
«Луной был полон сад», студия: Ленфильм, режиссёр: Виталий Мельников
— А когда ты уехал из детдома, куда ты пропал?
— Сбежал на фронт и был сыном полка. А ты когда вернулась?
— В сорок пятом. Ну, родные все поумирали в блокаду. А квартира сохранилась. Чудом.
Двум пожилым людям — Вере Андреевне и Алексею Ивановичу — есть, о чём расспросить друг друга. Ведь они не виделись больше полувека! А когда-то воспитывались в одном детском доме. Во время блокады детей вывезли из Ленинграда в эвакуацию на Урал. Там Алексея перевели в другой интернат, и с тех пор они ничего друг о друге не знали. А ведь тогда у них была настоящая крепкая дружба. И может быть, даже любовь — первая, чистая, целомудренная. Сколько воды утекло с тех пор. Давно позади война и блокада. И надо же было такому случиться, что в Петербурге, на пороге третьего тысячелетия они вдруг снова встретились! Обоим уже за семьдесят. Вера давно замужем, у неё взрослый сын, который живёт в Америке. Алексей — человек со сложной судьбой, одинокий и почти без определённого места жительства — обитает при цирке, где чистит конюшни. Вот какими спустя десятки лет вновь увидели друг друга герои картины «Луной был полон сад». В начале нашей программы прозвучал фрагмент из этого кинофильма.
Ленту в 2000-м году снял режиссёр Виталий Мельников. Она завоевала главные отечественные кинопризы: Серебряного Святого Георгия на Московском международном кинофестивале и премию Российской академии кинематографических искусств «Ника». Мельников, работы которого в кино известны зрителю ещё со времён Советского союза, снял фильм в своей излюбленной манере неторопливой глубокой и мудрой притчи, которую зритель без труда разглядит сквозь реалии житейской истории.
После неожиданной встречи Алексею Ивановичу и Вере Андреевне начинает казаться, что юношеское чувство за годы не угасло. Им хочется видеться друг с другом, общаться. И пусть их отношения и теперь столь же чисты и наивны, как много лет тому назад, когда они были детьми, вся эта ситуация совсем не радует супруга Веры — Григория Петровича. Казалось бы — неоднозначная история вырисовывается. Можно сказать, любовный треугольник. Но в определённый момент становится совершенно ясно: фильм совсем не об этом. И даже не о том, что «любви все возрасты покорны». Хотя он, безусловно, о любви. О такой, которая не ищет собственной выгоды, а жертвует. Которая примиряет и освещает душу. Заставляет прозреть, увидеть суть вещей, свои ошибки, и раскаяться в них. В фильме есть потрясающей силы эпизод — момент, когда Алексей пытается уговорить Веру остаться с ним. И получает ответ, которого, вероятно, не ожидал:
— Я маялся. Целый день маялся, мыкался. И решил...
— И что ж ты решил?
— И решил... что тебе нужно решать.
— Ну, выбирать (?)
— Ну, а как иначе, как тогда быть, а?
— А никак. Никак. Помнишь, ты недавно мне сказал — просто жить. Ну, а я добавлю: и беречь своих близких. Им так мало нужно от нас...
Что же имела в виду героиня фильма? Сможет ли она сделать выбор? Об этом мы узнаем, посмотрев добрую киноленту режиссёра Виталия Мельникова «Луной был полон сад».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер