Михаил Нестеров. «За Волгой» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Михаил Нестеров. «За Волгой»

* Поделиться

— Простите, пожалуйста, вы местный?

— Нет, я проездом в Астрахани. У меня осталось 5 часов до самолёта, и я решил посвятить их картинной галерее. А вы что-то спросить хотели?

— Да, я вот всё смотрю на картину Михаила Нестерова «За Волгой» и думаю — какие именно края изобразил художник? Ведь, наверное, где-то поблизости такая красота? Вот так бы встать на откосе, как эти мужчина и женщина на полотне, и смотреть, смотреть на золотой закат, на разлив. Но, раз вы не здешний, простите за беспокойство.

— Извиняться не за что, никакого беспокойства. А картина эта, насколько я знаю, входит в цикл художника, созданный под впечатлением от произведений писателя Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Значит, и места здесь представлены те, в которых разворачивается действие романов.

— Если так, то именно это полотно посвящено роману «На горах» — зрителю открывается вид с высокого берега Волги.

— Точно! Помните, в начале повествования писатель объясняет, что от устья Оки до Саратова и дальше правая сторона Волги горами зовётся. Начинаются они от Мурома, тянутся до Нижнего Новгорода и потом вниз по реке. В тех краях и можно поискать пейзаж, который вам полюбился.

— Да, я уже поняла. Скорее всего, это под Нижним Новгородом. Именно там жили купцы-старообрядцы, жизнь которых так подробно описал Павел Мельников-Печерский. Я его романы хорошо помню. Вот только не знала, что Михаил Нестеров проиллюстрировал некоторые их сюжеты на своих полотнах. И как верно передал типажи героев! Молодой мужчина на картине одет по-купечески: белая рубаха-косоворотка, длинный кафтан, картуз на голове. А девушка в тёмном сарафане явно из семьи староверов. Смотрите, как глухо на ней платок повязан — и лоб закрыт, и плечи. Только у хранителей древнего обряда так строго соблюдали целомудрие в одежде.

— Вы так хорошо знаете традиции этого сословия?

— Конечно, ведь мой прапрадед Василий Фёдорович торговал солью на Нижегородской ярмарке и придерживался старой веры. Она досталось ему в наследство от его прапрадеда Фёдора Васильевича, тоже солевара, который в семнадцатом веке не принял церковную реформу патриарха Никона. У нас в семье двумя перстами крестились и берегли священные книги, реформаторами неправленые. А дедушкина тётка даже приняла постриг в староверческом скиту в глухом лесу на правом берегу Волги. Наверное, в таком же вот прекрасном месте, как на картине Нестерова, тот маленький тайный монастырь стоял.

— Да в лесах и на горах над Волгой находили прибежище множество противников церковных новшеств. Я читал исследование французского историка Пьера Паскаля, в котором он называет Нижегородскую землю старообрядческой Фиваидой. То есть, сравнивает её с областью в древнем Египте, куда удалялись первые христианские отшельники. Вплоть до 1905 года поволжские леса и горы оставались прибежищем староверов, до указа Николая Второго «Об укреплении основ веротерпимости». Лишь после этого приверженцев старого обряда перестали называть раскольниками и разрешили им строить храмы.

— Доброе имя староверам вернули, но их обособленность сохранилась. И лично мне очень больно от того, что такое разделение есть. Оно и на нашей семье сказалось. Моя мама вышла замуж за астраханца, в папином роду о старой вере и слыхом не слыхивали. Мама стала ходить в православную церковь, и родственники, что из старообрядцев, перестали с ней общаться.

— Разобщенность многих огорчает. Вот, буквально в августе 2021 года митрополит Иларион Алфеев назвал церковный раскол семнадцатого века национальной трагедией, которую ещё предстоит уврачевать. И раньше люди чувствовали боль разделения. Тот же Павел Мельников-Печерский. Он был не только писателем, но и чиновником, занимался вопросами старообрядчества. Когда узнал староверов поближе, исполнился сочувствия к ним и посвятил им два романа. Эти книги проникнуты тёплым чувством и потому служат преодолению раскола.

— Так же, как и полотно Михаила Нестерова «За Волгой», ставшее иллюстрацией к роману «На горах». Картина написана с любовью, а значит, объединяет персонажей-старообрядцев со всеми.

«Картину Михаила Нестерова „За Волгой“ можно увидеть в Астраханской картинной галерее имени Павла Догадина».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем