В дискуссии участвовали: музыкант, певица Яна Зотова, предприниматель, многодетный папа Александр Ульев и настоятель Казанского храма города Красногорска протоиерей Сергий Попов.
Мы размышляли о том, как молиться, когда нет времени, и что делать, чтобы молитва была общением с Богом, а не просто вычитыванием положенных правил.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Н. Лангаммер:
– Добрый вечер, дорогие наши радиослушатели и наши зрители, – теперь программа выходит на YouTube-канале Радио ВЕРА. В эфире программа «Клуб частных мнений». По традиции в нашей программе мы обсуждаем выпуски утреннего «Частного мнения», где наши авторы поднимают очень важные вопросы о духовной жизни. И программа, которая легла в основу сегодняшней дискуссии – «Пятнадцать минут», автор программы Яна Зотова. А тему мы сформулировали так: «Как молиться, когда нет времени». И чтобы разобраться в этом вопросе, мы пригласили в студию Александра Ульева, предпринимателя, папу семерых детей – уж точно времени особо, может казаться, нет, но я знаю, что Александр очень относится внимательно к молитве. И отец Сергий Попов, настоятель Казанского храма города Красногорск. Добрый вечер.
Все:
– Добрый вечер.
Н. Лангаммер:
– Для начала дискуссии я предлагаю послушать программу Яны, мы поймем, о чем речь.
«Наверное, у многих из нас так бывает, что утром не хватает времени на молитву. И именно на молитву. Я задумалась: почему так? Все остальное я ведь как-то успеваю сделать. Получается, что я считаю это остальное более важным, безотлагательным. Даже само слово «остальное» говорит само за себя –остальные дела. Значит, оставшиеся после чего-то более важного. Вот я проснулась, умылась, оделась, закинула ноты и тексты для работы в сумку, хорошо, если успела зарядку сделать, на лету налила чай в термос и бегом на работу. Думаю: ладно, помолюсь в этот раз по пути. Хорошо, если едешь в метро, можно хоть глазами текст читать, а если в машине, то только один вариант – слушать аудио. И, конечно, это получается без должного внимания, потому что нужно следить за дорогой, и мысли сконцентрировать на словах молитвы очень трудно. Совесть, конечно, обличает. Понимаю, что мало хорошего в такой молитве. Но если уже дала себе послабление однажды, в следующий раз проще с совестью договориться. Молиться в дороге становится почти привычкой. А ведь молитва – это разговор с Богом, и что получается, что общение с Богом для меня менее важно, чем завтрак или зарядка? Поговорить с Тем, Кто создал меня, любит меня, заботится обо мне. Как-то на исповеди я сказала о своих проблемах с нехваткой времени на молитву батюшке. И получила простой ответ: а ты встань на 15 минут пораньше и все успеешь. И действительно, ведь не хватает каких-то 15 минут. И я начала исправляться, ставить будильник на 15 минут пораньше. Получилось. Все теперь успеваю: помолиться, собраться – и на совести легко, и настрой совершенно другой на предстоящий день, как-то более спокойно воспринимаются трудности. А какие-то из них даже сами собой разрешаются. Вот буквально на днях как раз такая история случилась. После литургии мы решили остаться на спевку, посмотреть новые ноты, подготовиться к службе, попеть, порепетировать. Каждое следующее музыкальное произведение вдохновляло своей красотой и совсем не хотелось останавливаться. Мы были так увлечены процессом, что не заметили, как пролетело время. Телефон на беззвучном режиме. И вдруг в поиске очередных нот я заглянула в него и ахнула – на часах уже 11.45, а в 12 ровно у меня назначен урок в часе езды отсюда, мне никак не успеть. Ох, как я не люблю такие ощущения. Стараюсь никого не подводить, а тут вдруг на тебе, пожалуйста, я даже не предупредила. Собираюсь написать сообщение, попросить прощения, но вижу текст от ученицы – она сам просит перенести урок, сама не успевает к назначенному часу. Мы договариваемся перенести занятие на удобное для нас обеих время. Кто-то может сказать, что это просто совпадение, но я заметила, что подобные совпадения случаются тогда, когда ставишь Бога на первое место. На Соловецких островах от одного монаха я услышала такие слова: делай дело Божие, а Бог сделает твое. И в Евангелии также сказано: ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложится вам. Так и выходит. Как только приоритетом становится Бог, в остальных делах Он Сам все устраивает».
Н. Лангаммер:
– Вот такая программа. Казалось бы, Яна, в общем-то, ответила на все вопросы. Но они остаются, да, Ян, все равно, мы к ним возвращаемся.
Я. Зотова
– Да, тут много еще есть подводных камней, не всегда так получается гладко, как хотелось бы. Поэтому есть о чем поговорить.
Н. Лангаммер:
– То есть в идеале мы себе представляем, как оно должно быть по-евангельски, а если честно признаться, то мы все знаем, как оно бывает на самом деле. И вот этот вот промежуток от того, что есть до того, как должно быть, хочется пройти или хотя бы проложить маршрут и, собственно, мы этим сегодня займемся. Я могу начать такое исповедальное настроение с себя, что на самом деле не всегда есть возможность помолиться. Я себя утешаю фразой, которую мне сказал духовник когда-то, что порой молитвенное правило может быть менее весомым, чем молниеносная молитва к Богу – как блудница помолилась о том, чтобы у вдовы воскрес сын умерший, и эта секундная молитва грешницы имела такой ответ от Господа. Отец Сергий, я понимаю, что я, может быть, крамольные вещи говорю, себя оправдываю, что можно не молиться, а просто воскликнуть: «Господи, помилуй». Но все-таки вот нет времени, да, с утра не успеваем. Так уж важно нам прямо вот правило?
Протоиерей Сергий:
– Ну безусловно, случаи бывают разные, конечно, и вот нынешний ритм современной жизни, к сожалению, побуждает нас к тому, чтобы мы спешили, торопились. А вот встать чуть раньше, о чем мы слышали в выступлении Яны в прошлой передаче, да, которую мы прослушивали, вот этих 15 минут и не хватает вроде бы. А встать пораньше иногда сил нет, да, все устают, работы, заботы и так далее, семья, дети. Что же делать? Конечно, само правило-то, оно и называется правило, потому что это правильно. А с другой стороны, читать это правило поспешно, без внимания, лишь бы вычитать...
Н. Лангаммер:
– Вот это жуткое слово «вычитать».
Протоиерей Сергий:
– Вычитать, да. Приходишь, говоришь: «Батюшка, я вычитала правило. – Ну молодец. А ты помолилась? – А это как?» Вот действительно здесь, наверное, если уже объективно человек не может это правило вычитать осознанно, полно, духовно, то, наверное, есть смысл его и сократить. Опять же как, ну общие советы можно дать, но желательно, конечно, это согласовывать со своим духовным отцом, да, безусловно. У всех разный опыт, разные силы, разные возможности. А общее правило как? Ну вот у нас есть же правило батюшки Серафима Саровского, оно очень короткое. Я помню, у меня детишки еще были маленькими, и вот матушка моя, когда укладывала их спать, то это правило читала вслух. Причем они еще были маленькие и не умели даже говорить, но они эти молитвы слушали, засыпая. Сначала старший, потом младший родился. И вот каждый вечер это правило она вычитывала вслух. Они слушали-слушали, а потом стали постарше, уже научились говорить более-менее внятно, членораздельно, и стали это правило читать по очереди. Матушка начинает читать, потом старший сын, потом младший. Иногда я к этому правилу присоединялся. Но я все-таки стараюсь исполнять полное правило свое, и поэтому делаю это в самом таком свободном месте вечером, в нашей квартире это кухня. Потому что все остальное занято, у нас маленькая квартирка. И вот такая практика, она привела к тому, что дети вот с самого юного возраста, можно сказать, с младенчества уже молитве научались, обучались. Они вот эти все слова молитв – и «Отче наш», и «Царю Небесный», «Богородице, Дево, радуйся», Символ веры – длинная молитва, да, они все это уже знали и, конечно, им это безусловно помогает. Поэтому, да, нам, наверное, это правило, как исключение можно использовать, прибегать к нему. Но дело опять же не ради того, чтобы правило исполнить. Все-таки лучше помолиться кратко, да, как бы даже, может быть, одной молитвой. Ведь у нас есть же молитва Господня, основа всех молитв, и может быть, лучше ее прочитать неспеша, осознанно, и будет больше пользы, чем вот прочитать длинное правило без внимания. Допустим, у меня такая традиция уже сложилась. Когда я еду на службу, а я сказал, у нас очень маленькая квартирка, и если я встаю рано и начинаю одеваться, суетиться, тут еще правило читать, конечно, я могу своих домашних разбудить, помешать. И чтобы этого не допустить, я стараюсь быстро-быстро умыться, одеться, все, и уйти, чтобы они еще отдохнули, поспали. И вот у меня дорога от дома до электрички занимает примерно минут двадцать, и вот я иду, еще рано утром, народа мало, и вот я читаю это утреннее правило. Ну естественно, я его читаю уже по памяти. И вот мне так удобно, комфортно, у меня получается. Ну а что делать, если мы не успеваем? Ну я бы сказал, да, можно минимизировать. Но стараться все-таки, чтобы это не стало некоей системой.
Н. Лангаммер:
– Ну конечно.
Протоиерей Сергий:
– Все-таки надо приучать себя вот находить вот те самые 15 минут, о которых Яна говорила. Ну чуть-чуть пораньше встать, и вот тогда действительно мы со временем, я уверен, кто будет себя к этому приучать, начнут получать от этого радость. Потому что начало дня с молитвы, с общения с Богом – ну что может быть лучше.
Н. Лангаммер:
– Да, ну вот прежде, чем эту радость получить, как-то приходится пройти период какой-то вот, я не знаю, дисциплинарной муштры. Вот Александр, как у вас это? Вот как вы детей-то воспитывали, чтобы они эти молитвы как свои воспринимали, а не как положено?
А. Ульев:
– Ну вы знаете, детям-то гораздо проще. Вот как батюшка сказал, они растут в церковной семье, и они с молодых ногтей, что называется, воспринимают молитву. Гораздо сложнее тем людям, которые в зрелом возрасте пришли к Богу. Я думаю, что как раз вопрос о нехватке времени возникает у этих людей, а не у молодых. Но опять-таки, честно говоря, не верю, что у человека не хватает времени на молитву. По моему мнению – опять-таки моему частному мнению, это происходит ну, наверное, от неверия скорее всего или от маловерия.
Н. Лангаммер:
– От теплохладности.
А. Ульев:
– Ну не буду я говорить это слово, а скорее всего, от не совсем понимания того, что первично, а что вторично. Естественно, мы уделяем массу времени на работу, на хозяйство, на быт, на воспитание, магазины и все прочее, прочее. Но мы ни в коем случае не должны забывать, что первоисточник-то это все-таки Отец наш, Господь Иисус Христос. И в первую очередь мы должны думать о Нем, а все остальное, вот как было сказано в передаче, да, Господь сделает наши дела. Ведь посмотрите, давайте возьмем, например, монахов. Ведь монахи трудятся, они же обеспечивают себя полностью – у них хозяйство, у них послушания, у них работа, стройки и все прочее, прочее. Но у них есть огромное монашеское правило, да, у нас есть только утреннее и вечернее правило, а у монахов есть огромное правило, которое они должны исполнить. Вот да, вот это слово «вычитать» действительно немножко режет слух. И тем не менее, посмотрите, они все успевают – длинные всенощные, тяжелый труд и молитва, – и все складывается, все успевается, все созидается, и люди довольны, и все, в общем-то, нормально себя ощущают. Поэтому, конечно, современный человек вот в этой суматохе бесконечной, да, ему кажется, что здесь я не успел, здесь мне надо работать, здесь мне надо туда, мне надо туда и везде мне надо. Но мы столько тратим времени впустую...
Н. Лангаммер:
– На что-то, да, на что можно и не тратить.
А. Ульев:
– Да посмотрите, у всех в телефонах подписки на десятки, а может быть, и больше Telegram-каналов, которые бесконечно читаются, отвечаются, пересылаются, лайкаются и так далее и тому подобное. И, естественно, что человек загружен таким количеством информации, что у него потом не хватает ни на что сил. Но опять-таки надо четкую создать иерархию.
Н. Лангаммер:
– Приоритеты.
Н. Лангаммер:
– И мы возвращаемся в студию и обсуждаем сегодня мы тему «Как молиться, когда нет времени». Очень важный момент приоритетов поднял Александр. Потому что, если страшную иногда статистику посмотреть – сам телефон предлагает, сколько времени мы провели в телефоне, да, и что-то там более важное есть, становится как-то жутковато. И, правда, говорят, что кому-то отдаешь, время, деньги и еще что-то, третье, да, это и есть твой бог. И получается, где, собственно, наш бог. Но я хотела вернуться к тому, что мы чуть раньше обсуждали, насчет вычитки, да. Ведь молитва – это же разговор с Богом, это что-то живое. То есть если ты вычитываешь, то ты не получаешь связи вот этой. Можно прочитать, но это не будет молитвы как разговора с Господом. И я хочу приоткрыть, да, немножечко, Ян, ты мне позволишь, что в твоей жизни, когда мне Яна что-то говорит помолиться... Я так обычно там: а ну да, там разные мнения бывают, но, когда мне говорит Яна, я немножечко так, как-то у меня пробегают такие мурашки. Потому что я знаю, что Яна по молитве вышла из жуткой ситуации в жизни. Это реально молитва работала. И, Ян, можешь чуть-чуть рассказать?
Я. Зотова:
– Да, не предполагала, что мы этой темы коснемся, поэтому постараюсь, наверное, коротко, все-таки светлое радио. Была у меня тяжелая история в жизни, касающаяся зависимости наркотической. И вымолили меня, наверное, дети мои, мама моя, и с Божией помощью я уже десять лет ничего не употребляю. Хотя у меня был такой край, что я сама не верила, что я могу выжить как-то, из этой ситуации выползти. Поэтому молитва, конечно, имеет такую силу, о которой мы даже, может быть, и не ведаем. Где-то недавно услышала, что есть даже молитва – когда подумал о человеке, просто вспомнил его имя, но какой-то посыл такой был, чтобы ему Бог помог, что в этот момент ангел может перенести на любой конец света вот эту твою молитву об этом человеке, то есть какая-то забота Господня проявится о нем. Это интересное такое.
Н. Лангаммер:
– Как ты молилась, Яночка? Вот тот период как ты молилась? Или это только молитва мамы и детей, как ты говоришь?
Я. Зотова:
– В тот момент началось, да, с молитвы близких. Я тогда не верила, что я могу спастись. А уже потом, когда я почувствовала силы, вот пришла в клуб трезвости при храме на Соколе, я увидела, что люди спасаются, и что такое, оказывается, возможно, и вот начала уже молиться сама. И там много чего, и со здоровьем были сложности – мне могли ампутировать ногу одну, и Господь даже это выправил. То есть врачи говорили, что не спасти. Но вот, к счастью, хожу своими ногами.
Н. Лангаммер:
– Еще одно чудо в твоей жизни, когда ты дочку вымолила новорожденную.
Я. Зотова:
– Да, и дочку. Дочку уронили в роддоме у меня. Ну, в общем, с этого и начались мои наркотики, что я не смогла как бы ей достойно как-то ее обеспечить каким-то таким, не знаю, как подобрать правильно слово... Не смогла найти какое-то ей применение – то есть она не ходила, не держала голову до двух лет, ползала до 11 лет только. И мне казалось, что не могу ей никак помочь, зря я ее вымолила – даже вот такие были мысли, что, может быть, ей было лучше сразу с Богом встретиться, если бы она маленькая умерла, как мне в роддоме говорили. Но потом, слава Богу...
Н. Лангаммер:
– Ну Катя талантливая выросла.
Я. Зотова:
– Талантливая, да, песни поет и сочиняет, и на клавишах играет. Немножко трудности с ходьбой у нее, но, конечно, девчонка замечательная.
Н. Лангаммер:
– Яркая.
Я. Зотова:
– Вот она, кстати, знает все утренние вечерние наизусть молитвы. Она спасает, когда в дороге, когда мы не успеваем помолиться, она в машине, прямо с самого начала до самого конца, все молитвы нам читает.
Н. Лангаммер:
– Она прямо искренне верит, да?
Я. Зотова:
– Да, она в два года, когда увидела календарь на стене, на кухне – Иисус Христос был изображен, Спас Нерукотворный. Она говорит: о, вот Он меня спас. То есть вот когда была, видимо, при смерти в детстве, она запомнила...
Н. Лангаммер:
– Его.
Я. Зотова:
– Да, Его запомнила.
Н. Лангаммер:
– Вот как такую молитву искреннюю иметь? Это на самом деле каждый раз ты вроде сидишь, вот до слез то, что сейчас Яна рассказывает. А вечером будешь ложиться спать и опять: «Ой, Господи, ну спасибо за этот день... я это, можно... спать». Отец Сергий, как же нам все-таки, почему для нас так противоестественно как будто бы, для нашей падшей природы, молиться? Где-то я прочитала – может быть, ерунда, но у кого-то из батюшек, что для нас молиться – это как медведю стоять на задних лапах. Вот именно падшему человеку, что это какая-то противоестественная история. Хотя умом мы все понимаем, и душой имеем такой опыт и помним его.
Протоиерей Сергий:
– Ну что здесь можно ответить? Безусловно, конечно, опыт молитвы приходит со временем. Вот посмотришь на маленьких детишек – они же не умеют говорить, особенно вот на младенчиков. Вот он лежит в кроватке, да, и вот он, с ним рядом не никого, а тут – раз, он как-то беспричинно начинает смеяться, улыбаться как-то, и как будто с кем-то общается. Вот, видимо, его светлая душа она что-то видит, кого-то видит. Ну кого видит? Ну можно там представить, ангелов, наверное, видит, да, может, что-то такое хорошее, светлое. А иногда этот ребеночек тоже лежит и беспричинно начинает плакать, истерить даже. Вот нет повода, ничего – все хорошо, тепло, комфортно, сухенький, да, сытый, а вот раз – истерика. Что? Опять что-то видит. И вот эта светлая душа, чистая, не подверженная еще греху такому большому, вот она ощущает присутствие Бога, да, безусловно, всего светлого, и чувствует очень хорошо вот эту противоположную силу диавольскую, да, бесов. Ну также, видимо, и в нашей жизни вот это нежелание общаться с Богом, – вот мы упомянули «теплохладность», да, такое слово, – когда все хорошо, все нам комфортно, удобно, получается, Бог нам особо не нужен, у нас же и так все хорошо.
Н. Лангаммер:
– Нет, ну спасибо, конечно.
Протоиерей Сергий:
– Да, спасибо, вроде бы я жив, здоров, да, я не такой как это мытарь, благодарю Тебя за все. Да, чаще именно так и происходит. Но все-таки я иногда привожу такой пример жизненный. Вот когда, допустим, молодые люди, парень и девчонка, встречаются, вот дружат. И вот этот это время, период, когда они там вечерами, в непогоду, видят друг друга, общаются, да, им совершенно нет никакого дела, то что голодно, может быть, неуютно как-то, да, некомфортно. И у них главная цель – как можно дольше продлить вот это время общения друг с другом, да, вот нет ничего выше, лучше общения.
Н. Лангаммер:
– И боли не чувствуешь, и голода.
Протоиерей Сергий:
– Вообще ничего, что да, и под дождем стоять можно, и мерзнуть, и на солнце жариться, и все, вот только бы быть с любимым человеком. Представляете, как здорово. А здесь мы общаемся с Самим Богом. Вот, наверное, просто еще не сформировалось у нас вот это чувство, не пришло вот да, нет какого-то достаточно опыта, наверное. Ну а как его приобрести? Трудом.
Н. Лангаммер:
– Яна.
Я. Зотова:
– Хотела поделиться опытом как раз на эту тему. У меня так получалось, что несколько раз ходила на исповедь с этой проблемой, что молюсь коротко или поспешно, невнимательно или вообще не успеваю. И разные вещи советовали разные батюшки. И вот я то так пробовала, то так пробовала: то раньше вставать, то ставить время, что молюсь до двенадцати, сколько успею, столько успею. По-разному. И вот в один момент иеромонах мне сказал, что выбери себе три молитвы и вот их читай. Я думаю: о, ну попробую сегодня. Я прочитала три молитвы, и я поняла, что мне мало. Я не могу. Я дверь открыла, но не зашла. Вот я как-то в таком недоразумении. Думаю: нет, давай-ка я еще прочту. И так я все прочла, потому что я вот прикоснулась к этому и хочется еще побыть рядышком.
Н. Лангаммер:
– Но над тобой не висел дамоклов меч того, что надо много, и это шло от души.
Я. Зотова:
– Наоборот, я хотела сама, да, то есть не было задачи вычитать все, именно вычитать. А просто ну вот остановись, тебе можно, тебе разрешили три молитвы.
Н. Лангаммер:
– Вот обратная сторона дисциплины, да, казалось бы. Как, Александр, быть, когда смотришь, думаешь: ой, сколько же там читать-то надо...
А. Ульев:
– На самом деле это все бывает только первое время. Вот я еще раз говорю и повторюсь, что надо себя организовать. Ведь сначала есть понуждение – да, ты себя организовываешь, ты себя заставляешь. Потом ты это делаешь ну уже на каком-то автоматизме. А потом ты уже не можешь этого не делать. Потому что, ну вот вы знаете, мне тоже не очень нравится слово «правило» утреннее. Это утренняя молитва, да, скорее всего. Батюшка, скажите мне, пожалуйста. И вечерняя молитва. Правило – ну такое правило-правило, его можно вычитать вот так, как вы говорите.
Я. Зотова:
– Батюшка сказал слово «правильно».
А. Ульев:
– Да, правильно, да. Но вот просто, видимо, люди не понимают истинный смысл этого всего. А ведь когда мы читаем с вами утренние молитвы, они же не заканчиваются – ты же можешь помянуть и всех своих о здравии, ты можешь помянуть и Церковь нашу Православную, и священников, и всех знакомых там монахов, диаконов и так далее. Ты можешь помянуть всех за упокой, всех своих близких. И ты уже думаешь: а как я покойников-то своих забуду сегодня? Понимаете, это становится неотъемлемой частью. Это просто ты, ну ты уже отвечаешь перед ними. Ты их вчера помянул, а сегодня не помянул – это как так? А кто их еще помянет, если не ты? Нет, понимаете, они же не могут ничем себе помочь. И поэтому здесь я еще раз хочу спросить у всех: а сколько люди запоминают анекдотов? А сколько люди запоминают стихов? А сколько люди запоминают всякой ерунды, которая им не нужна. А почему бы не потрудиться и не заучить эти утренние и вечерние молитвы. Ничего страшного. Тогда, где бы ты ни был – за рулем, за катером, еще где-то, в метро, под землей в тоннеле, где угодно, в автобусе в троллейбусе, – ты едешь, и ты молишься. Вот как батюшка, например, идет к электричке и молится. У нас это было, например, в семье принято, когда мы вечером выходили гулять всей семьей, и мы шли вечерком на прогулке и читали вечернее правило. Утреннее правило – ну я поделюсь своим опытом, может быть, если позволите...
Н. Лангаммер:
– Да, конечно.
А. Ульев:
– Дорога длинная, ну более-менее такая, незагруженная. У меня была шпаргалка, и я заучивал это утреннее правило со шпаргалкой: забудешь –подсмотришь. Ну я думаю, что через полгода любой человек выучит утреннее правило, это совершенно не проблема. И потом уже начнет прибавлять к этому правилу то, что у него на душе, за кого он хочет попросить Бога – за детей, за жену, за работодателя, за партнера там, за своих работников, да за кого угодно. Понимаете, это становится неотъемлемой часть жизни.
Н. Лангаммер:
– А вот дальше? А вот хорошо, утром вы выученное правило все-таки, да, ну хотя бы текст, который мы относим к правилу, вечером так. А днем как у вас происходит общение с Богом?
А. Ульев:
– Ну днем по-разному происходит. Например, у меня есть такая практика, я работаю, когда у меня есть возможность, да, фактически я стараюсь, чтобы у меня такая возможность была. Потому что, слава Богу, есть у нас технические средства, такие как телефон и наушники. И если ты что-то делаешь руками, чтобы никого не смущать, никому не мешать, я, например, иногда одеваю наушники и в течение дня я просто слушаю.
Н. Лангаммер:
– Что?
А. Ульев:
– Слушаю акафисты, слушаю каноны. И они уже за столько лет стали, я уже их знаю наизусть и я, собственно, бурчу себе под нос и подпеваю. Если я работаю за компьютером, то я тоже включаю молитвы различного рода. Там, пожалуйста, интернет сейчас наполнен таким разнообразием: хотите всенощное бдение послушать – пожалуйста; хотите выбрать такой монастырь – пожалуйста; хотите Патриаршее богослужение послушать – пожалуйста; литургию – да ради Бога. И каждый уже человек может сохранить себе и сделать такую библиотеку, подборку молитв...
Н. Лангаммер:
– Которые ему по душе.
А. Ульев:
– Которые ему нравятся по стилю, по исполнению и так далее и тому подобное. Ну, например, я уже не представляю свою жизнь по-другому.
Н. Лангаммер:
– Спасибо. Мы сейчас прервемся на небольшую паузу. И я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждаем тему «Как молиться, когда нет времени». И предложила эту тему Яна Зотова, певица, музыкант, мама четверых детей. А помогают нам разобраться в этом вопросе Александр Ульев, предприниматель, папа семерых детей. И протоиерей Сергий Попов, настоятель Казанского храма города Красногорск. Не переключайтесь.
Н. Лангаммер:
– И мы возвращаемся в студию. В эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждаем тему «Как молиться, когда нет времени». Тему предложила Яна Зотова, музыкант, певица, мама четверых детей. В гостях у нас Александр Ульев, предприниматель, тоже папа семерых детей, многодетный. И протоиерей Сергий Попов, настоятель Казанского храма города Красногорск. И вот исходя из того, что мы сейчас проговаривали, да, –акафисты, молитвы, последования. А как насчет молиться своими словами? Вот здесь есть тоже подвох, потому что, когда «да я своими словами», а потом «своими словами» сводится к двум словам. Отец Сергий, вот как правильно?
Протоиерей Сергий:
– Хотя бы два слова: «Господи, помилуй» – ну это уже молитва на самом деле. Конечно, можно своими словами, никто не запрещает. Но, понимаете, иногда нам сложно сформулировать мысль. Вот мы приходим на исповедь, и мы начинаем вот что-то говорить Богу перед священником, свидетелем, и иногда бывает вот просто сложно сказать, объяснить свой грех, в чем же я согрешил. И поэтому есть очень хорошие такие шпаргалочки, разные книжечки, которые помогают нам – «Опыт построения исповеди», да, отца Иоанна (Крестьянкина) и так далее. И вот святые отцы, Церковь в лице святых отцов, позаботилась сделать нам такие шпаргалочки – помочь нам молиться Богу, общаться вот не то что правильно, а чтобы наши мысли не рассеивались, общаться конкретно. Поэтому можно и своими словами, да, безусловно. Но вот те молитвы, которые у нас есть в утреннем, вечернем правиле, там ко Святому Причастию, они настолько уже выверены духовным опытом тех составителей и тех молитв святых отцов, что там ни добавить, ни убавить ничего невозможно.
Н. Лангаммер:
– Но, с другой стороны, отец Сергий, там такой высокий полет, что когда я читаю это от себя...
Протоиерей Сергий:
– Очень, очень высокий полет.
Н. Лангаммер:
– Вот даже в начале воцерковления, я пришла в храм первый раз, и мне сказали, значит, мне батюшка сразу сказал: причащайся. Я говорю: так я не готовилась. Он говорит: какое готовиться? Двенадцать лет как крещена, не причащалась – у тебя душа не дышит, ты не сможешь. Я говорю: ну я попробую. И я начала читать. И я ничего не понимала на церковнославянском, я дошла до места, что аки свиния в калу лежу, думаю: нет, секундочку, я не свинья. Вот у меня был такой протест.
Протоиерей Сергий:
– И не раба Божия, да?
Н. Лангаммер:
– Нет, ну насчет раба Божия – ну еще как бы ладно.
Протоиерей Сергий:
– Можно смириться.
Н. Лангаммер:
– Я потерплю, да. Но то, что я не свинья – ну мне хотелось быть с Богом быть искренней, – я так не чувствую. Как быть в этом случае? Потому что очень многое из того, что написано Иоанном Лествичником, Симеоном Новым Богословом, это такие высоты, куда мне до них. Я, получается, говорю, что я каюсь, но я этого не испытываю, так как они, такого горячего покаяния.
Протоиерей Сергий:
– Ну значит, есть к чему стремиться.
Н. Лангаммер:
– Есть. Но в данный момент, получается, я лукавлю, нет?
Протоиерей Сергий:
– Да нет, ну какое же лукавство. Мы всегда стремимся к высоте. Ну вот плох тот спортсмен, который не хочет занять хотя бы маленькую ступень на пьедестале, хотя бы низшую, третью. А потом вторую, может быть, и первую даже. Но для того, чтобы туда забраться-то, надо же потрудиться, надо иметь к этому желание какое-то. Если нет желания, что же там получится. Поэтому, конечно, высоты большие духовные, да. И, наверное, нужно сказать, что я вот как священник, с детства хожу в церковь, тоже с младенчества, молитв много знаю, а вот сказать: я умею молиться – ну это будет лукавство. Ну как я умею молиться? Я пытаюсь научиться молиться, учусь. Сам учусь, где-то получается, где-то нет. И вся наша жизнь, это будет связано с тем, что мы будем учиться молитве, искренней молитве. Я уверен, что мы научимся рано или поздно. Главное, чтобы она была от сердца, и чтобы не было лицемерия в этой молитве.
Н. Лангаммер:
– Вот. Я же про это и спрашиваю.
Протоиерей Сергий:
– Конечно, вот. Поэтому искренне помолиться. А те слова, которые вы не понимали в молитвах, ну это же не страшно. Да, это, наоборот, вот человеку, скажем так, желающему разобраться, это повод углубиться. Да, ведь никто не мешает нам в свободное время просто взять толкование на молитвы, словарик...
Н. Лангаммер:
– Но я не не понимала, я не принимала.
Протоиерей Сергий:
– Ну конечно, да.
Н. Лангаммер:
– Такое покаяние глубинное, я вот его не испытывало.
Протоиерей Сергий:
– Ну чуждо было, ну да.
А. Ульев:
– Гордынька.
Н. Лангаммер:
– Так я первый раз пришла. Гордынька, а что делать? Она самая. Ну нет, вот подстроиться или быть искренней? Ну правда. Ну вот что важнее?
Протоиерей Сергий:
– Вам просто попался очень мудрый батюшка, который просто, видя как-то, видя вас, вот проницательно благословил причащаться. Даже без какой-то особой подготовки. Почему, потому что ну так нужно было.
Н. Лангаммер:
– Так я осталась в лоне Церкви. Иначе бы я вышла и не вернулась.
Протоиерей Сергий:
– Да, конечно. А если он сказал бы: так, а ты вычитала вот это правило? А сколько ты там постилась, да, – и вот стал бы допытываться, ну мог бы отбить вообще все желание. Слава Богу, это опять-таки милость Божия, что попался такой человек, такой священник, и вы остались в Церкви.
Н. Лангаммер:
– Я вообще не собиралась.
Протоиерей Сергий:
– Вы не только остались, а вы стали расти духовно. Это очень важно.
Н. Лангаммер:
– Да, это на самом деле такая благодарность. Потому что я вообще тогда пришла ну пожаловаться. Я приехала, собственно, с Богом выяснить отношения, почему я молилась единственной молитвой, которой меня мама научила: «Господи, наставь меня на путь истинный». И вот когда я молилась этой молитвой, все мои планы и проекты, они все рушились. И я, собственно, приехала ругаться в храм. Ну мне какой-нибудь священник нужен был, чтобы как-то отождествить Бога, Который мне все разрушает. Но вот он так все повернул, что, когда мне разрешил причаститься без последования, без говения, я так поняла, что: нет, секундочку, я не привыкла быть должной. Значит, через неделю я попробую попоститься и помолиться.
Протоиерей Сергий:
– Я приготовлюсь как надо.
Н. Лангаммер:
– Да. Ну дальше как-то уже и в следующее воскресенье, и в следующее, да. Вот так я, собственно, осталась в лоне Церкви. И так уверовала да, наверное.
Я. Зотова:
– Здорово.
Протоиерей Сергий:
– Хотите, я тоже поделюсь таким личным опытом молитвы, но это краткой, и ее полезности. 2020 год, пандемия, ковид. Всем известный период, когда мы, кто-то верил в это, кто-то не верил. Я честно скажу, не очень верил, думаю: ну это что-то такое придумано. И, конечно же, Господь меня решил смирить, вразумить. Ровно на Пасху Христову я заболеваю ковидом. Ну я думаю: ну это недомогание какое-то, простуда еще что-то. Ну подумаешь, температурка поднялась, все это мелочи, переживу. И с каждым днем мне становилось все хуже и хуже. Заразил всю свою семью, но у них как-то это все прошло в легкой форме, там один-два дня и все. А я слег конкретно. Вот, видимо, за свою такую упертость, да, неверие. И к концу недели, да, вот уже на Фоминой неделе я, можно сказать, уже лежал как овощ – то есть уже все, уже не было сил двигаться, передвигаться, то есть любые движения давались с большим трудом, одышка дикая, все. Но, слава Богу, попал в руки хороших специалистов, врачей, пытались меня спасти. И вот когда я попал в больницу, можно сказать, меня уже туда привезли в тяжелом состоянии, я понимал, что надо молиться. Ну а что еще делать? Вот надо как-то спасаться, вылезать из этого. Помимо таблеток там, капельниц и всего остального. И тут вот, не поверите, я думаю: надо читать молитву Господню. И начинаю читать ее: «Отче наш, Иже...» – и забыл.
Н. Лангаммер:
– Она не помнится.
Протоиерей Сергий:
– То есть я понимаю, что я не могу вспомнить молитву «Отче наш». Почему? Ну видимо, голодание мозга кислородное, там еще что-то. И я еще раз опять: «Отче наш...» И вот так вот несколько раз, и я с ужасом понимаю, что я все молитвы, которые я знал вот с детства, я их все забыл. Представляете, мое состояние: что мне делать? Единственная молитва, которую я мог помнить, молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И я на ней остановился и читал ее. Я уж не могу сказать как часто, но, видимо, когда вот мог это делать осознанно, силы были, я ее читал, читал, читал. И потом вот как-то с Божией помощью врачи подобрали какой-то препарат, который облегчил мое состояние, стало все лучше, лучше. И там уже действительно, и вот тут тоже у меня появился некий страх, думаю: а если я сейчас выживу, да, вот сейчас я выйду из больницы, опять буду служить в храме. А я же ни одну молитву не помню, что же я буду делать-то? Ну конечно, можно и по книжке читать, но все-таки для меня это, конечно, трагедия, для человека, который с детства эти молитвы наизусть знает, а тут – раз, я ничего не помню. Вы не поверите, вот как мое состояние стабилизировалось, я вышел из больницы, вот уже стал потихонечку служить. И я не то что все молитвы вспомнил, я даже почему-то вдруг стал молиться теми молитвами, которые я никогда не заучивал специально. Ну есть такие да, там из богослужения. Они вдруг у меня как-то всплыли, хотя я их специально не учил. Ну вот это такая милость Божия. Поэтому даже вот короткая молитва – о чем мы говорили, да, – но от сердца, она имеет большую силу, громадную силу.
Н. Лангаммер:
– Отец Сергий, а вот такая еще история, например, у меня. Вот что для меня было важно, что когда я пришла в Церковь, и какое-то время прошло, я поймала себя на том, что я во сне, когда мне снятся кошмары, я говорю: «Господи, помилуй». И я подумала: как хорошо, ведь когда душа расстанется с телом, хотя бы эта молитва будет оставаться на каком-то автопилоте, да, внутри. Мозг, не мозг, но душа первое, что вспоминает это: «Господи, помилуй».
Н. Лангаммер:
– Продолжаем программу «Клуб частных мнений» на тему «Как молиться, когда нет времени». И я хочу спросить у Александра, а у вас вот такая искренняя личная молитва, своими словами, есть?
А. Ульев:
– Ну вы знаете, за столько лет у меня уже, скажем так, сформированы такие личные молитвы, которые я добавляю, когда читаю Псалтирь, например. Появляются какие-то новые моменты, когда ты хочешь за кого-то помолиться, помянуть, о здравии или там об исцелении и так далее. Да, конечно, есть.
Н. Лангаммер:
– А как вы молились в критической ситуации? Я не знаю, уместно ли, я знаю, что у вас в жизни была болезнь близкого человека. Вот в тот момент какая молитва была от сердца, когда страшно?
А. Ульев:
– Со слезами.
Н. Лангаммер:
– Молчаливая?
А. Ульев:
– Нет, не молчаливая, но со слезами. А вы знаете, когда горе, когда беда, человек как-то по-другому реагирует на молитву и на все, что происходит. Правильно вот там люди говорят: нет времени, – когда все хорошо. Батюшка сказал об этом. Когда у нас все хорошо, у нас все хорошо. И зачастую люди приходят в церковь, когда все плохо. А я всегда говорю, что приходите, когда хорошо. Когда плохо, вы уже от безысходности ищете какой-то спасательный круг. А надо приходить, когда хорошо и благодарить Бога за то, что вам хорошо. А когда беда, когда случается какая-то вот такая жизненная ситуация, ну все вооружаются молитвой – и ты, и домочадцы, и дети. И надеяться-то, кроме как на Господа Бога нашего, на кого же еще-то? Все упование на Него возлагаем.
Н. Лангаммер:
– Тогда и вспоминаем, тогда и чувствуем Его ответ. А без этого ответа уже и...
А. Ульев:
– Конечно, и Пресвятой Богородице. К таким семейно чтим святым, конечно, обращаемся. И что касается там здоровья или что касается каких-то там житейских дел, мы вот очень любим в семье святителя Спиридона Тримифунтского. Уже много лет последних читаем акафист «Вссецарице» Пресвятой Богородице. Ну вот меня смущает слово, что молитва работает. Она не работает...
Я. Зотова:
– Я так сказала, да?
А. Ульев:
– Да, она не работает. Она в том смысле, вот который мы вкладываем, Господь нас слышит, Пресвятая Богородица нас слышит – и все это осязаемо, и все это обоняемо. И мы видим отклик на эти молитвы. У нас вот, когда мы уверовали, когда вот мы приходили, воцерковлялись, проходили годы, и нас многие спрашивали там: а вот чудеса, а какие чудеса? А что, бывает чудеса, не бывают чудеса? Я им всем говорил: посмотрите на нашу семью. Вот вся наша жизнь – это чудо. Мы живем вопреки всему, да, слава Богу. Вот так вот, понимаете. И, конечно, вот если человеку не хватает времени... Ну на самом деле я еще раз скажу: я не верю. Время есть, всегда есть. У нас столько гаджетов, у нас сейчас уже, по-моему, книг-то особо никто не читает, да. Никто не читает, но, поверьте, я спускаюсь в метро, и я вижу, что люди едут и читают – в руках молитвословы, в руках Евангелие. Люди читают. Ну значит, есть время. А если мы едем на машине – да включите кассету. Мое мнение – может быть, отцы по-другому считают, но я считаю, что включи кассету и повторяй.
Я. Зотова:
– Да.
А. Ульев:
– Повторяй. И ты скоро не будешь включать эту кассету, ты будешь читать эту молитву наизусть. И мало того, ты будешь прибавлять. Вот знаете, я на самом деле иногда жалею, что пробок мало. Ну вот их, конечно, много. Но иногда ты так быстро пролетаешь, и ты думаешь: эх, не успел вот это, не успел вот это. А раньше, вот там возвращаешься с работы, да, – почитал вечернее правило, наизусть, естественно. Ну что, стоишь в пробках. Ну неужели глазеть по сторонам, да, раздражаться там...
Я. Зотова:
– Торопиться.
А. Ульев:
– Отвлекаться, да, нервничать. Достал Псалтирь, открыл его и читай спокойненько.
Н. Лангаммер:
– Или включил на самом деле. Потому что столько про это разговоров, что батюшка, а полезно, если я послушаю магнитофонную запись? Полезно, магнитофону. Вот такой ответ был. Ну тут вот действительно такая мысль: а если поставить себе такую задачу. И у меня вот почему 50-й псалом легко выучился, а 90-й – хоть ты замучайся с ним. Но вот тут действительно слушать можно, и впитывать, и этим дышать. И все равно ведь это же друга атмосфера.
А. Ульев:
– Я в качестве реабилитации вам могу привести пример. Вот когда стоят исповедники перед исповедью, батюшка открывает молитвослов и читает молитвы перед исповедью. Но он же читает, а они слушают. Есть во многих храмах такая практика, что во время исповеди люди, ожидая своей очереди, слушают последование к причастию, каноны покаянные. И батюшки особо подчеркивают, что дома не надо вычитывать, если вы это прослушали в храме. Но они же это прослушали. Ну вы приходите на литургию, ну вы же, если слова знаете, вы подпеваете, да?
Н. Лангаммер:
– Конечно, да.
А. Ульев:
– Если не знаете, вы слушаете. Но это не значит, что вы не молились при этом, правильно?
Н. Лангаммер:
– Как и молитвы ко причастию, ты их всегда слушаешь. Я себя так оправдываю, но правда, для меня ощутимее, когда я слышала это перед причастием, когда это читается. И все время, даже если мысли гуляют, на одном месте, где вот, точно, на одном месте, когда сравнивают меня с блудницей, которая к ногам Христа припала, вот я обязательно на этом месте сосредоточусь, и с этого пойдет какая-то сердечная молитва. И да, и в момент, когда походишь, молишься тоже вместе со всеми.
Я. Зотова:
– Да, вот можно про последование ко причастию, вспомнила сейчас. Небольшое такое чудо было, маленькое. Тоже для меня трудно читать всегда дома. Я читаю заранее, потому что в этот день с утра встать раньше, последование прочитать –это нереальная задача. И вот с вечера...
А. Ульев:
– Я прошу прощения, но последование вы можете читать когда угодно, хоть за неделю, хоть за три дня, хоть за два дня.
Н. Лангаммер:
– Всю неделю.
А. Ульев:
– Вы можете его разделить на части.
Я. Зотова:
– Да, это уже потом пришло понимание, что так частями можно. А в какой-то момент у меня был период, что с вечера читаю последование, а утром иду, причащаюсь. И в какой-то момент я понимаю, что вот у меня есть двадцать минут, а я читаю сорок обычно последование. Думаю: ну ладно, как пойдет так пойдет. Перекрестилась, читаю в том же темпе, как обычно, смотрю – я вычитала, прочитала за 20 минут, и я не торопилась. Вот как-то Господь распределяет время, я все сделала, успела. Вот такие бывают вроде бы маленькие вещи, но они очень заметные, что Господь тебя любит, даже тебе здесь помогает. Что хочешь за 20 минут – давай. Я вижу твое стремление сделать правильно и помогаю тебе.
Н. Лангаммер:
– И не молитва нужна, а вот это твое...
Я. Зотова:
– Желание сердца, да.
Н. Лангаммер:
– «Сыне, дажьдь Ми сердце» – да, отец Сергий?
Протоиерей Сергий:
– Конечно, безусловно. И очень хорошо вот в некоторых храмах, вот, в частности, в нашем храме такая традиция есть по субботам, когда все желающие участвуют в литургии. Мы раздаем тексты распечатанные, да, и народа не так много бывает, и вот все желающие подпевают, допустим, те песнопения, которые исполняются. Ну хотя бы «Господи, помилуй» может любой человек спеть, и даже без какого бы то ни было слуха и голоса. И в этом правда. Почему, потому что мы, к сожалению, забываем, наверное, и не обращаем на это внимания, не задумываемся, что служба, литургия совершается всем приходом. Вот это очень важно. Священник служит, только возглавляет, да, но все мы, стоящие в храме, все – хор, алтарники, все прихожане, мы являемся ее совершителями, участниками этой службы. И вот если у нас мы с таким чувством будем приходить в храм Божий, что мы тоже являемся частичкой этой службы, и она от нас зависит, от нашего вот этого духовного делания, от нашей молитвы, зависит то есть исход этой службы, тогда отношение будет немножко другое.
Н. Лангаммер:
– Это важно.
Протоиерей Сергий:
– Это важно учиться, конечно, этому, да.
Н. Лангаммер:
– Это тоже очень важно, что мы не постоять пришли, а помолиться.
Протоиерей Сергий:
– Конечно, конечно.
Я. Зотова:
– Да. Как не на спектакль, а именно ты живешь, и ты совершаешь совместно.
Н. Лангаммер:
– Ну ты-то вообще поешь.
Я. Зотова:
– Ну теперь, слава Богу, да.
А. Ульев:
– А вы знаете, бывает, слышишь отзывы священников, например при отпевании. Когда идет просто гражданская панихида, ну думаешь: ну вот что, пришли люди проститься, играет какая-то жуткая музыка, все говорят какие-то хорошие слова. А когда идет действительно, священник отпевает, и когда люди вторят ему, часто священники говорят: как легко прошло отпевание, как-то вот действительно человека проводили с молитвой. Не в последний путь, да, как говорится...
Н. Лангаммер:
– А в вечную жизнь.
А. Ульев:
– В Царство Небесное, к Отцу Небесному, да.
Протоиерей Сергий:
– Да, предали вечности.
А. Ульев:
– Вот это тоже очень важно, соборная молитва. И когда молятся всем вместе, это тоже очень важно.
Н. Лангаммер:
– Спасибо большое за этот эфир, за этот разговор, такой искренний и пронзительный. Напомню, что в эфире была программа «Клуб частных мнений» на Радио ВЕРА, и на YouTube-канале Радио ВЕРА уже видеоверсия теперь. Мы обсуждали тему «Как молиться, когда нет времени». Инициатор этой темы Яна Зотова, мама четверых детей, музыкант, певица, преподаватель. А помогали нам разобраться в этой теме Александр Ульев, предприниматель, и протоиерей Сергий Попов, настоятель Казанского храма города Красногорск. Спасибо большое.
Я. Зотова:
– Спасибо.
А. Ульев:
– Спасибо.
Протоиерей Сергий:
– Храни вас Господь.
Я. Зотова:
– Меня зовут Наталья Лангаммер. И мы увидимся снова и услышимся снова через неделю – в воскресенье, в 18.00, в программе «Клуб частных мнений». До встречи.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
«Журнал от 28.03.2025». Алексей Соколов, Оксана Кавальская

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Путешествия в пост и соприкосновение с нехристианской культурой;
— Разговор вере с людьми склонными к эзотерическим практикам;
— Новый сезон подкаста «Минутная история»;
— Фильм «Июньская полынь» о детях войны.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 101. Богослужебные чтения

Чем вера в Бога отличается от неверия? И есть ли какие-то преимущества у верующего человека перед неверующим? Ответ на эти вопросы содержится в 101-м псалме, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.
Псалом 101.
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питие моё растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознёс меня и низверг меня.
12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сём для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.
Только что прозвучавший псалом имеет необычный заголовок. Это «молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Го́сподом печаль свою». И содержание в целом соответствует этому названию. Автор ощущает свою беспомощность перед лицом времени. Как дым, исчезли дни юности и молодости. От былой силы в теле не осталось и следа. Его плоть истощилась. Кости стали хрупкие, сердце наполнено тревогой. Автора мучает бессонница. Ему мерещится призрак приближающейся смерти. Он ощущает, как жизнь постепенно покидает его. Он словно превращается в тень. Автор сравнивает себя с филином и пеликаном. Обе эти птицы считались нечистыми. И нередко в контексте Священного Писания они являются символом запустения. Это ощущение неизбежности надвигающегося конца усугубляется нападками со стороны людей. Враги строят ему козни. Всё, что автор может сделать в этой ситуации, — признать своё бессилие и оплакивать свою жизнь. О чём он прямо говорит словами: «Я ем пепел, как хлеб, и питьё моё растворяю слезами».
Согласитесь, картина безрадостная. Однако в псалме парадоксальным образом присутствует и другое настроение. Здесь плачь и сокрушение соседствуют с надеждой и даже радостью. Это напрямую связано с тем, что автор ожидает наступления того времени, когда придёт Мессия. Он воцарится на Сионе. Этим именем назывался один из холмов Иерусалима. Но в сознании евреев это не просто место на карте. Это ещё и символ средоточия духовных сил богоизбранного народа. Символ будущего царства мира и справедливости. И автор псалма, находясь в своей непростой ситуации, уже сейчас ощущает себя участником этого наступающего царства.
Таким резким контрастом псалмопевец обращает наше внимание на важную закономерность духовной жизни. Подлинная вера в Бога не гарантирует нам внешне спокойную и размеренную жизнь. Она не гарантирует улучшения материального благополучия, уважения со стороны окружающих людей, физического здоровья. Как и любой другой человек, человек верующий может тяжко заболеть, потерять родных и любимых, попасть под сокращение на работе, разориться. В конце концов, как и всякий другой человек, человек верующий телесно умирает. Однако подлинная жизнь по вере даёт нам совершенно особый взгляд на происходящее вокруг, при котором жизнь перестаёт быть плоской и одномерной, а трудности и проблемы перестают ощущаться глобальными и непреодолимыми. И для верующего человека в любой тоске и печали всегда найдётся довольно места для надежды и даже радости.
Псалом 101. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 101. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 101. На струнах Псалтири
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
12 Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его - в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса - дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.