— Простите, пожалуйста, вы местный?
— Нет, я проездом в Астрахани. У меня осталось 5 часов до самолёта, и я решил посвятить их картинной галерее. А вы что-то спросить хотели?
— Да, я вот всё смотрю на картину Михаила Нестерова «За Волгой» и думаю — какие именно края изобразил художник? Ведь, наверное, где-то поблизости такая красота? Вот так бы встать на откосе, как эти мужчина и женщина на полотне, и смотреть, смотреть на золотой закат, на разлив. Но, раз вы не здешний, простите за беспокойство.
— Извиняться не за что, никакого беспокойства. А картина эта, насколько я знаю, входит в цикл художника, созданный под впечатлением от произведений писателя Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Значит, и места здесь представлены те, в которых разворачивается действие романов.
— Если так, то именно это полотно посвящено роману «На горах» — зрителю открывается вид с высокого берега Волги.
— Точно! Помните, в начале повествования писатель объясняет, что от устья Оки до Саратова и дальше правая сторона Волги горами зовётся. Начинаются они от Мурома, тянутся до Нижнего Новгорода и потом вниз по реке. В тех краях и можно поискать пейзаж, который вам полюбился.
— Да, я уже поняла. Скорее всего, это под Нижним Новгородом. Именно там жили купцы-старообрядцы, жизнь которых так подробно описал Павел Мельников-Печерский. Я его романы хорошо помню. Вот только не знала, что Михаил Нестеров проиллюстрировал некоторые их сюжеты на своих полотнах. И как верно передал типажи героев! Молодой мужчина на картине одет по-купечески: белая рубаха-косоворотка, длинный кафтан, картуз на голове. А девушка в тёмном сарафане явно из семьи староверов. Смотрите, как глухо на ней платок повязан — и лоб закрыт, и плечи. Только у хранителей древнего обряда так строго соблюдали целомудрие в одежде.
— Вы так хорошо знаете традиции этого сословия?
— Конечно, ведь мой прапрадед Василий Фёдорович торговал солью на Нижегородской ярмарке и придерживался старой веры. Она досталось ему в наследство от его прапрадеда Фёдора Васильевича, тоже солевара, который в семнадцатом веке не принял церковную реформу патриарха Никона. У нас в семье двумя перстами крестились и берегли священные книги, реформаторами неправленые. А дедушкина тётка даже приняла постриг в староверческом скиту в глухом лесу на правом берегу Волги. Наверное, в таком же вот прекрасном месте, как на картине Нестерова, тот маленький тайный монастырь стоял.
— Да в лесах и на горах над Волгой находили прибежище множество противников церковных новшеств. Я читал исследование французского историка Пьера Паскаля, в котором он называет Нижегородскую землю старообрядческой Фиваидой. То есть, сравнивает её с областью в древнем Египте, куда удалялись первые христианские отшельники. Вплоть до 1905 года поволжские леса и горы оставались прибежищем староверов, до указа Николая Второго «Об укреплении основ веротерпимости». Лишь после этого приверженцев старого обряда перестали называть раскольниками и разрешили им строить храмы.
— Доброе имя староверам вернули, но их обособленность сохранилась. И лично мне очень больно от того, что такое разделение есть. Оно и на нашей семье сказалось. Моя мама вышла замуж за астраханца, в папином роду о старой вере и слыхом не слыхивали. Мама стала ходить в православную церковь, и родственники, что из старообрядцев, перестали с ней общаться.
— Разобщенность многих огорчает. Вот, буквально в августе 2021 года митрополит Иларион Алфеев назвал церковный раскол семнадцатого века национальной трагедией, которую ещё предстоит уврачевать. И раньше люди чувствовали боль разделения. Тот же Павел Мельников-Печерский. Он был не только писателем, но и чиновником, занимался вопросами старообрядчества. Когда узнал староверов поближе, исполнился сочувствия к ним и посвятил им два романа. Эти книги проникнуты тёплым чувством и потому служат преодолению раскола.
— Так же, как и полотно Михаила Нестерова «За Волгой», ставшее иллюстрацией к роману «На горах». Картина написана с любовью, а значит, объединяет персонажей-старообрядцев со всеми.
«Картину Михаила Нестерова „За Волгой“ можно увидеть в Астраханской картинной галерее имени Павла Догадина».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер