Мария Павловна Постовская, педагог и одна из первых русских врачей-дефектологов, ещё в начале XX-го века утверждала то, на чём, по сути, основывается современная коррекционная педагогика: детей с особенностями умственного развития неправильно отделять от всех остальных. Особую заботу и подход они должны получать, находясь в социуме, среди других сверстников — это поможет адаптироваться к полноценной общественной жизни. Сегодня для такого подхода существует специальный термин — инклюзия. Мария Постовская этого слова не знала и в своей работе не использовала. И всё же именно она в 1910-м году организовала первый в истории отечественной педагогики инклюзивный класс для особенных ребят на базе Третьего Московского Ольгинско-Пятницкого начального училища.
Мария Павловна происходила из семьи обедневших дворян. Родилась она в 1865-м году, в Елецком уезде Орловской губернии; а несколько лет спустя Постовские перебрались в Москву. Несмотря на нужду, начальное образование девочка получила весьма достойное. И уже с 14 лет финансово помогала родителям — зарабатывала частными уроками грамматики, письма и арифметики. Мария очень хотела продолжить учёбу, получить профессию. Вслед за старшим братом Николаем она заинтересовалась ещё молодой тогда наукой — психиатрией. В 21 год Постовская поступила на естественнонаучное отделение Высших женских Лубянских курсов. Параллельно посещала лекции виднейших учёных того времени, которые сформировали отечественную психиатрическую школу — Сеченова, Баженова, Корсакова. На одном из семинаров она познакомилась с Анной Адлер, основательницей методики обучения незрячих. Постовская стала помогать Анне Александровне с переводами русских книг и учебников на шрифт Брайля и преподавать в её школе для слепых. Вероятно, именно тогда Мария Павловна и заинтересовалась работой с особенными детьми.
Чем глубже Постовская изучала этот вопрос, тем больше ей казались несовершенными те педагогические методы, которые были приняты тогда в работе с отстающими в умственном развитии детьми. Их отделяли от общества — помещали в закрытые учебные заведения. Там, в изоляции, они, по сути, превращались в изгоев, выключенных из нормальной жизни. Мария Павловна понимала, что необходимо изменить такой подход. Этим она и занялась, когда в 1910-м году её назначили заведующей Третьим московским Ольгинско-Пятницким начальным училищем.
Постовская внимательно наблюдала за отстающими учениками. И выяснила, что у многих из них неуспеваемость связана не с ленью, а обусловлена психопатологическими факторами. Для тех, кому было тяжело усваивать материал из-за особенностей умственного развития, Мария Павловна организовала в училище особый класс — так называемый вспомогательный. Ребята обучались по отдельной программе, но свободно взаимодействовали с остальными сверстниками, оставались вовлечёнными в обычную повседневную жизнь. Детей учили не только общеобразовательным предметам, но и прививали им практические бытовые навыки, готовили к самостоятельности. Проводились занятия по исправлению речи, оздоровительной развивающей гимнастике. При этом особенные дети участвовали во всех мероприятиях училища — самодеятельных концертах, выставках рисунков и поделок. Начинание Постовской быстро показало свою эффективность. Скоро вспомогательных классов в училище стало несколько, а в 1913 году при нём открылся детский сад для малышей с нарушениями интеллектуального развития. Мария Павловна выступала с лекциями для педагогов, на которых рассказывала о важности организации вспомогательных классов в рамках обычных школ.
После октябрьской революции 1917-го года Постовская осталась на Родине и до глубокой старости — а прожила Мария Павловна 89 лет — трудилась в Московском отделе народного образования. Педагогические идеи Марии Постовской и сегодня не забыты — они остаются актуальными, живут и развиваются.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поддержать мастерскую в Орске, где трудятся особенные люди
В городе Орске находится центр социальной адаптации «Маяк» или иначе — Дом сопровождаемого проживания. Здесь молодые люди с инвалидностью, те, у кого нет семьи, живут в домашней обстановке и под присмотром наставников учатся вести хозяйство и быть самостоятельными. Помимо этого, все они шьют или создают изделия из глины.
Валентину и Андрею нравится трудится в гончарной мастерской. У Вали лучше всего получаются большие тарелки в виде листьев. Он плохо видит, и для работы ему приходится низко наклонять голову. Но сколько же радости испытывает молодой человек, когда мастер-гончар достаёт из печи его готовые изделия.
Андрей чаще всего создаёт из глины чашки или вазы в форме граната. Он может заплакать, если что-то не получается. Но не уходит, пока не доделает работу до конца.
Занятия в гончарной мастерской — часть реабилитации. Это ремесло развивает усидчивость, внимание и мелкую моторику, помогает особенным людям раскрыться.
«Поначалу на занятиях все ребята были замкнутые. А в процессе всё изменилось, мы с ними и беседы ведём, и смеёмся», — рассказывает мастер-гончар Екатерина.
Сегодня в мастерской постоянно трудятся около 30 человек. Готовые работы подопечных реализуют на ярмарках, в монастырской лавке орского Иверского женского монастыря или отравляют заказчикам по почте. Воспитанникам центра социальной адаптации «Маяк» важно знать, что их труд востребован.
Помогите мастерской для людей с инвалидностью продолжать свою работу. Небольшой доход от изделий не покрывает всех расходов проекта, поэтому ему необходима поддержка. Сбор для мастерской в городе Орске открыт на портале «Милосердие.ru», и вы можете принять в нём любое посильное участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о выдающемся военном деятеле первой половины двадцатого века, русском генерале Василии Георгиевиче Болдыреве, об участии в Русско-Японской и Первой Мировой войнах, о судьбе в период гражданской войны в России, о том, как дважды был арестован советской властью в разные года и оба раза был реабилитирован, о попытке найти свое место на гражданской службе в новом государстве и о том, почему в 1933году был снова арестован и расстрелян.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский
- «Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги о святых». Ирина Ордынская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была писатель, сценарист, координатор литературного конкурса «Молитва» Ирина Ордынская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об опыте написания книг о святых, а также о значении литературных конкурсов сегодня.
Ирина Николаевна рассказывает, как в художественном слове соединяются переживание веры, молитва и образ, почему художественный текст способен обратиться к сердцу человека сильнее публицистики. Она вспоминает работу над книгами о русских святых и говорит о том, как их живые образы помогают читателю осмысливать путь к Богу.
Отдельная тема — конкурс «Молитва»: его задачи, поддержка авторов из регионов и зарубежья, востребованность произведений о духовном поиске, номинации, спецпризы и опыт прошлого сезона, когда работы лауреатов были опубликованы и вошли в сборники.
В финале разговора — личные истории: детство в воцерковлённой семье, первые воспоминания о молитве, встречи с удивительными людьми и читатели, для которых её книги стали поддержкой. Тёплая беседа о том, как литература открывает человеку путь к вере.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







