«Рождество в стране моей родной... \ Пахнет мандаринами и ёлкой», — пел когда-то Александр Вертинский. Действительно, зимние праздники сегодня трудно представить без ароматных ярко-оранжевых фруктов. Но как же и когда самый новогодний цитрус появился в России?
Путь мандарина к новогоднему столу россиян был довольно долгим. Ещё в начале 19-го века об этих фруктах у нас не знали почти ничего. Одним из первых рассказал соотечественникам о мандаринах литератор и путешественник Иван Гончаров в 1855 году. В своём знаменитом сочинении «Фрегат Паллада» он писал: «Мандарины — род мелких, но очень сладких и пахучих апельсинов. Они хороши тем, что кожа отделяется от них сразу со всеми волокнами, и вы получаете плод, облупленный, как яйцо, сочный, почти прозрачный». Гончаров познакомился с мандаринами в Китае. По одной из версий, именно древний Китай считается родиной этих цитрусовых. Некоторые учёные полагают, что фрукт получил своё название в честь высокопоставленных китайских чиновников, которые именовались мандаринами и носили ярко-оранжевые одежды.
В 1870-х годах первые, очень небольшие партии оранжевых фруктов стали попадать в Российскую Империю. Стоили мандарины дорого, и полакомиться таким деликатесом могли немногие. Очень любил мандарины последний русский император Николай II. Именно в годы его царствования эти фрукты стали выращивать в России. В 1897 году основатель Батумского ботанического сада, профессор географии Андрей Краснов, привез из Японии мандарины «уншиу». Учёный полагал, что этот холодостойкий, неприхотливый сорт сможет прижиться на землях русского Кавказа. Так оно и вышло, и к началу ХХ века на черноморском побережье Кавказа появились плантации мандаринов. Крупнейшее мандариновое хозяйство организовал в Абхазии — тогда она входила в состав Российской Империи — русский купец Николай Игумнов. Впервые отечественные мандарины были представлены публике на выставке «Русская Ривьера», которая прошла в Петербурге в 1913-м году. Оранжевые фрукты всё ещё оставались экзотикой, однако мало-помалу, стали появляться на столах россиян. И поскольку созревали они к концу ноября, то после сбора и транспортировки попадали на рынки аккурат к рождественским праздникам. Таким образом мандарин постепенно стал прочно ассоциироваться с Новым годом и Рождеством. Фрукты заворачивали в цветную фольгу и вешали на ёлку, дарили друг другу. Эту традицию стали связывать с именем святителя и чудотворца Николая. Мандарины символизировали мешочки с золотом, которые святой тайно подкидывал бедному отцу семейства, чтобы тот мог прокормить своих дочерей.
Сегодня мандарины — давно уже не экзотика, но по-прежнему они ассоциируются именно с новогодними праздниками — маленькие фрукты с древней историей.
Все выпуски программы Открываем историю
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема