мой взгляд, бесконечной работой.
В какой-то момент я почувствовала такое спокойствие. На улице тоже было тихо, и тепло. Работа на удивление шла очень быстро. Урожай мы собирали пять дней, все той же компанией. А еще я не сказала про наших котиков, которые бегали вокруг нас, и всячески делали вид что они тоже помогают. Все эти дни мы ни разу не поссорились. Была какая-то особенная атмосфера, и мне даже не хотелось, чтоб это все заканчивалось.
В итоге собрали две с половиной тонны картошки. Пока шел процесс соседи подходили и говорили: «Ооо картошка у вас какая хорошая уродилась!»
Еще к нам подошел перекупщик. Предложил у нас закупать картошку. Но мы ему не дали точного ответа. Сами не поняли, почему. А через пару дней к нам обратилась многодетная семья из соседней деревни, просили, чтоб мы им продали. В этом году у них картофель не уродился.
Мы сразу согласились, и отдали им много, много килограммов по самой минимальной цене. Мы им помогли, а они — нам помогли с этими объемами, чтоб наш урожай не пропал.
В таких ситуациях на своей жизненной ситуации убеждаюсь, Господь нам помогает. Берет все тяготы на себя. Даже такие простые, картофельные!
Автор: Мира Муромская
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема