Почему именно Михаила Романова в 1613 году выбрали государем всея Руси? В Смутное время юный боярин стал для России «лучом света в тёмном царстве». И художник Михаил Нестеров показал это в своей работе «Призвание Михаила Фёдоровича на царство».

— Ваня, здравствуй! Прости, дорогой, я кажется, опоздала.
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Нет, вы вовремя. Просто я пораньше пришёл в Третьяковскую галерею.
— И, я вижу, времени даром не теряешь, читаешь что-то. Уроки делаешь?
— К исторической олимпиаде готовлюсь по событиям Смутного времени.
— О, тема глубокая и сложная! В начале семнадцатого века Россия, казалось, летела в пропасть. Правящая династия Рюриковичей пресеклась. Между боярами началась борьба за власть. На трон претендовали многочисленные самозванцы. Неурожайные годы повлекли за собой страшный голод. В стране хозяйничали польские интервенты. Многим людям тогда пришлось приложить усилия, чтобы остановить трагедию.
— Да, я помню — Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский собрали ополчение против захватчиков. Патриарх Гермоген укреплял народ своими посланиями, находясь в темнице. Но вот один герой тех событий остаётся для меня загадкой!
— Кто же это, Ваня?
— Михаил Фёдорович Романов. В суровое время он взошёл на московский престол, а ведь ему было всего шестнадцать! И справился, стал основателем новой монаршей династии. Как Михаилу это удалось?
— На этот вопрос ответил художник Михаил Нестеров в своей работе «Призвание Михаила Федоровича на царство». Пойдём, она здесь, в Третьяковской галерее, буквально в двух шагах.... Смотри.
— Какая таинственная картина! Церковь, полутьма. На ступенях у алтаря стоит юноша в белом кафтане — это Михаил Романов?
— Да. Во время Смуты он жил в Костромском Ипатьевском монастыре с матерью, инокиней Марфой. Вот она, рядом с сыном в Троицком соборе. Именно там делегаты Земского собора призвали юного боярина на царство. Видишь, они склонили перед Михаилом головы, опустились на колени.
— Земский собор — это тот, что в Москве состоялся?
— Да, 16 января 1613 года. Представители всех русских земель и сословий решали на нём, как спасти родину. И сообща избрали Михаила Романова своим правителем.
— Но почему именно его? Разве не было кандидатов старше, опытней?
— Были, и немало. Например, царём мог стать Дмитрий Пожарский. Но он отказался в пользу Михаила Фёдоровича. Романов считался лучшей кандидатурой, поскольку не принимал участия в смуте и не принадлежал ни к одной из враждовавших политических группировок. В его избрании люди увидели волю Божию.
— Как это?
— Перед Земским собором участники три дня держали строгий пост. Началось собрание с молебна перед Владимирской иконой Божией Матери. И знать, и простолюдины обратили к Царице Небесной свои надежды прекратить Смуту на Руси, ждали помощи свыше.
— И единодушное решение призвать на царство Михаила Романова восприняли как ответ на свои молитвы?
— Верно, Ваня. Чудотворный образ Богородицы сопровождал делегатов собора и на пути в Кострому. Михаил Нестеров отметил это на своей картине — вот она, Владимирская икона, возвышается над головами ходоков.
— Художнику удалось показать, что совершается нечто таинственное.
— Удалось. Нестеров запечатлел исторический момент почти документально. Костюмы героев, интерьер Троицкого собора показаны так, словно перед нами фотография, снятая с помощью машины времени. Но на этом кадре есть интересная деталь. Фигура юноши выхвачена из сумрака ярким светом, она окружена свечением. Так Нестеров подчеркнул — вот человек, который Промыслом Божиим открыл новую страницу в истории России. Приём гениальный! Недаром картина «Призвание Михаила Федоровича на царство» считается одним из шедевров Третьяковской галереи.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело