Почему именно Михаила Романова в 1613 году выбрали государем всея Руси? В Смутное время юный боярин стал для России «лучом света в тёмном царстве». И художник Михаил Нестеров показал это в своей работе «Призвание Михаила Фёдоровича на царство».

— Ваня, здравствуй! Прости, дорогой, я кажется, опоздала.
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Нет, вы вовремя. Просто я пораньше пришёл в Третьяковскую галерею.
— И, я вижу, времени даром не теряешь, читаешь что-то. Уроки делаешь?
— К исторической олимпиаде готовлюсь по событиям Смутного времени.
— О, тема глубокая и сложная! В начале семнадцатого века Россия, казалось, летела в пропасть. Правящая династия Рюриковичей пресеклась. Между боярами началась борьба за власть. На трон претендовали многочисленные самозванцы. Неурожайные годы повлекли за собой страшный голод. В стране хозяйничали польские интервенты. Многим людям тогда пришлось приложить усилия, чтобы остановить трагедию.
— Да, я помню — Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский собрали ополчение против захватчиков. Патриарх Гермоген укреплял народ своими посланиями, находясь в темнице. Но вот один герой тех событий остаётся для меня загадкой!
— Кто же это, Ваня?
— Михаил Фёдорович Романов. В суровое время он взошёл на московский престол, а ведь ему было всего шестнадцать! И справился, стал основателем новой монаршей династии. Как Михаилу это удалось?
— На этот вопрос ответил художник Михаил Нестеров в своей работе «Призвание Михаила Федоровича на царство». Пойдём, она здесь, в Третьяковской галерее, буквально в двух шагах.... Смотри.
— Какая таинственная картина! Церковь, полутьма. На ступенях у алтаря стоит юноша в белом кафтане — это Михаил Романов?
— Да. Во время Смуты он жил в Костромском Ипатьевском монастыре с матерью, инокиней Марфой. Вот она, рядом с сыном в Троицком соборе. Именно там делегаты Земского собора призвали юного боярина на царство. Видишь, они склонили перед Михаилом головы, опустились на колени.
— Земский собор — это тот, что в Москве состоялся?
— Да, 16 января 1613 года. Представители всех русских земель и сословий решали на нём, как спасти родину. И сообща избрали Михаила Романова своим правителем.
— Но почему именно его? Разве не было кандидатов старше, опытней?
— Были, и немало. Например, царём мог стать Дмитрий Пожарский. Но он отказался в пользу Михаила Фёдоровича. Романов считался лучшей кандидатурой, поскольку не принимал участия в смуте и не принадлежал ни к одной из враждовавших политических группировок. В его избрании люди увидели волю Божию.
— Как это?
— Перед Земским собором участники три дня держали строгий пост. Началось собрание с молебна перед Владимирской иконой Божией Матери. И знать, и простолюдины обратили к Царице Небесной свои надежды прекратить Смуту на Руси, ждали помощи свыше.
— И единодушное решение призвать на царство Михаила Романова восприняли как ответ на свои молитвы?
— Верно, Ваня. Чудотворный образ Богородицы сопровождал делегатов собора и на пути в Кострому. Михаил Нестеров отметил это на своей картине — вот она, Владимирская икона, возвышается над головами ходоков.
— Художнику удалось показать, что совершается нечто таинственное.
— Удалось. Нестеров запечатлел исторический момент почти документально. Костюмы героев, интерьер Троицкого собора показаны так, словно перед нами фотография, снятая с помощью машины времени. Но на этом кадре есть интересная деталь. Фигура юноши выхвачена из сумрака ярким светом, она окружена свечением. Так Нестеров подчеркнул — вот человек, который Промыслом Божиим открыл новую страницу в истории России. Приём гениальный! Недаром картина «Призвание Михаила Федоровича на царство» считается одним из шедевров Третьяковской галереи.
10 ноября. О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе и народе: «Народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения».
О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни — игумен Назарий (Рыпин).
Людям свойственно искать каких-то зрелищ, чудес, искать чего-то внешнего. Потому что внутренний труд — это всегда сложнее, нежели какие-то внешние эффекты. И люди падки до этих каких-то внешних эффектов. И именно поэтому Господь и говорит им, что они ходят за Ним не потому, что Он великий учитель, тот, кто должен и способен возвести человека на небо, а потому что они видят эти чудеса. И для них это повод, быть может, потщеславиться тем самым, перед кем-то этим похвалиться.
Почему и до сих пор люди бегают в поисках прозорливых старцев? Не потому, что они хотят от них что-то услышать назидательное для себя, а чаще всего для того, чтобы навязать им свою волю, выпросить благословение на то, что они и так хотят совершить, но оправдываться этим благословением. И потом ещё в кругу своих знакомых, церковных и не очень, (ну, это, как правило, люди, ещё не укоренившиеся в вере), хвалиться о том, что они были у такого-то или такого-то именитого отца, духовника или старца.
Поэтому нужно не искать чудес, а благодарить Бога за все чудеса, которые Он являет в Своей Церкви. Потому что само существование Церкви — величайшее чудо, которая было уничтожаема веками, которая совершает и являет нам чудо Евхаристии ежедневно и которая являет нам величайшее чудо — это способность преображения человеческой души, когда грешники становятся праведниками и святыми, и Церковь являет нам это уже на протяжении двух тысяч лет непрестанно.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О проповедниках Слова Божия
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением».
О проповедниках Слова Божия — протоиерей Илья Кочуров.
Апостолы проповедовали не от себя, они были посланниками Божиими, и дело апостольское укреплялось Святым Духом. В день Пятидесятницы святые апостолы, а через них и вся Церковь, получают благодать Святого Духа.
Таким образом, выйдя из Сионской горницы, апостолы были уже не слабыми рыбаками, а могущественными проповедниками Слова Божия. Посланниками Бога. И своё посланничество они часто подтверждали не только словом, но и делом. Господь дал апостолам власть исцелять, изгонять бесов.
Люди видели в слове апостолов и слышали в нём не просто какой-то интересный рассказ. Апостольская проповедь имела такую силу, что слушатели в единочасье изменяли весь образ своих мыслей, изменяли всю свою жизнь. Апостол Пётр выходит на проповедь, и тут же три тысячи человек становятся христианами и требуют себе крещения.
Таким образом, проповедь святых апостолов — это явление особой силы Божией, которая изменяет мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О подвиге Святителя Арсения Первого

Сегодня 10 ноября. День памяти Святителя Арсения Первого, архиепископа Сербского, жившего в тринадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда рядом с тобой будет человек, который оказывает влияние на ход национальной и мировой истории, как святитель Савва Сербский, то, конечно, в его тени оказываешься, и о тебе вроде никто не вспоминает. Но святитель Арсений, чью память мы сегодня празднуем, — это достойный преемник и ученик величайшего святого, который своим смирением смог приумножить его труды.
Мы видим, что не только его избрали преемником святителя Саввы, но и сам святитель Савва, который нуждался в молитве, нуждался немножко отвлечься от каких-то хозяйственных, можно сказать, политических забот, от забот по устроению приходской церковной жизни, отправился в Иерусалим. Уже тогда, ещё при своей жизни, он уже ставит святителя Арсения управлять церковью.
Имя святителя Арсения прежде всего связано с монастырем Печская Патриархия, который сейчас находится в многострадальном Косовском крае. Поэтому в этот день, дорогие друзья, наш долг обратиться к святителю Арсению не только с молитвами о наших каких-то личных нуждах, но и помолиться о гонимом сербском народе в сердце православной Сербии, которая находится под оккупацией, где разрушаются святыни, где идут настоящие гонения.
Святителю отче Арсение, помоги! Без небесной помощи нам не справиться.
Все выпуски программы Актуальная тема







