
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха
В 1613 году на российский престол взошёл царь Михаил Фёдорович — первый из династии Романовых. Его помазание на царство ознаменовало конец одного из самых тяжёлых периодов в русской истории — Смутного времени. Мать Михаила Фёдоровича, инокиня Марфа, была насильно пострижена в монашество политическими врагами мужа, когда её сыну было всего пять лет. Тогда же, с именем Филарет, был пострижен и отец будущего царя, боярин Фёдор Никитич Романов, ставший впоследствии Патриархом Московским и Всея Руси. Родители Михаила Фёдоровича были людьми благочестивыми и боголюбивыми. Эти качества унаследовал и их сын. Историки отмечают, что глубокая религиозность царя поражала даже его современников. Михаил щедро благотворил храмам и монастырям. Неотъемлемой частью его жизни были паломнические поездки по святым местам.
Одно из первых паломничеств Михаил Фёдорович совершил незадолго до своего помазания на царство, когда Смута ещё не была до конца побеждена. В 1612 году он посетил Макариево-Унженский монастырь под Костромой. На душе у Михаила Фёдоровича была большая тяжесть. Чужеземцы тогда хозяйничали в Москве, сажали на русский трон верных им самозванцев. А Михаила, единственного законного претендента на престол, хотели убить. Совсем юному тогда будущему царю вместе с матерью приходилось скитаться, скрываясь от преследователей. И ещё одно горе терзало Михаила Фёдоровича. В 1611 году в плен к полякам попал его отец, владыка Филарет. В составе русского посольства он отправился для переговоров к польскому королю Сигизмунду III, и был вероломно арестован. Монастырская летопись Макариево-Унженской обители так описывает визит Михаила Фёдоровича в 1612 году: «Егда крыяся от безбожных ляхов в пределех костромских, молился о родителе своем, чудном архиереи Филарете». Святой услышал эти молитвы. В 1619 году, когда Михаил Фёдорович уже правил Государством Российским, владыка Филарет возвратился в Москву и был поставлен Патриархом. Тогда же Михаил снова отправился в Макариево-Унженский монастырь — на сей раз с богатыми дарами. На щедрые царские пожертвования в благодарность святому Макарию деревянная обитель была перестроена в каменную.
В 1618 году Москву осадили запорожские казаки под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Они исполняли приказ польского королевича Владислава, который продолжал незаконно претендовать на русский престол. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялась решающая битва у стен города. Историк XIX века Михаил Максимович, воссоздавая картину событий, писал, что как только зазвенели в Москве праздничным перезвоном колокола храмов, Сагайдачный отступил от города. В память об этом событии Михаил Фёдорович возвёл в селе Рубцово на Яузе храм Покрова Пресвятой Богородицы, и впоследствии ежегодно совершал туда паломничество.
В сентябре, накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского, Михаил Фёдорович с семейством отправлялся в Троице-Сергиеву Лавру — по традиции, заведённой ещё Иваном Грозным. «Троицын ход» — так называлось это паломничество — был самым масштабным царским богомольем. За десять вёрст до Троице-Сергиева монастыря, в Селе Воздвиженском, царь с царицей покидали свои роскошные экипажи, и остальную часть пути шли пешком.
Сегодня традиция паломничества, заложенная царём Михаилом Фёдоровичем, возрождается. Первые лица государства ездят поклониться русским святыням, помогают монастырям и храмам. И, как встарь, молятся за благополучие и процветание Отечества.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как мы понимаем выражение «вывести на чистую воду»? Очевидно, так: сделать явным истинное положение вещей, раскрыть всю правду, какой бы она ни была. А как мы реагируем на это выражение? Даже если мы честные и порядочные люди, мы слышим в нём обличение и угрозу, потому что слова «чистота», «правда», «истина» давным-давно ассоциируются в нашем мире с чем-то строгим, бескомпромиссным и судящим. Но такова ли истина Божия? Ответить на этот вопрос помогает 56-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлтё с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Человеку, который имеет опыт решения детских конфликтов, известно, что детей гораздо проще просто призвать к взаимному прощению и примирению, чем выяснять, кто первый начал и правильно ли рассчитал силу ответа тот, кто защищался. Если же ты переходишь на крик и начинаешь ругать того, кто кажется тебе виновным, ты сразу слышишь в ответ: он первый начал, и тот, кто выглядел как преступник, становится жертвой. При желании этот круговорот можно слушать довольно долго и порой бывает полезно разбирать такие истории, чтобы учить детей терпению и прогнозированию, но зачастую мы видим, что у каждого ребёнка своё видение правды. Да и вырастая, мы не далеко от такой позиции уходим, ведь даже когда бываем виноваты и признаём свою неправоту, внутри нас звучит голос, говорящий: это не вся правда обо мне, мой плохой поступок — это не весь я. И надо сказать, что этот голос не врёт. Ведь никто из нас не может быть совершенно зол и в каждом из нас всегда сохраняется глубина, недоступная для зла и греха.
Псалом, который мы сейчас услышали, Давид сочинил, когда скрывался от Саула. Для нас сегодня Давид — царь, пророк и псалмопевец, и мы знаем, что во время гонений Господь был на его стороне. Но в те времена для многих он выглядел как бунтарь, неугодный легитимному монарху. Давид стеснён со всех сторон, он в беде и из глубины своего положения взывает к Богу о помиловании. Но вот что интересно и для нас сегодня совсем необычно. Давид призывает с небес не только милость Божию, но и Его истину, потому что, с его точки зрения, они не противоположны. Для нас это необычно, ведь в нашем сознании милость покрывает грехи, а истина открывает их... Но Давид знает, что истина Божия — это не просто сухая человеческая объективность, не запись в протоколе, потому что Бог знает сердце. Давид прячется в пещере, и враги его ближе, чем можно было бы себе представить. Он буквально лежит у их ног... и его сердце готово, он всего себя предал Богу и окончательно доверился Ему.
И мы, обращаясь к Господу с молитвой и взывая к Нему о милости, будем помнить, что в Своём прощении Бог не говорит нам, что наши грехи ничего не значат, просто Он видит не только грехи, но и то доброе, что всегда в нас живо, что при Его помощи и поддержке обновляется и становится фундаментом новой жизни.
Возможность обрести семью для ребят из детских домов

Программа «Добрые перемены» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения действует во многих детских домах России и не только. В рамках неё команда фонда обучает психологов и педагогов, которые в свою очередь помогают детям справиться с психологическими травмами и дают им возможность обрести любящую семью. Пример тому история Вовы.
Вместе со старшим братом Колей он рос в семье, где о них никто не заботился. Со временем мальчишки оказались в детском доме. А через несколько лет, их забрали приёмные родители. Поначалу отношения с ними у братьев не складывались. Они были не готовы к тем правилам и ограничениям, с которыми столкнулись в новой семье. Всё это Коля и Вова воспринимали как жёсткость и нелюбовь. Особенно остро реагировал 8-летний Вова. Он обманывал и воровал, дрался, плохо вёл себя в школе. В момент острого кризиса родители обратилась за помощью в Службу сопровождения замещающих семей, где познакомились с программой «Добрые перемены».
С Вовой начали работать специалисты. Оказалось, что за его агрессией и ложью скрывалась душевная боль, отвержение и одиночество. И со всем этим Вова научился справляться. Его родители тоже посещали консультации с психологом. Они начали слышать и понимать своих приёмных детей, сочувствовать им. Благодаря работе специалистов жизнь в семье наладилась. У Вовы улучшились отношения с близкими и со сверстниками, появились интересы и увлечения. Кроме того, добрые перемены произошли и в жизни старшего брата Коли.
При участии Фонда защиты детей от жестокого обращения десятки ребят из детских домов обретают надежду на новую жизнь. Узнать об этом больше и поддержать миссию фонда можно на странице программы «Добрые перемены».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис — образы в иконописи». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Разговор шел об истории уникальных фресок Данилова монастыря в Переславле, созданных в 17-м веке под руководством знаменитого иконописца Гурия Никитина, которые были посвящены сюжетам из Откровения Иоанна Богослова, часто называемого «Апокалипсис».
Этой программой мы открываем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Все выпуски программы Светлый вечер