
Русский театр — такой, каким мы знаем его сегодня — начался с Михаила Семёновича Щепкина. Современные театроведы называют его основоположником отечественной актёрской школы. Им восхищался Гоголь; критик Белинский называл его игру образцом непревзойдённого сценического искусства, которое заставляет зрителей трепетать. А драматург Квитка-Основьяненко писал: «Таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести, он сам родится». Этим своим талантом самородка Михаил Семёнович всю жизнь щедро делился с людьми.
Когда Щепкину исполнилось 8 лет, в 1796-м году, он впервые посмотрел представление любительского театра. Михаил родился крепостным и оставался им до 34 лет. Его хозяином был граф Волькенштейн. В имении графа он и увидел свой первый в жизни спектакль. Позже в мемуарах Щепкин писал: «В тот вечер решилась вся будущая судьба моя». В 11 лет он сам впервые вышел на сцену. Это был ученический спектакль. Ставили комедию Сумарокова «Вздорщица». Мише досталась роль слуги по имени Розмарин. А в 1805-м 17-летний Михаил дебютировал уже на большой сцене — в Курском драматическом театре. В составе его труппы Щепкин прослужил десять лет. Благодаря незаурядному таланту Михаил быстро стал ведущим актёром театра. Но при этом нисколько не заносился, а называл себя смиренным слугою артистов. Для своих коллег он переписывал тексты ролей, нередко выручал, выходя вместо них на сцену, если они забывали текст; бывало, даже подменял суфлёра, когда тот болел.
В 1822-м году Щепкина пригласили в труппу Малого театра. На его сцене он оставался до конца жизни. Городничий в гоголевском «Ревизоре» и Подколёсин в «Женитьбе», Барон в пушкинском «Скупом рыцаре» — Михаил Семёнович блистал в современных пьесах того времени. Многие драматурги создавали произведения специально «под Щепкина», желая только его видеть в образе главных персонажей. Для своего времени Щепкин стал настоящим новатором — он максимально приблизил актёрскую игру к жизни. В театре середины XIX-го века актёры лицедействовали: произносили реплики неестественными, громкими голосами, слова сопровождались вычурными жестами. Михаил Семёнович играл по-другому. Своё правило он формулировал так: «на сцене не представляться, а влезть в шкуру действующего лица так, чтобы между ним и тобой нельзя было иголки просунуть». Впоследствии этот постулат положил в основу своей знаменитой системы Константин Станиславский.
Михаил Семёнович служил людям не только своим актёрским талантом. Он и в жизни был отзывчивым и сострадательным человеком. Литературовед Александр Афанасьев говорил о Щепкине: «Великие слова Христовой заповеди о любви к ближнему он перевёл прямо в жизнь». Михаил Семёнович с готовностью помогал знакомым и незнакомым людям. Однажды во время гастролей актёр проезжал на пароме через реку, и увидел двух тонущих мужчин. Щепкин прыгнул в воду и с большим трудом, сам едва не утонув, вытащил обоих на берег. Дошла до нас и история о том, как Михаил Семёнович помог своему знакомому Пантелею Ивановичу. Как-то раз Щепкин встретил его на улице, и не узнал: оборванный, словно нищий, Пантелей Иванович шёл в сопровождении полицейского. Оказалось, что он влез в большие долги. Выплатить не смог; у него конфисковали имущество и теперь вели в долговую тюрьму. Щепкин погасил долги знакомого, устроил его в своём доме и определил на работу в театр с хорошим жалованьем. Щепкин признавался, что вдохновлялся образом Пантелея Ивановича, играя Любима Торцова в пьесе Островского «Бедность не порок» — человека хотя и оступившегося, но в котором теплится святая искра и который поэтому способен подняться и выйти на прямой путь.
Щепкин нёс своё актёрское служение до последнего вздоха. В 1863-м году в Ялте на приёме у князя Воронцова он читал перед гостями «Мёртвые души» Гоголя. Внезапно Михаилу Семёновичу стало плохо. Его отвезли в гостиницу, а через три дня он скончался. Отпевали актёра в ялтинском соборе святителя Иоанна Златоуста. Щепкин любил повторять: «Надо играть так, чтобы был виден человек». В нём самом люди всегда видели человека — чуткого, милосердного, доброго.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер