
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха
В 1613 году на российский престол взошёл царь Михаил Фёдорович — первый из династии Романовых. Его помазание на царство ознаменовало конец одного из самых тяжёлых периодов в русской истории — Смутного времени. Мать Михаила Фёдоровича, инокиня Марфа, была насильно пострижена в монашество политическими врагами мужа, когда её сыну было всего пять лет. Тогда же, с именем Филарет, был пострижен и отец будущего царя, боярин Фёдор Никитич Романов, ставший впоследствии Патриархом Московским и Всея Руси. Родители Михаила Фёдоровича были людьми благочестивыми и боголюбивыми. Эти качества унаследовал и их сын. Историки отмечают, что глубокая религиозность царя поражала даже его современников. Михаил щедро благотворил храмам и монастырям. Неотъемлемой частью его жизни были паломнические поездки по святым местам.
Одно из первых паломничеств Михаил Фёдорович совершил незадолго до своего помазания на царство, когда Смута ещё не была до конца побеждена. В 1612 году он посетил Макариево-Унженский монастырь под Костромой. На душе у Михаила Фёдоровича была большая тяжесть. Чужеземцы тогда хозяйничали в Москве, сажали на русский трон верных им самозванцев. А Михаила, единственного законного претендента на престол, хотели убить. Совсем юному тогда будущему царю вместе с матерью приходилось скитаться, скрываясь от преследователей. И ещё одно горе терзало Михаила Фёдоровича. В 1611 году в плен к полякам попал его отец, владыка Филарет. В составе русского посольства он отправился для переговоров к польскому королю Сигизмунду III, и был вероломно арестован. Монастырская летопись Макариево-Унженской обители так описывает визит Михаила Фёдоровича в 1612 году: «Егда крыяся от безбожных ляхов в пределех костромских, молился о родителе своем, чудном архиереи Филарете». Святой услышал эти молитвы. В 1619 году, когда Михаил Фёдорович уже правил Государством Российским, владыка Филарет возвратился в Москву и был поставлен Патриархом. Тогда же Михаил снова отправился в Макариево-Унженский монастырь — на сей раз с богатыми дарами. На щедрые царские пожертвования в благодарность святому Макарию деревянная обитель была перестроена в каменную.
В 1618 году Москву осадили запорожские казаки под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Они исполняли приказ польского королевича Владислава, который продолжал незаконно претендовать на русский престол. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялась решающая битва у стен города. Историк XIX века Михаил Максимович, воссоздавая картину событий, писал, что как только зазвенели в Москве праздничным перезвоном колокола храмов, Сагайдачный отступил от города. В память об этом событии Михаил Фёдорович возвёл в селе Рубцово на Яузе храм Покрова Пресвятой Богородицы, и впоследствии ежегодно совершал туда паломничество.
В сентябре, накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского, Михаил Фёдорович с семейством отправлялся в Троице-Сергиеву Лавру — по традиции, заведённой ещё Иваном Грозным. «Троицын ход» — так называлось это паломничество — был самым масштабным царским богомольем. За десять вёрст до Троице-Сергиева монастыря, в Селе Воздвиженском, царь с царицей покидали свои роскошные экипажи, и остальную часть пути шли пешком.
Сегодня традиция паломничества, заложенная царём Михаилом Фёдоровичем, возрождается. Первые лица государства ездят поклониться русским святыням, помогают монастырям и храмам. И, как встарь, молятся за благополучие и процветание Отечества.
Все выпуски программы Открываем историю
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.