
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха
В 1613 году на российский престол взошёл царь Михаил Фёдорович — первый из династии Романовых. Его помазание на царство ознаменовало конец одного из самых тяжёлых периодов в русской истории — Смутного времени. Мать Михаила Фёдоровича, инокиня Марфа, была насильно пострижена в монашество политическими врагами мужа, когда её сыну было всего пять лет. Тогда же, с именем Филарет, был пострижен и отец будущего царя, боярин Фёдор Никитич Романов, ставший впоследствии Патриархом Московским и Всея Руси. Родители Михаила Фёдоровича были людьми благочестивыми и боголюбивыми. Эти качества унаследовал и их сын. Историки отмечают, что глубокая религиозность царя поражала даже его современников. Михаил щедро благотворил храмам и монастырям. Неотъемлемой частью его жизни были паломнические поездки по святым местам.
Одно из первых паломничеств Михаил Фёдорович совершил незадолго до своего помазания на царство, когда Смута ещё не была до конца побеждена. В 1612 году он посетил Макариево-Унженский монастырь под Костромой. На душе у Михаила Фёдоровича была большая тяжесть. Чужеземцы тогда хозяйничали в Москве, сажали на русский трон верных им самозванцев. А Михаила, единственного законного претендента на престол, хотели убить. Совсем юному тогда будущему царю вместе с матерью приходилось скитаться, скрываясь от преследователей. И ещё одно горе терзало Михаила Фёдоровича. В 1611 году в плен к полякам попал его отец, владыка Филарет. В составе русского посольства он отправился для переговоров к польскому королю Сигизмунду III, и был вероломно арестован. Монастырская летопись Макариево-Унженской обители так описывает визит Михаила Фёдоровича в 1612 году: «Егда крыяся от безбожных ляхов в пределех костромских, молился о родителе своем, чудном архиереи Филарете». Святой услышал эти молитвы. В 1619 году, когда Михаил Фёдорович уже правил Государством Российским, владыка Филарет возвратился в Москву и был поставлен Патриархом. Тогда же Михаил снова отправился в Макариево-Унженский монастырь — на сей раз с богатыми дарами. На щедрые царские пожертвования в благодарность святому Макарию деревянная обитель была перестроена в каменную.
В 1618 году Москву осадили запорожские казаки под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Они исполняли приказ польского королевича Владислава, который продолжал незаконно претендовать на русский престол. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялась решающая битва у стен города. Историк XIX века Михаил Максимович, воссоздавая картину событий, писал, что как только зазвенели в Москве праздничным перезвоном колокола храмов, Сагайдачный отступил от города. В память об этом событии Михаил Фёдорович возвёл в селе Рубцово на Яузе храм Покрова Пресвятой Богородицы, и впоследствии ежегодно совершал туда паломничество.
В сентябре, накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского, Михаил Фёдорович с семейством отправлялся в Троице-Сергиеву Лавру — по традиции, заведённой ещё Иваном Грозным. «Троицын ход» — так называлось это паломничество — был самым масштабным царским богомольем. За десять вёрст до Троице-Сергиева монастыря, в Селе Воздвиженском, царь с царицей покидали свои роскошные экипажи, и остальную часть пути шли пешком.
Сегодня традиция паломничества, заложенная царём Михаилом Фёдоровичем, возрождается. Первые лица государства ездят поклониться русским святыням, помогают монастырям и храмам. И, как встарь, молятся за благополучие и процветание Отечества.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица