«Многодетная семья и миссионерская деятельность. Православная школа имени святого великомученика Димитрия Солунского». Священник Дмитрий Крутов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Многодетная семья и миссионерская деятельность. Православная школа имени святого великомученика Димитрия Солунского». Священник Дмитрий Крутов

* Поделиться

Нашим собеседником был настоятель московского храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве священник Дмитрий Крутов.

Отец Дмитрий рассказал о своей многодетной семье, о семейной миссионерской деятельности и об организованной им православной школе имени святого великомученика Димитрия Солунского. Отец Дмитрий ответил, с какой целью строилась такая школа, какие уникальные образовательные и воспитательные возможности она даёт детям из малообеспеченных семей, а также как и чем можно помочь этому проекту.

Ведущая: Анна Леонтьева


А. Леонтьева

— Добрый, светлый вечер. Сегодня с вами Анна Леонтьева. Как всегда, мы говорим о семье. У нас в гостях отец Дмитрий Крутов — настоятель храма Димитрия Солунского в Хорошеве, Москва. Добрый вечер, отец Дмитрий.

Свящ. Дмитрий Крутов

— Здравствуйте, Анна. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

А. Леонтьева

— Я должна еще сказать, что у отца Дмитрия много регалий — я вас, батюшка, извините за это слово, погуглила. Одно из дел, которое отец Дмитрий сейчас делает, это организация православной школы имени святого великомученика Димитрия Солунского, о чем мы сегодня тоже поговорим. Но хотелось начать все-таки с семьи. Я вам задам вопрос, не знаю, принято ли его батюшкам задавать, я его задаю все время. У вас 8 детей от 2 до 16 лет. Вернее, 7 детей от 2 до 16 лет, и скоро в семье ожидается пополнение.

Свящ. Дмитрий Крутов

— Да, мы ждем сейчас и молимся, что должна у нас еще доченька родиться.

А. Леонтьева

— То есть, в общем-то, с таким человеком, с таким отцом есть о чем поговорить. И я позадаю вам вопросы про воспитание деток. Но хочется задать такой то ли романтический, но интересующий меня вопрос: а как вы познакомились с матушкой?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, это знакомство я воспринимаю не иначе как чудо. Потому что было очень много обстоятельств таких, которые видимым образом препятствовали этой встрече. Начнем с того, что мы вместе учились в университете, мы два года учились на одном и том же этаже, друг друга не видели. И сам момент знакомства случился на родине Патриарха Тихона, это город Торопец, куда мы ехали со студенческой группой, студенческая практика у нас была. И у меня было очень много обстоятельств, почему я не мог присоединиться к этой группе, доезжал уже ближе к середине поездки миссионерской. И теперь понимаю, что стоило туда съездить, потому что, действительно, я увидел человека, который был исключительно близок, исключительно родным сразу предстал передо мной. И это совершенно незабываемый момент. И где-то примерно через год после встречи, еще учась в университете, мы поженились.

А. Леонтьева

— То есть, можно так с первого взгляда увидеть, что это твой человек?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Мне кажется... Сейчас я уже почти 10 лет священником, общаюсь с людьми и откровенно люди обо многих вещах говорят, и у разных людей очень по-разному это бывает. Поэтому я и говорю, что в моем случае, наверное, это чудо.

А. Леонтьева

— Отец Дмитрий, такой вопрос, я его тоже задаю священникам. Я видела, сколько у вас за жизнь было направлений деятельности — вы очень много всего делаете, и у вас при этом без пяти минут 8, даст Бог, детей. Видит ли вас семья?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, здесь, конечно, очень разные модели взаимоотношений бывают и каких-то служений священника, его рабочих дел, с близкими людьми. И то, как это происходит в нашей семье, вот такую дружбу и тепло, которые пока что Господь дает сохранять, как нам кажется, это, может быть, не очень характерно, но то, что моя семья достаточно близко находится к тем делам, которые Господь дает делать, где дает потрудиться. Если брать послушание Святейшего Патриарха, которое было получено по строительству храма, то практически сразу же после того как деревянная церковь была построена, мы стали ездить в разные места, в разные регионы. Мне вспоминается поездка, первая наша миссионерская поездка в Вологодскую область, когда мы туда отправились вместе с моей супругой, и на тот момент дочке Катюше было, наверное, месяца 3 или 4. Потому что я совершенно не представлял, как в миссионерстве можно без хора, без поддержки, без опытного человека, и моя супруга отважилась на такой подвиг. Наверное, это одна из таких иллюстраций. Ну, и дальше другие дела тоже. Мои сыновья, мои дочери, моя супруга, они с пониманием относятся, им близко то, чем Господь дает заниматься. И они с удовольствием подключаются.

А. Леонтьева

— А как ваша семья участвует? Например, в вашей новой инициативе, вот эта православная школа имени святого великомученика Димитрия Солунского, о которой мы поговорим, как-то тоже семья принимает в этом участие? То есть, если представить себе матушку, у которой 7 детей и которая еще участвует во всех этих делах?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, с течением времени понимаешь, что многодетные мамы вообще (если абстрагироваться от моей супруги) очень часто это одни из самых надежных помощников, потому что это люди, которые в исключительно стесненных обстоятельствах привыкли жить, привыкли трудиться и очень способны ко всему. Конечно, моя супруга в школе дает и советы, и мы оцениваем различные инициативы, выдвигаем эти инициативы, тоже во многом имея в виду свой родительский опыт, свои какие-то предпочтения, свое понимание, что было бы хорошо для наших детей. Поэтому, наверное, и школа больше складывается, как коллектив такой, в котором хорошо, комфортно и полезно многодетным по большей части.

А. Леонтьева

— Давайте так. Смотрите, батюшка, у меня всего трое детей, они уже взрослые. Мы начинали в 90-е, и попробовали очень много форм обучения. Мы начали с православных гимназий, мы прошли через формат школы рядом с домом, такая у нас была очень простая, что уж там говорить, внуковская школа, мы прошли через формат каких-то дорогостоящих школ, через полудомашнее обучение. Но поскольку дети все время хотели чем-то заниматься, а времени ни на что не хватало. И закончила уже с младшим, надо сказать, я просто нашла школу, в которой — он такой немножко неформатный человек, свободолюб, еще он более аудио воспринимает, чем чтение, и я сама с ним сидела и занималась, чтобы он сдавал эти сочинения. Я потом, может быть, об этом хотела бы два слова сказать, у меня есть некоторые лайфхаки на эту тему. И мы, не могу сказать, что мы нащупали тот формат, который бы казался нам идеальным, но прошло много лет с тех пор. И мне хотелось бы услышать, а что это за формат, чем он отличается от обычных школ? Что там такого, чтобы облегчить жизнь многодетным родителям, что уж там говорить, и в то же время дети получили образование?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Я думаю, что у всех многодетных примерно похожие проблемы. Первое — это финансовая проблема, и вторая проблема — это время. Потому что очень хотелось бы развивать каждого ребенка индивидуально, максимально учитывая его интересы, его потребности, его способности. В многодетной семье всегда это очень сложно, потому что даже если дети учатся в одной школе, потом необходимо в разные кружки отвозить их, разные репетиторские занятия. И то, что мы видим, конечно, если это всё собрать, если это всё попытаться объединить и силами профессионалов и силами профессионалов-добровольцев, то может получиться очень хорошая вещь, очень полезная вещь. Поэтому когда мы задумывали школу, мы обратили внимание, конечно же, на полупансион — с тем, чтобы дети в одном месте и получали образование сильное, и акцентируем на этом внимание, что нужно строить, конечно, индивидуальные образовательные траектории, но и с тем, чтобы вторая половина дня была у детей максимально продуктивно организована. Конечно, хочется, чтобы из школы дети уходили со сделанным домашним заданием, чтобы родителям не приходилось тратиться на репетиторов, на подготовку к ЕГЭ, ОГЭ и чтобы максимально широкий спектр возможностей и навыков, умений учебных и внеучебных дети получили. Поэтому такая школа строится сейчас. Ну, уже один год школа работает, уже был хороший выпуск. 11-го класса не было, девятиклассники получили хорошие баллы по своим экзаменам. И мы, в общем-то, утвердились в том, что коллектив школы, все специалисты, которые работают, они способны достигать высоких результатов в плане академической учебы.

А. Леонтьева

— Вы знаете, вы сказали эти страшные слова — ЕГЭ, ОГЭ. Но они для меня уже не страшные, все-таки мы через это всё прошли. И я лично от себя должна сказать, что абсолютно не в восторге от всех этих вещей. И когда я младшего сына готовила к экзамену по литературе, и он возмущался: «Ну почему я должен писать эти сочинения именно так, как мне сказали?» И я долго не знала, как ему объяснить. Но как-то же надо объяснить. Я сказала, что, «знаешь, я же тоже работала в разных изданиях, я в журнале „Эксперт“ должна была писать очень по-умному, в журнале „Улица Сезам“ я должна была писать о своем материнском опыте и так далее. И на радио „Вера“ тоже существует какой-то формат, в котором я существую, поэтому давай просто решим, что ты можешь излагать свои мысли, просто их нужно как-то излагать в определенном формате». Вот так вот я его свободолюбие помирила с ЕГЭ, просто захотелось об этом рассказать.


А. Леонтьева

— Напомню радиослушателям, что у нас в гостях отец Дмитрий Крутов — настоятель храма Димитрия Солунского в Хорошеве города Москва и организатор православной школы имени святого великомученика Димитрия Солунского. Отец Дмитрий, а вот можно вас просить, вы же тоже растите детей. По-моему, вы были преподавателем? Я не ошибаюсь?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Некоторое время я преподавал, имел и студенческую практику и преподавал в воскресной школе.

А. Леонтьева

— А ваше-то отношение какое — ученики сейчас учат литературу или все-таки они готовятся больше к экзаменам?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, я слышал одно очень хорошее высказывание, которое мне настолько импонирует, что, наверное, является и моим отношением к этой проблеме экзаменов. Дело в том, что желательно так, чтобы дети учились, чтобы они, конечно, не были заточены на получение исключительно высоких баллов по ЕГЭ и ОГЭ. Но в хорошей школе вот эти высокие баллы по ЕГЭ и ОГЭ являются хорошим побочным результатом. Вот очень хочется, чтобы в нашей школе именно так было — чтобы дети получали фундаментальное очень качественное образование, и в тот момент, когда всплывает вопрос экзаменов, он бы сам по себе проходил. Но в этом отношении, конечно, мы все равно понимаем, что есть и специфика, поэтому в неакадемическое время мы по разным совершенно предметам проводим именно подготовительные сессии ЕГЭ и ОГЭ. В то же время, наверное, есть и доброе здесь. Вы знаете, говорят наши друзья-священники, тоже многодетные отцы из Архангельской области, из Вологодской, с кем мы общаемся, к кому мы ездим, что все-таки ЕГЭ, ОГЭ, эти экзамены дали возможность ребятам из глубинки поступать в столичные вузы более или менее на равных с ребятами из крупных городов. В этом и трагедия, потому что батюшка вынужден провожать дочку, провожать сына в возрасте 15 или 16 лет в другой крупный город, вся семья уже молится, получается, во взрослую жизнь рано уходит ребенок. Но, с другой стороны, это возможность получить качественное образование. Не знаю, как дальше это будет развиваться. Мы постоянно видим и реформы и изменения, которые иногда можно квалифицировать как улучшение, Но пока мы живем в таких реалиях, должны к ним приспосабливаться.

А. Леонтьева

— Да, согласна. Вы знаете, я немножечко поверну беседу, хотела рассказать одну штуку. Я уже упомянула, что мы прошли с детьми разные формы обучения, и в том числе мы были на полудомашнем обучении у абсолютно замечательного педагога, старейшего педагога московского, который, собственно, положил начало этому полудомашнему обучению, у Игоря Моисеевича Чапковского. Я хотела вам рассказать одну очень важную штуку и услышать ваше мнение об этом. Игорь Моисеевич очень внимательно смотрел, как-то очень внимательно и нежно смотрел за своими учениками. И однажды он сказал мне, что в Библии написано, что муж возлюбит свою жену, там даже обратного ничего не написано — как жена должна себя вести по отношению к мужу. Он говорит: «Я смотрю на своих ребят, и я понимаю, что у некоторых учеников есть такой избыток душевных сил».

Свящ. Дмитрий Крутов

— Да-да.

А. Леонтьева

— Понимаете, да? — такой избыток душевных сил. И он говорит: «Я с годами пришел к выводу, что этот избыток душевных сил есть у тех ребят, у которых отец очень крепко любит их мать». Вот такое удивительное высказывание, я его не раз повторяла. Мне кажется, это очень важно. Вот, скажите, батюшка, есть у вас какие-то комментарии к этому?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, мне кажется, это очень правильные слова. И мне они близки. Действительно, для христианина на первом месте Господь Бог, взаимоотношения с Богом, любовь к Богу, которая дает человеку силы, укрепляет человека. И первое, на кого эта божественная поддержка изливается, это самый близкий человек — супруга или супруг, наоборот. Дальше в этой иерархии, наверное, находятся дети. И, к сожалению, действительно, приходится сталкиваться часто, что в представлении людей в семейных взаимоотношениях дети оказываются на первом месте. Но, как правило, такие вещи оканчиваются не очень хорошо, потому что и дети вырастают достаточно эгоистичными, потому что весь потенциал и отца и матери направлен только на ребенка. И в то же время, становясь взрослыми, уже входя в зрелый возраст, супруги тоже начинают чувствовать какое-то внутреннее одиночество, потому что не было в течение жизни привычки вот так вот больше друг на друга внимание обращать. Поэтому, конечно, когда для человека на первом месте находится тот, с кем Господь соединил его в браке, наверное, это самое полезное, потому что и дети видят, как папа может маму любить, как мама может папу любить — получают этот опыт, этот пример. И в то же время мы, как родители, внутренне их освобождаем, потому что у них есть больше возможностей становиться самостоятельными, чувствовать, что у них какая-то своя судьба в жизни, свое предназначение, свое счастье их обязательно ждет, своя профессия. Мне кажется, это действительно заряжает детей такой внутренней энергией — дает им фундамент, на котором может вырасти человек, который очень многих может вокруг себя объединить, поддержать, напитать этой любовью.

А. Леонтьева

— То есть мы не затапливаем их своей такой родительской всеобъемлющей любовью.

Свящ. Дмитрий Крутов

— Да. Я думаю, да. Потому что, ну вот, опыт старших поколений показывает, что так более правильно. И есть опыт старшего поколения, когда люди влачат существование друг рядом с другом буквально из-за того, что нужно выполнить хозяйственные обязательства, дорастить детей, но потом у всех только одни проблемы — и психологические, и духовные, какие угодно.

А. Леонтьева

— Отец Дмитрий, раз уж вы сказали, что супруги должны поддерживать друг друга и уделять друг другу время — есть ли у вас в семье какие-то такие традиции, наверное, на современном языке можно сказать, такие лайфхаки, потому что при таком количестве детей, конечно, это определенно лайфхак, когда вы можете побыть вдвоем и только вдвоем?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Хм. Ну, вы знаете...

А. Леонтьева

— Или это не обязательно?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Я думаю, что... Ну, я здесь могу сказать только о своей жизни, даже не жизненном опыте. Могу просто сказать о том, что мечта о том, что будет такая минута, такой час, правда, непонятно когда — раз в неделю или раз в месяц... (Смеется.)

А. Леонтьева

— Но она жива, эта мечта. (Смеется.)

Свящ. Дмитрий Крутов

— Да, желание быть вместе — это то, что очень часто дает вдохновение в тяжелую минуту. И, вы знаете, есть еще интересный момент, что наши старшие дети нас очень поддерживают — они повзрослели, и они очень чувствуют эту необходимость нам общаться. И бывает так, что они просто по своей инициативе отправляют нас куда-нибудь прогуляться вдвоем, говорят, что мы посидим с детьми, сами домашним хозяйством позанимаемся. Вот такую прелесть (в хорошем смысле прелесть) взросления взрослых детей мы уже потихоньку чувствуем. Спасибо нашим ребятам. Хотя, конечно, когда ребята взрослеют, больше требуется и интеллектуальных усилий, и ты больше понимаешь, что не хватает тебе самому какого-то опыта, чтобы подсказать что-то ребятам. Но есть и ощущение, что благодаря им и мы тоже становимся как-то взрослее, получаем больше пищи для размышления. И, может, даст Бог, случится, что седина придет к нам не одна, а с чем-нибудь хорошим.

А. Леонтьева

— Отец Дмитрий, я знаю, такой есть момент, может быть, в вашей семье его не было, но все же он тоже очень важный — когда дети наши взрослеют, они часто проживают... Ну, то есть изначально они ходят в храм, родители всегда правы, родители такие полубоги и всё делают правильно, а потом начинается вот этот подростковый бунт что ли, какое-то смятение — и дети понимают, что родители не всегда правы, а некоторые понимают, что они всегда неправы и начинают искать своих духовных путей, зачастую уходя из церкви. Было ли у вас такое? Или если не было, то расскажите, как этого вы достигли?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, для нас как-то... Ну, я не беру крайние случаи какие-то, но в целом есть какие-то реперные точки во взрослении человека, и одна из них — это некое такое протестное настроение, которое, когда случается с нашими детьми, мы понимаем, что у наших детей всё хорошо. То есть для нас это сигнал позитивный, что человек становится серьезным, становится самостоятельным, для нас это такая радость, в принципе, где-то и подискутировать и, может, даже и свою позицию пересмотреть. Мне кажется, что если не вставать в такой клинч какой-то, что только то, что я говорю, то оно одно и правильное, то вот эта энергетика такой самостоятельности, которая в крайних формах в протест может переходить, можно в очень позитивном ключе переживать. И мы видим, конечно, что есть у ребят и сложности, но в целом пока не было у нас криминальных вещей, о которых тоже часто приходится слушать от прихожан храмов. Мне кажется, здесь очень важно взаимное доверие — чтобы к моменту этого бунта оно было, чтобы ты был внутренне уверен, что твой ребенок, Господь о нем заботится больше, чем ты можешь о нем позаботиться. Очень важно уже к этому моменту, чтобы у ребенка был опыт, что, например, отец или мать не всегда считают себя абсолютно правыми — очень важно, мне кажется, уметь признавать свои ошибки и не бояться просить прощения у детей, извиняться. Чтобы, даже находясь в состоянии повышенного эмоционального градуса, ребенок понимал, как из него выйти — что он вот что-то чудит, потом снизошло озарение, что это было: может быть, он нагрубил или резко что-то сказал. И он понимает, что папа и мама в случае, когда они неправы, они готовы извиниться — так же и я могу. И как-то это всё достаточно мирно проходит. Хотя, конечно, это очень сильно зависит от темперамента ребенка. Все дети очень разные.

А. Леонтьева

— Ну да, очень важная вещь — иметь необходимость (простите, что вас перебила) извиниться, если ты неправ, для родителя. Я напомню, что мы говорим о семье. У нас в гостях отец Дмитрий Крутов — настоятель храма Димитрия Солунского в Хорошеве в городе Москва. С вами Анна Леонтьева. Мы вернемся к вам через минуту.


А. Леонтьева

— Сегодня в студии Анна Леонтьева. Как всегда, мы говорим о семье. У нас в гостях отец Дмитрий Крутов — настоятель храма Димитрия Солунского в Хорошеве города Москва, отец, что важно для нашей программы, семерых детей, организатор православной школы имени святого великомученика Димитрия Солунского. Отец Дмитрий, во второй части нашей беседы мне хотелось бы вспомнить такой очень пронзительный рассказ. Это сейчас не имеет отношения к тому, о чем мы говорили в первой части, но мне почему-то очень хотелось бы еще раз его услышать — про бабушку, которая собирала на окна в храм. Давайте я прямо так, без вопросов, просто так и назову этот рассказ. Расскажите, пожалуйста.

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, в миссионерских поездках очень много бывает таких встреч с людьми, которые поражают и своей любовью и своим героизмом, какими-то проявлениями, которых в обыденной жизни почти никогда и не встретишь. И, действительно, была встреча такая у нас на дороге. Мы ехали в деревню с таким говорящим названием Буреломы, в которой храм представлял собой такой остов, в котором сверху росли трава, росли уже почти вековые деревья, зайдешь в алтарь, это былое единственное место, где сохранилась кровля, поэтому местные, не знаю даже, вряд ли жители, просто кто-то там мангал установил, какой-то столик небольшой. Ну, люди отдыхают. И то, как люди отреагировали на инициативу расчистить этот храм, это как раз иллюстрация этой старушки. Мы из Москвы везли большой-большой купол в подарок этому храму, чтобы водрузить его на законное место, чтобы мог крест вновь воссиять над храмом. И встречаем старушку, которая идет туда же в этот же храм, чтобы встретиться с миссионерской группой, послужить молебен и сделать еще какой-то рывок в плане расчистки храма. Мы ее посадили к себе в машину, и она повесть свою рассказала о том, что в своей жизни она сделала несколько ошибок — у нее было пять нерожденных детей, с ее слов. И когда она уже пришла в церковь, она сильно раскаивалась за свой грех, что она не родила этих малышей, и она взяла на себя обет — там пять окошек нужно было достаточно больших, — что за каждого ребенка в послушание она их поставит. И вот насколько нам казалось, что мы такие уставшие и замученные, и сотни километров едем с большим прицепом с куполом, было нам подкреплением. Потому, как она собирала на эти окошки — это буквально, с ее слов, кто по 50 копеек, кто по рублику. Знаете, так нежно она еще говорила «по рублику», кто по 10 рублей, а кто и, она говорит, соточку положит. И вот таким образом она целые дни проводила в Ефремове в магазинах — с кружечкой, с письмом. И к тому моменту, когда она пришла, она говорила, что «Господь меня порадовал, дал мне четыре окошка поставить, осталось еще одно окошко мне». Ну, она говорит, «месяца за полтора я управлюсь». Настолько вот понимаешь, что храм, в любом месте находящийся, это может быть такой вот, знаете, катализатор встречи человека с Создателем, где вдруг он понимает, что да, у Него сын, дочь, может быть, заблудившаяся, но такой вот момент теплой встречи, который порождает такие плоды, когда человек готов к такому искуплению, это, конечно, подкрепление любому человеку, и не только священнику, что нужно это всё, и нужно этим заниматься — и служить и расчищать, и строить и так далее.

А. Леонтьева

— Это чудесная история. Спасибо, что еще раз ее рассказали. Я хотела вернуться еще к теме важной — к теме открытия вашей православной школы имени святого великомученика Димитрия Солунского. Расскажите, пожалуйста, чтобы родители, которые раздумывают, куда отдать своих детей, знали, что особенного в вашей школе? Какие дисциплины там будут преподаваться? Что там такого, что хочется туда отдать своего ребенка?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, когда мы раздумывали и консультировались, как школу сделать, мы, наверное, начали с того, каким мы видим выпускника. И тогда мы представили себе и сформулировали одной фразой — какого ребенка, какого юношу или девушку мы хотели бы выпустить из школы, кем он уйдет в мир. И тогда родилась такая фраза, что этот человек, наш выпускник — это высокообразованный культурный современный русский православный хозяин. Хозяин, именно хозяин. И здесь, знаете, в этой фразе обычно людям режет слух, ну, некоторым слово «русский», потому что тогда задают вопрос «а как же быть украинцам, белорусам?». Но мы даже везде под сноской пишем, что русский это именно в таком понимании, как любой нормальный человек из ХХ века это понимает. То есть русский — это и русский украинец, и русский белорус, и русский татарин, то есть это вовсе никак не говорит о том, что «русский» надо понимать, как такое этническое образование. И слово «хозяин» тоже очень часто режет слух, потому что...

А. Леонтьева

— Вот мне не режет, но мне хочется услышать, что такое хозяин?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, в одном из наших семейных лагерей я смотрел фильм про человека, который живет в глуши, живет в тайге. Не помню, как этот фильм называется. Но там эта фраза, которая мне очень впилась в память, она там прозвучала — что хозяин это антоним слова «собственник». Собственник — если образно говорить, это собака на сене: то есть вот я, вот мой дом, мой участок, вот мой забор, я его охраняю. А хозяин это совершенно другое — это человек, который чем-то обладает, не обязательно материальными средствами или жилищем, может быть, просто талантами, навыками. И он готов этим делиться с другими. Вот это ключевое слово, что это антоним слова «собственник» — хозяин это тот, кто готов то, что ему вверено Богом, раздать другим людям. И когда мы стали немножко копать этот вопрос, удивительно, оказалось, что в современном образовании есть такое понятие, как Soft skills — это некое такое ноу-хау, которое преподносится нам, как европейское достижение. Скажем так, человек не только что-то знает, но он еще и многое умеет, может этими знаниями воспользоваться. И оказалось, что Soft skills это просто модное название, а для русского хозяина, как типажа, как концепта, для него характерны все те вещи или, или, по крайней мере, во многом пересекаются те умения, те навыки, которые в современном мире принято, как Soft skills представлять.

А. Леонтьева

— Отец Дмитрий, а можно перевести с Soft skills на русский язык? Как бы это по-русски звучало?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Soft skills — это «мягкие навыки». Там очень большая группа этих умений. Ну, это адаптивность, способность быстро принимать решения, умение слушать, вести переговоры, лидерство, креативное мышление, мотивация команды и так далее. А что характерно для русского хозяина — то же самое, но только другими словами: смекалка, способность нестандартно мыслить, ловкость, щедрость, осмысленность, деловая жилка. Причем эти качества русского хозяина описаны, и они описаны применительно к разным категориям людей. Например, был такой Владимир Павлович Рябушинский, вот он о русском хозяине в отношении предпринимателей, купцов, заводчиков того времени рассказывал. Кстати, он умер в 1955-м году, то есть он почти наш современник. У него есть труд «Судьбы русского хозяина», и там очень интересно рассказано, скажем так, кто же является нашим предком — чьи мы сыны и дочери, и на что мы можем ориентироваться. Поэтому, конечно, в школе то, что называется метапредметные навыки на основе концепта русского хозяина, мы разрабатываем и надеемся, что сможем донести. Сюда же входит, кстати, еще и еще целая большая категория домашних навыков. Это то, чем молодой человек или девушка, такие навыки, умения, начиная от приготовления пищи, и заканчивая, например, работами с подрядчиком, когда тебе нужно ремонт в квартире или на участке сделать, чем мы хотели бы, чтобы он обладал. И поэтому очень много разных спецкурсов, кружков задумано с тем, чтобы к 11-му классу ребята все эти навыки осваивали.


А. Леонтьева

— Я напомню радиослушателям, что у нас в гостях отец Дмитрий Крутов — настоятель храма Димитрия Солунского в Хорошеве, Москва, организатор православной школы имени святого великомученика Димитрия Солунского, отец пока еще семерых детей, давайте так это назовем. Отец Дмитрий, осталась последняя четверть нашей беседы, и мне хотелось бы расспросить вас о школе. Я почитала про нее, и прочитала как раз вот этот замечательный пункт о том, что детей будут учить от кулинарии до дизайна участка. Мне показалось, что это очень важно, потому что вот в мое время, когда ввели такой странный предмет, он назывался ОБЖ, нас учили каким-то вещам, которые, честно говоря, мы и сами всё умели — ну, дорогу переходить. А во взрослой жизни нужны были совершенно другие вещи: тот самый дизайн, может быть, а может быть, какая-то финансовая грамотность — это тоже важная штука. И так далее и так далее. Я вижу, что в вашей школе, наверное, будут восполнены эти пробелы. Конечно, хотелось бы вам этого пожелать. А вот расскажите, в какой стадии школа? Чем можно ей помочь, хватает ли вам учителей? И вообще, как заинтересованным людям можно было бы поучаствовать в вашем деле?

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, поскольку специфика и основная аудитория — у нас сейчас больше 60 процентов наших учеников это как раз представители многодетных семей, поэтому, конечно, школа, хотя и развивается активно, но она готова очень многих людей объединить, пригласить, чтобы вместе эту школу и построить. Например, сейчас, когда мы принимаем деток, мы просим родителей заполнить так называемую партнерскую анкету, в которой как раз мы просим их рассказать нам, например, о каком-то хорошем опыте кружковом, о ведущих разных секций, занятиях, кого они могли бы рекомендовать для того, чтобы они могли прийти и позаниматься с нашими детьми. Также мы очень ждем различных партнеров, помощников, кто может рассказать о своей профессии интересно. У нас очень большая программа профориентации для средней и старшей школы, когда дети могут задать вопросы сложившемуся специалисту в неформальной обстановке. Также мы очень просим откликнуться людей, которые могут организовать стажировки, например, для наших старшеклассников, потому что ребята часто из такого романтического порыва выбирают свою будущую профессию, а когда они смогут летом, допустим, неделю-другую постажироваться уже на конкретном рабочем месте, они будут более точно понимать, что это за жизненный путь дальше. Мы сейчас также планируем лицензировать музыкальную школу, потому что очень много детей, которые приходят к нам в полупансион, имеют этот запрос. И это прекрасно, потому что это действительно соприкосновение с высокой культурой, вхождение в нее, трансляция дальнейшим поколениям, поэтому мы ждем и приглашаем квалифицированных педагогов. Мы даже развешивали объявления по храмам викариатства, в которых приглашаем всех абсолютно — от студентов, которые могли бы получить опыт тьюторской работы, потому что для многодетных семей необходимость такого «заместителя» родителя в школе, который бы хорошо понимал, что происходит по разным предметам у ребенка, тоже очень нужен. И различных преподавателей.
Также, вы знаете, для того, чтобы как-то финансово выплыть, даже и просто обычные небольшие магазины тоже помогают — кто помидорами, кто огурцами, кто какой-то еще такой продукцией, именно для того, чтобы можно было бы обеспечить детей четырехразовым питанием, чтобы они, находясь с утра до вечера, могли полноценно отдохнуть, питаться и учиться. Очень широкий круг возможностей, поэтому любая инициатива... Вы знаете, даже приходят люди, которые являются представителями вузов, потому что мы планируем партнерские программы с вузами и приглашаем вузы делать творческие лаборатории на базе нашей школы, приглашать наших учеников. И мы видим очень большой отклик и от медицинских университетов наших и от университетов, которые занимаются фундаментальной наукой. То есть когда выходишь с этим призывом, приглашаешь, что давайте, займемся нашими детьми и займемся ими хорошо, то, действительно, многие готовы свой вклад вносить.

А. Леонтьева

— Я хотела сказать, отец Дмитрий, что я очень много лет преподавала журналистику детям. И если я вам буду полезна, я с радостью приду в вашу школу, потому что я вижу какой-то очень большой потенциал. Если вот такая организация, где, извините, всё в одном, всё в одном месте: и музыка, и пансион. И еще мне очень понравилось слово «хозяин». Я всю беседу, как вы его упомянули, я к нему прямо как-то душевно очень прикипела сразу же, потому что это слово «хозяин», как вы говорите, вы хотите, чтобы в школу ходили хозяева — для меня это человек, который от какой-то мелочи, когда он приходит на пляж и собирает там бутылки, до каких-то масштабов, до человека, который видит, что нужна какая-то помощь стране, организации, школе, и он готов ее оказать. Для меня вот такой всплыл образ слова «хозяин». Ну, помимо того, что вы о нем говорили.

Свящ. Дмитрий Крутов

— Вы знаете, мы, когда ездим по стране, действительно, стране нужны хозяева — любой человек, когда он увидит эти поля, зарастающие молодой порослью, когда увидит покосившиеся заборы, особенно когда приедешь в глубинку в Вологодскую область, вот смотришь, какие там были хозяева — от них остались эти дома невероятных размеров, срубы, такие основательные все вещи, с которыми мы сталкиваемся. Или же наоборот, к сожалению, те регионы, где хозяев давно уже выкосило, которых и война и разные неблагоприятные режимы, где всё это совершенно в другом виде. Поэтому хозяева точно нужны. И хозяева именно в этом хорошем смысле слова.

А. Леонтьева

— Отец Дмитрий, а куда зайти, чтобы, например, помочь финансово вашей школе? Давайте сразу дадим явки и пароли, потому что...

Свящ. Дмитрий Крутов

— Спасибо большое. У нас есть школьный сайт, он называется www.mitrasholia.ru. «Sholia» по-гречески это «школа», то есть «школа Димитрия», если перевести на русский язык. И там, конечно, можно почитать повнимательнее, если кому-то будет интересно, про разные детали наших планов, наших идей, познакомиться с педагогическим коллективом, с организаторами. И также там есть кнопочка «Помочь школе». Эта кнопочка очень важная, потому что эта помощь, любая копеечка — это вклад в конкретного ребенка. Мы даже сейчас посоветовались и очень подробно сделали такой рассказ, что можно взять, выбрать и, например, покормить одного ребенка из многодетной семьи в течение дня, или взять целую семью и обеспечить ее питанием на неделю. Или же, допустим, взять и помочь школе гигиеническими принадлежностями, полотенцами, дезинфекцией, например, на неделю, на две недели — с тем, чтобы каждый мог адресно, очень понятно какой-то вклад сделать. И получить благодарность и от коллектива. И от Бога на небесах, я надеюсь.

А. Леонтьева

— Батюшка, а можно еще такой смешной вопрос, все-таки я напоследок его задам. Мы уже поняли все про школу. Но я прочитала такую фразу: «В школе будет царить атмосфера, в которой акцент на религиозность строго выверен». (Смеется.) Что это значит?

Свящ. Дмитрий Крутов

— (Смеется.) Вы знаете, если взять православных родителей, мне кажется, они все разделены на две группы. Одни родители считают, что детей нужно учить в православных школах, а другие категорически против этого. Эта строчка адресована тем, кто считает, что детей с малолетства сразу же нужно отправлять познавать все искушения и сложности этой жизни, потому что, как правило, причина этого в том, что, действительно, возрастая в храме, юноши и девушки иногда покидают стены родной обители Божьей. Но это далеко не так. И есть очень хорошие примеры. Есть, например, школа при Свято-Тихоновском университете, которой мы очень благодарны за помощь, за поддержку, за наставления, которые мы получаем. Вот у них, я думаю, что 90 процентов выпускников — это те люди, которые остаются в церковной ограде. И поэтому весь такой, то, что называется религиозный духовный компонент, а там важны очень мелочи — и сколько служб и какие службы, какие молитвы, насколько внимательно или, наоборот, невнимательно относиться к каким-то мелочам вроде одежды, еще каких-то вещей — это всё такие важные слагаемые вот этого процесса, чтобы дети оставались в Церкви.

А. Леонтьева

— Да, это очень важно. И я думаю, опять же повторюсь, что школа, которая выпускает хозяев, она просто должна состояться, потому что стране, как вы сказали, нужны хозяева. Я напомню, что с вами была Анна Леонтьева. Сегодня мы говорили о семье с отцом Дмитрием Крутовым — настоятелем храма Димитрия Солунского в Хорошеве в Москве и организатором православной школы имени святого великомученика Димитрия Солунского. Батюшка, спасибо вам большое за разговор. И, надеюсь, что всё у вас получится.

Свящ. Дмитрий Крутов

— Спасибо большое. Очень приятно было пообщаться. И благодарю радиослушателей за внимание.

А. Леонтьева

— Всего доброго.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем