Для многих современных читателей определение «деревенская проза XXI века» прозвучит, наверное, почти как оксюморон — то есть, сочетание понятий, друг другу противоположных. Мол, мы живём в цифровую эпоху, век нанотехнологий и урбанистической культуры. Село не выдерживает такой конкуренции: люди стремительно уезжают оттуда, становясь жителями мегаполисов. Деревня умирает, — всё чаще можно услышать сегодня. С этим утверждением, однако, наверняка поспорил бы писатель Михаил Тарковский. Он является ярким представителем именно современной деревенской прозы. С одним из произведений этого направления — повестью «Полёт совы» — Михаил Тарковский вышел в финал Патриаршей литературной премии 2018 года.
Впрочем, Михаил Тарковский, пожалуй, и сам по себе — ходячий оксюморон: столичный сибиряк. Внук поэта Арсения Тарковского и племянник режиссёра Андрея Тарковского, Михаил однажды раз и навсегда променял шум московских улиц на тишину сибирской тайги. И всё же в книге «Полёт совы», как и во всей остальной своей прозе, писатель воспевает не пресловутый уход от цивилизации, а пытается проникнуть в глубину человеческой души и отыскать в ней те нити, которые связывают нас с самым родным: землёй, языком, верой. И делает он это до пронзительности тонко и с психологической, и, конечно, с художественной точки зрения.
Литературный слог у писателя одновременно и классически традиционен, и по-современному свеж и лёгок. Это тот редкий случай, когда уже от текста самого по себе получаешь эстетическое удовольствие.
Главный герой повести — Сергей Иванович Скурихин, молодой школьный учитель литературы в маленьком таёжном посёлке на берегу Енисея. Сергей переехал из большого города и пытается найти те идеалы, к которым стремился, решившись в корне изменить образ жизни. И, кажется, сам порой не очень понимает, мешают или помогают ему в этих поисках его теперешние близкие: директор школы Валентина Игнатьевна, её муж — охотник Матвей, ученики — Колька, Яна и Агашка.
Ювелирно соединяя в тексте сельский сибирский диалект, профессиональный лексикон охотников, размышления филолога-интеллигента о русской литературе и, — весьма часто, — слова молитвы, Михаил Тарковский создаёт неповторимую палитру словесных красок, с помощью которой рисует и заснеженный Енисей, и охотничью избушку с крошечной печуркой, и застрявшую на реке баржу с продуктами для сельского магазина. И завораживающий Полёт совы, который в финале повести наблюдает главный герой, — как символ того, что жизнь продолжается и для него самого, и для деревни 21-го века.
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России