
«Луной был полон сад», студия: Ленфильм, режиссёр: Виталий Мельников
— А когда ты уехал из детдома, куда ты пропал?
— Сбежал на фронт и был сыном полка. А ты когда вернулась?
— В сорок пятом. Ну, родные все поумирали в блокаду. А квартира сохранилась. Чудом.
Двум пожилым людям — Вере Андреевне и Алексею Ивановичу — есть, о чём расспросить друг друга. Ведь они не виделись больше полувека! А когда-то воспитывались в одном детском доме. Во время блокады детей вывезли из Ленинграда в эвакуацию на Урал. Там Алексея перевели в другой интернат, и с тех пор они ничего друг о друге не знали. А ведь тогда у них была настоящая крепкая дружба. И может быть, даже любовь — первая, чистая, целомудренная. Сколько воды утекло с тех пор. Давно позади война и блокада. И надо же было такому случиться, что в Петербурге, на пороге третьего тысячелетия они вдруг снова встретились! Обоим уже за семьдесят. Вера давно замужем, у неё взрослый сын, который живёт в Америке. Алексей — человек со сложной судьбой, одинокий и почти без определённого места жительства — обитает при цирке, где чистит конюшни. Вот какими спустя десятки лет вновь увидели друг друга герои картины «Луной был полон сад». В начале нашей программы прозвучал фрагмент из этого кинофильма.
Ленту в 2000-м году снял режиссёр Виталий Мельников. Она завоевала главные отечественные кинопризы: Серебряного Святого Георгия на Московском международном кинофестивале и премию Российской академии кинематографических искусств «Ника». Мельников, работы которого в кино известны зрителю ещё со времён Советского союза, снял фильм в своей излюбленной манере неторопливой глубокой и мудрой притчи, которую зритель без труда разглядит сквозь реалии житейской истории.
После неожиданной встречи Алексею Ивановичу и Вере Андреевне начинает казаться, что юношеское чувство за годы не угасло. Им хочется видеться друг с другом, общаться. И пусть их отношения и теперь столь же чисты и наивны, как много лет тому назад, когда они были детьми, вся эта ситуация совсем не радует супруга Веры — Григория Петровича. Казалось бы — неоднозначная история вырисовывается. Можно сказать, любовный треугольник. Но в определённый момент становится совершенно ясно: фильм совсем не об этом. И даже не о том, что «любви все возрасты покорны». Хотя он, безусловно, о любви. О такой, которая не ищет собственной выгоды, а жертвует. Которая примиряет и освещает душу. Заставляет прозреть, увидеть суть вещей, свои ошибки, и раскаяться в них. В фильме есть потрясающей силы эпизод — момент, когда Алексей пытается уговорить Веру остаться с ним. И получает ответ, которого, вероятно, не ожидал:
— Я маялся. Целый день маялся, мыкался. И решил...
— И что ж ты решил?
— И решил... что тебе нужно решать.
— Ну, выбирать (?)
— Ну, а как иначе, как тогда быть, а?
— А никак. Никак. Помнишь, ты недавно мне сказал — просто жить. Ну, а я добавлю: и беречь своих близких. Им так мало нужно от нас...
Что же имела в виду героиня фильма? Сможет ли она сделать выбор? Об этом мы узнаем, посмотрев добрую киноленту режиссёра Виталия Мельникова «Луной был полон сад».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер