
В 2008 году по всем Православным Церквам разнеслась крайне интересная новость — глава местной Православной Церкви Патриарх-Католикос Илия Второй торжественно постановил, что станет крестным отцом каждого третьего и последующего ребенка, родившегося в грузинской семье. Установленный обычай, по-хорошему перевернул жизнь грузинских семей. В стране начался настоящий демографический прорыв. Как показали, социологические исследования после того, как Патриарх объявил о своем решении и стал его реализовывать, рождаемость в Грузии увеличилась на 25%, а количество абортов сократилось вполовину.
Грузинские православные очень любят и уважают своего Патриарха, а потому молодые и не очень семьи посчитали делом чести родить, как минимум, еще одного ребенка. И вот — за шесть лет существования указанного обычая Патриарх Илия стал крестным отцом почти пятнадцати тысяч грузинских младенцев. Для участия в патриарших крестинах в Тбилиси стали привозить своих детей грузинские семье, по различным причинам оказавшиеся за пределами своей родины и проживающие теперь в странах Европы и Америки.
Одно обязательное условие того, чтобы ребенок стал патриаршим крестником, я уже назвал. Этот ребенок должен быть в семье третьим или последующим. Кстати, доля первенцев в Грузии стала выравниваться по отношению к доле вторых-третьих детей. То есть, грузины перестают жить по принципу «одна семья — один ребенок». Еще одним условием, обязательным для выполнения, Патриарх указал, чтобы родители детей состояли в церковном браке, то есть были венчанными супругами. Видимо поэтому количество венчаний в Грузинской Церкви, которое и так было большим, тем не менее, резко увеличилось.
Технически крещения осуществляются так. Родители, желающие сделать Патриарха Илию крестным отцом своего ребенка, приходят в Собор Святой Троицы в центре Тбилиси и там говоря о своем желании. Им там обозначают дату, когда состоится крещение. Понятное дело, что таких желающих в Грузии много. А потому за раз может быть крещено около тысячи или даже больше детей.
В крещении участвует множество священников. Именно они окунают младенцев в купели и мажут их святым миром, как это положено при крещении. Патриарх же, как и обычный крестный во время церемонии крещения, читает Символ веры, краткое изложение православного вероучения, а также обещает за каждого младенца, что он вырастет настоящим христианином.
Некоторые скептики могут сказать — это все очередная церковная PR-акция! Как один человек может быть крестным отцом такого количества детей? Представьте себе — может. Если вы придете в патриаршую резиденцию в Тбилиси (это, кстати, не так сложно), то увидите книги со списками патриарших крестников. Там будут указаны имена, фамилии детей, дни их именин. Эти книги не стоят на пыльной полке. Патриарх Илия, когда служит или молится, поминает своих крестников и просит Бога их защитить, им и их родителям помочь. А ведь искренняя и постоянная молитва крестного отца за своего крестника — это его главная обязанность.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение