«Рождество в стране моей родной... \ Пахнет мандаринами и ёлкой», — пел когда-то Александр Вертинский. Действительно, зимние праздники сегодня трудно представить без ароматных ярко-оранжевых фруктов. Но как же и когда самый новогодний цитрус появился в России?
Путь мандарина к новогоднему столу россиян был довольно долгим. Ещё в начале 19-го века об этих фруктах у нас не знали почти ничего. Одним из первых рассказал соотечественникам о мандаринах литератор и путешественник Иван Гончаров в 1855 году. В своём знаменитом сочинении «Фрегат Паллада» он писал: «Мандарины — род мелких, но очень сладких и пахучих апельсинов. Они хороши тем, что кожа отделяется от них сразу со всеми волокнами, и вы получаете плод, облупленный, как яйцо, сочный, почти прозрачный». Гончаров познакомился с мандаринами в Китае. По одной из версий, именно древний Китай считается родиной этих цитрусовых. Некоторые учёные полагают, что фрукт получил своё название в честь высокопоставленных китайских чиновников, которые именовались мандаринами и носили ярко-оранжевые одежды.
В 1870-х годах первые, очень небольшие партии оранжевых фруктов стали попадать в Российскую Империю. Стоили мандарины дорого, и полакомиться таким деликатесом могли немногие. Очень любил мандарины последний русский император Николай II. Именно в годы его царствования эти фрукты стали выращивать в России. В 1897 году основатель Батумского ботанического сада, профессор географии Андрей Краснов, привез из Японии мандарины «уншиу». Учёный полагал, что этот холодостойкий, неприхотливый сорт сможет прижиться на землях русского Кавказа. Так оно и вышло, и к началу ХХ века на черноморском побережье Кавказа появились плантации мандаринов. Крупнейшее мандариновое хозяйство организовал в Абхазии — тогда она входила в состав Российской Империи — русский купец Николай Игумнов. Впервые отечественные мандарины были представлены публике на выставке «Русская Ривьера», которая прошла в Петербурге в 1913-м году. Оранжевые фрукты всё ещё оставались экзотикой, однако мало-помалу, стали появляться на столах россиян. И поскольку созревали они к концу ноября, то после сбора и транспортировки попадали на рынки аккурат к рождественским праздникам. Таким образом мандарин постепенно стал прочно ассоциироваться с Новым годом и Рождеством. Фрукты заворачивали в цветную фольгу и вешали на ёлку, дарили друг другу. Эту традицию стали связывать с именем святителя и чудотворца Николая. Мандарины символизировали мешочки с золотом, которые святой тайно подкидывал бедному отцу семейства, чтобы тот мог прокормить своих дочерей.
Сегодня мандарины — давно уже не экзотика, но по-прежнему они ассоциируются именно с новогодними праздниками — маленькие фрукты с древней историей.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мнение окружающих весьма сильно влияет на нас и определяет нашу жизнь. Не всегда это плохо. Ведь порой это удерживает нас от неблаговидных поступков. Однако есть и отрицательные стороны. Порой мы чрезмерно зависим от того, что о нас говорят и думают другие. Идём у людей на поводу, теряем себя. Своё решение этой проблемы предлагает тот отрывок из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
У одного из великих древнееврейских святых, пророка Иеремии, есть предсказание о наступлении особого времени в истории человечества. Однажды Бог заключИт с людьми новый союз вместо старого, который Он когда-то заключил со всем Израильским народом. Отношения Творца и людей приобретут иное качество. Если раньше, чтобы поддерживать связь с Богом, иудеям было необходимо соблюдать закон, написанный на скрижалях, а также в других писаниях пророка Моисея, теперь всё изменится. Закон Божий будет написан у каждого человека в самом его сердце.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел ссылается на это пророчество и утверждает, что оно совершилось. С пришествием в мир Христа Спасителя наступила новая эпоха. Бог заключил новый союз, как его называет Павел, Новый Завет. И теперь в близкие отношения с Творцом может вступить не только тот, кто происходит от праведного Авраама. Но всякий, кто уверует в Иисуса как Мессию и Сына Божия.
Далее апостол довольно чётко определяет признак, который указывает на то, что человек действительно находится в новых отношениях с Богом: «не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Понимать эти строки можно следующим образом. Обыкновенно, тот, кто соблюдает букву закона, волей-неволей превозносится над теми, кто её не соблюдает. В свою очередь нарушитель закона нередко чувствует свою вину за преступление. В широком смысле у него возникает естественный стыд за своё несоответствие принятой норме. Именно так устроено ветхозаветное общество. Мы все озираемся друг на друга с мыслью, а что о нас скажут, и что подумают.
Однако те, кто вступил в новые отношения с Богом, имеют такой источник благодати внутри, что, даже если они безупречны перед лицом закона, то ни капли не превозносятся над окружающими. Говоря проще, не поучают их менторским тоном. Не стоят над душой со своими правилами и принципами. Более того, если такой человек в чём-то отступил от принятых законом правил, он не испытывает чувства стыда и вины. Однако не потому, что его сердце каменное, как у злодея. А потому, что Бог живёт и действует в его сердце. Божественная воля направляет все его мысли, чувства, слова и поступки. И теперь норму поведения для него устанавливает не общество, не мнение большинства, а глубокая и живая духовная интуиция. Это и есть то новое знание Бога, о котором говорит Павел.
Несмотря на то, что номинально многие из нас принадлежат к христианской Церкви, в нас ещё очень много ветхого, не обновлённого. В частности, мы всё ещё бывает кичимся своим благочестием, добропорядочностью, успешностью и превозносимся над ближними. И наоборот, если за какие-то свои действия мы становимся в глазах окружающих неблагонадёжными, нерукопожатными, мы испытываем целую палитру тяжёлых чувств. Сегодня апостол призывает нас к духовному росту. Тот, кто посвящает Свою жизнь поиску и исполнению воли Творца, кто во всех Своих делах старается жить по Евангелию, служить ради Христа окружающим, вступает с Богом в Новый Завет. А вместе с этим получает особую духовную интуицию, дар милости и снисхождения к людям и, конечно же, свободу и независимость от того, что о нём говорят и думают окружающие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук, доцент Университета имени Разумовского Анастасия Чернова.
Разговор шел о том, как в народном творчестве, а также в произведениях поэтов разных времен раскрывалось отношение к празднику Рождества Христова.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
- «Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
- «Русский подводный флот». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка в жизни христианина». Свящ. Олег Осадчий, Александр Демидов, Татьяна Любомирская
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Олег Осадчий, регент, композитор Александр Демидов и музыкант, музыковед Татьяна Любомирская размышляли о том, какую роль музыка играет в жизни верующего человека, как музыка разных жанров и эпох влияет на душу и как через музыку и песни можно говорить о вере и Христе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений