— Простите, пожалуйста, вы местный?
— Нет, я проездом в Астрахани. У меня осталось 5 часов до самолёта, и я решил посвятить их картинной галерее. А вы что-то спросить хотели?
— Да, я вот всё смотрю на картину Михаила Нестерова «За Волгой» и думаю — какие именно края изобразил художник? Ведь, наверное, где-то поблизости такая красота? Вот так бы встать на откосе, как эти мужчина и женщина на полотне, и смотреть, смотреть на золотой закат, на разлив. Но, раз вы не здешний, простите за беспокойство.
— Извиняться не за что, никакого беспокойства. А картина эта, насколько я знаю, входит в цикл художника, созданный под впечатлением от произведений писателя Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Значит, и места здесь представлены те, в которых разворачивается действие романов.
— Если так, то именно это полотно посвящено роману «На горах» — зрителю открывается вид с высокого берега Волги.
— Точно! Помните, в начале повествования писатель объясняет, что от устья Оки до Саратова и дальше правая сторона Волги горами зовётся. Начинаются они от Мурома, тянутся до Нижнего Новгорода и потом вниз по реке. В тех краях и можно поискать пейзаж, который вам полюбился.
— Да, я уже поняла. Скорее всего, это под Нижним Новгородом. Именно там жили купцы-старообрядцы, жизнь которых так подробно описал Павел Мельников-Печерский. Я его романы хорошо помню. Вот только не знала, что Михаил Нестеров проиллюстрировал некоторые их сюжеты на своих полотнах. И как верно передал типажи героев! Молодой мужчина на картине одет по-купечески: белая рубаха-косоворотка, длинный кафтан, картуз на голове. А девушка в тёмном сарафане явно из семьи староверов. Смотрите, как глухо на ней платок повязан — и лоб закрыт, и плечи. Только у хранителей древнего обряда так строго соблюдали целомудрие в одежде.
— Вы так хорошо знаете традиции этого сословия?
— Конечно, ведь мой прапрадед Василий Фёдорович торговал солью на Нижегородской ярмарке и придерживался старой веры. Она досталось ему в наследство от его прапрадеда Фёдора Васильевича, тоже солевара, который в семнадцатом веке не принял церковную реформу патриарха Никона. У нас в семье двумя перстами крестились и берегли священные книги, реформаторами неправленые. А дедушкина тётка даже приняла постриг в староверческом скиту в глухом лесу на правом берегу Волги. Наверное, в таком же вот прекрасном месте, как на картине Нестерова, тот маленький тайный монастырь стоял.
— Да в лесах и на горах над Волгой находили прибежище множество противников церковных новшеств. Я читал исследование французского историка Пьера Паскаля, в котором он называет Нижегородскую землю старообрядческой Фиваидой. То есть, сравнивает её с областью в древнем Египте, куда удалялись первые христианские отшельники. Вплоть до 1905 года поволжские леса и горы оставались прибежищем староверов, до указа Николая Второго «Об укреплении основ веротерпимости». Лишь после этого приверженцев старого обряда перестали называть раскольниками и разрешили им строить храмы.
— Доброе имя староверам вернули, но их обособленность сохранилась. И лично мне очень больно от того, что такое разделение есть. Оно и на нашей семье сказалось. Моя мама вышла замуж за астраханца, в папином роду о старой вере и слыхом не слыхивали. Мама стала ходить в православную церковь, и родственники, что из старообрядцев, перестали с ней общаться.
— Разобщенность многих огорчает. Вот, буквально в августе 2021 года митрополит Иларион Алфеев назвал церковный раскол семнадцатого века национальной трагедией, которую ещё предстоит уврачевать. И раньше люди чувствовали боль разделения. Тот же Павел Мельников-Печерский. Он был не только писателем, но и чиновником, занимался вопросами старообрядчества. Когда узнал староверов поближе, исполнился сочувствия к ним и посвятил им два романа. Эти книги проникнуты тёплым чувством и потому служат преодолению раскола.
— Так же, как и полотно Михаила Нестерова «За Волгой», ставшее иллюстрацией к роману «На горах». Картина написана с любовью, а значит, объединяет персонажей-старообрядцев со всеми.
«Картину Михаила Нестерова „За Волгой“ можно увидеть в Астраханской картинной галерее имени Павла Догадина».
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов