
Неприхотливые масличные деревья с незапамятных времен густыми зелеными волнами стекали по юго-восточному склону Елеонской горы возле селения под названием Вифания. Здесь в тени олив стоял дом, принадлежавший Лазарю и двум его сёстрам — Марии и Марфе. Они рано осиротели и привыкли находить опору друг в друге и в Боге. Унаследовав от родителей огромное состояние, Лазарь, Мария и Марфа щедро делились с теми, кто нуждался. Паломники, держащие путь в Иерусалимский храм, знали, что в доме Лазаря всегда найдут ночлег и угощение. Обретали приют в гостеприимном семействе и странствующие проповедники, коих немало было в Израиле в дни римского господства.
В бесконечном потоке путников Лазарь и его сёстры выделяли Человека по имени Иисус. Младшая, Мария, замирала, когда слышала Его проповедь, столь непохожую на речи всех прочих мудрецов Израиля. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», — эти слова звучали в сердце девушки радостной песнью о Боге, и казалось, что больше нечего желать на земле.
Старшая сестра, Марфа, старалась угодить дорогому гостю — чистила дом до блеска и готовила лучшие блюда. Иисус приходил с учениками, и хозяйка хлопотала, чтобы каждый был сыт. Она весь день проводила в заботах, но как будто не помнила об усталости. Лишь однажды, к вечеру, увидев сестру праздно сидящей у ног Иисуса, проворчала.
МАРФА
Что ж ты, Мария, одну меня оставила служить гостям?
И добавила, обращаясь к Иисусу.
МАРФА
Скажи ей, Господин, чтобы она помогла мне.
Ответ Иисуса поразил обеих: «Мария избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Сестрам вдруг стало ясно, что каждое слово Гостя — это и есть благо в глубинном, подлинном смысле. Это открытие стало общим сокровищем Марфы и Марии, соединило их крепче родственных уз.
Иисус часто бывал в гостеприимном доме в Вифании. Он приходил, и все невзгоды перед Ним отступали. Когда Лазарь тяжело заболел, Мария и Марфа не сомневались, что чудесная помощь последует незамедлительно. Но брату становилось хуже, а Иисуса всё не было.
Мария несколько суток молилась, стоя на коленях у постели брата. Ночью она впадала в забытьё ненадолго, опустившись головой на скамью, но и сквозь сон душой устремлялась к Богу. Марфе деятельный характер не позволял оставаться на месте. Отправив к Иисусу гонцов с известием о болезни Лазаря, она побывала в Иерусалимском храме, пригласила лучших врачей, готовила целительные отвары по их рецептам, сама отпаивала брата, не доверяя слугам ухаживать за больным. Не помогало ничего. Юноша угасал на глазах.
Иисус пришел, когда после похорон прошло четыре дня, и… Лазарь восстал из гроба по Его слову. Это невероятное событие многое изменило не только для Марфы и Марии. Раздражение фарисеев и книжников на Иисуса достигло предела, малейшее проявление Его исключительности могло послужить для них поводом к возмездию.
За шесть дней до Пасхи один из учеников Иисуса устроил ужин. Среди приглашённых были и Лазарь с сестрами. Марии хотелось выразить Христу свою любовь и благодарность. У неё давно хранился тонкий кувшинчик с ароматическим нардовым маслом. Благовоние стоило около трёхсот динариев — такой суммы хватило бы небольшой семье на пропитание в течение целого года. Это была единственная личная драгоценность Марии — родительское имение принадлежало старшей сестре и брату. И вот теперь, повинуясь велению сердца, девушка решительно отбила узкое горлышко сосуда и излила благовоние на голову Спасителя. По комнате поплыл тонкий аромат, на Марию устремились удивленные взгляды. «К чему такие траты?» — прозвучал недовольный возглас. «Оставьте её, она тело Мое приготовила к погребению!», — пресёк возмущение Иисус.
Марфа и Мария вместе с другими женами-мироносицами сопутствовали Спасителю в Его восшествии на Голгофу. Воскресение Воскрешающего они встретили как бесценный Божий дар каждому. Лазарь стал христианским епископом на острове Кипре. Сестры помогали ему нести благую весть о Спасителе, служа людям своими трудами и щедро изливая драгоценное миро христианской любви.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер