
Неприхотливые масличные деревья с незапамятных времен густыми зелеными волнами стекали по юго-восточному склону Елеонской горы возле селения под названием Вифания. Здесь в тени олив стоял дом, принадлежавший Лазарю и двум его сёстрам — Марии и Марфе. Они рано осиротели и привыкли находить опору друг в друге и в Боге. Унаследовав от родителей огромное состояние, Лазарь, Мария и Марфа щедро делились с теми, кто нуждался. Паломники, держащие путь в Иерусалимский храм, знали, что в доме Лазаря всегда найдут ночлег и угощение. Обретали приют в гостеприимном семействе и странствующие проповедники, коих немало было в Израиле в дни римского господства.
В бесконечном потоке путников Лазарь и его сёстры выделяли Человека по имени Иисус. Младшая, Мария, замирала, когда слышала Его проповедь, столь непохожую на речи всех прочих мудрецов Израиля. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», — эти слова звучали в сердце девушки радостной песнью о Боге, и казалось, что больше нечего желать на земле.
Старшая сестра, Марфа, старалась угодить дорогому гостю — чистила дом до блеска и готовила лучшие блюда. Иисус приходил с учениками, и хозяйка хлопотала, чтобы каждый был сыт. Она весь день проводила в заботах, но как будто не помнила об усталости. Лишь однажды, к вечеру, увидев сестру праздно сидящей у ног Иисуса, проворчала.
МАРФА
Что ж ты, Мария, одну меня оставила служить гостям?
И добавила, обращаясь к Иисусу.
МАРФА
Скажи ей, Господин, чтобы она помогла мне.
Ответ Иисуса поразил обеих: «Мария избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Сестрам вдруг стало ясно, что каждое слово Гостя — это и есть благо в глубинном, подлинном смысле. Это открытие стало общим сокровищем Марфы и Марии, соединило их крепче родственных уз.
Иисус часто бывал в гостеприимном доме в Вифании. Он приходил, и все невзгоды перед Ним отступали. Когда Лазарь тяжело заболел, Мария и Марфа не сомневались, что чудесная помощь последует незамедлительно. Но брату становилось хуже, а Иисуса всё не было.
Мария несколько суток молилась, стоя на коленях у постели брата. Ночью она впадала в забытьё ненадолго, опустившись головой на скамью, но и сквозь сон душой устремлялась к Богу. Марфе деятельный характер не позволял оставаться на месте. Отправив к Иисусу гонцов с известием о болезни Лазаря, она побывала в Иерусалимском храме, пригласила лучших врачей, готовила целительные отвары по их рецептам, сама отпаивала брата, не доверяя слугам ухаживать за больным. Не помогало ничего. Юноша угасал на глазах.
Иисус пришел, когда после похорон прошло четыре дня, и… Лазарь восстал из гроба по Его слову. Это невероятное событие многое изменило не только для Марфы и Марии. Раздражение фарисеев и книжников на Иисуса достигло предела, малейшее проявление Его исключительности могло послужить для них поводом к возмездию.
За шесть дней до Пасхи один из учеников Иисуса устроил ужин. Среди приглашённых были и Лазарь с сестрами. Марии хотелось выразить Христу свою любовь и благодарность. У неё давно хранился тонкий кувшинчик с ароматическим нардовым маслом. Благовоние стоило около трёхсот динариев — такой суммы хватило бы небольшой семье на пропитание в течение целого года. Это была единственная личная драгоценность Марии — родительское имение принадлежало старшей сестре и брату. И вот теперь, повинуясь велению сердца, девушка решительно отбила узкое горлышко сосуда и излила благовоние на голову Спасителя. По комнате поплыл тонкий аромат, на Марию устремились удивленные взгляды. «К чему такие траты?» — прозвучал недовольный возглас. «Оставьте её, она тело Мое приготовила к погребению!», — пресёк возмущение Иисус.
Марфа и Мария вместе с другими женами-мироносицами сопутствовали Спасителю в Его восшествии на Голгофу. Воскресение Воскрешающего они встретили как бесценный Божий дар каждому. Лазарь стал христианским епископом на острове Кипре. Сестры помогали ему нести благую весть о Спасителе, служа людям своими трудами и щедро изливая драгоценное миро христианской любви.
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов