В 2008 году по всем Православным Церквам разнеслась крайне интересная новость — глава местной Православной Церкви Патриарх-Католикос Илия Второй торжественно постановил, что станет крестным отцом каждого третьего и последующего ребенка, родившегося в грузинской семье. Установленный обычай, по-хорошему перевернул жизнь грузинских семей. В стране начался настоящий демографический прорыв. Как показали, социологические исследования после того, как Патриарх объявил о своем решении и стал его реализовывать, рождаемость в Грузии увеличилась на 25%, а количество абортов сократилось вполовину.
Грузинские православные очень любят и уважают своего Патриарха, а потому молодые и не очень семьи посчитали делом чести родить, как минимум, еще одного ребенка. И вот — за шесть лет существования указанного обычая Патриарх Илия стал крестным отцом почти пятнадцати тысяч грузинских младенцев. Для участия в патриарших крестинах в Тбилиси стали привозить своих детей грузинские семье, по различным причинам оказавшиеся за пределами своей родины и проживающие теперь в странах Европы и Америки.
Одно обязательное условие того, чтобы ребенок стал патриаршим крестником, я уже назвал. Этот ребенок должен быть в семье третьим или последующим. Кстати, доля первенцев в Грузии стала выравниваться по отношению к доле вторых-третьих детей. То есть, грузины перестают жить по принципу «одна семья — один ребенок». Еще одним условием, обязательным для выполнения, Патриарх указал, чтобы родители детей состояли в церковном браке, то есть были венчанными супругами. Видимо поэтому количество венчаний в Грузинской Церкви, которое и так было большим, тем не менее, резко увеличилось.
Технически крещения осуществляются так. Родители, желающие сделать Патриарха Илию крестным отцом своего ребенка, приходят в Собор Святой Троицы в центре Тбилиси и там говоря о своем желании. Им там обозначают дату, когда состоится крещение. Понятное дело, что таких желающих в Грузии много. А потому за раз может быть крещено около тысячи или даже больше детей.
В крещении участвует множество священников. Именно они окунают младенцев в купели и мажут их святым миром, как это положено при крещении. Патриарх же, как и обычный крестный во время церемонии крещения, читает Символ веры, краткое изложение православного вероучения, а также обещает за каждого младенца, что он вырастет настоящим христианином.
Некоторые скептики могут сказать — это все очередная церковная PR-акция! Как один человек может быть крестным отцом такого количества детей? Представьте себе — может. Если вы придете в патриаршую резиденцию в Тбилиси (это, кстати, не так сложно), то увидите книги со списками патриарших крестников. Там будут указаны имена, фамилии детей, дни их именин. Эти книги не стоят на пыльной полке. Патриарх Илия, когда служит или молится, поминает своих крестников и просит Бога их защитить, им и их родителям помочь. А ведь искренняя и постоянная молитва крестного отца за своего крестника — это его главная обязанность.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Старец Федор Томский и император Алекандр I». Леонид Решетников
У нас в гостях был общественный деятель, историк, публицист генерал-лейтенант Службы внешней разведки Российской Федерации в отставке Леонид Решетников.
Разговор шел о святом старце Фёдоре Кузьмиче Томском и о том, почему существует мнение, что это был император Александр I, а также мы говорили о фильме телеканала «Спас» «Святой Фёдор Томский. Тайна сибирского старца», который посвящен этой знаменитой исторической загадке.
Все выпуски программы Светлый вечер
Антон Чехов «Скрипка Ротшильда» — «Жить так, чтобы не было потерь»

Фото: Piqsels
Нам часто приходится сожалеть об убытках. Мы жалеем, когда теряем деньги, время, здоровье. Но каково это, когда потерянной, то есть прошедшей напрасно, можно назвать прожитую жизнь? Тема растраченной впустую жизни раскрывается в рассказе Антона Чехова «Скрипка Ротшильда». Герой рассказа плотник Яков внезапно осознаёт, что последние пятьдесят лет жизни прошли, как во сне. И вот уж верная старушка жена на пороге смерти, а Яков ей за полвека так ни одного доброго слова и не сказал. Не успел. Он был слишком занят: бранился, выпивал. А что вообще успел? За плечами — одни убытки. Страшные.
«Зачем — в тоске спрашивает себя Яков, — Зачем всю свою жизнь бранился, обижал жену, зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки!»
Ответа на свои вопросы Яков не находит. Его и быть не может, ведь грех по определению лишён смысла, недаром грешник в Священном Писании часто именуется безумным.
Свою жизнь Яков называет убыточной. Но ведь она могла бы быть и другой. Можно же было попытаться так устроить свою жизнь, чтобы каждый прожитый день оказывался не в графе «Убытки», а в разделе «Прибыли»? Не о том ли молится Церковь, прося: «Господи, даруй нам этот день совершенный, святой, мирный и безгрешный?»
Единственное, что успевает сделать перед собственной смертью герой чеховского рассказа, это на исповеди попросить священника передать свою любимую скрипку соседу, Ротшильду, которого Яков недавно сильно обидел. И с тех пор Ротшильд играет на скрипке Якова ту самую мелодию, которой Яков оплакивал свою жизнь. Рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда» словно призывает своих читателей: «Живите так, чтобы не было потерь».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Архангельское-Чашниково. Затопленная часовня Владимирской иконы Божьей Матери
На юго-западе Тверской области, в Зубцовском районе, на берегу реки Вазуза, есть крошечная деревенька Гнездилово. Числится она заброшенной, но всё же в ней иногда появляются люди. Они приезжают сюда, чтобы посмотреть на руины затонувшего храма Владимирской иконы Божией Матери, которые величественно возвышаются над гладью Вазуского водохранилища примерно в полутора километрах от деревни.
От Москвы до Гнездилово — примерно три часа езды. Потом минут двадцать пешего пути через поля, и мы в урочище Архангельское-Чашниково. Когда-то здесь стояли дома и жили люди, но в 70-е годы ХХ века при строительстве гидроэлектростанции местность затопили. Вместе с сёлами ушла под воду и Владимирская церковь, возведённая здесь ещё в конце 18-го столетия. По одной из самых распространённых версий, строителем церкви был богатый купец по фамилии Лихачёв из деревни Александровское. Он построил храм в память о погибшем сыне. Впрочем, это лишь предположение исследователей. Единственное же на сегодняшний день упоминание о Владимирском храме содержится в Тверском епархиальном статистическом справочнике от 1914-го года. Там говорится, что храм служил приходским для 19-ти окрестных деревень.
И сегодня из вод Вазуского водохранилища видны его стены. Сохранились резные колонны, тонкий узор на фасаде — судя по всему, некогда белокаменном, а также арочные и круглые окна. Весной и летом руины полностью окружены водой, посмотреть на них можно с берега, или подплыть на лодке. А вот осенью и зимой, когда уровень воды в водохранилище падает, затопленный Владимирский храм в буквальном смысле «выходит на сушу». Можно подойти к нему и дотронутся до старинных камней, над которыми оказались не властными ни время, ни вода. Становится уже неважно, кто именно его построил, и даже — кто попытался уничтожить. Потому что храм остался живым — какими всегда остаются даже разрушенные и поруганные святыни. И всегда над гладью Вазуского водохранилища звучит неслышная молитва, к которой присоединяешься всем сердцем.
Все выпуски программы ПроСтранствия







