Английский писатель Майн Рид после долгих странствий по Северной Америке, где он трудился военным корреспондентом, в 1850 году решил вернуться в Лондон и сосредоточиться на литературном труде. В столице Великобритании он нашел не только писательскую славу, но и жену Элизабет, которая разделила с Майн Ридом все радости и тяготы его неспокойной жизни.
Майн Рид встретил свою возлюбленную Элизабет Хайд, когда гостил в доме её вдо́вой тётушки. «Она была ни слишком хрупкой, ни слишком нежной. Напротив, она производила впечатление сильной и цветущей девушки. Солнце словно играло локонами её волос, и они были подобны его собственным великолепным лучам», — такой Майн Рид впервые увидел Элизабет и вывел в своём романе «Жена-девочка». Он полюбил Элизабет с первого взгляда. Писатель с того момента старался бывать в доме Хайдов почти каждый день. Он дарил девушке подарки, а однажды, стремясь произвести на неё впечатление, вручил Элизабет свой первый вышедший в Британии роман «Вольные стрелки». Но всё было напрасно. Майн Рид решил уехать. Он простился с девушкой и отправился в Париж.
Во время следующей встречи Майн Рида и Элизабет всё было по-другому. Писателя пригласили в Лондон, чтобы прочитать речь на митинге в поддержку польских беженцев. На митинге присутствовала Элизабет, и когда Майн Рид вошёл в зал, по её телу — так вспоминала сама девушка — словно пробежал электрический разряд. Во время митинга молодые люди не обмолвились ни словом между собой, но весь вечер то и дело поглядывали друг на друга. Потом был длинный роман в письмах, в одном из которых девушка призналась: «Мне кажется, я вас люблю». Они обвенчались в 1854 году в церкви Святой Марии в Кенсингто́не. История их отношений нашла отражение в романе Майн Рида «Жена-дитя».
Поначалу жизнь Майн и Элизабет складывалась хорошо. Романы, а их Майн Рид писал по несколько в год, приносили солидный доход. В местечке Джеррардз Кросс под Лондоном супруги сначала арендовали коттедж, а затем выстроили собственное жильё. Они много путешествовали по Англии, а однажды отправились в Ирландию, на родину писателя, чтобы навестить его престарелую мать. Майн и Элизабет посетили могилу святого Па́трика, исследовали Мурнские горы, погостили у друзей детства писателя. Супруги колеси́ли по стране в открытом экипаже в сопровождении пса-далматинца, ночевали и готовили пищу под открытым небом, прямо у дороги.
Беззаботный период закончился в 1867 году: Майн Рид обанкротился, потерял все свои сбережения, а загородный дом продал за долги. Вскоре семью настигла другая беда. писатель серьёзно заболел — воспалилась старая рана на ноге, полученная писателем в молодости, и врачи даже обсуждали возможность ампутации. Ногу удалось сохранить, но Майн Рид уже не мог передвигаться без опоры или инвалидной коляски.
Безденежье и неудачи породили тяжелую и затяжную депрессию. Майн Рида терзали галлюцинации и навязчивые страхи. Сколько же тягот выпало на долю бедной Элизабет! Она организовала сбор денег на лечение мужа, возила его по клиникам и частным врачам. Элизабет всегда должна была быть рядом: Майн Рид очень боялся одиночества. Она была личным секретарем мужа, разбиралась со счетами и приводила в порядок его рукописи. И именно благодаря Элизабет Майн Риду удалось преодолеть депрессию. Жена увезла писателя в глухую деревушку Херфордши́р в графстве Герефо́рд. Здесь Майн Рид ожил. Сначала просто сидел, укрывшись пледом, на лужайке перед домом, потом вместе с женой стал совершать длительные, в двадцать-тридцать миль прогулки в экипаже, изучая местную фауну и достопримечательности. В конце концов, Майн Рид окреп настолько, что смог сесть за книгу «Гвен Уинн. Роман долины реки Уа́й», самый пространный роман в своей библиографии.
Однажды, ещё в молодости, Майн Рид написал Элизабет: «Боюсь, что твоя любовь ко мне — только романтика и не сможет сохраниться, когда ты узнаешь меня лучше. Сможешь ли ты любить меня, одетого в халат и шлёпанцы?» Элизабет своей жизнью убедила мужа, что и в инвалидном кресле он остался для неё самым дорогим человеком на свете.
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Фестиваль языков Fiesta de los Idiomas и православный приход в чилийском Сантьяго
Не зря наша программа называется «Вселенная Православия», ведь Православная Церковь в наши дни действительно распространилась по всему миру. И православные храмы существуют в самых разных странах. Например, в Чили. В столице этой горной страны, Сантьяго, существует русско-сербский приход во имя святителя Николая. Его уникальной особенностью является то, что приход принадлежит сразу двум Православным Церквям — Русской и Сербской. Причина заключается в личности настоятеля — священника Душана Михайловича. Серб по национальности, высшее образование он получил в России. Душан окончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Затем работал дирижером. Сначала в Москве, потом в Сербии. В 2004 году Душан решил стать священником. Для этого он опять отправился в Россию. С 2007 по 2010 г. Душан обучался в Самарской духовной семинарии, по окончании которой он был рукоположен, а затем отправлен на служение в Чили.
Отец Душан ведет в Сантьяго активную миссионерскую деятельность. В первую очередь, заботится о том, чтобы в числе прихожан были не только эмигранты, но и коренные чилийцы. Для этого приход устраивает разные мероприятия или же принимает участие в значимых культурных событиях города. Одно из них — столичный Фестиваль языков «Фиеста де лос идиомас» или по-русски «Языковая вечеринка». Фестиваль проходит ежегодно в ноябре. В рамках мероприятия различные национальные и культурные учреждения ставят временные павильоны на площади в центре Сантьяго перед литературным кафе — «Кафе Литерарио». В павильонах в течение нескольких дней проводятся языковые и культурные занятия, а также выставки, посвященные традициям различных стран.
Вот уже несколько лет в Фестивале языков принимает участие православный приход святителя Николая. Принимает не единолично, а в содружестве с Российским центром науки и культуры, который работает при Российском посольстве в Сантьяго. Прихожане русско-сербского храма проводят для гостей фестиваля различные уроки и мастер-классы. Особой популярностью пользуются занятия по русскому языку. Также рядом с павильоном в течение дня дают небольшие концерты коллективы русской народной песни. Многие из певцов прихожане храма святителя Николая.
Знакомство с некоторыми традициями Православной Церкви происходит у гостей фестиваля на уроках вышивки. Их проводит супруга отца Душана — Эллина. У нее тоже интересная биография. Эллина из России и до брака с отцом Душаном работала преподавателем в Саратовском университете. Эллина не только рассказывает гостям фестиваля об азах древнего искусства, но и показывает посетителям павильона свои работы и работы других мастеров. Это и предметы народной культуры — например, вышитые полотенца. Но, прежде всего, вышитые иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых. Чилийцам, заинтересовавшимся искусством вышивки, она объясняет основы православного вероучения. Все желающие могут получить в русском павильоне буклет, в котором рассказывается о Православной Церкви в Южной Америке. Есть в буклетах сведения о храме святителя Николая в Сантьяго, времени совершения там богослужения. Вечером прихожане знакомят гостей фестиваля с русскими народными играми. А завершает программу обычно небольшой концерт русской народной и духовной музыки.
Все выпуски программы Вселенная православия